Дело № 2а-278/2021
27RS0020-01-2021-000604-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Головиной Е.Н.,
с участием:
- представителя административного истца, действующей на основании доверенности № 1.1-63-7763 от 30.12.2020 г. ФИО1,
- представителя административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, действующей на основании доверенности Д-127907/20/217-АК от 26.08.2020 г., судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО2,
при секретаре Исаченковой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ФИО3 о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями к административным ответчикам, мотивируя свои требования тем, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3, при рассмотрении материалов исполнительного производства от 25.01.2019 г. № 3808/19/27020-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа – постановление № 32227020180000482018 от 24.01.2019 г., выданного органом УФК по Хабаровскому краю по делу № 482/18/27020-Ам, вступившему в законную силу 01.06.2018 г., предмет исполнения – штраф по постановлению должностного лица ФССП России в размере 30 000 рублей, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. Указанным постановлением от 25.02.2021 г. на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края наложен исполнительский сбор в размере 10 000 рублей, с вынесенным постановлением административный истец не согласен по следующим основаниям. На основании Уставов Николаевского муниципального района и городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» из структуры органов местного самоуправления городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исключена местная администрация. 23.01.2019 г. внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации администрации городского поседения «Город Николаевск-на-Амуре» путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района. Правопреемником по всем правам и обязательствам администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» в порядке универсального правопреемства, является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края. Таким образом, полномочия администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исполняются администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края лишь с 23 января 2019 года. В силу требований ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Согласно информации, представленной в постановлении о взыскании исполнительского сбора, исполнительное производство возбуждено 25.01.2019 г., административное производство в 2018 г. (482/18/27020-АП). Согласно передаточным актам, обязательства администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, возложенные на него постановлением должностного лица ФССП России по делу № 482/18/27020-АП, администрации района не передавались. Постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником администрация района не получала, равно как и не знала, что в отношении нее ведется исполнительное производство по данному делу. Таким образом, администрация района до 23 декабря 2019 года не имела реальной возможности обжаловать постановление должностного лица ФССП России о наложении административного штрафа. Администрация района, получив в ноябре 2020 г. постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство, вышла с предложением на Совет депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края о выделении денежных средств на оплату административных штрафов. В декабре 2020 г. оплата указанных штрафов была произведена в полном объеме, в связи с чем ОСП по Николаевскому району были вынесены постановления об окончании исполнительных производств. Администрация района является муниципальным казенным учреждением, порядок и сроки исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируются главой 24.1 Бюджетного Кодекса РФ, который не предусматривает добровольное исполнение судебных актов, актов административных органов и должностных лиц до подачи ими как взыскателями заявлений в соответствии со ст.242.2 Бюджетного Кодекса РФ. Взыскатель, получив исполнительный документ, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение. Однако в материалах дела отсутствуют сведения о направлении постановления № 32227020180000482018 от 24.01.2019 г. в сектор финансирования и казначейского исполнения бюджета финансового управления администрации района, отсутствие поступившего на исполнение исполнительного документа лишало администрацию района правовых оснований для его исполнения в порядке и сроки, установленные законом, как в добровольном порядке, так и в принудительном порядке. Поскольку неисполнение обязанности по уплате административного штрафа обусловлено непринятием со стороны ОСП по Николаевскому району необходимых мер по обращению к исполнению вынесенного им постановления в порядке и сроки, установленные законом, вина администрации района в совершении указанного правонарушения отсутствует, в связи с чем постановление о наложении административного штрафа, равно как и исполнительные мероприятия в рамках исполнительного производства, в том числе и постановление о взыскании исполнительского сбора подлежат отмене как незаконно вынесенные. На основании изложенного просят суд постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3 от 25.02.201 г. № 27020/21/31375 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей отменить, освободить администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности № 1.1-63-7763 от 30.12.2020 г. и в пределах предоставленных полномочий, ФИО1, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, исполнительное производство было возбуждено в отношении администрации городского поселения, постановление о замены стороны в исполнительном производстве его правопреемником администрация района не получала, узнав из сводного исполнительного производства о том, что они обязаны к уплате административных штрафов за администрацию городского поселения, они вышли с предложением на Совет депутатов о выделении денежных средств на оплату штрафов, денежные средства были выделены и административный штраф был оплачен, о чем предоставляет суду платежное поручение, в администрацию района, в соответствующий финансовый орган администрации района судебным приставом-исполнителем постановление на оплату штрафа не предъявлялось, на основании указанных условий считает вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, подлежащим отмене и администрацию района просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, действующая на основании доверенности Д-127907/20/217-АК от 26.08.2020 г. и в пределах предоставленных полномочий, судебный пристав-исполнитель ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО2, просит в удовлетворении административного иска отказать, исполнительное производств было возбуждено 25.01.2019 г., должнику было направлено и им получено постановление о возбуждении исполнительного производства, исполнительский сбор выносится в случае, если по истечению 5-ти дневного срока для добровольной оплаты штрафа, должник требование не исполнил, требование об оплате штрафа были выполнены должником только 29.12.2020 г., в рамках данного ИП выносилось определение о замены стороны в исполнительном производстве ее правопреемником, сведений, когда и кем данное постановление было направлено и получено административным истцом, представить не может.
В судебное заседание административный ответчик в лице судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3 не явилась, извещена в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется соответствующее судебное извещение (расписка) о получении извещения суда, причин уважительности неявки в суд не представила, заявлений, ходатайств суду не представила.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3 по имеющимся в деле материалам, поскольку явка указанного административного ответчика судом обязательной не признавалась и не является таковой по закону, по правилам ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 3808/19/27020-ИП от 25.01.2019 г., письменный отзыв судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 17.05.2018 г. должностным лицом – и.о. начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 вынесено постановление о привлечении должника – администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, вступившего в законную силу 01.06.2018 г.
25.01.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району ФИО2 возбуждено исполнительное производство № 3808/19/27020-ИП в отношении должника – администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района, предмет исполнения: штраф по постановлению должностного лица ФССП России в размере 30 000 рублей, где должнику предложено в 5-ти дневный срок его добровольно оплатить с момента получения настоящего постановления.
Согласно реестра отправки нарочно почтовой корреспонденции ОСП по Николаевскому району, постановление о возбуждении ИП № 3808/19/27020-ИП от 25.01.2019 г., адресованное должнику – администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, получено указанным должником 31.01.2019 г.
Как установлено судом и не оспаривалось участниками процесса, на основании Уставов Николаевского муниципального района и городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» из структуры органов местного самоуправления городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исключена местная администрация.
23.01.2019 г. внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации администрации городского поседения «Город Николаевск-на-Амуре» путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района. Правопреемником по всем правам и обязательствам администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» в порядке универсального правопреемства, является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Таким образом, полномочия администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исполняются администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края с 23 января 2019 года.
06.03.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району ФИО2 вынесено постановление о замены стороны исполнительного производства ее правопреемником, где выбывшая сторона – администрация городского поселения «Город Николаевск-на-амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края заменена на ее правопреемника – администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в данном ИП.
Сведений о времени направления и получения данного постановления правопреемником в лице административного истца, в материалах исполнительного производства не имеется, административным истцом оспаривается, административным ответчиком указанные сведения суду не представлены.
Как установил суд, 29.12.2020 г. по п/п № 1969 администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края произведена оплата административного штрафа по постановлению должностного лица ФССП № 482/18/27020-АП от 01.06.2018 г. в сумме 30 000 рублей.
25.02.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника – администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края № 27020/21/31375 в сумме 10 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа об уплате штрафа № 482/18/27020-АП от 01.06.2018 г., в установленный срок.
25.02.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району ФИО3 вынесено постановление об окончании ИП 3808/19/2702-ИП от 25.01.2019 г. в связи с оплатой административного штрафа в размере 30 0000 рублей в полном объеме должником по п/п от 29.12.2020 г.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор, в силу ч.1 ст.112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч.6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П и от 02.04.2015 г. № 654-О).
Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Как установил суд, в рамках возбужденного ранее в отношении должника – администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края ИП № 3808/19/27020-ИП от 25.01.2019 г., 26.03.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району ФИО2 произведена замена должника, а именно выбывшей стороны ее правопреемником – на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, однако указанное постановление новому должнику как правопреемнику в надлежащем порядке не направлялось, что следует из анализа материалов исполнительного производства, т.е. должник, а, по сути, административный истец, не был уведомлен о замене должника в указанном исполнительном производстве, что также подтверждено представителем административного истца в судебном заседании и не оспорено представителем административного ответчика, указавшей, что сведениями о дате и времени вручения указанного постановления правопреемником, она не располагает.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ч.3 ст.52 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ о замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Поскольку такое постановление судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району ФИО2 вынесено на основании определения ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска 23.01.2019 г., что следует из указанного процессуального документа, в связи с реорганизацией администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и выбытием из структуры органов местного самоуправления администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, что не оспаривалось и участниками процесса, постановление не может быть признано незаконным и подлежащим отмене, поскольку соответствует процессуальным нормам законодательства и вынесено в рамках возбужденного ИП, и не может нарушать права должника – администрация района как правопреемника бывшего должника.
В связи с чем в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем суд находит возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора в размере 10 000 рублей по оспариваемому постановлению, признанному судом законным, поскольку судом не установлена вина должника, а именно административного истца, как правопреемника, в неоплате административного штрафа в установленный для его добровольной оплаты, срок, административный истец не был в надлежащем порядке и своевременно проинформирован судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району о вынесении постановления о замены стороны в исполнительном производстве и данное постановление не получал, о необходимости уплаты штрафа узнал только из сводного производства, на момент рассмотрения иска с постановлением о замене стороны в ИП административный истец так и не ознакомлен, вместе с тем при получении административным истцом в самостоятельном порядке информации по сводному производству о наличии задолженности по административному штрафу за должника – администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», оплатили административный штраф в полном объеме в размере 30 000 рублей 29.12.2020 г., о чем свидетельствует представленное и приобщенное к материалам дела платежное поручение, при этом суд учитывает, что само постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено только 25.02.2021 г., т.е. спустя более 2-х месяцев после оплаты штрафа административным истцом в добровольном порядке, а поскольку сведений о замене должника в исполнительном производстве материалы дела не содержат, вины должника – административного истца в неисполнении требований исполнительного документа, не имеется, поскольку административным ответчиком не доказан факт надлежащего извещения административного истца о произведенной замене должника в данном ИП на правопреемника, как того требуют положения ч.3 ст.52 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем административному истцу как должнику не было достоверно доведено о возбужденном в отношении него как правопреемнике исполнительном производстве, при этом сам должник, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, при получении данной информации самостоятельно, предпринял все меры для оплаты штрафа, т.е. исполнил указанную обязанность фактически добровольно, в связи с чем исполнительное производство было окончено по постановлению судебного пристава-исполнителя 25.02.2021 г. в связи с полным фактическим исполнением требований исполнительного документа.
В связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ФИО3 о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить частично.
Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району ФИО3 о взыскании исполнительского сбора от 25.02.2021 г. № 27020/21/31375 в размере 10 000 рублей - освободить.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения суда в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 апреля 2021 года.
Судья Е.Н. Головина