ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2789/18 от 30.07.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2а-2789/18


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«30» июля 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Воронежской городской Думе, председателю Воронежской городской Думы ФИО2 о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по внесению поправок в Устав Воронежа, определяющих порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж с целью приведения Устава Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязании привести Устав Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеся поправки в устав Воронежа, определяющие порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО1 обратился в суд с иском к Воронежской городской Думе, председателю Воронежской городской Думы ФИО2 и указывает, что Уставом городского округа город Воронеж предусмотрен порядок обнародования только нормативных правовых актов, а порядок обнародования ненормативных актов не установлен, при этом, ч.9 ст.44 закона «О местном самоуправлении» установлено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта РФ осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. ФИО1 полагает, что со стороны Воронежской городской Думы имеют место незаконные бездействия, которые носят длящийся характер с 28.12.2016г. до настоящего времени, которые заключаются в непринятии мер по внесению поправок в Устав городского округа город Воронеж, определяющих порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж с целью приведения устава Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 закона «О местном самоуправлении». О незаконных бездействиях административного ответчика ему стало известно из содержания ответа от 13.06.2018г. Воронежской городской Думы за подписью ее председателя, который получен им 18.06.2018г. Председатель Воронежской городской Думы в пределах своих прав и полномочий имел достаточно времени, чтобы инициировать включение в план правотворческой деятельности Воронежской городской Думы подготовку проекта необходимых поправок в Устав Воронежа, а так же предложить депутатам принять поручение о подготовке проекта поправок в Устав Воронежа, в то время как, по мнению ФИО1, административные ответчики, не могли не знать о несоответствии Устава Воронежа федеральному закону, но должных действий не предприняли. В связи с указанным, административный истец просит суд признать незаконными бездействия, выразившееся в непринятии мер по внесению поправок в Устав Воронежа, определяющих порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж с целью приведения Устава Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязать привести Устав Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеся поправки в устав Воронежа, определяющие порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, при этом пояснил, что его права нарушены, так как созданы препятствия для получения информации не только Воронежской городской Думы, но и всех органов местного самоуправления, что бы он мог в соответствии с Федеральным законом№131-ФЗ от 06.10.2003г. не листать все документы, а ознакомиться только с Уставом города и выяснить, как обнародуется тот или иной документ, тем самым сократить время на поиск, а отсутствие этой нормы в Уставе создает ему препятствия в ознакомлении с принятыми решениями органов местного самоуправления.

Административный ответчик председатель Воронежской городской Думы ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Воронежской городской Думы по доверенности ФИО3 просил в иске отказать, представил суду возражения, приобщенные к материалам дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление представлено через муниципальные образования, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствие со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствие со ст.ст.7, 17, 43, 47, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов…

В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения. Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

Согласно ст.ст.55, 57 Устава городского округа город Воронеж", принятого Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-I население городского округа непосредственно, а также органы и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, входящим в компетенцию городского округа. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Воронежской области. Право внесения проектов правовых актов принадлежит только субъектам правотворческой инициативы. К субъектам правотворческой инициативы относятся депутаты городской Думы, глава городского округа, прокурор города Воронежа, Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж по вопросам, отнесенным к ее компетенции, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан. Муниципальные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории городского округа. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области. Муниципальные правовые акты городского округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным нормативным правовым актам Воронежской области, настоящему Уставу. В систему муниципальных правовых актов городского округа входят: 1) Устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты городской Думы; 3) правовые акты главы городского округа, администрации городского округа и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Устав городского округа и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме. Если для реализации решения, принятого населением городского округа на местном референдуме, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления городского округа, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления городского округа, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) в газетах "Воронежский курьер" или "Берег". Указанные муниципальные правовые акты должны быть опубликованы (обнародованы) в семидневный срок со дня их подписания главой городского округа. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа. Глава городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами. Правовые акты главы городского округа и администрации городского округа вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самими актами. Заместители главы администрации городского округа, руководители органов администрации городского округа издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами. Правовые акты заместителей главы администрации городского округа, руководителей органов администрации городского округа вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самими актами. Городская Дума вправе обжаловать правовые акты, принятые администрацией городского округа, иными органами и должностными лицами местного самоуправления городского округа в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, исходя из содержания норм указанного федерального закона, и положений нормативного акта Постановления Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж" можно сделать вывод о том, что Устав городского округа город Воронежа содержит аналогичные федеральному закону положения о муниципальных правовых актах, их видах, порядке их опубликования, в том числе нормы закона, которые указывают на то, что все муниципальные правовые акты, независимо от того, носят они нормативный характер или не относятся к нормативным правовым актам, не должны противоречить Уставу городского округа город Воронеж, который в свою очередь не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из заявленных исковых требований, административный истец ФИО1 указывает, что Устав городского округа город Воронеж не соответствует ст.47 ч.3 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, в него необходимо внести изменения. Вместе с тем, КАС РФ в главе 21 устанавливает порядок оспаривания нормативных актов представительного органа местного самоуправления, к которым и относится постановление Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж". При этом, административный истец не оспаривает указанный нормативный акт на предмет его не соответствия требованиям федерального закона. В связи с тем, что КАС РФ устанавливает судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов, то до того момента пока отсутствует вступившее в законную силу решение суда, которым признается факт не соответствия нормативного акта требованиям федерального закона, оспариваемый нормативный акт, а в данном случае это Устав городского округа город Воронеж, считается соответствующим требованиям федерального законодательства, а мнение административного истца, относительно необходимости внесения поправок в Устав городского округа город Воронеж, является его субъективным мнением, которое не порождает таких последствий как необходимость внесения изменений в Устав.

