Дело № 2а-2795/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
. Тюмень 15 марта 2022 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Дудниченко А.Н.
при секретаре Отян В.Г.
с участим представителя административного ответчика Управление Росреестра по Тюменской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а -2795/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тюменской области о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести государственную регистрацию, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тюменской области о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести государственную регистрацию, взыскании судебных расходов.
В обосновании административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ. собственниками многоквартирного дома расположенном по адресу: <адрес> на общем собрании собственников принято решение в том числе об утверждении долей собственников помещений в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, произведении регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома и земельного участка с кадастровым номером №, выборе ФИО2 уполномоченным лицом с полномочиями собственников помещений для обращения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для государственной регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома и земельного участка с кадастровым номером №.
На основании указанного решения общего собрания ей было подано заявление № от ДД.ММ.ГГГГ. о государственной регистрации прав на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав № до ДД.ММ.ГГГГ
С целью устранения причин приостановления государственного кадастрового учета истцом было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ. № с приложением технических планов (в количестве - 10 шт.) на объекты, относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком подготовлено уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав №
ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком направлено уведомление об отказе государственной регистрации прав №.
Считает, что указаны уведомлением нарушено право (созданы препятствия к осуществлению права) собственников многоквартирного дома на регистрацию земельного участка под многоквартирным домом.
Административный истец ФИО2 извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Ленинского районного суда <адрес>, в судебное заседание не явилась, в связи с чем, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Управление Росреестра по Тюменской области ФИО5 в судебном заседании, просила оставить административный иск без удовлетворения, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением в соответствии с пунктами 5 (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), 9 (не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам) части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) принято решение о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: обл. Тюменская, <адрес> тракт (далее - Участок) по инициативе государственного регистратора сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации недвижимости, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав, Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на Участок по следующим основаниям.
Кроме того административный истец обратилась с заявлением как физическое лицо, собственник <адрес> просила определить право обще долевой собственности размер доли 2060/ 1611670. Заявлений об определении права собственности на земельный участок от других собственников жилых и нежилых помещений в Россреестр не представлено. Согласно сведениям ЕГРН запись о праве собственности ФИО2 на помещение, входящее в многоквартирный дом погашена. Учитывая, что ФИО2 утратила право долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, решением Управления права ФИО2 не нарушены.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ. собственниками многоквартирного дома расположенном по адресу: <адрес> на общем собрании собственников принято решение в том числе об утверждении долей собственников помещений в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, произведении регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома и земельного участка с кадастровым номером №, выборе ФИО2 уполномоченным лицом с полномочиями собственников помещений для обращения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для государственной регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома и земельного участка с кадастровым номером №.
№ года ФИО2 обратилась в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: обл. Тюменская, <адрес>. С заявлением представлен Протокол № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> проводимого в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому принято решение: утвердить доли собственников помещений в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, произвести регистрацию прав на общее имущество многоквартирного дома и земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Тюменской области уведомило ФИО2 о приостановлении осуществления действия по государственной регистрации права на земельный участок по основаниям, предусмотренным пунктами 5,9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (л.д. 18-19).
Решением Управления Росреестра по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги - государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на земельный участок по причине непредставления документов, свидетельствующих об устранении в установленный срок обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной регистрации права, та также по тем основаниям, что истцом прекращено право собственности на помещение, входящее в многоквартирный жилой дом (л.д. 23-24).
Государственным регистратором в уведомлениях, направленных истцу, указано, что согласно сведениям ЕГРН разрешенное использование заявленного земельного участка - для завершения строительства многоэтажного жилого дома с встроенно-пристроенными нежилыми помещениями для работы с детьми и отделением связи, на земельном участке расположен многоквартирный дом с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
В ходе проведения правовой экспертизы выявлено отсутствие в ЕГРН сведений об объектах в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Заявления о постановке на государственный кадастровый учет на объекты в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в регистрирующий орган не поступали.
В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что сведения о местах общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, отсутствуют, заявления на регистрацию прав на места общего пользования в регистрирующий орган не поступали.
В целях получения информации о формировании земельного участка под многоквартирным домом в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, государственным регистратором направлен запрос в администрацию города Тюмени Тюменской области. Согласно поступившему ответу на запрос в рамках компетенции департамента не принимались решения об образовании, предоставлении земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, для формирования земельного участка под многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества необходимо любому собственнику помещения в многоквартирном доме обратиться с соответствующим заявлением в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В ходе проведения правовой экспертизы выявлено отсутствие в ЕГРН сведений об объектах в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Дополнительными документами (заявление № № от ДД.ММ.ГГГГ) представлены Технические планы (в количестве - 10 шт.) на общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Вместе с тем тип представленного заявления не соответствует проведению необходимых учетно-регистрационных действий.
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
Заявления о постановке на государственный кадастровый учет на объекты в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в регистрирующий орган не поступали.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания оспариваемого решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании решения государственного органа незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ запись о праве собственности ФИО2 на помещение, входящее в многоквартирный дом погашена. Учитывая, что ФИО2 утратила право долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Доводы административного истца со ссылкой на п.п. 1, 4 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что собственность ФИО2 на помещение, входящее в многоквартирный дом прекращена, значит ФИО2 утратила право долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не имеет существенного значения для разрешения настоящего спора суд находит несостоятельными, поскольку как следует из заявления административный истец обратилась с заявлением как физическое лицо, собственник <адрес> просила определить право обще долевой собственности размер доли 2060/1611670. Поданное ФИО2 заявление об определении доли в праве собственности на земельный участок и мест общего пользования в отношении других собственников жилых и нежилых помещений в Росреестр по Тюменской области не содержит.
При таких обстоятельствах приведенные выше положения закона во взаимосвязи с представленными доказательствами, нормами права, позволяют суду сделать вывод, что права административного истца не были нарушены, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тюменской области о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести государственную регистрацию, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья подпись А.Н. Дудниченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>