Дело № 2А-2781/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 сентября 2020 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,
С участием:
Административного истца ФИО1,
Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области
У с т а н о в и л :
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Серпухов Московской области и просит признать незаконным уведомление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 11.08.2020 <номер> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области направить в адрес административного истца уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указанных в уведомлении ФИО1 от 10.08.2020 (дата регистрации 11.08.2020, номер регистрации <номер>), в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по <адрес>.
Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что 24.07.2020 через Портал Государственных и муниципальных услуг Московской области направил в Администрацию городского округа Серпухов уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым <номер>.
28.07.2020 в личном кабинете Портала государственных и муниципальных услуг Московской области было размещено Уведомление Администрации городского округа Серпухов о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28.07.2020 <номер>.
В целях принятия дополнительных мер, направленных на обоснование возможности строительства, административным истцом направлено письмо ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» с просьбой согласовать строительство индивидуального жилого дома в охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, в ответе на которое указано, что данное учреждение не обладает полномочиями по согласованию строительства в охранной зоне заповедника, и указано на определенные ограничения при строительстве в охранной зоне заповедника, среди которых отсутствует запрет на строительство индивидуальных жилых домов в пределах населенного пункта.
10.08.2020 через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области истец направил в Администрацию городского округа Серпухов новое уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым <номер>, к которому были приложены письма ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник», а также разрешение на строительство, ранее выданное Администрацией Серпуховского района Московской области, которое было зарегистрировано 11.08.2020 за <номер>.
В день регистрации уведомления 11.08.2020 Администрация городского округа Серпухов Московской области по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства составила Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 11.08.2020 <номер>, которое было размещено на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области 14.08.2020. В соответствии с Уведомлением недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области (утверждены решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 26.07.2018 № 6/56 «Об утверждении проекта «Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области), земельный участок с кадастровым <номер> полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории – «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник». Зона, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительства, не предусмотрена.
Административный истец считает указанное Уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке незаконным в связи с тем, что земельный участок предназначен, в том числе, для строительства объекта индивидуального строительства, так как относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
Административный истец ссылается на ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», и указывает, что статус приусадебного земельного участка, как участка, находящегося в границах населенного пункта (деревня Лужки), в отличие от полевого земельного участка, предназначенного исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, прямо закрепляет право владельца на возведение жилого дома и иных зданий и строений.
Также истец указывает, что согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области (утверждены решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 26.07.2018 № 6/56), на которое ссылается административный ответчик, земельный участок ФИО1 расположен в зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами» (этажность 3). Таким образом, Правила землепользования и застройки прямо предусматривают возможность возведения на земельном участке административного истца индивидуального жилого дома высотностью до 3 этажей включительно, то есть зона размещения объектов капитального строительства прямо предусмотрена Правилами землепользования и застройки.
ФИО1 отмечает, что из проекта Генерального плана сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области следует, что объект культурного наследия – деревня Лужки является историческим поселением, и полный запрет на строительство в деревне приведет в перспективе к исчезновению данного населенного пункта.
Также истец указывает, что Администрация городского округа Серпухов продолжает выделять земельные участки в д.Лужки для индивидуального жилищного строительства, о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте Администрации 06.08.2020 о возможности предоставления в аренду земельных участков площадью 2900 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок частично расположен в водоохраной зоне (р.Ока), частично расположен в охранной зоне электроэнергетики ВЛ 10кВ ф.27 с ПС-447, полностью расположен в охранной зоне Государственного природного биосферного заповедника «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник (https://serpuhov.ru/novosti/novosti-serpuhovа/39730/). Предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства свидетельствует о том, что Администрация допускает такое строительство в д.Лужки.
Административный истец ссылается также на то, что уведомления о возможности строительства получены владельцами соседних с административным истцом участков, и полагает, что в отношении него осуществляется дискриминация, так как административным ответчиком осуществляется выборочное предоставление разрешений/уведомлений о возможности строительства в д.Лужки.
Ранее Администрация Серпуховского муниципального района Московской области 21.11.2017 предыдущему владельцу земельного участка с кадастровым <номер> выдала разрешение на строительством индивидуального жилого дома <номер>. В разрешении имеется ссылка на Градостроительный план земельного участка <номер> от 20.09.2017, в котором отмечено, что земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории федерального значения «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».
В период с 21.11.2017 по настоящее время законодательство, устанавливающее ограничения в охранной зоне заповедника, не изменилось.
В связи с получением Уведомления Администрации городского округа Серпухов о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства административный истец обратился в ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» в целях согласования строительства. Письмом от 07.08.2020 № 247/01 ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» сообщило, что согласно установленному режиму охраной зоны на территории охранной зоны заповедника не допускается строительство ряда объектов, среди которых отсутствуют индивидуальные жилые дома, расположенные в границах населенного пункта, и указало что при строительстве и дальнейшей эксплуатации объектов на земельном участке, расположенном в охранной зоне заповедника, не допускается нарушение установленного режима охранной зоны.
Таким образом, ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» подтвердило, что на территории охранной зоны запрещено только строительство определенных, а не всех объектов, но при их строительстве необходимо соблюдать режим охранной зоны, то есть строительство индивидуальных жилых домов в охранной зоне не запрещено.
Ранее ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» письмом от 27.10.2017 № 184 прямо согласовал строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем в настоящее время административному истцу.
Административный ответчик не учитывает, что охранная зона не является особо охраняемой природной территорией заповедника, а имеет иной статус и ограничения, установленные Положением об охранной зоне, которым запрещено строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины.
Административный истец не направлял уведомление о строительстве какого-либо из перечисленных объектов. Уведомление касалось строительства индивидуального жилого дома в населенном пункте.
По мнению административного истца, поскольку единственным основанием для направлении ответчиком уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 11.08.2020 <номер> явилось нахождение земельного участка в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, а иные основании отсутствуют, то указанное уведомление является незаконным, как не основанное на нормах законодательства РФ, создающее ограничения для реализации права истца по владению и пользованию земельным участком.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что в соответствии с Положением об охранной зоне заповедника запрета на строительство индивидуальных жилых домов не имеется. Прежнему собственнику земельного участка в 2017 году было выдано разрешение на строительство индивидуально жилого дома, при этом в Градостроительном плане земельного участка было указано, что земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны природной территории федерального значения «Приокско-Террасный государственный природный заповедник». Поскольку изменились параметры объекта индивидуального жилищного строительства, которые не соответствуют указанным в Разрешении на строительство, то истец обратился с соответствующем уведомлением к административному ответчику.
Представители административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – ФИО3, ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указали, что 10.08.2020 от ФИО1 поступило уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер>, находящемся в его собственности, относящемся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
11.08.2020 рассмотрено уведомление ФИО1, по результатам которого в его адрес было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, поскольку согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области 26 июля 2018 года № 6/56, земельный участок с кадастровым <номер> полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».
Ранее собственником земельного участка с кадастровым <номер> являлся ФИО6, которому Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области 21 ноября 2017 года было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства, поскольку до 26 июля 2018 года на территории сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области не имелось утвержденных Правил землепользования и застройки. Вместе с тем, ФИО6 не осуществлено строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а впоследствии земельный участок с кадастровым <номер> передан в собственность административного истца.
30.12.2018 вступил в законную силу Закон Московской области № 220/2018-ОЗ от 14.12.2018 «Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Данковское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области», в соответствии со ст.3 которого органы местного самоуправления городского округа Серпухов являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений Серпуховского муниципального района.
Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденные решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области 26 июля 2018 года № 6/56, действуют по настоящее время.
