УИД: 59RS0004-01-2019-002448-40
Дело № 2а-2793/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Бессоновой К.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия по установлению норматива накопления твердых коммунальных отходов для жилых помещений при раздельном накоплении сортированных отходов.
В обоснование заявленных требований указал, что п.3.8.8. Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Приказом Министерства от 31.01.2019 №СЭД-24—02-46-2 для многоквартирных домов установлен норматив только исходя из площади жилого помещения. Абзацем 3 п.148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов императивно установлена формула расчета оплаты услуги по обращению с ТКО при раздельном накоплении сортированных отходов, исходя из количества проживающих. В связи с этим обратился к ответчику по вопросу о нормативе, который должен применяться при раздельном накоплении сортированных отходов, на что из Министерства поступил ответ, что такой норматив не будет установлен. Считает, что бездействие по установлению норматива нарушает его права и интересы, в связи с чем просит признать его незаконным.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 15-22).
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Министерство с заявлением о предоставлении информации о том, какой норматив накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) будет применяться, когда в многоквартирном доме организовано раздельное накопление сортированных отходов (л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ. на указное обращение Министерством направлен ответ об отсутствии оснований для утверждения такого норматива накопления ТКО.
В соответствии с положениями ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
Пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 определено, что нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
Согласно п.3.8.8 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Из совокупного анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 305-п "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае" установлено, что плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителем в жилом помещении в многоквартирном доме и потребителем, проживающим в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, исходя из общей площади жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат). Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителем в жилом доме (домовладении) исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом доме (домовладении).
В соответствии с положениями Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № «Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов» утверждены расчетные единицы: для многоквартирных домов расчетная единица – 1 кв.м общей площади; для индивидуального жилого дома – 1 проживающий.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что на территории Пермского края по категории объектов – многоквартирные жилые дома, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО установлен, исходя из расчетной единицы – 1 кв.м общей площади.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных жилых домов, исходя из 1 кв.м общей площади установлен Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края".
Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с установленным на территории Пермского края порядком накопления твердых коммунальных отходов, установлен, какого-либо бездействия ответчиком в данном случае не допущено.
При этом, действующее законодательство не возлагает обязанности на органы государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению нормативов накопления по всем возможным видам расчета оплаты за указанную коммунальную услугу.
В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов их накопления лишь в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
Такие случаи определены Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"
В соответствии с п.6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
Согласно п. 8 Правил при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Соответственно, из положений п.8 данных Правил следует, что при введении раздельного накопления сортированных ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, а не из нормативов накопления.
Аналогичные положения содержатся в п.148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Данным пунктом установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1), 9(2) приложения N 2 к Правилам, а при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к Правилам.
Формулами 9(1) и 9(2) установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, проживающих в i-м жилом помещении либо общей площади жилого помещения, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В то время как формулами 9(3) и 9(4) размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, проживающих в i-м жилом помещении либо общей площади жилого помещения, на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО, размер платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО в отношении потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов определяется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, а не норматива накопления ТКО.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеуказанных положений закона, а также из установленного органом государственной власти Пермского края порядка расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, у Министерства отсутствуют основания для утверждения норматива накопления ТКО для жилых помещений в многоквартирных домах при раздельном накоплении сортированных отходов, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании бездействия незаконным – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-2793/2019 Ленинского районного суда г.Перми.