ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2780/2023 от 25.07.2023 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-2780/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года город Орел

Советский районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Лигус О.В.,

при секретаре Бархатовой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, благоустройства территорий

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском. Просит суд обязать администрацию г. Орла в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение в соответствии с разделом 5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 №153, с привлечением квалифицированных специалистов в области лесного хозяйства системы оценки состояния зеленого фонда г.Орла, по результатам которой на основе экспертного заключения квалифицированных специалистов в 2-х месячный срок обеспечить разработку и принятие планов и схем озеленения территории муниципального образования «Город Орел» ы целях восстановления зеленого фонда города. Обязать администрацию г. Орла в течение 1 года со дня принятия планов и схем озеленения организовать на их основе проведение восстановительного озеленения территории муниципального образования «Город Орел».

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию города Орла, МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение в соответствии с разделом 5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, с привлечением квалифицированных специалистов в области лесного хозяйства системы оценки состояния зеленого фонда г.Орла, по результатам которой на основе экспертного заключения квалифицированных специалистов в 2-х месячный срок обеспечить разработку планов и схем озеленения территории муниципального образовании «Город Орел» в целях восстановления зеленого фонда города. Обязать администрацию города Орла в течение 1 года со дня принятия планов и схем озеленения организовать на их основе проведение восстановительного озеленения территории муниципального образования «Город Орел».

Представитель административного ответчика администрации г. Орла Лоскутова Е.И. просила в иске отказать по основаниям изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица МКУ «ОМЗ г.Орла» Дмитриев М.В. просил в иске отказать.

Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании требований КАС РФ решения, действия (бездействие) указанных лиц могут быть признаны незаконными при наличии в совокупности трех условий: 1) если такие решения, действия (бездействие) фактически имели место; 2) если такие решения, действия (бездействие) являются противоправными, то есть приняты (совершены) в нарушение действующего законодательства; 3) если такие решения, действия (бездействие) нарушают права и законные интересы административного истца.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.

По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).

В главе 9 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ указаны природные объекты, находящиеся под особой охраной, к которым относится и зеленый фонд городских поселений.

Статьей 59 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что правовой режим охраны природных объектов, включая зеленый фонд городских поселений, устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 61 Федерального закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

По смыслу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий

Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, которые предусматривают комплекс профилактических, санитарно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на максимально возможное длительное сохранение зеленого фонда муниципальных образований.

В пункте 1.1.1. приказа № 153 указано, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты.

Пункт 1.2.1. приказа № 153 предусматривает, что объекты, входящие в категорию озелененных и лесных территорий общего пользования, имеют самостоятельное финансирование и входят в титульный список проектирования и строительства как самостоятельные объекты и финансируются из городского бюджета.

Разделом 3 приказа № 153 установлены определенные правила содержания зеленых насаждений с учетом специфичности среды их произрастания, соблюдение которых является необходимым условием создания устойчивых долговечных и высокодекоративных насаждений в городе.

В пункте 3.1. приказа № 153 в качестве основных требований к содержанию деревьев и кустарников предусматривается регулярный полив, внесение удобрений, санитарная обрезка кроны, заделка (лечение) ран, дупел и механических повреждений, проведение мероприятий по борьбе с болезнями и массовыми вредителями и возбудителями заболеваний зеленых насаждений.

В соответствии с разделом 5 приказа № 153 система оценки состояния зеленых насаждений должна предусматривать комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

Оценка состояния озелененных территорий осуществляется специализированными учреждениями с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.

Материалы всех видов оценки (долгосрочной, ежегодных плановых и оперативных осмотров) с качественной характеристикой состояния зеленых насаждений обобщаются и вносятся в паспорт озелененной территории.

В соответствии с пунктом 5.1 Правил от 15.12.1999 N 153 система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

В силу пункта 5.2 Правил от 15.12.1999 N 153 основные составляющие системы оценки озелененных территорий:

- оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства;

- выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений;

- разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства;

- прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).

Согласно пункту 5.3 Правил от 15.12.1999 N 153 оценку состояния озелененных территорий осуществляют специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.

В разделе 6 приказа № 153 приводятся требования к охране насаждений озелененных территорий города, которые предусматривают систему административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.

Согласно пункту 6.1. приказа № 153 землепользователи озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений, обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях и другое.

