ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2788/2022 от 11.08.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2а-2788/2022

26RS0003-01-2022-003666-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре судебного заседания Кучеренко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО3, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, заинтересованные лица администрация города Ставрополя, ООО Специализированный застройщик Строительное Управление «СтройГрад-1», Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, о признании решения об отказе в перечислении средств социальной выплаты незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО3, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратились в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, заинтересованные лица администрация города Ставрополя, ООО Специализированный застройщик Строительное Управление «СтройГрад-1», Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, о признании решения об отказе в перечислении средств социальной выплаты незаконным, обосновав свои требования тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ и являются родителями малолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соответствующими свидетельством о заключении брака серии II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о рождении серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации города Ставрополя от 18.09.2020 № 1543 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» семья О-вых признана нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной Подпрограмме. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ семья О-вых признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты. Постановлением администрации города Ставрополя от 26.04.2021 № 864 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» семья О-вых составом 3 человека признана участником указанной Подпрограммы. На основании представленного администрацией города Ставрополя списка участников основного мероприятия семья О-вых в составе 3 человек включена в список претендентов на 2022 год. ДД.ММ.ГГГГ семье О-вых выдано извещение о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 673 218 рублей. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» заключен договор .8ДД.ММ.ГГГГ.0751257 об открытии банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ на основании предоставленного извещения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО3 и обществом с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик Строительное Управление «СтройГрад-1» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого застройщик обязался по окончании строительства объекта и ввода его в эксплуатацию передать, а участники долевого строительства ФИО1, ФИО3 принять в собственность объект долевого строительства - однокомнатную квартиру общей площадью (без учета лоджии) 38,16 кв.м., площадь лоджии 3,31 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Указанный договор участия в долевом строительстве зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно п. 2.1 договора общая стоимость квартиры составила 3 384 275 рублей. Впоследствии в договор участия в долевом строительстве были внесены изменения, о чем составлено и подписано дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. П. 2.4 изложен в следующей редакции: оплата в сумме 3 637 рублей участником долевого строительства производится за счет собственных средств; средства, социальной выплаты на приобретение (строительства жилья) предоставляемой участнику долевого строительства, на основании извещения о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодой семье, являющейся участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и плате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», проживающей на территории Ставропольского края, в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией города Ставрополя в размере 673 218 рублей, в том числе и за счет средств бюджета Ставропольского края 639 557 рублей 10 копеек, бюджета муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края - 33 660 рублей 90 копеек. Денежные средства в размере 673218 рублей оплачиваются по безналичному расчету путем перечисления ПАО Сбербанк (далее Банк) с банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ, открытого на имя ФИО1 .8ДД.ММ.ГГГГ.0751257, открытый в ПАО Сбербанк по договору .8ДД.ММ.ГГГГ.0751257 от ДД.ММ.ГГГГ, на счет застройщика по следующим реквизитам: р/сч 40, открытым в ПАО «Сбербанк России» Ставропольское отделение , доп. офис , к/с 30, БИК 040702615; оплата в сумме 2 707 420 рублей участник долевого строительства уплачивает путем перечисления денег на расчётный счёт застройщика за счёт кредитных средств, предоставляемых им Банком Публичным Акционерным обществом «Сбербанк России» (далее Кредитор) (зарегистрированным Центральным Банком Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером 1481, имеющим ОГРН <***>, ИНН <***>, месторасположение: Россия, 117997, <...>), Доп. Офис Ставропольского отделения ПАО СБЕРБАНК, в соответствии с кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ, который заключён между кредитором и ФИО1, ФИО3. Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по СК ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор на приобретение вышеуказанной недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ было оформлено заявление-поручение в ПАО «СберБанк» на перевод денежных средств и поданы соответствующие документы, в том числе договор участия в долевом строительстве. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Банком после проведения поверки предоставленных документов молодой семьей, был выдан отказ в приеме документов, мотивированный отсутствием оплаты договора ДДУ через счет эскроу. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ было оформлено новое заявление-поручение на перевод денежных средств и предоставлены дополнительно в ПАО «СберБанк» выписки о зарегистрированных правах на объект долевого строительства (квартиру) банк, проведя проверку поданных нами документов, одобрил их. ДД.ММ.ГГГГ банком подана заявка в комитет по управлению муниципальным имуществом на перечисление социальной выплаты участнику мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Однако, в предусмотренный Правилами срок, средства социальной выплаты на указанный выше банковский как следует из содержания оспариваемого решения комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с от ДД.ММ.ГГГГ, счет перечислены не были по причине отсутствия в договоре участия в долевом строительстве указания на эскроу счет. Указанный отказ в вышестоящий орган не обжаловался. Ими были предоставлены в банк все необходимые документы. Таким образом, молодая семья, отвечающая вышеприведенным критериям, вправе приобрести жилое помещение по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе с использованием кредитных средств. Ссылка в обжалуемом решение на наличие в договоре долевого участия в строительстве указания на одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" является незаконной, основана на неправильном толковании и применении норм права, сделанной без учета норм и положений Закона о долевом участии на который имеется отсылка в п. п. 7 п. 2 Правил. Согласно ответу ООО Специализированный застройщик Строительное Управление «СтройГрад-1» многоквартирный дом по адресу: <адрес> Б, кадастровый , введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ). Договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ На кадастровый учет многоквартирный дом по адресу: <адрес> Б, кадастровый , был поставлен ДД.ММ.ГГГГ К моменту подачи заявки в банк молодой семье квартира передана в собственность ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи объекта долевого строительства, право собственности за истцами зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, договор участия в долевом строительстве, заключенный истцами с застройщиком соответствует требованиям, предъявляемым Законом о долевом участии. Административные истцы просили признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>с от ДД.ММ.ГГГГ об отказе финансирования расходов в сумме 673 218 рублей для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложить на ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем возложения на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанности перечислить бюджетные средства социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме 673 218 рублей в ПАО «Сбербанк» на банковский счет для обслуживания целевых жилищных программ , открытый на имя ФИО1 в Ставропольском отделении ПАО «Сбербанк». Установить разумный срок для исполнения решения суда, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель административных истцов ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить требования, пояснив, что отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом был связан с отсутствием в договоре долевого участия счета Эскроу. Однако счет Эскроу был создан для защиты дольщика от недобросовестных действий застройщика, однако в соответствии с договором долевого участия, в случае, если многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию, то указания в договоре участия на наличие Эскроу счета или на обязанности застройщика отчисления денежных средств в компенсационный фонд не требуется. Более того, после сдачи дома в эксплуатацию, в соответствии с законом о договорах долевого участия счета Эскроу закрываются банком в течение 10 дней. В связи с чем, отсутствуют законные основания для изъятия, перечисления средств для приобретения жилья согласно программе об обеспечении семей жильём.

Представитель административных истцов ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя является незаконным и необоснованным. Произошел формальный подход к отказу, поскольку на момент подачи заявления и перечисления данного пособия, ее доверитель уже являлся собственником. Многоквартирный жилой дом уже был поставлен на кадастровый учет и Эскроу счета уже были закрыты. Право собственности на административного истца уже оформлено.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Семья действительно была принята на учет для участия в программе и признана участниками, было выдано свидетельство о получении субсидии на сумму, указанную в возражениях. Гражданами было приобретено жилое помещение по договору долевого участи в строительстве, однако по условиям программы денежные средства должны перечисляться на специальный счет, который открывается в банке, счет Эскроу, то есть защищенный счет, куда перечисляются денежные средства социальной выплаты. Однако, согласно представленному договору долевого участия в строительстве, административными истцами было приобретено жилое помещение в целях погашения субсидии части долга, за приобретаемое жилое помещение. Поскольку одним из пунктов договора было указано, что сумма перечисляется на чет застройщика, а не на счет Экскроу, Комитетом по управлению муниципальной услуги было отказано в перечислении социальных средств. Полагают, что отказ был вынесен законно и обоснованно, просила в удовлетворении требований отказать.

Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица ООО Специализированного застройщика Строительного Управления «СтройГрад-1», представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не представлено, в связи с чем, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о рассмотрении данного административного дела в отсутствие неявившихся лиц, признав его явку в суд необязательной.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ст. 218 КАС РФ).

Статья 226 КАС РФ предусматривает, что должен выяснить суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.

Административный истец оспаривает решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 14 июля 2022 года.

Административное исковое заявление поступило в суд 20 июля 2022 года. Соответственно, административный иск подан в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710.

Порядок и цели предоставления молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Россий­ской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и комму­нальными услугами граждан Российской Федерации» социальных выплат на приобретение жилого помещения, а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050.

Также предоставление социальных выплат молодым семьям регулиру­ется Правилами предоставления в 2022 году социальных выплат на приобре­тение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками ме­роприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной програм­мы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», проживающим на территории Ставропольского края, в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граж­дан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденными постановлением Правительства Ставропольского края 29.12.2018 № 625-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» (далее – Правила).