Кроме того, суд считает, что административный истец не правильно толкует норму ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которую надо рассматривать во взаимосвязи с полным текстом нормы закона, всех ее частей, а так же нормы ст.15 Конституции РФ, исходя из чего можно сделать вывод о том, что из приведенных норм в их совокупности следует, что законодатель возложил на органы местного самоуправления обязанность устанавливать в уставе муниципального образования порядок вступления в силу муниципальных правовых актов и порядок их официального опубликования, однако, в обязательном порядке законодатель предусмотрел публикацию только любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а опубликование иных, в том числе ненормативных, подлежит определению в Уставе органа местного самоуправления, при этом учитывается, что целью официального опубликования правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, а не любопытство, как указывает административный истец.

При этом, суд считает необходимым указать, что любой муниципальный правовой акт, который носит ненормативный характер, не может нарушать права и интересы ФИО1 как жителя городского округа город Воронеж, так как в этом и отличие нормативного акта от ненормативного, что если акт затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, он подлежит опубликованию.

Требования административного истца о признании незаконным бездействия председателя Воронежской городской Думы, выразившееся в непринятии мер по внесению поправок в Устав Воронежа, определяющих порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж с целью приведения Устава Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не подлежат удовлетворению, так как судом не установлено бездействий со стороны председателя Воронежской городской Думы, в связи с тем, что согласно ст.32 Устава городского округа город Воронеж председатель городской Думы не является субъектом правотворческой деятельности, а организует ее работу, председательствует на ее заседаниях, руководит подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение городской Думы; организует процесс подготовки и принятия правовых актов городской Думы; подписывает протокол заседания городской Думы; осуществляет общее руководство работой аппарата городской Думы; принимает меры по информированию населения о работе городской Думы и учету общественного мнения; представляет городскую Думу в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, с территориальным общественным самоуправлением, населением; является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете городского округа на содержание и обеспечение деятельности городской Думы и ее аппарата. Кроме того, отсутствует необходимость в принятии мер по внесению поправок в Устав городского округа город Воронеж, так как отсутствует судебный акт, свидетельствующий о том, что Устав города Воронежа не соответствует требованиям ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и административнм истцом не указано, в чем конкретно и какие его права нарушены и как следствие не представлено доказательств нарушения его прав. Доводы административного истца о возможном нарушенном праве на будущее и ссылки на нарушение его права, так как созданы препятствия для получения информации не только Воронежской городской Думы, но и всех органов местного самоуправления, что бы он мог в соответствии с Федеральным законом№131-ФЗ от 06.10.2003г. не листать все документы, а ознакомиться только с Уставом города и выяснить, как обнародуется тот или иной документ, тем самым сократить время на поиск, а отсутствие этой нормы в Уставе создает ему препятствия в ознакомлении с принятыми решениями органов местного самоуправления, судом не могут быть приняты во внимание, так как свидетельствуют о нарушении каких-либо прав административного истца.

Так же не подлежат удовлетворению и требования ФИО1 об обязании Воронежской городской Думы привести Устав Воронежа в соответствии с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеся поправки в устав Воронежа, определяющие порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, так как решение вопроса о внесение поправок в Устав городского округа город Воронеж относится к исключительной компетенции ответчика, в деятельность которого суд вмешиваться не может, иначе это будет противоречить Конституции РФ.

В соответствие ст. 56 Постановления Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж" городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении главы городского округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом. Решения городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, а также решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции городской Думы федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, настоящим Уставом, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Правовые акты городской Думы вступают в силу со дня их подписания, если иное не определено самим актом.

Ст.35 Устава городского округа город Воронеж предусматривает, что к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений…

Аналогичная норма имеется в ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования…Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Таким образом, понуждение путем принятия судебного решения органа местного самоуправления к разработке проекта муниципального нормативного правового акта, принятию им определенного правового акта либо внесению изменений в действующий нормативный правовой акт противоречит конституционным принципам разделения властей и самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации, так как внесение изменений в Устав городского округа город Воронеж относится к исключительной компетенции Воронежской городской Думы.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Воронежской городской Думе, председателю Воронежской городской Думы ФИО2 о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по внесению поправок в Устав Воронежа, определяющих порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж с целью приведения Устава Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязании привести Устав Воронежа в соответствие с требованиями ч.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеся поправки в устав Воронежа, определяющие порядок обнародования ненормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: