Дело №2а-2793/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2020 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело № 2а-2793/2020 по административному исковому заявлению Т. к начальнику уголовно-судебного отдела Прокуратуры Республики Тыва М., прокуратуре Республики Тыва о признании действий, бездействий незаконными,
с участием административного истца Т., представителя административного ответчика О.,
установил:
Т. обратился в суд с административным иском к начальнику уголовно-судебного отдела Прокуратуры Республики Тыва М., прокуратуре Республики Тыва о признании действий, бездействий незаконными, выразившееся в прекращении переписки по его обращению от 25.12.2019 года, 26.12.2019 года, 09.01.2020 года, 10.01.2020 года. Прекращая переписку, ответчик нарушает его права и свободы, создает препятствие к осуществлению и реализации законных прав. Признать действие, бездействие, выразившееся в не принятии мер по рассмотрению обращений истца, незаконным.
Административный истец Т., участвовавший путем использования систем видеоконференц-связи, в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.
Представитель ответчика – Прокуратуры Республики Тыва О. возражала против удовлетворения иска.
Административный ответчик начальник уголовно-судебного отдела Прокуратуры Республики Тыва М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
На основании со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с п. 3.1, 3.2 Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция) обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению.
Вместе с тем в соответствии с п. 4.12 указанной Инструкции прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее доводы полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Указанные положения закона были соблюдены при рассмотрении обращений Т. от 25.12.2019 года, 26.12.2019 года, 09.01.2020 года, 10.01.2020 года.
Как усматривается из материалов дела, 25.12.2019 года административный истец обратился в прокуратуру Республики Тыва с обращением об организации проверки по факту оказания государственным обвинителем влияния на присяжных заседателей.
26.12.2019 года административный истец обратился в прокуратуру Республики Тыва с обращением об организации проверки по факту не владения присяжных заседателей языком, на котором велось судопроизводство по уголовному делу от 30.11.2010 года.
09.01.2020 года административный истец обратился в прокуратуру Республики Тыва с обращением об организации проверки показаниям свидетеля Ш., которым даны заведомо ложные показания.
10.01.2020 года административный истец обратился в прокуратуру Республики Тыва с обращением об организации проверки показаниям свидетеля Б., которым даны ложные показания, говорят о преступлении против правосудия и направления суд по ложному пути.
Из рапортов прокурора уголовно-судебного отдела от 30.01.2020 года следует, что в своих повторных обращениях Т. не сообщает новых доводов и данных о нарушении закона.
Ответами от 30.01.2020 года начальника уголовно- судебного отдела М. обращения истца оставлены без разрешения, поскольку переписка с ним по поставленным вопросам прекращена в установленном порядке.
Как видно из представленных материалов прокуратуры, ранее доводы истца прокуратурой республики полно, всесторонне и объективно проверялись, о чем давался мотивированный ответ № от 29.08.2018 года. Обращения признаны безосновательными и оставлены без удовлетворения каких-либо новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, во вновь поступивших обращениях Т. не содержится, в связи, с чем переписка с ним была прекращена.
Согласно п. 4.12 Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема в органах и учреждениях прокуратуры РФ, приведенной в действие Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № переписка с заявителем прекращается, повторное обращение не содержит новых доводов, а все изложенные доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ дан правомочным должностным лицом прокуратуры.
Решение об оставлении без разрешения обращений Т. были приняты на основании Приказа Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", о чем административному истцу было сообщено и даны соответствующие ответы.
Несогласие административного истца с содержанием данных ему ответов само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконными действий и бездействия административного ответчика.
Кроме того, по смыслу Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", оценка характера нарушения, степени его влияния на общество, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ от применения этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры.
Оценка действий (бездействия) прокурора по осуществлению его права на применение либо неприменение мер прокурорского реагирования не входит в компетенцию суда. В противном случае это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов.
В соответствии со статьей 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов (пункт 4.2 Инструкции).
Согласно пункту 6.1. Инструкции обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 6.5 Инструкции).
Так, 29.08.2018 года прокурором Республики Тыва Н. утверждено заключение о прекращении переписки по уголовному делу в отношении Т. проведенной прокурором уголовно-судебного отдела прокуратуры Республики Тыва С., согласованное с и.о.начальника отдела Я.
При таких обстоятельствах, оснований для признания действий (бездействия) уголовно-судебного отдела Прокуратуры Республики Тыва, незаконными не имеется.
Ответы от 30.01.2020 года соответствует «Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, и не нарушает прав и свобод административного истца.
Указанные обстоятельства были проверены судом, а несогласие заявителя с содержанием полученного ответа на обращение не свидетельствует о его незаконности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Т.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Т. к начальнику уголовно-судебного отдела Прокуратуры Республики Тыва М., прокуратуре Республики Тыва о признании действий (бездействий) незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2020 года.
Судья Монгуш Р.С.