ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2781/17 от 26.04.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

представителя административного истца ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица ИП ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского каря» к <адрес>, первому заместителю прокурора <адрес>ФИО1 о признании представления незаконным,

у с т а н о в и л:

Микрокредитная компания «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского каря» обратилась в суд с административным иском к <адрес>, первому заместителю прокурора <адрес>ФИО1 о признании представления незаконным, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в лице первого заместителя прокурора края ФИО1 внесено представление об устранении нарушения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, поводом для внесения представления послужил отказом в принятии документов на предоставление микрозайма ИП –главы КФХ ФИО6 на основании его заявления. В ходе проведения проверки установлено, что ИП-Глава КФХ ФИО6ДД.ММ.ГГГГ обращался в Фонд, и ему был предоставлен микрозайм в размере <данные изъяты> в соответствии с Положением о порядке и об условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского каря от ДД.ММ.ГГГГ, которое требований к возрасту заемщика не предъявляло. ДД.ММ.ГГГГ Фондом принята новая редакция Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес>, согласно которому установлено требование к предельному возрасту заемщика 70 лет, данное условие сохранилось и в последующих редакциях. В 2016 года ИП – Глава КФХ ФИО6 вновь обратился за предоставлением микрозайма, однако сотрудником Фонда разъяснено, что в связи с допущением нецелевого использования займа ИП – Глава КФХ ФИО6 включен в реестр заемщиков, нарушивших условие финансовой поддержки, в связи с чем в предоставлении микрозайма ему будет отказано. Кроме того дополнительным основанием для отказа в предоставлении микрозайма может стать достижение заявителем предельного возраста установленное Положением. С представлением первого заместителя прокурора края административный истец не согласен в связи с тем, что на основании действующего законодательства Фонд вправе определять самостоятельно условия оказания поддержки (предоставления микрозаймов), в том числе условия, определяющие требование к возрасту заемщика – ИП. Условие о возрасте указанное в Положении не носит дискриминационного характера, поскольку не нарушает принцип равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки установленный ФЗ , который в совеем содержании предусматривает соответствие субъектов малого и среднего предпринимательства условиями предоставления поддержки, которые устанавливаются государственными программами. Предоставление микрозаймов Фондом не является ни государственной, ни муниципальной услугой в связи с чем ссылка на ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» является необоснованной. Кроме того, требование прокурора о применении мер дисциплинарной ответственности к работнику противоречит трудовому законодательству, поскольку привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя. Фонд является полноправным участником гражданских правоотношений и вправе принимать меры к защите своих имущественных интересов, определяя условия оказания финансовой поддержки, учитывать различные факторы, влияющие на вероятность не возврата суммы предоставляемых микрозаймом, возраст заемщика является одним из таких факторов, при этом учет фактора возраста является распространенной практикой. Просит суд отменить представление первого заместителя прокурора края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что представление внесено в соответствии с действующим законодательством, действиями истца были нарушены права малых предпринимателей.

В судебном заседании заинтересованное лицо ИП ФИО6 поддержал доводы стороны административного ответчика, пояснив, что представлении внесено правильно.

Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> на основании обращения ИП ФИО6 проведена проверка соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства.

В ходе проверки было установлено нарушение законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, а именно, решением правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и об условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес>, в соответствии с которым, под заемщиком понимается субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе, индивидуальный предприниматель, предельный возраст которого составляет 70 лет (п. 1. 7 Положения).

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого предпринимательства на имя председателя Микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства» ФИО5, согласно которому первый заместитель прокурора края ФИО1 требовал рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры и принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению их впредь; рассмотреть вопрос о проведении служебной проверки и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона).

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и об условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес>, согласно которому утверждено, что под заемщиком понимается субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе, индивидуальный предприниматель, предельный возраст которого составляет 70 лет (п. 1. 7 Положения).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Одним из принципов государственной политики закреплено обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития МСП п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, одними из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются: доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; и открытость процедур оказания поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами. Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление федеральными органами исполнительной власти действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 7 ст. 7 от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Часть 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относит физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В силу п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Частью 3-5 ст. 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки.

Конституцией РФ гарантируются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции (ч. 1 ст. 8)

При таких обстоятельствах, установление в пункте 1.7. Положения о порядке и об условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес>, утвержденного решением Правления, возрастных ограничений, ущемляет права таких лиц, ставит их в неравное положение и входит в противоречие с прямым запретом, установленным Конституцией РФ, что правомерно расценено прокуратурой <адрес> как дискредитирующее положение вышеуказанного Положения.

Доводы административного истца о том, что установление возрастных ограничений направлено на оценку различных факторов, в том числе, влияющих на вероятность не возврата суммы предоставляемых микрозаймов, судом отклоняются, поскольку Положение не предусматривает возможности преодоления названных ограничений, в том числе, предоставлением иного вида гарантий финансовой состоятельности заемщика, основаны на формальном дискриминационном подходе, экономического обоснования под собой не имеют. Возрастные ограничения индивидуальных предпринимателей, как субъектов малого и среднего предпринимательства, действующим законодательством не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского каря» к <адрес>, первому заместителю прокурора <адрес>ФИО1 о признании представления незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.

Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко