ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2795/23 от 11.10.2023 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

№ 2а-2795/23

УИД 23RS0036-01-2023-004052-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 11 октября 2023 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Верхогляда А.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по г. Краснодару к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,

установил:

ИФНС России № 3 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам.

В обоснование искового заявления указано, что ФИО3 состоит на учете ИФНС России № 3 по г. Краснодару по месту жительства с 21.02.2013. Согласно представленным органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сведениям, ФИО3 в 2020 году получила доход от реализации недвижимого имущества в размере 1 000 000 руб. Сумма документально подтвержденных расходов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 23 статьи 220 Кодекса составляет 1 000 000 руб. Налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц за 2020 год составила 1 663 854,85 руб. (2 663 854.85.руб. - 1 000 000 руб.). Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового органа, составила 216 301 руб. (1 663 854.85.руб. * 13%). По состоянию на 02.06.2023 обязанность по уплате налога на доходы физических лиц налогоплательщиком не исполнена. Переплата, в размере, превышающем или равном размеру доначисленной суммы налога, отсутствует. Таким образом, налогоплательщиком совершено виновное противоправное деяние в форме неосторожности, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Сумма штрафа составит 43 260,20.руб. (216 301.руб.*20%). Сумма штрафных санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств снижена в шестнадцать раз и составила 32 445,15 руб./16=2 027,82 руб.

Налоговым органом в соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования от 29.07.2022 № 11117, от 29.07.2022 № 11116 об уплате налога, спора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором предлагалось в добровольном порядке уплатить вышеуказанную задолженность. Требование от 29.07.2022 № 11117 налогоплательщиком частично исполнено в отношении оплаты задолженности по пене по НДФЛ за 2021 год в размере 909,28 руб. По состоянию на дату подачи настоящего административного искового заявления задолженность частично погашена. На основании изложенного, с учетом частичного погашения задолженности административным ответчиком, административный истец просит суд взыскать с ФИО3 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 216 301,00 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год с 04.06.2022 по 28.07.2022 в размере 23 078,49 руб.; штраф за налоговые правонарушения по требованию от 03.06.2022 № 1572 за 2021 год в размере 2 703,75 руб.; штраф за налоговые правонарушения по требованию от 03.06.2022 № 1572 за 2021 год в размере 2 027,82 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, что подтверждается ШПИ 350991736200180. От представителя административного истца ФИО4 поступило заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35099173620173, согласно которому судебное извещение возвращено в адрес суда 17.08.2023 в связи с истечением срока хранения.

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 67 - 68 указанного Постановления Пленума юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить законно установленные налоги.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 207 НК РФ административный ответчик признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. В силу требований статьи 228 и статьи 229 Кодекса налогоплательщики самостоятельно производят исчисление и уплату налога на походы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также, если иное не предусмотрено главой 23 Кодекса, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ (далее - Декларация).

В установленный ст. 229 НК РФ срок Декларация налогоплательщиком не представлена. В связи с вступлением в силу с 01.01.2021 Федерального закона от 29.09.2019 № 25-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 325-ФЗ), статья 88 Кодекса дополнена пунктом 1.2, расширяющим полномочия налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок в случае непредставления Декларации в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, на основании имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Согласно представленным органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сведениям, ФИО3 в 2020 году получила доход от реализации недвижимого имущества в размере 1 000 000 руб. В ходе проведения камеральной налоговой проверки, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 Кодекса в адрес налогоплательщика направлено Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от 29.07.2021 г. № 1396 о необходимости представления в течение пяти рабочих дней со его получения пояснений о причинах непредставления Декларации. Одновременно в направленном уведомлении сообщалось, что при наличии документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением недвижимого имущества, а также обстоятельств, освобождающих от налогообложения, налогоплательщик вправе предоставить копии подтверждающих документов.

В связи с тем, что административный ответчик не представила пояснения с приложением копий документов или Декларацию за 2020 год в отношении доходов, указанных в статье 228 Кодекса, камеральная налоговая проверка проведена в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе имеющихся у налогового органа документов (информации) о налогоплательщике и об указанных доходах. Сумма дохода от продажи нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, 3, по договору купли-продажи нежилого помещения № б/н от. 9.02.2020 составила 1 000 000 руб.

Пунктом 2 статьи 214.10 Кодекса установлено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Таким образом, сумма дохода составила 2 663 854.85 руб. (кадастровая стоимость на 01.01.2020 составила 3 805 506.93 руб. * 0,7).

Сумма документально подтвержденных расходов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 23 статьи 220 Кодекса составляет 1 000 000 руб. Налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц за 2020 год составила 1 663 854,85 руб. (2 663 854, 85 руб. - 1 000 000 руб.).

Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового органа, составила 216 301 руб. (1 663 854.85.руб. * 13%).

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений статьи 228 Кодекса, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

По состоянию на 02.06.2023 обязанность по уплате налога на доходы физических лиц налогоплательщиком не исполнена. Переплата, в размере, превышающем или равном размеру доначисленной суммы налога, отсутствует.

Таким образом, налогоплательщиком совершено виновное противоправное деяние в форме неосторожности, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Сумма штрафа составит 43 260,20 руб. (216 301 руб.*20%).

В соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Обстоятельства, отягчающие ответственность, а также исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, в ходе рассмотрения акта и других материалов, не выявлены. Принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения: введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц, граждан Российской Федерации, совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств, тяжелое материальное положение, несоразмерность деяния тяжести наказания, согласно п. 3 ст. 114 НК РФ штрафные санкции подлежат уменьшению в шестнадцать раз. Следовательно, сумма штрафных санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств снижена в шестнадцать раза и составила 43 260,20 руб./16= 2 703,75 руб.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации является виновным противоправным деянием в форме неосторожности, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Количество просроченных месяцев - 3.

Таким образом, сумма штрафа составит 32 445,15 руб. (216 301 руб. *5%*3).

Обстоятельства, отягчающие ответственность, а также исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, в ходе рассмотрения акта и других материалов, не выявлены. Принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения: введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц, граждан Российской Федерации, совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств, тяжелое материальное положение, несоразмерность деяния тяжести наказания, согласно пункта 3 статьи 114 НК РФ штрафные санкции подлежат уменьшению в шестнадцать раза. Сумма штрафных санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств снижена в шестнадцать раз и составила 32 445,15 руб./16= 2 027,82 руб.

В соответствии со статьей 69 НК РФ административным истцом в адрес административного ответчика направлены требования от 29.07.2022 № 11117, от 29.07.2022 № 11116 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором предлагалось в добровольном порядке оплатить вышеуказанную задолженность. Требование от 29.07.2022 № 11117 налогоплательщиком частично исполнено в отношении оплаты задолженности по пене по НДФЛ 2021 год в размере 909,28 руб. По состоянию на дату подачи настоящего административного искового заявления задолженность ФИО3 частично погашена.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня считается в соответствии со ст. 75 НК РФ по следующей формуле: сумма пени = недоимка по налогу * количество дней просрочки * 1/300 * действующая ставка рефинансирования.

Неисполнение вышеуказанных требований явилось основанием для обращения налогового органа к мировому судье судебного участка № 23 Центрального внутригородского округа города Краснодара с заявлением о вынесении судебного приказа в порядке статьи 48 НК РФ.

Установлено, что мировым судьей 26.08.2022 вынесен судебный приказ № 2а-1443/22 о взыскании задолженности с административного ответчика. Определением от 23.12.2022 мировой судья отменил судебный приказ № 2а-1443/22, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с судебным приказом.

Согласно статье 31 НК РФ налоговым органам вменена обязанность взыскивать с налогоплательщиков недоимки, задолженность и пени по платежам в бюджет всех уровней.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что административным ответчиком задолженность не погашена, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что административный истец в силу под. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины за подачу административного искового заявления, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 114 КАС РФ, взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 5 641,11 рублей.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по г. Краснодару к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 задолженность: по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 216 301,00 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год с 04.06.2022 по 28.07.2022 в размере 23 078,49 рублей; штраф за налоговые правонарушения по требованию от 03.06.2022 № 1572 за 2021 год в размере 2 703,75 рублей; штраф за налоговые правонарушения по требованию от 03.06.2022 № 1572 за 2021 год в размере 2 027,82 рублей, а всего 244 111 (двести сорок четыре тысячи сто одиннадцать рублей) 06 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 5 641 (пять тысяч шестьсот сорок один) рубль 11 копеек в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Председательствующий А.С. Верхогляд

Мотивированное решение составлено 16.10.2023.