ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-278/2022 от 28.10.2022 Нолинского районного суда (Кировская область)

УИД 43RS0025-01-2022-000405-72

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2022 года г.Нолинск Кировской области

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

судьи Горбуновой С.В.,

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-278/2022 по административному иску Смирнова А.И. к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП по Нолинскому району ГУФССП России по Кировской области Артемьевой Т.В. о признании незаконными постановлений,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнов А.И. обратился в суд с требованиями, впоследствии

уточенными, к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП по Нолинскому району ГУ ФССП России по Кировской области Артемьевой Т.В. о признании незаконными постановлений, указав, что постановлением административного ответчика от 19.09.2022 в отношении него была определена задолженность по алиментам в размере 61999,85 руб. без учета направленных им 02.09.2022 через систему Госуслуг собственного расчета задолженности по алиментам за период с 21.02.2022 по 31.08.2022 в размере 106887,38 руб., подтверждающих его доход сведений, а также просьбы дать возможность оплатить задолженность в добровольном порядке, тем самым судебным приставом было проигнорировано его обращение, что является незаконным и нарушает его права и законные интересы, а также интересы его сына. Также постановлением административного ответчика от 19.09.2022 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения с него взыскан исполнительный сбор в размере 4339,98 руб., что является незаконным, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 24.08.2022 подлежащая перечислению суммы была указана в размере 0 руб., на сайте Госуслуг задолженности также не числилось. Кроме того, административным ответчиком 19.09.2022 вместо одного вынесены два постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в банке или иной кредитной организации, каждое на сумму 66339,83 руб., т.е. всего с него удерживается 132679,66 руб., что также нарушает его права и законные интересы. Задолженность по алиментам была погашена им 22.09.2022, однако административном ответчиком 06.10.2022 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с остатком задолженности 106887,38 руб., а также 11.10.2022 вынесены постановления об обращении взыскания на заработную плату должника в <данные изъяты> в размере 106887,38 руб. и о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств. Административный истец просил признать незаконными указанные постановления начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Нолинскому району ГУ ФССП России по Кировской области Артемьевой Т.В.

Определением Нолинского районного суда от 21.09.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУ ФССП России по Кировской области.

Административный истец Смирнов А.И. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в части признания незаконными постановления о расчете задолженности по алиментам от 19.09.2022 и постановления о взыскании исполнительного сбора от 19.09.2022, поскольку расчет задолженности произведен без учета направленных им судебному приставу сведений о доходах и расчете задолженности, а также просьбы ничего не арестовывать, так как платежи он будет вносить добровольно, в постановлении о возбуждении исполнительного производство не было указано на наличие подлежащей оплате задолженности, на Госуслугах также не было сведений о сумме задолженности, которую он мог бы оплатить, ждал выставления данной задолженности. В оставшейся части требования не поддерживает, поскольку оспариваемые постановления об обращении взыскания на денежные средства в банках, на заработную плату, о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств отменены, излишне взысканные с его счетов денежные средства возвращены. Определением Нолинского районного суда Кировской области от 28.10.2022 производство по делу в части признания незаконными постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, от 19.09.2022, постановления об определении задолженности по алиментам от 06.10.2022, постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 11.10.2022, постановления о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств от 11.10.2022 прекращено на основании ч. 2 ст. 225 КАС РФ.

В судебном заседании административный ответчик начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Нолинскому району Артемьева Т.В. с административными исковыми требованиями не согласна, поскольку оспариваемые постановления вынесены в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», постановление о расчете задолженности по алиментам от 19.09.2022 вынесено из расчета алиментов по среднероссийской заработной плате, поскольку должником сведений о его доходах представлено не было, также не было представлено подтверждения уплаты алиментов, о необходимости уплаты которых Смирнову А.И. было известно из судебного решения от 18.08.2022, поэтому, учитывая, что исполнительные документы о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению и срок для добровольного исполнения не представляется, с должника был взыскан исполнительный сбор. Также пояснила, что должник с расчетом задолженности и подтверждающим доходы документами обратился через сайт Госуслуг путем подачи обращения, рассматриваемого в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в 30-ти дневный срок, поэтому эти сведения не были учтены при расчете задолженности по алиментам 19.09.2022, однако они были учтены впоследствии, когда задолженность была пересчитана, в т.ч. 27.10.2022, тем самым ранее вынесенные постановления о расчете задолженности изменены и не могут быть признаны незаконными.

Заинтересованное лицо Смирнова Е.В. в судебном заседании не возражает против административного иска, суду пояснила, что для нее имеет значение своевременное и полное получение алиментов на содержание ребенка, поскольку ей перечислены алименты только дважды: 11.10.2022 - 61999,85 руб. и 20.10.2022 - 44887,53 руб., ребенок же требует ежедневных расходов, кроме того, она должна нести коммунальные расходы.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материала дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 18.08.2022 серии <№>, выданного Нолинским районный судом Кировской области по делу № 2-226/2022 на основании решения, которым со Смирнова А.И. в пользу Смирновой Е.В. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына Смирнова М.А., 20.10.2019 г. рождения, в размере ? заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 21.02.2022, начальником отдела – старшим судебным приставом Нолинского МРО СП УФССП России по Кировской области Артемьевой Т.А. 24.8.2022 возбуждено исполнительное производство <№>-ИП, с указанием о том, что требования по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 50,51,92-95).

Копия указанного постановления была направлена должнику через Единый портал госуслуг и получена им 25.08.2022 (л.д.56), что не оспаривается административным истцом.

