ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2790/19 от 29.08.2019 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2019-003618-96

Дело № 2а-2790/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Ю.А. Зюзь, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании действия незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании действия незаконным. В административном иске указала, что является собственником нежилых помещений общей площадью 400,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. 16.07.2019 она обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о прекращении обременения помещений в виде аренды в связи с истечением срока аренды. Заявление было возвращено без рассмотрения на том основании, что отсутствует информация об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации, что следует из уведомления административного ответчика от 29.07.2019 № 25/001/004/2019-9675. Считает действие ответчика незаконным, так как оно нарушает положения пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, в силу которых за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущества государственная пошлина не уплачивается. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО2 просит суд признать незаконным действие Управления Росреестра по Приморскому краю по оставлению без рассмотрения её обращения от 16.07.2019 № 25/001/004/2019 и возложить на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанность рассмотреть указанное обращение.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что до настоящего времени заявление ФИО1 не рассмотрено.

Представитель административного ответчика ФИО4 возражал против административного иска, пояснил, что заявитель не уплатила государственную пошлину за совершение регистрационных действий, в связи с этим ей было отказано в рассмотрении заявления.

Суд, выслушав участников судебного заседания, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 1 ст. 8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно п.п. 1, 6 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 17 названного Закона).

В п. 3 ст. 25 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указано, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. 24.05.2006 зарегистрировано обременение объекта недвижимости в виде аренды на срок с 01.05.2006 по 01.05.2009. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от <дата>.

16.07.2019 административный истец обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о прекращении аренды вышеуказанного объекта недвижимости.

29.07.2019 Управлением Росреестра по Приморскому краю принято решение о возврате документов без рассмотрения, в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об оплате государственной пошлины, что подтверждается уведомлением регистрирующего органа от 29.07.2019 № 25/001/004/2019-9675.

Данное действие административного ответчика ФИО1 считает незаконным, поскольку за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина не уплачивается.

В соответствии с пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Следовательно, административный ответчик неправомерно оставил заявление административного истца без рассмотрения по причине отсутствия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об оплате государственной пошлины.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца, признать незаконным действие Управления Росреестра по Приморскому краю по оставлению без рассмотрения обращения ФИО1 от 16.07.2019 № 25/001/004/2019-9675 о государственной регистрации прекращения обременения объекта недвижимости и возложить на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанность рассмотреть указанное обращение.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным действие Управления Росреестра по Приморскому краю по оставлению без рассмотрения обращения ФИО1 от 16.07.2019 № 25/001/004/2019-9675 о государственной регистрации прекращения обременения объекта недвижимости и возложить на Управления Росреестра по Приморскому краю обязанность рассмотреть указанное обращение.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.

В окончательной форме решение составлено 03.09.2019.

Председательствующий: