ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-278/2016 от 11.03.2016 Палласовского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-278/2016 год.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» марта 2016 год город Палласовка

Волгоградская область

Палласовский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Павлова М.В.,

при секретаре Утюшевой М.А.,

с участием:

административного истца Мамметова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий об оспаривании решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд административным иском к Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий об оспаривании решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование которого указано, что 29 сентября 2015 года Комиссия Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий рассмотрев заявление реабилитированного ФИО5 во исполнение решения Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение: Основание для выделения земельного участка гр. ФИО5 отсутствует.

Копия решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему была вручена почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обжалования не пропущен.

Указывает, что решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением прав реабилитированного ФИО5, подлежащее отмене, так как в заседании комиссии вправе принимать участие заявитель или его представители, работники государственных и общественных организаций, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу, а так же представители средств массовой информации, однако ни ФИО5, ни его представитель о месте и времени заседания Комиссии извещены не были, ФИО5 не была представлена возможность участия в заседании Комиссии, в связи с чем он был лишён возможности давать объяснения, представлять доказательства, знакомиться с поступившими материалами, ходатайствовать об истребовании дополнительных доказательств и архивных материалов.

Указывает, что вызывает сомнение правомочность заседания Комиссии, формирование его состава, присутствие более половины членов Комиссии и принятие решения простым большинством голосов.

Считает, что оспариваемое решение в отношении ФИО5 противоречит ранее принятому решению от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд о признании, проведённого ДД.ММ.ГГГГ заседания в части принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного с нарушением прав реабилитированного ФИО5 незаконным. Обязать Комиссию Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий провести новое заседание по делу реабилитированного ФИО5 с предоставлением ФИО5 возможности реализовать свои права, предусмотренные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» как реабилитированного.

В судебном заседании административный истец ФИО5 административный иск поддержал в полном объёме. В письменных объяснениях (л.д. 51) указал, что в 1992 году после принятия Закона о реабилитации жертв политических репрессий он и его сестра ФИО2 обратились в Информационный центр УМВД по <адрес>, где информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ с приложением архивных материалов им было рекомендовано в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17.04.l991 года, обратится в райсовет по месту раскулачивания, предъявив ксерокопии архивных материалов о пребывании на спецпоселении. ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по восстановлению прав реабилитированных Алуштинского горсовета народных депутатов согласно их заявлению приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ. В своём заявлении они просили установить факт раскулачивания их двора семейно-трудового объединения, осуществляющего сельское хозяйство (виноградарство и садоводство), домохозяином которого являлся его отец ФИО16 Аппаз и его дед ФИО16 Молла ФИО1, конфискации их имущества (земли скота и жилья). В ходе работы комиссии по их просьбе, председатель комиссии ФИО11, выезжал с ними в <адрес>, где они ему показали место расположения их дома, где он родился и жил до их ссылки. На указанном месте находилось жилое сооружение в аварийном состоянии, впоследствии запросив архивные материалы ФИО11, подтвердил им, что это действительно был их дом, но в нём проживают уже много лет люди и поэтому вместо возврата им их дома и в целях обеспечения их права проживания в родном селе, откуда их выселили, комиссия обязана обеспечить их жилыми помещениями. Однако с учётом того, что свободных жилых помещений в селе Малореченское нет, то комиссия предложила им вместо жилья выделить земельные участки в первоочередном порядке и оказать помощь в строительстве жилья, а ему как инвалиду оказать ещё и материальную помощь. Также было установлено расположение и площадь земельных наделов входящих в их семейно-трудовое объединение, виноградники на площади 1576 кв. саженей, садов на площади 2071 кв. саженей, корова одна голова и три овцы. Установлена была даже сумма уплаченного их двором сельхозналога в размере 64 рубля 44 копейки. На основании собранных доказательств и с их согласия комиссия приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым признала его право и право его сестры на получение земельных участков в первоочередном порядке, просила Алуштинский горисполком поставить их на учёт для получения земельных участков в селе Малореченское в первоочередном порядке. Решение Алуштиского горисполкома о взятии их на учёт для получения земельных участков было принято, ним они были ознакомлены, после чего оно было приобщено к материалам их дела о реабилитации. В последующие годы он приезжал в Алушту и был на приёме у председателя комиссии ФИО11, который заверил его, что он поставлен на учёт для получения земельного участка, знакомил его с делом о реабилитации, где содержались архивные сведения и сведения об учёте и исполнении решения комиссии, документы все были в сохранности пронумерованы и прошиты. Они так же говорили об оказании помощи в строительстве жилья, на что он сказал, что ему необходимо будет написать заявление после того как получит землю. Так же по его поручению в Алуштинсий горисполком и в комиссию по восстановлению прав реабилитированных обращались его сыновья и родственники, которых так же заверяли о его праве на получение земли и наличия его в списках учёта граждан для получения земельных участков. При таких обстоятельствах сведения, указанные в решении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, сообщённые Алуштинским городским советом от ДД.ММ.ГГГГ №М-102/4855/2-4545 о не поступлении архивных документов на государственное хранение в архивный отдел муниципальный архив являются ложными (не соответствующими действительности). При условии соблюдения Комиссией Республики Крым и его руководством действующего законодательства о реабилитации жертв политических репрессий и руководствуясь в своей деятельности положением о Комиссии, регламентом работы Комиссии Республики Крым у него была бы возможность дать пояснения и предоставить доказательства на заседании комиссии, прошедшей ДД.ММ.ГГГГ, однако его права были нарушены, и он был лишён возможности довести до сведения Комиссии изложенные обстоятельства, заявлять ходатайство о привлечении экспертов и специалистов и создать экспертную группу по его вопросу.

Представитель административного ответчика – Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, просил рассмотреть административный иск в его отсутствии. Представил возражения против удовлетворения требований (л.д. 38-40), в которых указал, что Положением о Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённым постановлением Государственного совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено приглашение и участие заявителя на заседании Комиссии. Положение о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённое постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Считает, что административный иск должен был быть возвращён заявителю как поданный с нарушением правил подсудности, административный истец ФИО5 не представил доказательства того, что он является реабилитированным лицом, в связи с чем не является субъектом обращения в Комиссию.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В силу ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч. 2 ст. 15 КАС РФ).

При проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Пунктом 3 постановления Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий" рекомендовано Президиумам Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, малым <адрес>вых и областных Советов народных депутатов, городским и районным Советам народных депутатов в двухмесячный срок утвердить состав, председателей и заместителей председателей комиссий, а также положения об организации и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

В соответствии с п. 4.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённого постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий" заседания комиссии созываются по мере необходимости. Заседание является правомочным, если на нём присутствует более половины членов комиссии. Ведётся протокол заседания, решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии. Решение оформляется в виде заключения, которое подписывается председателем и секретарем комиссии. В заседании комиссии вправе принимать участие заявитель или его представители, работники государственных и общественных организаций, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу, а также представители средств массовой информации.

Судом установлено, что решением Алуштинского городского Совета народных депутатов Комиссией по восстановлению прав реабилитированных от ДД.ММ.ГГГГ (копия на л.д. 5) признан факт раскулачивания ФИО1 и административного выселения с другими членами семьи за пределы Крыма; ФИО16 Молл ФИО1 является реабилитированным. Признан, что его внуки: ФИО2, 1923 г. рождения, проживающая в Дагестане <адрес> и ФИО3, 1929 г. рождения, проживающий в Дагестане <адрес>А, <адрес> являются членами семьи репрессированного перенёсшими лишения в ссылке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просить Алештинский горисполком поставить ФИО2 и ФИО3 на учёт для получения земельных участков в <адрес> в первоочередном порядке.

Решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому делу по заявлению ФИО5 об установлении факта, имеющего юридическое значение (копия на л.д. 24-25) установлено, что решение от ДД.ММ.ГГГГ Алуштинского городского Совета народных депутатов комиссии по восстановлению прав реабилитированных, выданного ФИО3, 1929 года рождения, проживающему в Дагестане <адрес>А, <адрес> принадлежит ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца пос. Б. <адрес>, проживающему по адресу <адрес>; установлен факт выдачи свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ областным архивом ЗАГС IV-АП , на имя ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> городского Совета ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца пос. Б. <адрес>, проживающему по адресу <адрес>.

ФИО5 имеет право на льготы, установленные статьёй 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, которое является бессрочным и действительно на всей территории Российской Федерации (копия на л.д. 9 на обороте).

Решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО5 к председателю Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым ФИО6 о признании незаконным бездействия по не рассмотрению обращения по проведению анализа реализации его права как реабилитированного, установленного решением комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных от ДД.ММ.ГГГГ (копия на л.д. 59-61) признано незаконным бездействие Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым ФИО6 по не рассмотрению обращения, направленного в интересах ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, вручённого ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки и по существу поставленных в обращении вопросов.

Решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО5 о признании незаконным бездействия Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым (копия на л.д. 18-19) признано незаконным бездействие Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым, выразившимся в не рассмотрении заявления ФИО5 о нарушении прав, свобод и законных интересов реабилитированного ФИО5, по исполнению решения Алуштинского городского совета народных депутатов комиссии по восстановлению прав реабилитированных от ДД.ММ.ГГГГ органами государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления <адрес> и внесении предложения об устранении нарушений. Обязана Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым рассмотреть поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО5 о нарушении прав, свобод и законных интересов реабилитированного ФИО5, по исполнению решения Алуштинского городского совета народных депутатов комиссии по восстановлению прав реабилитированных от ДД.ММ.ГГГГ органами государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления <адрес> и внесении предложения об устранении нарушений по существу поставленных в обращении вопросов.