Административный ответчик ссылается на положения пункта 2 статьи 40, статью 56, часть 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Приказ Минприроды России от 19.04.2018 № 163, которым утверждено «Положение о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике», Постановление правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территории, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и указывает, что земельный участок с кадастровым <номер> полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник», поэтому при принятии оспариваемого решения в виде уведомления Администрация руководствовалась указанными нормами действующего законодательства и не имела правовых оснований для принятия положительного решения (л.д. 56-58).
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого» в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и пояснения по делу, в которых указал, что охранная зона ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого» установлена Решением Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 года «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» на площади 4710 га (согласно Приложению № 1 к Решению). Решение Мособлисполкома было основано на двух решениях Исполкома исполнительного комитета Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области от 05.03.1982 № 130 о включении в границы охранной зоны лесов в 2-х километровой зоне лесного фонда с 3-х сторон (запад, восток и север), примыкающих к границе заповедника (по границам лесных кварталов с приложением карт-схемы охранной зоны); и от 06.08.1982 № 438-3 о включении земель совхозов «Серпуховский» и «Туровский» с южной стороны до уреза вод р.Ока. Общая площадь охранной зоны соответствует экспликации и границам с учетом того, что в Приложении 1 к решению Мособлисполкома допущена опечатка. Правильно читать площадь земель совхоза «Серпуховский» не 736 га, а 763 га. Это подтверждается решением исполкома исполнительного комитета Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области от 06.08.1982 № 438-3, а также при сложении площадей из приведенной в Приложении 1 Решения Мособлисполкома экспликации земель. При этом в границы охранной зоны были включены земли 4-х населенных пунктов – м.Данки и д.Сушки в составе земель лесного фонда Объединения «Русский лес», д.Лужки в составе земель совхоза «Серпуховский» на площади «приусадебные земли» 21,4 га, д.Республика в составе земель совхоза «Туровский» на площади 8,8 га. Все границы были согласованы с землепользователями. Данные документы легли в основу разработки землеустроительного дела при установлении границ охранной зоны. Все поворотные точки нанесены по границам лесных кварталов с севера, запада и востока. Южная граница охранной зоны проведена по урезу воды р.Ока и включает все земли между границей заповедника и р.Ока. Таким образом, земли д.Лужки и д.Республика входят в границы и состав земель охранной зоны. Первоначально в приложении 1 Решения Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 года «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» площадь населенных пунктов указывалась в площади приусадебных хозяйств, земли которых и составляли собственно населенные пункты: д.Республика входила в земли совхоза «Туровский» (площадь приусадебных земель в 1984 году составляла 8,8 га); населенный пункт Лужки на момент создания охранной зоны входил в состав земель совхоза «Серпуховский» (площадь 21,4 га). В 2018 году охранная зона ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» поставлена на государственный кадастровый учет в качестве зоны с особыми условиями использования территории, кадастровый номер 50.32.2.214. Таким образом, земельный участок с кадастровым <номер> находится в границах охранной зоны ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого». Режим охранной зоны заповедника установлен разделом III Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, утвержденного решением Мособлисполкома от 21.06.1984 № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника», согласно которому на территории охранной зоны заповедника запрещается: рубка леса главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения; выемка грунта; распашка лугов и целины; сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов; прогон и выпас скота без согласования с заповедником.
Представитель заинтересованного лица указывает, что строительство и эксплуатация любых разрешенных объектов на земельном участке с кадастровым <номер> не должны нарушать установленный режим охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника.
Согласно действующему Положению о заповеднике, утвержденному Приказом Минприроды России 19.04.2018 № 163, ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» не обладает полномочиями по согласованию строительства на территории охранной зоны. Представленное административным истцом ранее выданное письмо ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» о согласовании строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым <номер> явилось следствием технической ошибки, допущенной исполнителем данного письма (л.д. 112-114).
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая заявленные административным истцом требования, оценив в совокупности представленные сторонами письменные доказательства, выслушав административного истца и представителей административного ответчика, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1690 кв. м, расположенного по <адрес>., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 17-19).
24.07.2020 с целью осуществления планируемого строительства жилого дома ФИО1 направил в Администрацию муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» соответствующее уведомление (л.д. 22-25).
