ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2788/2023 от 16.08.2023 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-2788/2023

27RS0003-01-2023-002556-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Красинской И.Г.,

при секретаре судебного заседания Батыровой З.Л.,

с участием представителя административного истца Тетериной А.С., представителя административного ответчика администрации г.Хабаровска Мостовюк Я.С., представителя административного ответчика министерства финансов Хабаровского края Бахмат Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Хабаровска, комитету администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, Храпак Раисе Николаевне, Веренич Нине Петровне, министерству финансов Хабаровского края, министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации г.Хабаровска, в котором просил Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что в географических координатах <данные изъяты> на землях, государственная собственность не разграничена обнаружены отработанные автомобильные шины (покрышки). Также несанкционированная свалка шин (покрышек) обнаружена на территории СНТ «Хабаровское отделение ДВЖД» в г.Хабаровске на земельных участках с кадастровыми номерами: В соответствии с выписками из ЕГРН собственники у указанных земельных участков отсутствуют. При этом согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СНТ Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги прекратило свою деятельность 15.04.2019 года. Собственники вышеуказанных отходов не установлены. Загрязнение, отравление или заражение объектов окружающей среды может повлечь существенное ее ухудшение, оказать негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическую обстановку в г. Хабаровске. Таким образом, выявленные нарушения приводят к захламлению земельных участков, деградации земель и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, администрацией г. Хабаровска в пределах ее компетенции в нарушение ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 13, 42, 72 Земельного кодекса Российской Федерации на территории г. Хабаровска надлежащие меры по охране земель и предотвращению нарушений обязательных требований законодательства об охране окружающей среды не приняты, допущены факты значительного загрязнения муниципальных земель. Причиной вышеуказанных нарушений является бездействие ответственных должностных лиц администрации г. Хабаровска, выраженное в непринятии мер, направленных на очистку загрязненных отходами земель. С учетом уточнения предмета исковых требований, принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации г.Хабаровска по очистке земельных участков с кадастровыми номерами , а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах от отходов производства и потребления в виде отработанных автомобильных шин (покрышек). Обязать администрацию г.Хабаровска произвести очистку земельных участков с кадастровыми номерами , а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах от отходов производства и потребления в виде отработанных автомобильных шин (покрышек).

Определениями суда от 01.06.2023, 26.06.2023, 03.08.2023 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены комитет администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожный районом, Храпак Р.Н., Веренич Н.П., Министерство финансов Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации.

В возражениях на административный иск административный ответчик администрация г. Хабаровска требования не признала, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава городского округа «Город Хабаровск», администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа. В соответствии с ч. 2-1 ст. 41, 43 Устава, полномочия, функции и порядок деятельности структурных подразделений администрации г. Хабаровска, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями. В соответствий с п.2.2.16 Положения о комитете администрации города по управлению районом, утвержденного решением Хабаровской городской думы от 29.11.2016 № 464 (далее - Положение) в полномочия комитета по управлению районом входит участие в пределах компетенции органов местного самоуправления в организации работ по ликвидации несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии п.1.1 Положения, комитет администрации города Хабаровска по управлению районом является органом администрации города в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица. Учитывая изложенное, администрация г.Хабаровска является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Как было указано выше, полномочия по очистке земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, собственность на которые не разграничена, на территории Железнодорожного района возложена на комитет администрации города по управлению Железнодорожным районом. Относительно заявленных требований об обязании произвести очистку земельных участков с кадастровыми номерами , а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах , ссылаясь на постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 №27-11, указали на то, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, - притом что само но себе такое наделение приемлемо с точки зрения Конституции Российской Федерации - не означает, что до установления такого рода регулирования на органы местного самоуправления возлагалась вся полнота бремени несении затрат по очистке территорий муниципальных образований от загрязнения отходами потребления (Определение от 27 февраля 2018 года N 559-0), а это во всяком случае предполагает обязательность рефинансирования соответствующей деятельности за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены па расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения па эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу правовых, позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 13 октября 2015 года N 26-11 и от 26 апреля 2016 года N 13-11 возложение такой ответственности на органы местного самоуправления возможно только при наличии прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия этих органов по ликвидации мест размещения отходов па таких землях и земельных участках, сопровождаемого одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или ее субъектов в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, либо при наличии закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления несоответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов. Задача по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов имеет общегосударственное значение и участвовать в её решении должны органы всех уровней публичной власти.

