УИД 78RS0011-01-2021-004353-10
Дело №2а-277/2022 21 марта 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Юхниной К.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вишневского ФИО8, ФИО3 ФИО9, Шапчица ФИО10 к Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
Вишневский ФИО12, ФИО3 ФИО11, Шапчиц ФИО13 обратились в суд с административным иском к Министерству культуры Российской Федерации (далее- Минкультуры Росси) о признании незаконным бездействия в части неисполнения обязанности по осуществлению государственной регистрации государственной собственности на объект археологического наследия.
В обоснование исковых требований административные истцы указали, что объект культурного наследия федерального значения «Ниеншанц (Охта1) Шведская крепость 1611-1703 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V-II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI-XVII в.в.», включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия приказом Министерства культуры РФ от 06.03.2019 года №250, является объектом археологического наследия. Административный ответчик с момента издания указанного приказа не уведомило орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, о возникновении обстоятельства, порождающего право государственной собственности на объект археологического наследия, право государственной собственности на данный объект археологического наследия не зарегистрировано. Позиция Министерства культуры РФ согласно ответа заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Г.И. Сытенко от 09.04.2021 35905-12-02 состоит в том, что Законом 73-ФЗ не предусмотрено издание подзаконного нормативного правового акта, регулирующего порядок оформления (регистрации) права государственной собственности на объекты археологического наследия, данный закон не регулирует оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия (оформления права государственной собственности на объекты культурного наследия регулируется только гражданским законодательством). Бездействие административного ответчика противоречит требованиям пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Отсутствие государственной регистрации права государственной собственности в Едином государственном реестре нарушает права административных истцов на сохранность и доступ к объектам культурного наследия, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, в том числе в музеефицированном виде, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, заявив административным ответчиком Федеральным агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), просили признать незаконным бездействие Минкультуры России по ненаправлению сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества в части объекта культурного наследия федерального значения «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» (далее – Объект) в Росимущество для осуществления учета федерального имущества в реестре федерального имущества, обеспечения государственной регистрации права государственной собственности на Объект, обязать Минкультуры России устранить допущенное нарушение, признать незаконным бездействие Росимущества по невключению Объекта в реестр федерального имущества и ненаправлению комплекта документов, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, для осуществления, обязать Росимущество устранить допущенное нарушение. Также к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и собственник земельного участка, где расположен Объект ООО «Газпромнефть Восточно-Европейские проекты», в качестве административного ответчика Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, доверил представление своих интересов представителю. Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Административный ответчик Минкультуры России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные возражения, в соответствии с которым административными истцами выбран ненадлежащий способ защиты своего права, права административных истцов на сохранность и доступ к Объекту не нарушены, государственную охрану Объекта осуществляет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Объект открыт для доступа граждан, собственником заключено охранное обязательство, действующее законодательство не предусмотрена обязанность Минкультуры России по регистрации права государственной собственности на объекты археологического наследия, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Административный ответчик Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.
Представитель административного ответчика Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее – Комитет) по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц. Заинтересованное лицо ООО «Газпромнефть Восточно-Европейские проекты» представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, внесение сведений об Объекте в общедоступный ЕГРН будет противоречить действующему законодательству об охране объектов культурного наследия.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 этого же кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.03.2019 года №250 выявленный объект культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» (Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., 2 (между р.Невой и левым берегом устья р.Охты) был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, вид – памятник, были утверждены границы объекта (л.д.70-84).
09.04.2021 года Минкультуры России был дан ответ на обращение административного истца ФИО2 по вопросу оформления права собственности на объекты археологического наследия, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся в том числе отдельными захронениями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами не регулируется Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», данным законом закреплены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом по реализации права Российской Федерации в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия (л.д.7-8).
07.04.2021 года Росимущество предоставило информацию на обращение административного истца ФИО2 об оформлении права собственности на объекты археологического наследия в Российской Федерации, в котором указало, что объекты археологического наследия могут быть отнесены к недвижимому имуществу, являются составной частью земельного участка и не подлежат регистрации в качестве отдельного объекта недвижимости; вопрос об отнесении объекта археологического наследия к движимому либо недвижимому имуществу следует рассматривать в индивидуальном порядке, также было отмечено, что право государственной собственности Российской Федерации на Объект культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» не зарегистрировано (л.д. 9-11).
27.04.2021 года Комитетом был оформлен Паспорт объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв».
Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 11.05.2021 года №07-19-182/2 было утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца земельных участков, в границах которых располагается объект культурного наследия федерального значения «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Данное охранное обязательство было направлено и получено собственником ООО «Газпромнефть Восточно-Европейские проекты». Также данное охранное обязательство было направлено в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга.