На территории <адрес> реализация мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками вышеуказанной Программы, предоставляются социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с названными Правилами.

Под молодыми семьями, нуждающимися в жилых помещениях, понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на соответствующем учете (части 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, административные истцы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ и являются родителями малолетнего ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соответствующими свидетельством о заключении брака серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о рождении серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается административными ответчиками то обстоятельство, что постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» семья О-вых признана нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной Подпрограмме.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ семья О-вых признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты.

Постановлением администрации города Ставрополя от 26.04.2021 года № 864 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» семья О-вых составом 3 человека признана участником указанной Подпрограммы.

На основании представленного администрацией города Ставрополя списка участников основного мероприятия семья О-вых в составе 3 человек включена в список претендентов на 2022 год.

ДД.ММ.ГГГГ семье О-вых выдано извещение о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 673 218 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» заключен договор .8ДД.ММ.ГГГГ.0751257 об открытии банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ на основании предоставленного извещения от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО3 и обществом с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик Строительное Управление «СтройГрад-1» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого застройщик обязался по окончании строительства объекта и ввода его в эксплуатацию передать, а участники долевого строительства О.С.АБ., ФИО3 принять в собственность объект долевого строительства - однокомнатную квартиру общей площадью (без учета лоджии) 38,16 кв.м., площадь лоджии 3,31 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Указанный договор участия в долевом строительстве зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно п. 2.1 договора общая стоимость квартиры составила 3 384 275 рублей. Впоследствии в договор участия в долевом строительстве были внесены изменения, о чем составлено и подписано дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

П. 2.4 изложен в следующей редакции: оплата в сумме 3 637 рублей участником долевого строительства производится за счет собственных средств; средства, социальной выплаты на приобретение (строительства жилья), предоставляемой участнику долевого строительства, на основании извещения о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодой семье, являющейся участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и плате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», проживающей на территории Ставропольского края, в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией города Ставрополя в размере 673 218 рублей, в том числе и за счет средств: бюджета Ставропольского края 639 557 рублей 10 копеек; бюджета муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края - 33 660 рублей 90 копеек.

Денежные средства в размере 673218 рублей оплачиваются по безналичному расчету путем перечисления ПАО Сбербанк с банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ, открытого на имя ФИО1 .8ДД.ММ.ГГГГ.0751257, открытый в ПАО Сбербанк по договору .8ДД.ММ.ГГГГ.0751257 от ДД.ММ.ГГГГ, на счет застройщика по следующим реквизитам: р/сч 40, открытым в ПАО «Сбербанк России» Ставропольское отделение , доп. офис , к/с 30, БИК 040702615. Оплата в сумме 2 707420 рублей. Участник долевого, строительства уплачивает путем перечисления денег на расчётный счёт застройщика за счёт кредитных средств, предоставляемых им Банком Публичным Акционерным обществом «Сбербанк России» (далее кредитор) (зарегистрированным Центральным Банком Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером 1481, имеющим ОГРН <***>, ИНН <***>, месторасположение: Россия, 117997, <...>), доп. офис Ставропольского отделения № 5230 ПАО СБЕРБАНК, в соответствии с кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ, который заключён между кредитором и ФИО1, ФИО3.

Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 12 апреля 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор на приобретение вышеуказанной недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ было оформлено заявление-поручение в ПАО «СберБанк» на перевод денежных средств и поданы соответствующие документы, в том числе договор участия в долевом строительстве.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ Банком после проведения поверки предоставленных документов молодой семьей, был выдан отказ в приеме документов, мотивированный отсутствием оплаты договора ДДУ через счет эскроу.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ было оформлено новое заявление-поручение на перевод денежных средств и предоставлены дополнительно в ПАО «СберБанк» выписки о зарегистрированных правах на объект долевого строительства (квартиру) банк, проведя проверку поданных нами документов, одобрил их.

ДД.ММ.ГГГГ банком подана заявка в Комитет по управлению муниципальным имуществом на перечисление социальной выплаты участнику мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Однако, в предусмотренный Правилами срок, средства социальной выплаты на указанный выше банковский как следует из содержания оспариваемого решения Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с от ДД.ММ.ГГГГ, счет перечислены не были по причине отсутствия в договоре участия в долевом строительстве указания на эскроу счет.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 21 г. Москва 28 июня 2022 г. «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В связи с этим, судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.

Указанным положениям Пленума оспариваемое решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует.