Уведомлением от 28.07.2020 <номер> Администрация городского округа Серпухов Московской области указала на несоответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства параметрам и (или) недопустимом размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области (утверждены решением совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 26.07.2018 № 6/56 «Об утверждении проекта «Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области), земельный участок с кадастровым <номер> полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории – «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник». Зона, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительства, не предусмотрена (л.д. 34-35).
07.08.2020 ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого» дан ответ за № 247/01 на заявление ФИО1 от 30.07.2020 о согласовании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым <номер> по <адрес>, о том что Учреждение не обладает полномочиями по согласованию строительства жилых домов и иных построек на территории охранной зоны заповедника. При строительстве и дальнейшей эксплуатации на земельном участке, расположенном в охранной зоне Приокско-Террасного государственного пригородного биосферного заповедника, не допускается нарушение установленного режима охранной зоны (л.д. 33).
10.08.2020 ФИО1 направил в Администрацию муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер> (л.д. 26-29).
Уведомлением от 11.08.2020 <номер> Администрация городского округа Серпухов Московской области указала на несоответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства параметрам и (или) недопустимом размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области (утверждены решением совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 26.07.2018 № 6/56 «Об утверждении проекта «Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области), земельный участок с кадастровым <номер> полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории – «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник». Зона, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительства, не предусмотрена (л.д. 30-31).
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Положения части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 10 вышеуказанной нормы определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 26.07.2018 № 6/56 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района.
В соответствии с указанными Правилами для земельного участка ФИО1 с кадастровым <номер> установлена функциональная зона Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым <номер> соответствует виду его разрешенного использования и не противоречит градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой данный земельный участок расположен.
Таким образом, в силу пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Ж-2 не ограничивает использование ФИО1 земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно положений части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.
Согласно пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) относится к зонам с особыми условиями использования территорий (подпункт 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении: а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона. Федеральный закон N 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 г.
Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник учрежден Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19.06.1945 № 375 «Об организации Московского государственного заповедника» как Приокско-Террасный участок Московского государственного заповедника. Решением Совета министров РСФСР от 03.04.1948 № 356 в связи с реорганизацией Московского государственного заповедника Приокско-Террасный участок реорганизован в самостоятельный заповедник. Решением Совета министров РСФСР № 1466-р от 31 мая 1966 года к заповеднику присоединено 80,9 га хозяйственных земель.
Заповедник отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2055-р к ведению Минприроды России.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на заповедник на прилегающих к нему земельных участках Решением Мособлисполкома от 21 июня 1984 г. № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» создана охранная зона.
Согласно пункту 2 раздела 1 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного заповедника охранная зона представляет собой угодья, непосредственно прилегающие к территории заповедника и являющиеся его продолжением.
Правовой режим охранной зоны, создаваемой для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природный заповедник, установлен в Положении, принятом решением Мособлисполкома от 21 июня 1984 года № 829, с учетом возложенных на охранную зону задач, указанных в разделе 2 Положения.
Режим охранной зоны установлен разделом 3 Положения. Согласно установленному режиму на территории охранной зоны запрещается:
- рубка леса главного пользования;
- добыча полезных ископаемых;
- изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины;
- сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 28.05.2015 № 58-КГ15-2, из ст.27 и п.п. 1, 4 ст.95 Земельного кодекса РФ следует, что действующим законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Как следует из содержания данных норм, законодатель устанавливает исчерпывающий перечень земельных участков, которые относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в только федеральной, республиканской или муниципальной собственности, данные участки изымаются из гражданского оборота, в том числе земли государственных природных заповедников. В то же время, на прилегающих к названным земельным участкам территориях, могут устанавливаться охранные зоны, в границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. По смыслу перечисленных норм законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в охранных зонах заповедников, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Таким образом, охранная зона не входит в состав территории государственного природного заповедника и, соответственно, не является особо охраняемой природной территорией.
