ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2793/2018 от 26.06.2018 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-2793/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Петрушенко Ю.В.

при секретаре Яковлевой А.С.

26 июня 2018 года рассмотрев в открытом судебном заседании, в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании решения незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд к Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании решения незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных административных исковых требований указала, что "."..г. Инспекцией были проведены обследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, по результатам которого составлены заключения о техническом состоянии многоквартирного <адрес> от "."..г., о техническом состоянии многоквартирного <адрес> от "."..г., о техническом состоянии многоквартирного <адрес> от "."..г. о наличии повреждений конструктивных элементов, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных конструкций зданий, так и всего строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Данные заключения были направлены в адрес администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, в целях их рассмотрения на межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области установленным требованиям, по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан в многоквартирных домах и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

"."..г. администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области представлена информация о возврате без рассмотрения данных заключений Инспекции, ввиду непредставления правообладателями жилых помещений документов, предусмотренных пунктом 45 Положения по запросу межведомственной комиссии администрации. При этом обращает внимание не предоставлен основной документ (заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома). До настоящего времени заключения Инспекции о техническом состоянии многоквартирных домов не рассмотрены и решения не приняты. Указывает, что жилищное законодательство не наделяет межведомственную комиссию полномочиями по возврату заключения органа государственного надзора. Считает, что не представление собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, предложенных комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Просит признать незаконным решение Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области о возвращении заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г. без рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) домов 59 и 71 по <адрес> и <адрес> для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "."..г.№....

Возложить обязанность на Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области в течение 30 дней с момента получения заключений Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г. в отношении домов 59 и 71 по <адрес> и <адрес>, рассмотреть данные заключения в порядке, установленном Положением, принять по результатам рассмотрения решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "."..г.№....

Представитель административного истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Арисова Е.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что "."..г. Инспекцией были проведены обследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, по результатам которого составлены заключения о техническом состоянии многоквартирного <адрес> от "."..г., о техническом состоянии многоквартирного <адрес> от "."..г., о техническом состоянии многоквартирного <адрес> от "."..г. о наличии повреждений конструктивных элементов, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных конструкций зданий, так и всего строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Данные заключения были направлены в адрес администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, в целях их рассмотрения на межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области установленным требованиям, по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан в многоквартирных домах и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

"."..г. межведомственная комиссия, рассмотрев заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г.№...,17,18 (РК №... от "."..г.) о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, приняла решение о направлении запросов собственникам помещения о предоставлении пакета документов, указанного в п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

"."..г. в адрес собственника жилого помещения по адресу: <адрес> был направлен запрос №... о предоставлении пакета документов: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу или реконструкции) на имя председателя межведомственной комиссии; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации по обследованию многоквартирного дома; другие документы - по усмотрению.

"."..г. в адрес собственника жилого помещения по адресу: <адрес> был направлен запрос №... о предоставлении пакета документов: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу или реконструкции) на имя председателя межведомственной комиссии; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации по обследованию многоквартирного дома; другие документы - по усмотрению.

"."..г. в адрес собственника жилого помещения по адресу: <адрес> был направлен запрос №... о предоставлении пакета документов: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу или реконструкции) на имя председателя межведомственной комиссии; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации по обследованию многоквартирного дома; другие документы - по усмотрению.

В связи с непредставлением заявителем документов, предусмотренных п. 45 Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, на основании решения межведомственной комиссии от "."..г., письмом №... от "."..г. заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 5 февраля №... возвращены без рассмотрения.

До настоящего времени заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о техническом состоянии жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> установленном Положением порядке межведомственной комиссией не рассмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пунктом 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

По смыслу приведенной нормы заявление собственника помещения является основанием проведения предусмотренной Положением процедуры оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принятия одного из предусмотренных пунктом 47 Положения решения.

Таким же основанием для проведения указанной процедуры является заключение органа государственного надзора (контроля).

Таким образом, отсутствие заявления собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, при наличии заключений Инспекции государственного жилищного надзора по Волгоградской области, не является безусловным основанием для принятия межведомственной комиссией решения о возвращении заключений без рассмотрения.

Согласно подпункту «б» пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в Комиссию по месту нахождения жилого помещения копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу подпункта «а» пункта 45(2) комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе в электронной форме сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение.

Совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что межведомственная комиссия не лишена возможности установить сведения о незарегистрированных правах, путем истребования в порядке межведомственного электронного взаимодействия сведений о зарегистрированных правах на помещения в многоквартирном доме.

Неконкретизированное требование о предоставлении сведений о жилом помещении, право собственности на которое не зарегистрировано в ЕГРП, свидетельствует о его формальности и заведомой неисполнимости, поскольку собственники жилых помещений не являются лицами, располагающими данными сведениями, а также уполномоченными на сбор документов, содержащих персональные данные.

В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно подп. «г» п. 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Пунктом 44 Положения предусмотрено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

По результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в п. 47 Положения, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Из приведенных положений следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.

Исходя из того, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, учитывая сведения о ненадлежащем состоянии дома, Комиссия, при отсутствии заключения специализированной организации и непредставления данного заключения собственниками многоквартирного жилого дома, была обязана поставить вопрос об организации обследования дома специализированной организацией в целях передачи на рассмотрение межведомственной комиссии вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то есть в целях определения дальнейшей судьбы здания. Однако без законных на то оснований от решения данного административный ответчик уклонился.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившиеся в принятии решения о возвращении без рассмотрения заключений Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г.№...,17,18 о техническом состоянии жилых домов по адресам: <адрес>.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд находит целесообразным для исполнения решения суда возложить на административного ответчика обязанность провести оценку жилых домов по адресу: <адрес> порядке, установленном Положением, принять по результатам работы решение в соответствии с п. 47 Положения, в течение 30 дней с момента получения заключений Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г.№..., 17, 18 о техническом состоянии указанных жилых домов.

Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, а также и безопасности проживания граждан в указанном доме.

Кроме того, указанное нарушение может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только для собственников жилых помещений, но и для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри домов или около них.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании решения незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области о возвращении заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г. без рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) домов 59 и 71 по <адрес> и <адрес> для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "."..г.№....

Возложить обязанность на Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение 30 дней с момента получения заключений Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от "."..г. в отношении домов 59 и 71 по <адрес> и <адрес>, рассмотреть данные заключения в порядке, установленном Положением, принять по результатам рассмотрения решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "."..г.№....

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Судья - Ю.В. Петрушенко

Справка: в окончательной форме решение изготовлено 29 июня 2018 года.

Судья - Ю.В. Петрушенко