В соответствии с Правилами предоставления в 2022 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, утвержденными постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 года № 625-п, социальная выплата может быть использована молодой семьей края на цели, указанные в пункте 2 этих Правил, в том числе, уплата цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплата цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) (п. п. 7 п. 2 Правил).

В силу п. 31 Правил молодая семья края имеет право использовать социальную выплату на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилья (за исключением лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил), как на первичном, так и вторичном рынках жилья, уплату цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или для строительства жилого дома.

Жилье, приобретаемое (в том числе являющееся объектом долевого строительства) молодой семьей края, строящийся жилой дом должны соответствовать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, и быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, на территории которого приобретается (строится) жилье для постоянного проживания.

Жилье, приобретаемое (в том числе являющееся объектом долевого строительства) молодой семьей, должно находиться на территории Ставропольского края или строительство жилого дома должно осуществляться на территории Ставропольского края.

В случае использования молодой семьей края социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "1" - "5", "7" и "8" пункта 2 настоящих Правил, общая площадь приобретаемого жилья (строящегося жилого дома, жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи края, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления муниципального образования края в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующем муниципальном образовании края, на территории которого молодой семьей края приобретено жилье или осуществлено строительство жилого дома.

В случае использования молодой семьей края социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "7" - "9" пункта 2 настоящих Правил, общая площадь жилья, являющегося объектом долевого строительства, в расчете на каждого члена молодой семьи края на дату государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления муниципального образования края в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующем муниципальном образовании края, на территории которого молодой семьей края приобретено строящееся жилье, являющееся объектом долевого строительства по договору участия в долевом строительстве.

Молодые семьи края могут привлекать в целях приобретения жилья (строительства жилого дома, уплаты цены договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами, и средства, предоставляемые при реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (пункт 32 Правил).

В договоре купли-продажи жилья или договоре строительного подряда указываются реквизиты извещения о предоставлении социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший данное извещение) и банковского счета (банковских счетов), с которых будут осуществляться операции по оплате жилья, приобретаемого или строящегося на основании соответствующего договора купли-продажи жилья или договора строительного подряда, а также определяется порядок уплаты средств в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 33 Правил).

Пунктом 40 Правил установлен перечень документов, предоставляемых молодой семьей для получения извещения о предоставления социальной выплаты в случае использования молодой семьей края социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "7" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья края представляет в банк следующие документы: договор банковского счета; договор участия в долевом строительстве (договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве и договор участия в долевом строительстве); документы, подтверждающие наличие достаточных средств для уплаты цены договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Также в п. 40 Правил указано, что в договоре участия в долевом строительстве (договоре уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) указываются реквизиты извещения о предоставлении социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший извещение) и реквизиты банковского счета (банковских счетов), с которого (которых) будут осуществляться операции по уплате цены договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. п. 6 п. 38 Правил, молодой семьей в банк предоставляется договор участия в долевом строительстве (договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) и выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая (подтверждающие) право собственности членов молодой семьи края на жилое помещение, если осуществлена государственная регистрация прав собственности членов молодой семьи края на указанное жилое помещение.

В случае использования молодой семьей края социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "7" пункта 2 настоящих Правил, допускается указание в договоре участия в долевом строительстве (договоре уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) в качестве участника (участников) долевого строительства одного из супругов (родителя в неполной молодой семье края) или обоих супругов. При этом лицо (лица), являющееся участником (являющиеся участниками) долевого строительства, представляет (представляют) в орган местного самоуправления муниципального образования края нотариально заверенное обязательство переоформить жилое помещение, являющееся объектом долевого строительства, в общую собственность всех членов молодой семьи края, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после государственной регистрации права собственности лица (лиц), являющегося участником (являющихся участниками) долевого строительства, на такое жилое помещение.

Иные требования к содержанию договора участия в долевом строительстве названными Правилами не установлены.

Истцами были предоставлены в банк все необходимые документы.

Таким образом, молодая семья края, отвечающая вышеприведенным критериям, вправе приобрести жилое помещение по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе с использованием кредитных средств.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, а равно Правила, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края 29.12.2018 года № 625-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», не содержат в качестве основания для отказа в предоставлении социальной выплаты такого основания, как отсутствие в договоре долевого участия в строительстве указания об оплате цены договора на эскроу счет или перечисления денежных средств застройщиком в компенсационный фонд.

Ссылка в обжалуемом решение на наличие в договоре долевого участия в строительстве указания на одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", является незаконной, основана на неправильном толковании и применении норм права, сделанной без учета норм и положений Закона о долевом участии, на который имеется отсылка в п. п. 7 п. 2 Правил.

Так, ст. 4 ч. 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон о долевом участии) устанавливает требования к условиям договора участия в долевом строительстве.

Из пункта 5 части 4 статьи 4 Закона о долевом участии следует, что договор должен содержать одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства: исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона.

Статья 15.4 Закона о долевом участии, на который имеется отсылка, устанавливает особенности привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства в случае размещения таких средств на счетах эскроу. В целях привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу все участники долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке в соответствии со статьей 15.5 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 15.5 Закона долевого участия предусмотрено, что в течение десяти дней после представления застройщиком способом, предусмотренным договором эскроу, уполномоченному банку разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, застройщику перечисляются денежные средства со счета эскроу, впоследствии он закрывается.

Статьей 18 ч. 7.1 Закона о долевом участии содержит исключение из общего правила относительно наличия в договоре долевого участия указания на счет эскроу или отчислений застройщиком в компенсационный фонд.

Согласно ст. 18 ч. 7.1 вышеназванного Закона после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости до осуществления государственного кадастрового учета таких многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик вправе заключать договоры участия в долевом строительстве в отношении объектов долевого строительства, не являющихся предметом других договоров участия в долевом строительстве. В случае заключения договоров участия в долевом строительстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, требования, предусмотренные частями 1.2 и 4 статьи 3, статьей 15.4 настоящего Федерального закона, не применяются.

Согласно ответу ООО Специализированный застройщик Строительное Управление «СтройГрад-1» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Б, кадастровый , введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Комитетом градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ.

На кадастровый учет многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Б, кадастровый , был поставлен ДД.ММ.ГГГГ.

К моменту подачи заявки в банк молодой семье квартира передана в собственность ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи объекта долевого строительства, право собственности за истцами зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, договор участия в долевом строительстве, заключенный истцами с застройщиком, соответствует требованиям, предъявляемым Законом о долевом участии.

Вышеуказанный довод истца подтверждается правовой позицией, изложенной в письме Росреестра от 26.05.2020 N14-4641-ГЕ/20 «О договоре участия в долевом строительстве», письме Минстроя России от 10.04.2020 года N14016-НС/07, из которых следует, что согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N214-ФЗ), договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с частью 7.1 статьи 18 Федерального закона N214-ФЗ после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости до осуществления государственного кадастрового учета таких многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик вправе заключать договоры участия в долевом строительстве в отношении объектов долевого строительства, не являющихся предметом других договоров участия в долевом строительстве. В случае заключения договоров участия в долевом строительстве с учетом особенностей, предусмотренных указанной частью, требования, предусмотренные частями 1.2 и 4 статьи 3, статьей 15.4 Федерального законам 214-ФЗ, не применяются.

Договоры участия в долевом строительстве, поступившие на государственную регистрацию до осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости подлежат государственной регистрации.

С учетом изложенных доводов, обстоятельств заключения договора долевого участия истцами, требования в отношении указания в договоре долевого участия истцов условия по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд или размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу не применяются.

Эскроу счет - это банковский счет, предназначенный для обеспечения безопасности в расчетах между застройщиком и покупателем. Покупатель квартиры кладет деньги на эскроу-счет, а продавец (в нашем случае застройщик) может их забрать, когда выполнит условия, заранее прописанные в договоре. К моменту заключения договора долевого участия молодой семьей дом был уже сдан в эксплуатацию, фактически застройщиком осуществлялись лишь действия в отношении многоквартирного дома по постановке его на кадастровый учет.

Следовательно, указание на эскроу счет не повлечет для участника строительства исполнения его основного функционального значения - защиты от недобросовестного застройщика, нецелевого использования денежных средств.

При таких обстоятельствах, учитывая, что семья О-вых выполнила все условия, предусмотренные подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя», у Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя отсутствовали основания для отказа в перечислении средств социальной выплаты на банковский счет для обслуживания целевых жилищных программ, открытый в ПАО «Сбербанк» на имя ФИО1 Соответственно, оспариваемое решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя № 08/19-6316с от 14 июля 2022 года об отказе финансирования расходов для предоставления социальной выплаты нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявлениеФИО1, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 – удовлетворить

Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с от ДД.ММ.ГГГГ об отказе финансирования расходов в сумме 673 218 рублей для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя перечислить бюджетные средства социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме 673 218 рублей в ПАО «Сбербанк» на банковский счет для обслуживания целевых жилищных программ , открытый на имя ФИО1 в Ставропольском отделении ПАО «Сбербанк» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 августа 2022 года.

Судья А.И.Эминов