19.09.2022 начальником отдела – старшим судебным приставом Нолинского МРО СП УФССП России по Кировской области Артемьевой Т.В. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, Смирнову А.И. определена задолженность по алиментам за период с 21.02.2022 по 19.09.2022 в размере 61999,85 руб., расчет которой произведен в соответствии со ст. 113 СК РФ исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации (л.д.57-58), а также постановление о взыскании с должника Смирнова А.И. исполнительского сбора в размере 4339,98 руб. (л.д. 54 об.).

Оспаривая указанные постановления административного ответчика, Смирнов А.И. ссылается на то, что старшим судебным приставом не приняты во внимание документы, направленные им через портал Госуслуги.

Из представленных административным истцом документов следует, что 02.09.2022 он посредством портала Госуслуг направил в Нолинский МРО СП свой расчет задолженности по алиментам за период с 21.02.2022 по 31.08.2022 в общей сумме 106887,38 руб., с приложением Книги учета доходов и расходов ИП Смирнова А.И. на 01.09.2022, справки <данные изъяты> от 09.08.2022 о размере дохода по трудовому договору, указанные документы с заявлением Смирнова А.И. в рамках исполнительного производства <№>-ИП (поименованное как объяснение стороны) и просьбой о рассмотрении его в порядке ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с приобщением к материалам дела зарегистрированы в ФССП 05.09.2022 и приобщены к материалам исполнительного производства 03.10.2022 (л.д.13-17,18,19,20-22,23,53 об.,54).

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Артемьевой Т.В. от 06.10.2022 Смирнову А.И. определена задолженность по алиментам за период с 21.02.2022 по 31.08.2022 в сумме 106887,38 руб., постановлением от 27.10.2022 Смирнову А.И. за период с 21.02.2022 по 27.10.2022 определена задолженность по алиментам в размере 0 руб., оплата за период с 21.02.2022 по 31.08.2022 составила 106887,38 руб., за период с 01.09.2022 по 30.09.20222 составила 7025,56 руб., за период с 01.10.2022 по 27.10.2022 составила 7138,19 руб. (л.д. 76,142).

В силу п. 5 ч. 14 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Согласно ч.ч. 1, 2 3,4,6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 2.2 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам, в том числе, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов).

Право сторон исполнительного производства заявлять ходатайства, давать письменные объяснения и приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, предусмотрено ст. 50 указанного Федерального закона.

Статьей 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление.

В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Поскольку заявление Смирнова А.И. содержало просьбу о приобщении его расчета по алиментам и подтверждающих доходы документов к материалам исполнительного производства, оно подлежало рассмотрению в порядке ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при этом доводы административного ответчика о том, что должником заявление подано не в виде ходатайства, а в виде обращения, подлежащего рассмотрению в порядке Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», следовательно, срок его рассмотрения составляет 30 дней, судом приняты быть не могут, поскольку судебным приставом-исполнителем (либо замещающим его лицом) определяется, в т.ч. исходя из содержания обращения стороны исполнительного производства, в каким порядке следует его разрешать, в данном случае заявление Смирнова А.И. было подано в рамках исполнительного производства как ходатайство о приобщении к материалам дела и принятии его расчета задолженности по алиментам с учетом подтверждающих его доходы документов. При этом впоследствии начальником отдела – старшим судебным приставом Артемьевой Т.В. с учетом направленного должником обращения и доказательств размера его доходов был сделан перерасчет алиментов и задолженность по алиментам за период с 21.02.2022 по 31.08.2022 определена в указываемом должником размере 106887,38 руб.

Вместе с тем, учитывая, что на день вынесения оспариваемых постановлений от 19.09.2022 о расчете задолженности по алиментам в размере 61999,85 руб. и о взыскании исполнительского сбора в размере 4339,98 руб. у должника имелась признаваемая им и рассчитанная на основании сведений о доходах задолженность по алиментам на 31.08.2022 в размере, большем, чем рассчитан административным ответчиком, т.е. 106887,38 руб., о которой он сообщил судебному приставу-исполнителю 02.09.2022, исполнительный документ о взыскании алиментов подлежал немедленному исполнению, о последствиях неисполнения требований исполнительного документа должник был предупрежден в п. 4 постановления о возбуждении исполнительного производства, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, должником представлено не было, напротив, исходя из пояснений административного истца, ему было удобно уплатить алименты через Госуслуги и он ожидал выставления задолженности для их оплаты, что не свидетельствует о наличии указанных в ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» причин, размер исполнительского сбора исчислен в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размере, суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми постановлениями права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, данные постановления приняты в соответствии с требованиями закона. То обстоятельство, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства не был указан размер подлежащей оплате задолженности, не свидетельствует о незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку предмет взыскания указан как ? дохода должника, размер 0 руб. указан в реквизитах для перечисления задолженности.

Представленные заинтересованным лицом Смирновой Е.В. в качестве доказательств платежные документы по коммунальным услугам, копии свидетельств о рождении детей, справок о её доходах, сведений о перечислениях (л.д. 88-91,96-99,100-101,133) к предмету иска не относятся.

Таким образом, поскольку оснований, предусмотренных статьям 226, 227 КАС РФ, а именно одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, по делу не установлено, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Смирнова А.И. к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП по Нолинскому району ГУФССП России по Кировской области Артемьевой Т.В. о признании незаконными постановлений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2022.

Судья С. В. Горбунова

Решение01.11.2022