В соответствии с пунктами 28, 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.
В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».
Согласно пункта 10 вышеуказанных Правил создания охранных зон охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Пунктом 3 Правил закреплено, что земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.
Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 вышеназванных Правил).
Из содержания вышеприведенных положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территорий, следует, что земельные участки в границах охранных зон таких территорий используются собственниками земельных участков с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Принимая во внимание законодательно установленные ограничения порядка землепользования на землях особо охраняемых природных территорий, учитывая нахождение земельного участка в границах охранной зоны ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник», суд полагает, что установлены соответствующие ограничения по использованию указанного земельного участка, указанные в Решении Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 г. «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника», которые до настоящего времени не изменялись, и в них отсутствует запрет на строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с вышеуказанным Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника запрещается рубка леса главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. Таким образом, в отношении данных ограничений установлен прямой запрет на совершение определенных перечисленных в Положении действий.
В соответствии с Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, в территорию которой включены четыре населенных пункта, в том числе и территория деревни Лужки, на ее территории запрещено строительство мест массового отдыха населения, промышленных объектов, к которым не относится индивидуальный жилой дом.
При создании охранной зоны заповедника и принятия соответствующего решения, которым установлены ограничения в использовании земельных участков, вошедших в охранную зону, отсутствует запрет на индивидуальное жилищное строительство.
Действительно Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника запрещается выемка грунта, распашка лугов и целины, то есть действия по производству исключительно земляных работ, связанных со снятием или перемещение плодородного слоя почвы. Вместе с тем в обжалуемом уведомлении не содержалось каких-либо ссылок на Решение Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 г. «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника», на которое нет ссылок и в Правилах землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области, в котором имелась ссылка на то, что в указанной зоне не предусмотрено строительство объектов капитального строительства, несмотря на то, что в Положении приведен исчерпывающий перечень объектов, строительство которых не разрешено в охранной зоне заповедника.
Разрешая заявленные требования, суд также учитывает, что пунктом 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219, Минприроды наделено функциями по выдаче в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым не относится охранная зона заповедника, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Как следует из приложения № 1 к решению исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829, в котором указаны территории, включаемые в охранную зону Приокско-Террасного государственного заповедника, в нее вошли приусадебные земли – 21,4 га совхоза «Серпуховский», в том числе деревня Лужки; 8,8 га совхоза «Туровский», на которых осуществлялось строительство жилых домов и хозяйственных построек.
В соответствие с приложением №2 к данному решению охранная зона заповедника представляет собой угодья, непосредственно прилагающие к территории заповедника и являющиеся ее продолжением без юридического отчуждения или изъятия угодий, входящих в охранную зону, у основных землепользователей и охотопользователей (пункт 2 положения). Обеспечение режима охранной зоны осуществляется совместно охотопользователями, землепользователями и Приокско-Террасным биосферным государственным заповедником (пункт 4.1 положения).
Суд находит несостоятельным ссылку представителя административного ответчика на Положение о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике, утвержденное приказом от 19.04.2018 № 163 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которым запрещено предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, строительство объектов капитального строительства на территории заповедника, так как в данную территорию не входит охранная зона заповедника, которая относится в соответствии с положениями статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 7 раздела I Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике для предоставления неблагоприятных антропогенных воздействий на заповедник на прилегающих к нему земельных участках Решением Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 г. «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» создана охранная зона, которым и следует руководствоваться при рассмотрении уведомления ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>.
ФИО1 просит обязать административного ответчика направить в адрес истца уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указанных в уведомлении ФИО1 от 10.08.2020 (дата регистрации 11.08.2020, номер регистрации <номер>), в отношении земельного участка с кадастровым <номер>.
Вместе с тем, разрешение вопроса о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельным участке относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом уведомления.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть уведомление ФИО1 от 10.08.2020 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признании незаконным уведомление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 11.08.2020 <номер> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <номер>, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть уведомление ФИО1 от 10.08.2020 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2020 года