В соответствии с п. 9.3 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), в городских и сельских поселениях необходимо предусматривать непрерывную систему озелененных территорий общего пользования и других открытых пространств в увязке с природным каркасом.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с двадцать первым абзацем части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Из приведенной нормы следует, что правила благоустройства территории муниципального образования как муниципальный правовой акт должны основываться на положениях федерального законодательства, в частности, жилищного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами потребления и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления, принятые муниципальные нормативные правовые акты обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования, что следует из ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 17 указанного выше Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Из содержания ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что Правила благоустройства территории муниципального образования регулируют вопросы организации озеленения территории муниципального образования.

В целях обеспечения благоустройства территории муниципального образования «Город Орел» Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел".

Под благоустройством территории понимается комплекс предусмотренных Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (пункт 2.2 Правил).

Согласно п. 2.8.2 Правил благоустройства озеленение представляет собой элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.

Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, т.е. древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений, что следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О.

В соответствии с п. 6 Правил благоустройства и санитарного содержания территории г. Орла организация озеленения на территории городского округа включает в себя порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах муниципального образования "Город Орел" территорий, занятых зелеными насаждениями, газонами, цветниками и иными территориями, занятыми травянистыми растениями.

Пункт 6.1 Правил предусматривает создание зеленых насаждений, в том числе разработка схемы озеленения территории с учетом особенностей архитектурно-градостроительной среды и действующих норм и правил, подготовка территории перед посадкой зеленых насаждений, подготовка посадочных мест для деревьев и кустарников, работы по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и цветников.

Содержание зеленых насаждений (п. 6.2 Правил) включает в себя:

- уход за деревьями и кустарниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), внесение удобрений, сбор мусора, обрезка кроны, стрижка живой изгороди, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев, лечение растений и защита от вредителей и болезней;

- уход за газонами - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, аэрация, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание, обрезка кромки у бортов газона, скашивание травостоя, внесение гербицидов;

- уход за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений от вредителей и болезней, обрезка отцветших соцветий, сбор мусора и другие сопутствующие работы.

Помимо указанного, Правилами благоустройства г.Орла предусматривается выполнение комплекса работ по полному или частичному восстановлению зеленых насаждений, в том числе по инвентаризации зеленых насаждений (п.6.2.6), восстановлению зеленых насаждений (п.6.3), охране зеленых насаждений (п. 6.4).

Восстановление поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений осуществляется путем проведения компенсационного (восстановительного) озеленения (производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев); взыскания восстановительной стоимости или причиненного зеленым насаждениям ущерба в соответствии с утвержденными администрацией города Орла нормативами затрат, ценами и методикой расчета размера восстановительной стоимости городских зеленых насаждений. В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное (восстановительное) озеленение производится либо на том же участке, где они были уничтожены, либо на другом земельном участке в границах города Орла.

Пунктом 6.3 Правил благоустройства определено, что восстановление зеленых насаждений является обязательным в случае проведения любых действий, приведших к уничтожению или повреждению зеленых насаждений, за исключением случаев:

- проведения санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции зеленых насаждений;

- предотвращения и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий, в том числе путем рубки зеленых насаждений, расположенных на ненормативном расстоянии от фундаментов зданий и инженерных коммуникаций, рубки и (или) обрезки зеленых насаждений, оказывающих негативное влияние на эксплуатацию средств регулирования дорожного движения, троллейбусных линий, линий электропередачи, линий радио и связи. Исходя из указанного, обязательным является восстановление зеленых насаждений, снесенных в рамках выполнения мероприятий по благоустройству территории.

Названные Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел" приняты в целях сохранения и развития зеленого фонда городского округа, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и регулируют отношения в сфере благоустройства в части создания, содержания, восстановления, ухода и иных действий в отношении зеленых насаждений на территории городского округа город Орел, и в силу ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 17, п. 1 Правил являются обязательными для исполнения.

Ранее действовавшим (до 26.11.2021) Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 26.08.2004 N 58/601-ГС "О проекте Положения "Об упорядочении работ по сносу и восстановлению зеленых насаждений на территории города Орла" также регулировались правоотношения по сносу зеленых насаждений, расположенных на территории города Орла, согласно ст. 8 которого зеленые насаждения взамен снесенных восстанавливаются высадкой равноценных либо более ценных пород деревьев и кустарников, разбивкой и посадкой растительности на газонах в соответствии с согласованными схемами, планами, программами озеленения на территории города Орла, утверждаемыми администрацией города Орла.

Согласно п. 4.14.1 Положения о комиссии по зеленым насаждениям при территориальном управлении по району администрации города Орла, утв. постановлением Администрации города Орла от 27.03.2014 N 1158, восстановительное озеленение проводится:

- на том же земельном участке (в тех же местах), где была вырублена древесно-кустарниковая растительность,

- в том же размере, как по количеству единиц растительности, так и по площади.

- в посадочных (посевных) местах с удаленными пнями и корневой системой снесенных (уничтоженных) зеленых насаждений.

- в местах, где были вырублены деревья по показателю пункта 4.13.2.6, при возможности посадки кустарников с соблюдением требований СНиП.

Судом установлено, что по поручению прокуратуры области и в связи с повышенным вниманием общественности к фактам массовой вырубки зеленых насаждений в г.Орле Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка законности и полноты реализации администрацией города Орла полномочий по содержанию и сохранению зеленого фонда города.

По результатам проверки установлено, что администрацией города Орла своевременно, качественно и в полном объеме не исполняются полномочия в области охраны и защиты зеленого фонда, не организуются мероприятия по сохранению и восстановлению зеленых массивов, не обеспечивается рациональное, непрерывное и неистощительное использование зеленого фонда города как важного компонента окружающей среды.

Результаты прокурорской проверки показали, что администрацией города Орла полномочия в области охраны и защиты зеленого фонда исполняются ненадлежащим образом, не организуются мероприятия по сохранению и восстановлению зеленых насаждений, должным образом не обеспечивается уход за зеленым фондом города как составляющего компонента окружающей природной среды в границах муниципального образования.

Установлено, что территориальными управлениями районов администрации г.Орла за 2021 год выдано 432 разрешения на снос свыше 4000 зеленых насаждений на подведомственной территории, по которым снесено 1897 деревьев, признанных аварийными или подлежащими сносу по иным основаниям.

В истекшем периоде 2022 года управлениями выдано 31 разрешение на снос 394 зеленых насаждений на подведомственной территории, по которым уже снесено 27 деревьев.

Снос деревьев осуществлялся в рамках муниципальных контрактов, заключенных на выполнение работ по благоустройству территории города.

Так, в 2021 году территориальным управлением по Советскому району администрации города Орла выдано 17 разрешений на снос 127 зеленых насаждений по ул.Максима Горького в г.Орле. Все разрешения выданы Муниципальному казенному предприятию «Управление коммунальным хозяйством города Орла».

Основанием для выдачи указанных разрешений явились результаты обследований зеленых насаждений, проведенных комиссией по зеленым насаждениям при территориальном управлении по Советскому району администрации г.Орла в рамках выполнения плана работы комиссии на 2022 год.

Во всех случаях по результатам проведенных обследований зеленые насаждения признавались Комиссией аварийными ввиду наличия дупел, гнилей, структурных изъянов в стволах деревьев, опасного наклона или произрастающими с нарушением требований п. 9.6 СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89), что подтверждается составленными Комиссией актами обследований зеленых насаждений, схемами произрастания деревьев, фотоматериалами.

Выданными разрешениями предусматривается также уборка и вывоз древесных остатков. При выдаче разрешений возмещение восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений не заявлялось, компенсационное озеленение территории не предусмотрено.

Снос деревьев по ул.М.Горького, в том числе перед Городским парком культуры и отдыха, осуществлялся в рамках заключенного МКУ «УКХ г.Орла» с ООО «Газ Ресурс» муниципального контракта №91 от 20.10.2021 на выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги (улично-дорожной сети) г.Орла по ул.Максима Горького от ул. Пролетарская Гора до пер.Костомаровского». Работы по сносу и валке деревьев, корчевке пней, вырезке сухих ветвей деревьев, расчистке от кустарников и мелколесья, предусмотренные локальным сметным расчетом, являющимся приложением к муниципальному контракту, осуществляются самостоятельно ООО «Газ Ресурс».

Согласно актам выполненных работ от 18.04.2022 по муниципальному контракту №91 от 20.10.2021 произведен снос 112 деревьев по ул.М.Горького г.Орла.

Компенсационное озеленение взамен снесенных зеленых насаждений по ул.М.Горького г.Орла администрацией города, МКУ «УКХ г.Орла» не проводилось. Вместе с тем, локальной сметной документацией к муниципальному контракту № 91 от 20.10.2021 предусмотрены работы по озеленению объекта благоустройства: посадка лип в количестве 50 шт.

По заключенному МКУ «УКХ г.Орла» муниципальному контракту от 31.01.2022 № 148 ООО «Газ Ресурс» приняло на себя обязательства выполнить работы по ремонту улично-дорожной сети г.Орла: Карачевское шоссе (1 этап от ул.Комсомольская до ул.Мостовая). Локальным сметным расчетом к муниципальному контракту предусмотрен снос зеленых насаждений (валка деревьев в городских условиях). В рамках выполнения муниципального контракта произведен снос 158 деревьев.

Согласно информации администрации г.Орла от 15.04.2022 № 3/5737 на Карачевском шоссе г.Орла планируется осуществить посадку деревьев взамен снесенных в количестве 30 кленов остролистных, 150 рябин обыкновенных, 12 черемух.

12.08.2021 МКУ «УКХ г.Орла» с ООО «Газ Ресурс» заключен муниципальный контракт №67 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги (улично-дорожной сети) г.Орла: ул.Ломоносова, в рамках исполнения которого снесено 255 деревьев, в том числе клен, тополь, акация, рябина, береза, вишня, ракита.

Посадку деревьев взамен снесенных по указанному муниципальному контракту планируется осуществить в количестве 102 кленов остролистных. При этом конкретные территории посадки деревьев не определены.

Из информации администрации г.Орла от 15.04.2022 № 3/5737 следует, что в 2021 году в рамках полномочий по восстановлению зеленого фонда города органом местного самоуправления выполнена посадка 400 деревьев на улицах г.Орла, а именно 393 лип и 7 каштанов, о чем имеется справка МКУ «УКХ г.Орла» от 30.04.2021 № 2 об оказанных услугах по муниципальному контракту №34 от 11.03.2021, заключенному с МУП г.Орла «Зеленстрой». Источником финансирования выступал бюджет города Орла. Общая сумма затрат на посадку зеленых насаждений составила 401 756,88 руб.

За истекший период 2022 года выполнена посадка 82 деревьев породы липа на улицах г.Орла, в районе школы №13 им. А.П.Маресьева (30 шт.) и в парке Победы (52 шт.).

Анализ количества снесенных в рамках благоустройства зеленых насаждений и количества деревьев, посаженных взамен вырубленных показал, что компенсационное (восстановительное) озеленение г.Орла в полном объеме органом местного самоуправления и подведомственным ему учреждением не проводится. Снос деревьев производится нерационально. Учитывая значительное количество срубленных деревьев, столь низкий процент замещения новыми зелеными насаждениями не обеспечивает восстановление зеленого фонда города, подвергшегося сносу в рамках выполнения работ по благоустройству территории.

Планы, программы и схемы озеленения территории, планы высадки зеленых насаждений взамен снесенных администрацией г.Орла не разрабатывались и не принимались. Места посадки деревьев, с учетом местности и озеленения, заблаговременно не определялись, необходимость их высадки на определенной территории не обосновывалась. Исходя из указанных фактов, работа на данном направлении органом местного самоуправления должным образом не организована.

В ходе ранее проведенной Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проверкой в ноябре 2021 года выявлялись факты ненадлежащего проведения обследований зеленых насаждений. При проверке установлено, что территориальным управлением по Советскому району администрации г.Орла выдано порядка 190 разрешений на снос 1240 зеленых насаждений на территории Советского района г.Орла. При проведении администрацией г.Орла обследований деревьев в составе комиссии отсутствовал специалист-лесопатолог, комиссией не давалась оценка сохранения, пересадки или восполнения зеленых насаждений, которые будут снесены на обследуемом земельном участке, в ряде случаев обследования зеленых насаждений производились в безлиственный (невегетативный) период, акты обследований зеленых насаждений не содержали сведений о произведенных натурных замерах аварийных деревьев, имеющих наклон, а также произрастающих в непосредственной близости от зданий, строений и сооружений, не учитывался возраст деревьев и период создания (расширения) дорожной сети при даче заключения об их произрастании с нарушением расстояний до края проезжей части улиц или тротуара. Компенсационное озеленение при обследовании и выдаче разрешений не предусматривалось, равно как и взыскание восстановительной стоимости снесенных деревьев.

По выявленным фактам ненадлежащего проведения обследований зеленых насаждений, отсутствия планов по уходу и сохранению зеленых насаждений, ненадлежащего принятия мер по сохранению зеленого фонда города 22.11.2022 Орловским природоохранным межрайоным прокурором в адрес мэра г. Орла Парахина Ю.Н. внесено представление. По требованию прокурора администрацией города приняты меры к более тщательному обследованию состояния зеленых насаждений для обоснования необходимости их сноса.

Однако, до настоящего времени планы, программы и схемы озеленения территории г. Орла, направленные на сохранение и восстановление зеленого фонда города, не разработаны, квалифицированный и системный уход за насаждениями не обеспечен, мероприятия по борьбе с болезнями и массовыми вредителями и возбудителями заболеваний зеленых насаждений, направленные на длительное сохранение зеленого фонда города Орла и предупреждение их усыхания, не выполняются.

В свою очередь, аварийное состояние значительного количества деревьев на территории города, признанных по результатам проведенных в 2021-2022 г.г. обследований аварийными, подлежащими сносу, и снесенных в рамках выполнения работ по благоустройству, явилось следствием длительного бездействия администрации города Орла, а также подведомственного ему МКУ «ОМЗ г.Орла», к компетенции которого относится обеспечение сохранности зеленых насаждений, по разработке и реализации комплекса мероприятий по уходу за зеленым фондом города, отсутствия систематического лесопатологического наблюдения за состоянием деревьев, невыполнения санитарно-оздоровительных мероприятий, препятствующих распространению вредителей и болезней и предупреждающих неоправданные массовые вырубки.

За 2021 год – истекший период 2022 года подведомственным администрации города Орла МКУ «ОМЗ г.Орла», ответственным за создание, содержание, охрану и восстановление зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, уход за зелеными насаждениями произведен лишь в части полива деревьев и цветников. Квалифицированный уход за древесно-кустарниковой растительностью не обеспечен. Мероприятия по борьбе с вредителями и возбудителями заболеваний зеленых насаждений, с карантинными и опасными растениями не проводились.

При этом должные меры по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды с учетом массовых рубок древесно-кустарниковой растительности на территории г.Орла администрацией города Орла как органом местного самоуправления, к компетенции которого относится организация и контроль за обеспечением благоустройства муниципального образования, не принимаются, работа, направленная на сохранение зеленого фонда города, реконструкцию зеленого фонда не проводится.

Поскольку Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ окружающую среду определяет как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (статья 1), непринятие мер по сохранению и восстановлению зеленых насаждений в г.Орле способствует истощению природных комплексов, влечет причинение вреда окружающей среде муниципального образования «Город Орел», представляющей собой совокупность компонентов природной среды на его территории.

Подобное бездействие уполномоченных органов по непринятию мер по восстановлению зеленых насаждений и сохранению зеленого фонда города нарушает права и охраняемые законом интересы муниципального образования в области эффективного, рационального использования и охраны зеленого фонда в интересах населения и будущих поколений, права и охраняемые законом интересы граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на сохранение зеленого фонда как необходимой составляющей жизнедеятельности человека. Одновременно такое бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.

В соответствии с п. 6.5 6.5. Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", утв. Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС, ответственным за создание, содержание, охрану и восстановление зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, является муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством города Орла" (после реорганизации – МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла»), которое обязано организовывать:

- регулярные работы по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с требованиями регламентов, правил и норм; - посадку, пересадку, восстановление, снос зеленых насаждений;

- мероприятия по борьбе с вредителями и возбудителями заболеваний зеленых насаждений;

- обрезку крон деревьев и кустарников, не приводящую к потере декоративности и жизнеспособности зеленых насаждений;

- стрижку и покос газонов с обязательным удалением срезанной травы, а также восстановление участков газонов, поврежденных или вытоптанных, при необходимости оборудование газонов газонными решетками или решетчатыми плитками для заезда и парковки автотранспорта;

- покос травы на территории города Орла;

- мероприятия по борьбе с карантинными и опасными растениями;

- контроль за выполнением подрядными организациями работ в соответствии с муниципальными контрактами.

Согласно п. 6.1.1 Правил благоустройства разработку схемы озеленения территории с учетом особенностей архитектурно-градостроительной среды и действующих норм и правил, которая согласовывается с уполномоченным органом по созданию и содержанию зеленых насаждений - МКУ «ОМЗ г.Орла».

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Определяя срок для выполнения возложенных обязанностей, суд исходя из того, что для их выполнения потребуется время, полагает необходимым установить его до 6-ти месяцев в силу следующего.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон (разъяснения, содержащиеся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

Установление судом вышеуказанного срока соответствует обстоятельствам дела, значимости разрешенных вопросов, касающихся исполнения законодательства Российской Федерации в области благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел". Кроме того, указанный срок соответствует длительности процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, благоустройства территорий– удовлетворить.

Обязать администрацию города Орла, МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение в соответствии с разделом 5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, с привлечением квалифицированных специалистов в области лесного хозяйства системы оценки состояния зеленого фонда г.Орла, по результатам которой на основе экспертного заключения квалифицированных специалистов в 6-ти месячный срок обеспечить разработку планов и схем озеленения территории муниципального образовании «Город Орел» в целях восстановления зеленого фонда города.

Обязать администрацию города Орла в течение 1 года со дня принятия планов и схем озеленения организовать на их основе проведение восстановительного озеленения территории муниципального образования «Город Орел».

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, которое будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья О.В.Лигус

Мотивированный текст изготовлен 08.08.2023.