Комиссией Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий во исполнение решения Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу рассмотрено заявление ФИО5 о нарушении его прав, свобод и законных интересов реабилитированного ФИО5, по исполнению решения Алуштинского городского совета народных депутатов, комиссии по восстановлению прав реабилитированных от ДД.ММ.ГГГГ органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления <адрес> и внесении предложения об устранении нарушений. В ходе рассмотрения Комиссией Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий запрошены материалы от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Главы муниципального образования городского округа Алушта, администрации Малореченского сельского поселения муниципального образования городской округ Алушта, по вопросу предоставления документов и материалов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения обращения. Комиссия Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, проанализировав и изучив представленные материалы, установила: Решением комиссии по восстановлению прав реабилитированных Алуштинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ признан факт раскулачивания гр. ФИО1 и административного выселения с другими членами семьи за пределы Крыма из села Кучук <адрес>, ныне <адрес> городской округ Алушта. Согласно статьи 3 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 является реабилитированным. ФИО3, 1929 г. рождения, проживающий в Дагестане <адрес>А, <адрес> является внуком реабилитированного ФИО1. ФИО5 в соответствии со справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ выданной исполнительным комитетом Алуштинского городского совета на основании ст. 3 закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от ДД.ММ.ГГГГ-ХIl, по решению комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ реабилитирован. Согласно письму Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № М-102/4855/2-4545, журнал входящей корреспонденции Алуштинского горисполкома за 1993 год, Постановление Алуштинского горисполкома о постановке на учёт реабилитированного ФИО5, для получения земельного участка в <адрес> за 1993 год, а также списки граждан, поставленных на учёт для получения земельных участков в Малореченское с 1993 года на государственное хранение в архивный отдел (муниципальный архив) не поступали. В связи с чем, в Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий отсутствует указанная информация. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым определён Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Согласно части первой статьи 3 Закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта предоставляются льготным категориям гражданам. Льготная категория граждан определена статьёй 4 Закона, к которым относятся, в том числе граждане, признанные подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий. В соответствии со статьёй 5 Закона предоставление земельных участков граждан, осуществляется при соблюдении следующих условий: гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка; он, его супруг и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством; не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, либо не используют жилое помещение на условиях социального найма; не отчуждали недвижимое имущество. Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт что гражданин ФИО5 не соответствует условиям, установленным пунктом 1 статьи 5, а именно – постоянно не проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, Комиссия Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий решила: Основания для выделения земельного участка гр. ФИО5 отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией Решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7), а так же представленной административным ответчиком по электронной почте по запросу суда копией протокола заседания Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-37), согласно которого рассматривалось решение Палласовского районного суда <адрес> по заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу и Комиссией принято решение о том, что основания для выделения земельного участка ФИО5 отсутствуют, рассматривались и другие вопросы.

Из показаний свидетелей ФИО12 и ФИО13 отражённых в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (копия показаний на л.д. 15 на обороте и 16, л.д. 16, 16 на обороте) следует, что в Алуштинском горсовете в списке лиц, имеющих право на земельный участок как реабилитированный состоял ФИО5, что нашло подтверждение и в Малореченской сельской администрации.