В возражениях на административный иск комитет администрации г.Хабаровска по управления Железнодорожным районом с исковыми требованиями не согласился, указал на то, что органы местного самоуправления должны решать вопросы, относящиеся к непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П и от 24 декабря 2012 года №32-П), однако, это не препятствует конструктивному, основанному на признании и гарантировании самостоятельности местного самоуправления и в то же время на единстве системы публичной власти взаимодействию между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее успешного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, равно как и возложению на органы местного самоуправления тех или иных имеющих общегосударственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории: как в порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, так и в иных формах конституционно оправданного участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти конституционных функций государства на конкретной территории. Ссылаясь на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П указал на то, что задача по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов имеет общегосударственное значение, потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней публичной власти - как действующие от лица государства. Решение данной задачи не может быть возложено лишь на органы местного самоуправления и осуществляться исключительно за счет средств местных бюджетов. Также просил принять во внимание то, что отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности (малоопасные отходы). Данный вид отходов подлежит утилизации на специальных полигонах. Муниципальными контрактами на выполнение работ по ликвидации несанкционированных скоплений мусора на территории Железнодорожного района предусмотрена ликвидация отходов, относящихся к V классу опасности. В связи с чем, для проведения мероприятий по исполнению судебного акта необходимо запланировать и предусмотреть в бюджет городского округа «Город Хабаровск» бюджетные средства на выполнение работ по уборке и утилизации отработанных автомобильных шин (покрышек) в соответствии с Порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, разработать аукционную документацию и провести ряд других необходимых мероприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», большой объем отработанных автомобильных шин (покрышек), расположенных на земельных участках выполнить работы по ликвидации данных отходов, возможно не ранее 4 квартала 2024 года. Просил в удовлетворении заявленных требований к комитету администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожным районом отказать.

В возражениях на административный иск административный ответчик Министерство финансов Хабаровского края требования не признала, указав, что на Министерство не возложена обязанность по принятию мер, направленных на очистку от отходов земель, расположенных на территории городских округов. Привлечение Министерства обосновано необходимостью определения при рассмотрении данного дела объема финансирования из краевого бюджета для целей осуществления администрацией г. Хабаровска очистки от отходов земель, расположенных на территории городского округа «Город Хабаровск», при этом указывает на то, что статус финансового органа и статус главного распорядителя бюджетных средств - это два самостоятельных статуса исполнительных органов с соответствующими бюджетными полномочиями. Осуществление деятельности Министерства обособлено рамками вопросов, входящих в его компетенцию (раздел 1 Положения о Министерстве). Согласно пункту 1.2 раздела 1, пункта 3.14 раздела 3 Положения о Министерстве оно является исполнительным органом края со статусом Финансового органом края и со статусом главного распорядителя средств краевого бюджета. Бюджетные полномочия финансового органа края исполняются Министерством в соответствии с положениями БК РФ, регламентирующими процедуры составления и исполнения краевого бюджета. Согласно указанным нормам бюджетные полномочия финансового органа края Министерство осуществляет исключительно на основании обоснований, расчетов, заявок, предложений главных распорядителей средств краевого бюджета по отраслевым расходам, закрепленным за ними Ведомственной структурой расходов краевого бюджета. Главные распорядители бюджетных средств для целей составления проекта закона о краевом бюджете планируют соответствующие расходы краевого бюджета, составляют обоснования бюджетных ассигнований и представляют их в Министерство в соответствии со сроками, порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, установленными Министерством (подпункт 1.7.2 пункта 1.7 раздела 1 Порядка № 162-пр). Формирование бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется с учетом программно-целевого принципа в соответствии с утвержденными государственными программами, перечень которых используется главными распорядителями бюджетных средств для планирования бюджетных ассигнований (пункты 1.1, 1.3 раздела 1 Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных приказом Министерства от 28 июня 2013 г. № 99П). Министерство как финансовый орган само по себе без перечисленных документов главных распорядителей средств краевого бюджета составление, организацию исполнения краевого бюджета по закрепленным за ними отраслевым бюджетным ассигнованиям не осуществляет. Согласно Положению о Министерстве оно не наделено какими-либо полномочиями в сфере отходов, охраны окружающей среды, экологической безопасности. Ведомственной структурой расходов краевого бюджета за Министерством как за главным распорядителем бюджетных средств по Главе 034 закреплены свои программные расходы, не касающиеся реализации вопросов по вышеназванным сферам. Обоснования, расчеты, заявки, предложения для целей формирования проекта закона о краевом бюджете, внесения изменений в принятый закон о бюджете, исполнения соответствующей части краевого бюджета составляются Министерством как главным распорядителем только в отношении закрепленных за ним по Главе 034 программных расходов. Следовательно, Министерство не уполномочено определять объем средств краевого бюджета в сфере, не входящей в его компетенцию, в т.ч. в сфере отходов, охраны окружающей среды, экологической безопасности. В соответствии со ст.139 БК РФ предоставляемое из бюджета субъекта РФ в местный бюджет в форме субсидии софинансирование представляет собой финансовую помощь местному бюджету для исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Предоставление упомянутой финансовой помощи из бюджета субъекта РФ имеет обусловленность - муниципальное образование обязано исполнить расходное обязательство, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, т.е. произвести финансирование такого расходного обязательства за счет средств собственных доходов местного бюджета (абзац 3 пункта 3 статьи 139 БК РФ). Предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам осуществляется на основании и в соответствии с законами, нормативными правовыми актами субъекта РФ (пункт 3 статьи 139, пункт 3 статьи 184.1 БК РФ, постановление Правительства Хабаровского края от 07 мая 2019 г. № 181-пр). Предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта РФ, не допускается (абзац 5 пункта 3 статьи 139 БК РФ). Действующими Законами Хабаровского края, нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края не предусмотрено предоставление из краевого бюджета местным бюджетам субсидий на цели ликвидации мест несанкционированного размещения отходов (стихийных свалок). Кроме того, в предоставлении такого софинансирования городскому округу «Город Хабаровск» нет необходимости, поскольку из содержания отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Хабаровск» за 2022 год, утвержденного Решением Хабаровской городской Думы 7 созыва от 23 мая 2023 года № 1232, а также отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Хабаровск» за 1 полугодие 2023 года, утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска от 19 июля 2023 г. № 2900, поступивших доходов от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена, будет достаточно для осуществления мероприятий по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании представитель административного истца Тетерина А.С., требования административного иска с учетом их уточнения поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.Хабаровска Мостовюк Я.С. в судебном заседании доводы возражений и дополнений к ним поддержала в полном объеме, настаивала на том, что надлежащим ответчиком по делу является комитет администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, просила учесть, что предметом заявленных требований является обязание произвести очистку земельных участков от покрышек, которые относятся к четвертому классу опасности, в связи с чем, необходимо заключить муниципальный контракт, поэтому двухмесячный срок для исполнения решения суда является недостаточным, указанные работы могут быть проведены не ранее четвертого квартала 2024 года.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства финансов Хабаровского края Бахмат Т.А. поддержала доводы возражений в полном объеме.

Представители административных ответчиков комитета администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, министерства финансов Российской Федерации, административные ответчики Храпак Р.Н., Веренич Н.П. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решений, действия (бездействие), не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ФИО8 выявлено, что в географических координатах на землях, государственная собственность не разграничена, а также на территории СНТ «Хабаровское отделение ДВЖД» на земельных участках с кадастровыми номерами: , обнаружены отработанные автомобильные шины (покрышки).

Из содержания выписки из ЕГРЮЛ от 10.02.2023 следует, что СНТ «Хабаровское отделение ДВЖД» прекратило свою деятельность 15.04.2019.

Сведения о правообладателях земельных участках с кадастровыми номерами: содержатся в выписках из ЕГРН, согласно которым ими являются Веренич Н.П. и Храпак Р.Н.

Согласно свидетельству от 20.04.1994 о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером (участок ) собственником указанного земельного участка является Веренич Н.П.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (участок ) установлено за Храпак Р.Н., что подтверждается свидетельством от 20.04.1994 о праве собственности на земельный участок.

12.07.2023 помощником Хабаровского природоохранного прокурора, совместно со специалистом Росрестра по Хабаровскому краю, комитета администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожного района, Веренич Н.П., проведен осмотр территории СНТ «Хабаровское отделение ДВЖД» результаты которого отражены в акте осмотра, а также в письме заместителя руководителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 14.07.2023, согласно которому загрязнения участков (покрышки колес) частично расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами при этом земельные участки с кадастровыми номерами являются дорогой и права, ограничения/обременения на земельный участок отсутствуют.

Доказательств принятия мер по ликвидации данной несанкционированной свалки административным ответчиком – администрацией г.Хабаровска суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имущество.

В силу ч.3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Федеральным законом от 03.07.2016 №334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в абзац четвертый п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ), охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ).

На основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено, в числе прочего, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст с 01.07.2002 введен в действие - ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (далее ГОСТ 30772-2001), согласно п. 7.8 которого собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001, согласно которому несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления, а именно администрация г.Хабаровска, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, должны самостоятельно осуществлять деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки, состоящей из отработанных автомобильных шин (покрышек), расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 27:23:0041811:66, 27:23:0041810:97, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах 48.435392, 135.146605.

Несанкционированные свалки причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан, при этом, как указано выше в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 КАС РФ необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушений прав и законных интересов заявителя либо неопределенного круга лиц, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов таких лиц с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Рассматривая заявленные прокурором г.Хабаровска требования к администрации г.Хабаровска, руководствуясь положениями ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ, суд приходит к выводу, что в данном случае администрацией г.Хабаровска допущено незаконное бездействие, поскольку на протяжении длительного времени не осуществлялись какие-либо мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки из отработанных автомобильных шин (покрышек), что приводит к несоблюдению требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Наличие указанной несанкционированной свалки на территории г.Хабаровска создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья неопределенного круга лиц и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания.

Исходя из положений статей 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Приведенный административным ответчиком администрацией г.Хабаровска довод о том, что надлежащим ответчиком является комитет администрации г.Хабаровска по управлению районом, является необоснованным.

В соответствии с Положением о комитете администрации города по управлению районом, утвержденного решением Хабаровской городской думы от 29.11.2016 № 464, Комитет является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, входит в структуру местной администрации и самостоятельным органом местного самоуправления указанного муниципального образования не является, ввиду чего в иске к данному административному ответчику надлежит отказать.

Следовательно, администрация г.Хабаровска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Хабаровск», является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Принимая во внимание то, что в ходе проведения осмотра 12.07.2023 на земельных участках с кадастровыми номерами: , принадлежащих на праве собственности Храпак Р.Н. и Веренич Н.П. отходов производства и потребления в виде отработанных автомобильных шин (покрышек) не обнаружено, то оснований для возложения на них какой-либо обязанности не имеется.

Оснований для применения к рассматриваемому спору правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.05.2023 №27-П, не имеется, поскольку в указанном Постановлении Конституционного суда РФ речь идет о необходимости определения объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к административным ответчикам комитету администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, Храпак Р.Н., Веренич Н.П., министерству финансов Хабаровского края, министерству финансов Российской Федерации.

Оснований для рассмотрения настоящего спора в рамках гражданского судопроизводства с учетом его характера, о чем заявлено в возражениях представителем администрации г.Хабаровска, суд не усматривает.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований Хабаровского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по очистке земельных участков с кадастровыми номерами а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах от отходов производства и потребления в виде отработанных автомобильных шин (покрышек), а также обязании администрации г.Хабаровска принять меры к ликвидации несанкционированной свалке на указанных земельных участках.

Учитывая требования п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, а также принимая во внимание то, что организация работ по исполнению решения суда требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, исходя из значительной площади территории накопления отходов производства и потребления, с учетом разумности и обеспечения соблюдения прав и интересов сторон, суд полагает установить исполнимые сроки для реализации решения суда в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь положениями ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Хабаровска – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Хабаровска по очистке земельных участков с кадастровыми номерами , а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах от отходов производства и потребления в виде отработанных автомобильных шин (покрышек).

Возложить на администрацию города Хабаровска обязанность принять меры по очистке земельных участков с кадастровыми номерами , а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в географических координатах от отходов производства и потребления в виде отработанных автомобильных шин (покрышек).

В удовлетворении исковых требований к комитету администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, Храпак Раисе Николаевне, Веренич Нине Петровне, министерству финансов Хабаровского края, министерству финансов Российской Федерации – отказать.

Установить срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 30.08.2023.

Судья И.Г. Красинская