31.08.2021 года распоряжением Комитета №180-рп был утвержден особый режим использования земельных участков, в границах которых располагается объект археологического наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв».
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.1 определения от 9 декабря 2014 года N 2755-О указал, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 26 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее- Закон 73-ФЗ).
Статьей 9.2 указанного закона установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Так, в частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 33 названного закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Полномочия и компетенция Министерства культуры Российской Федерации определены в Положении о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №590.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.06.2022 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Министерство культуры Российской Федерации осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерство культуры Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.20009 №759-р.
Государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения, не включенных в указанный перечень, выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также организацию государственной историко-культурной экспертизы и принятие по ее результатам соответствующих решений осуществляют региональные органы охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2007 года N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» правительство Санкт-Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченный орган), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также меры по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и меры по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 3 этого же закона, к компетенции Правительства Санкт-Петербурга относится, в частности государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным федеральным законодательством, а также выявленных объектов культурного наследия в случаях, установленных федеральным законодательством.
Контроль за выполнением требований законодательства по охране объектов культурного наследия Правительством Санкт-Петербурга возложен на Комитет государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в соответствии с Положением о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года N 651.
Объект археологического наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» в данный перечень не входит, полномочия по его государственной охране переданы Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Согласно статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.
Согласно части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из вышеуказанных норм Закона и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что археологическое наследие, находясь в государственной собственности, может быть собственностью как Российской Федерации (федеральной собственностью), так и собственностью субъекта РФ.
В соответствии части 7 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьями 7, 8 указанного закона в Едином государственном реестре недвижимости подлежат регистрации права, ограничения прав и обременений на недвижимое имущество, к которому относятся сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях.
Совместным приказом Минкультуры России и Росимущества № от 06.09.2012 года (зарегистрирован в Минюсте России от 29.12.2012 №26434) был утвержден Порядок представления Федеральному агентству по управлению государственным имуществом сведений необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества и содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, порядок действий, которые должен совершить Минкультуры России для учета федерального имущества в реестре федерального имущества и содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Данные действия Минкультуры России в отношении выявленного объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» произведены не были. Таким образом, имеет место незаконное бездействие.
Довод административного ответчика Минкультуры России о том, что в отношении указанного объекта все необходимые действия, в том числе и по направлению сведений, необходимых для учета федерального имущества должно производиться Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга суд не может принять во внимание. Выявленный объект культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» является памятником федерального значения, действия по передаче сведений о нем в реестр федерального имущества должно было произвести Министерство культуры Российской Федерации. Комитет по государственному контрою, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга осуществляет в отношении данного объекта действия по государственной охране данного памятника.
Полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом определены в Положении о данном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом". В рамках предоставленных полномочий Росимущество осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества. Как уже было указано судом Порядок представления Федеральному агентству по управлению государственным имуществом сведений необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества и содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден совместным приказом Минкультуры России и Росимущества №960/195 от 06.09.2012 года (зарегистрирован в Минюсте России от 29.12.2012 №26434).
Согласно данного порядка учет может быть произведен Росимуществом после поступления сведений из Минкультуры России. Сведения в отношении объекта археологического наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» в Росимущество из Минкультуры России не поступили.
Суд не может согласиться с доводами административных истцов о наличии бездействий со стороны Росимущества по невключению Объекта в реестр федерального имущества и ненаправление комплекта документов в орган осуществляющий государственную регистрацию. Согласно установленного приказом порядка при отсутствии сведений, направленных Минкультуры России в отношении Объекта включить сведения об Объекте в реестр федерального имущества Росимущество не может, также как впоследствии совершить действия по регистрации объекта.
Административными истцами указано на нарушение данным бездействием, принадлежащим им субъективных прав на сохранение объекта культурного наследия и доступ к нему.
Согласно статьи 7 Закона N 73-ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд полагает, что в данном случае указанные административными истцами права не нарушаются.
Объект археологического наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 -1730 г.г., участки культурного слоя неолита и раннего металла V – II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI – XVII вв» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, были утверждены его границы, оформлен паспорт объекта культурного наследия, собственнику земельного участка, где располагается указанный объект археологического наследия направлено охранное обязательство, в котором помимо общих обязанностей по сохранению объекта, предусмотренных Законом №73-ФЗ было определена обязанность в течение 40 месяцев выполнить благоустройство территории объекта культурного наследия, а также требования по обеспечению доступа гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства к объекту культурного наследия. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте археологического наследия не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Закона №73-ФЗ (статья 7.1).
На основании изложенного и руководствуясь статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Вишневскому ФИО16, ФИО3 ФИО15, Шапчицу ФИО14 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
.....