Свидетель ФИО14 показал, что ФИО5 его отец. В 1993 году ФИО5 и его сестра – ФИО15 обратились в Комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий Алуштинского городского совета. Целью обращение явилось восстановление в жилищных, имущественных и социальных правах. Они просили признать факт раскулачивания, пребывания в спецпоселении. Представитель Комиссии выезжал на место, где находился дом их деда. На этом месте находился частный дом в аварийном состоянии. Это ему известно с их слов. Им представитель Комиссии пояснил, что они не могут вернуть дом их деда, однако, согласно законодательству о жертвах политических репрессий, так как они изъявили желание проживать там, где родились, Комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий приняла решение выделить земельный участок в первоочередном порядке и помочь в строительстве дома. ФИО5стал ждать, когда придёт уведомлении о предоставлении ему земельного участка в первоочередном порядке в <адрес>. В 1994 году ФИО5 продал квартиру в <адрес>, чтобы иметь денежные средства на строительство дома. В 1996 году он был в горисполкоме <адрес>. ФИО5 попросил его зайти в Алуштинский горисполком и узнать, как продвигаются дела с предоставлением земельного участка. Он обратился в Комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессии, где ему подтвердили, что ФИО5 стоит на учёте для предоставления земельного участка в первоочередном порядке и сказали, что нужно ждать, их известят. Он указал, что проживает в <адрес>. В 2002 по 2005 г.г. он проживал в пгт. <адрес>. В этот период ездил в Алуштинский горисполком, где интересовался вопросом о выделении земельного участка для ФИО5 Он лично видел списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вывешенные в коридоре Алуштинского горисполкома. Шрифт был мелкий, распечатаны списки на лазерном принтере. Он также писал заявление о предоставлении ему земельного участка в <адрес>, так как является сыном реабилитированного. В Алуштинском горисполкоме ему подтвердили, что ФИО5 стоит на учёте, и никто не ставил это под сомнение. После обращения в Алуштинский горисполком ему было предложено обратиться к голове Малореченского сельского Совета, где должны были выделить земельный участок. Голова Свинтицкий в его присутствии достал блокнот и зачитал 4 фамилии лиц, которые стоят на учёте для предоставления земельного участка в первоочередном порядке. В этом списке был и ФИО5 В период с 2002 г. по 2005 г. он неоднократно обращался в Алуштинский горисполком по данному вопросу. В 2011 г. он был в <адрес>, где разговаривал с головой поселения Трачук. Тот тоже сказал, чтобы они ждали выдела земельного участка. Он по поручению отца принимал участие по гражданским делам. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение в их пользу. После вступления данного решения в законную силу он обратился к Председателю Комиссии по восстановлению прав реабилитированных ФИО6, указал, что его заявление направляется в дополнение к ранее направленному обращению. Данное дополнительное заявление не было рассмотрено.

Суд, оценив имеющиеся в административном деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, приходит к выводу о том, что административный иск ФИО5 к Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий об оспаривании решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения подлежит частичному удовлетворению. Учитывая, что заявитель ФИО5 не извещён о времени и месте заседания Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, что подтверждается копией протокола заседания Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-37), в котором сведения о предоставлении ФИО5 права принимать участие в заседании Комиссии отсутствуют, в связи с чем нарушено его право, предусмотренное п. 4.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённого постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий" – право принимать участие в заседании комиссии, поэтому необходимо признать решение Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Комиссию Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий устранить допущенное нарушение закона по вопросу рассмотрения решения Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО5 о признании незаконным бездействия Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу путём предоставления ФИО5 права принять участие в новом заседании Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым.

Об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий о признании, проведённого ДД.ММ.ГГГГ заседания незаконным отказать, поскольку материалы данного административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих о неправомочности заседания Комиссии, формирования его состава, присутствия менее половины членов Комиссии, неверном подсчёте голосов присутствующих членов комиссии.

Доводы административного истца о том, что текст в протоколе заседания Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного административным ответчиком, частично отличается от текста в протоколе, опубликованном на официальном сайте и представленного им в суд, и поэтому необходимо исключить указанный протокол из доказательств, суд не может принять во внимание, поскольку в представленной ФИО5 копии протокола отсутствуют сведения об утверждении указанного протокола, а так же доказательства соответствия её с подлинником.

Доводы административного ответчика о том, что Положением о Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённым постановлением Государственного совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено приглашение и участие заявителя на заседании Комиссии, а Положение о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённое постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный, а не обязательный характер, суд не может принять во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении административного иска в полном объёме, поскольку рекомендовано Президиумам Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, малым <адрес>вых и областных Советов народных депутатов, городским и районным Советам народных депутатов именно в двухмесячный срок утвердить состав, председателей и заместителей председателей комиссий, а также положения об организации и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (п. 3 постановления Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий"), а право заявителя принимать участие в заседании комиссии предусмотрено п. 4.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждённого постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий".

Доводы административного ответчика о том, что административный иск должен был быть возвращён заявителю как поданный с нарушением правил подсудности, не основан на законе, поскольку ч. 3 ст. 24 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.

Доводы административного ответчика о том, что административный истец ФИО5 не представил доказательства того, что он является реабилитированным лицом, в связи с чем не является субъектом обращения в Комиссию, не состоятельны, поскольку в материалах данного административного дела отсутствуют сведения об истребовании Комиссией Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий у ФИО5 необходимых сведений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22, ст. 24 КАС РФ, постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий", Положением о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО5 к Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий об оспаривании решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать решение Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия решения об отсутствии оснований для выделения земельного участка ФИО5 незаконным.

Обязать Комиссию Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий устранить допущенное нарушение закона по вопросу рассмотрения решения Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО5 о признании незаконным бездействия Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Республики Крым в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к Комиссии Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий о признании, проведённого ДД.ММ.ГГГГ заседания незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Палласовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 15 марта 2016 года.

Судья: