ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2787/2023 от 28.11.2023 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2А-2787/2023

УИД:23RS000-01-2023-002823

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2023 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Фетисове В.В.,

с участием административного истца Скоробогатовой В.А.,

представителя административного истца Скоробогатова И.В.,

представителя административного ответчика Белоусова В.А.,

заинтересованного лица Подопригора Ж.Ю.,

представителей заинтересованного лица Подопригора А.В., Гилевой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Скоробогатовой В. А. к администрации МО город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию,

у с т а н о в и л :

Скоробогатова В. А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является членом ЖСК «Тираспольская». Кооператив на основании разрешения на строительство на земельном участке по адресу: <адрес>, осуществляет строительство многоквартирного жилого дома, которое в настоящее время окончено, в связи с чем ЖСК «Тираспольская» обратилось в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Многоэтажного многоквартирного жилого жома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения в муниципальном образовании город-курорт Анапа по пер. Тираспольский, 1а», однако решением Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, принятым в форме письменного уведомления, во вводе объекта в эксплуатацию отказано, в связи с чем административный истец полагает, что указанным решением нарушаются её права, поскольку в отсутствие ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию она лишена возможности зарегистрировать право собственности на квартиру.

На основании изложенного Скоробогатова В.А. просит суд признать незаконным решение администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; признать многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения, расположенного по адресу: <адрес> построенным в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также о соответствии построенного многоквартирного жилого дома требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного жилого дома.

В судебном заседании административный истец Скоробогатова В.А. и ее представитель Скоробогатов И.В., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении, одновременно административным истцом были уточнены заявленные требования в части номера и даты обжалуемого отказа, а именно она просила суд признать незаконным решение администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Представитель административного ответчика Администрации МО г.-к. Анапа – Белоусов В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Подопригора Ж.Ю. и ее представитель Подопригора А.В., действующий на основании доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержали заявленные требования.

В судебном заседании председатель ЖСК «Тираспольская 1» Гилева Г.Н. просила суд удовлетворить заявленные требования.

Заинтересованное лицо Захаров И.В., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из приведённых норм следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три (ч.3).

Как следует из материалов административный истец Скоробогатова В.А. является членом ЖСК «Тираспольская».

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией МО г.-к. Анапа, ЖСК «Тираспольская 1» было разрешено строительство многоэтажного многоквартирного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ЖСК «Тираспольская 1» обратилось в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта –Многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, расположенного по вышеуказанному адресу.

Судом установлено, что на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ЖСК «Тираспольская 1» органом местного самоуправления было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, так как заявителем не были представлены необходимые документы, предусмотренные п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Давая оценку действиям муниципального органа при отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик должен обратиться в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство.

В силу ч. 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

3) разрешение на строительство;

7) акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются получение в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При рассмотрении заявленных требований судом принимается во внимание, что административным истцом Скоробогатовой В.А. не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были представлены все необходимые документы, в том числе документ, предусмотренный п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

В оспариваемом административным истцом отказе от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома указано на непредставление заявителем (застройщиком) документов, указанных в п.9 ч.3 ст. 55Градстроительного кодекса РФ, что в силуп.1 ч.6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Порядок и основания осуществления государственного строительного надзора установлен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно ч.1 которого государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (ч.4 ст. 49).

Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (ч. 4.2 ст. 49).

Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса (ч. 4.3 ст. 49).

В силу ч. 16 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.

Учитывая, что многоэтажный многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, подпадает в силу вышеприведенных норм Градостроительного кодекса РФ под необходимость проведения в отношении него государственного строительного надзора, что не опровергнуто административным истцом, поскольку административным истцом заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в орган местного самоуправления <адрес> для получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта не представлено, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в выдаче ЖСК «Тираспольская 1» такого разрешения.

Проанализировав все обстоятельства настоящего административного дела, суд приходит к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ЖСУ «Тираспольская 1» разрешения на ввод в эксплуатацию является законным и обоснованным, при этом в ходе судебного разбирательства не были установлены факты, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемым отказом.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, так как заявленные Скоробогатовой В.А. требования являются необоснованными и незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Скоробогатовой В. А. к администрации МО город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда через Анапский городской суд.

Судья: Грошкова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 08.12.2023 года