ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2796/2022 от 21.06.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-2796/2022

УИД 75RS0001-02-2020-007631-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Цымпилове С.А.

с участием Читинского межрайоного природоохранного прокурора Александровой Е.В.,

представителей Министерства природных ресурсов Забайкальского края Пешковой А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Днепровского А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Правительства Забайкальского края Пешковой А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства: Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края полномочий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора), в ходе которых установлены факты неполноты осуществления Министерством полномочий по региональному государственному экологическому контролю (надзору), выразившиеся в том, что на протяжении длительного времени Министерством для проведения инструментальных исследований объектов окружающей среды в пределах выделенного финансирования ежегодно заключаются государственные контракты, в рамках которых к работам по проведению отбора и химического анализа проб привлекаются аккредитованные лаборатории, при этом разовое заключение государственных контрактов не обеспечивает на системной основе исполнение Министерством возложенных полномочий по своевременному привлечению лаборатории для отбора проб, исследований, в том числе непосредственно после поступления информации о нарушениях. Ссылаясь на то, что основной проблемой Забайкальского края является ежегодное загрязнение атмосферного воздуха опасными загрязняющими веществами в отопительный период, указывая, что уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории края характеризуется как очень высокий, высокий и повышенный, а также, что при проведении проверок в 2020-2021 годах Министерство подтвердить или опровергнуть факты превышения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не смогло, в связи с отсутствием лабораторных исследований выбросов, в связи с чем полнота регионального экологического контроля не реализована, полагая, что неполнота контроля обусловлена отсутствием у регионального органа контроля специального оборудования и (или) технических приборов (измерительных, испытательных приборов и инструментов, мини-лабораторий и переносных аппаратов, утверждённых в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших в случае необходимости метрологическую поверку), указывая, что бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также делает невозможным расчет и взыскание вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства, просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившиеся в непринятии на протяжении длительного времени мер по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) с применением собственных сил и средств для отбора проб (образцов) и лабораторных исследований объектов контроля - промышленных выбросов, сточных вод, природных (поверхностных) вод, почвы; возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность осуществлять региональный государственный экологический контроль (надзор) с применением собственных сил и средств для отбора проб (образцов) и лабораторных исследований объектов - промышленных выбросов, сточных вод, природных (поверхностных) вод, почвы, в соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2021 №529, путем приобретения приборов для отбора проб (образцов) и лабораторного исследования указанных объектов контроля; возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность в случаях выявления по результатам регионального государственного экологического контроля (надзора) нарушений законодательства об охране окружающей среды обеспечить исчисление размера вреда, причинённого компонентам окружающей среды, и взыскание указанного вреда.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Забайкальского края.

В судебном заседании Читинский межрайоный природоохранный прокурор Александрова Е.В. подержала заявленные требования с учетом уточнений, просила удовлетворить их по изложенным в иске основаниям, указала, что на Министерстве природных ресурсов Забайкальского края лежит обязанность по осуществлению надлежащего контроля за объектами окружающей среды, особенно атмосферного воздуха, состояние которого в зимний период времени является критическим. При этом отсутствие собственных приборов для осуществления контроля приводит к невозможности отбора проб выбросов в периоды НМУ, принятия мер реагирования в виде расчета ущерба. Указала, что вопрос о необходимости приобретения лабораторного оборудования являлся предметом неоднократного обсуждения, в том числе на заседании координационного совещания по обеспечению правопорядка в Забайкальском крае, ДД.ММ.ГГГГ Министерству природных ресурсов поручено рассмотреть вопрос о его приобретении. Считает, что заключение государственных контрактов на отбор проб не обеспечивает возможность их регулярного отбора в зимний период, поскольку контракт заканчивает действие в конце года, с учетом процедуры новый заключается к середине года.

Представители Министерства природных ресурсов Забайкальского края Пешкова А.И. и Днепровский А.А. в судебных заседаниях поддержали позицию, изложенную в отзыве на иск, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на приобретение 2 приборов ФАВ, предназначенных для изменения массовой концентрации взвешенных веществ в пробах вод. Указали на ежегодное заключение государственных контрактов на отбор проб со специализированными организациями, что полагали достаточным для обеспечения оперативных мер реагирования, считают приобретение собственных технических средств, требующих ежегодного обслуживания, нецелесообразным. Указали на запрет проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также на отсутствие до 16.0.2021 Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. полагала финансовый орган субъекта, не нарушивший никакие нормы действующего законодательства, ненадлежащим ответчиком по делу. Указала на то, что формирование бюджета происходит исходя из потребностей, определяемых главными распорядителями бюджетных средств, которым в отношении в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов Забайкальского края; а также на то, что недофинансирование со стороны Министерства финансов предметом судебного разбирательства не является.

Представитель Правительства Забайкальского края Пешкова А.И. поддержала позицию Министерства природных ресурсов, полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.214 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26.07.2019 №195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (п. 2 ч. 2 ст. 65 Федерального закона №7-ФЗ).

Частью 5 статьи 65 Федерального закона 7-ФЗ установлено, что организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).

Согласно ст. 6 Федерального закона №7-ФЗ осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Забайкальского края такие полномочия на основании п. 12.4.7 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 №503 (далее - Положение о Министерстве), возложены на Минприроды региона.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона №248-ФЗ отбор проб (образцов), инструментальное обследование и испытание являются составляющей частью контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

При этом указанные контрольные (надзорные) действия подразумевают действия по изъятию (выборке) проб (образцов) выбросов, использование специального оборудование и (или) технических приборов (измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, утверждённые в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку) для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (ст.ст. 81, 82, 83 Федерального закона №248-ФЗ).

В ходе проверки, проведенной Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на протяжении длительного времени Министерством для проведения инструментальных исследований объектов окружающей среды в пределах выделенного финансирования ежегодно заключаются государственные контракты, в рамках которых к работам по проведению отбора и химического анализа проб привлекаются аккредитованные лаборатории.

Вместе с тем, с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разовое заключение государственных контрактов не обеспечивает на системной основе исполнение Министерством возложенных полномочий по своевременному привлечению лаборатории для отбора проб, исследований, в том числе непосредственно после поступления информации о нарушениях.

Государственный контакт на оказание услуг на проведение отбора и химического анализа проб в 2020 году заключен лишь 03 июня, в 2021 году - 11 мая. На 2022 год государственный контракт не заключался.

В технических заданиях к государственным контрактам предусмотрены отборы проб промышленных выбросов в границах г. Чита на 7 объектах в 2020 году и 19 объектах в 2021 году, отбор проб сточных, сточных очищенных и природных (поверхностных) вод на 1 объекте в 2020 году и 1 объекте в 2021 году, отбор почвы на 2 объектах в 2020 году и 1 объекте в 2021 году.

Согласно актам выполненных работ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ проведены отбор и химический анализ проб почвы на одном объекте, проб сточных, сточных очищенных и природных (поверхностных) вод на одном объекте, проб промышленных выбросов в г. Чита - на семи объектах. По государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ осуществлены отбор и химический анализ сточных, сточных очищенных и природных (поверхностных) вод на одном объекте, проб промышленных выбросов в г. Чита - на семи объектах.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон №96-ФЗ) неблагоприятные метеорологические условия - это метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона №96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), который обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

В 2021 году от Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС) ФГБУ «Забайкальское УГМС» в Министерство поступило 43 оповещения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории г. Чита, за истекший период 2022 года - 23 таких оповещения.

На территории Забайкальского края расположено более 1900 объектов регионального контроля, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из них более 1600 объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что заключение разовых государственных контрактов на осуществление лабораторных исследований компонентов окружающей среды является явно недостаточной мерой для осуществления полноценного регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края.

Так, Министерством в 2020-2021 годах проверены ООО «Чупток», ООО «Теплоэнергосервис», ООО «Горизонт», ЗАО «Черновская коллективная строительная организация», ООО «Аквастоки», ООО «Экое», ИП Большакова С.К., осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Министерство подтвердить или опровергнуть факты превышения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не смогло, в связи с отсутствием лабораторных исследований выбросов, полнота регионального экологического контроля не реализована.

Согласно Положению о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2021 №529, в рамках осуществления экологического надзора Министерством проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка (п. 31 Положения). В ходе инспекционного визита в качестве контрольного (надзорного) действия может осуществляться инструментальное обследование (п. 32 Положения), в ходе рейдового осмотра и выездной проверки - отбор проб (образцов) и инструментальное обследование (п.п. 33 и 35 Положения).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие у регионального органа контроля специального оборудования и (или) технических приборов (измерительных, испытательных приборов и инструментов, мини-лабораторий и переносных аппаратов, утверждённых в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших в случае необходимости метрологическую поверку) делает невозможным осуществление в полном объеме государственного регионального экологического контроля (надзора) на территории Забайкальского края, что является незаконным и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также делает невозможным расчет и взыскание вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства.

Доказательства обратному административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлены.

Довод представителей Минприроды об отсутствии необходимости в приобретении специального оборудования и (или) технических приборов со ссылкой на заключение государственных контрактов со специализированными организациями, отклоняется судом в связи с вышеизложенным, поскольку материалам дела подтверждается, что заключением таких контрактов не обеспечивает возможность непрерывного (в течение всего года) отбора проб и осуществления экологического контроля.

Суд также не может согласиться с доводом ответчиков об отсутствии необходимости в приобретении специального оборудования и (или) технических приборов, поскольку, вопреки позиции, изложенной в судебном заседании, Министерством природных ресурсов Забайкальского края совершены действия, направленные на приобретение такого оборудования, что подтверждается заключенным с ООО «ФАВ» договором на поставку товара №75 от 27.12.2021, предметом которого является поставка анализаторов ФАВ в количестве 2 штук.

Ссылку на отсутствие необходимости приобретения специального оборудования и (или) технических приборов по причине запрета на проведение контрольных (надзорных) мероприятий суд полагает надуманной, поскольку такой запрет носит временный характер.

Кроме того, необходимость приобретения специального оборудования и (или) технических приборов подтверждается ответом на представление Амурского бассейнового природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами заседания постоянного действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в п.5 и 22 которых Министерству природных ресурсов рекомендовано рассмотреть вопрос о приобретении лабораторного оборудования для осуществления регионального экологического контроля (надзора).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившиеся в непринятии на протяжении длительного времени мер по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) с применением собственных сил и средств для отбора проб (образцов) и лабораторных исследований объектов контроля - промышленных выбросов, сточных вод, природных (поверхностных) вод, почвы.

Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность осуществлять региональный государственный экологический контроль (надзор) с применением собственных сил и средств для отбора проб (образцов) и лабораторных исследований объектов - промышленных выбросов, сточных вод, природных (поверхностных) вод, почвы, в соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2021 №529, путем приобретения приборов для отбора проб (образцов) и лабораторного исследования указанных объектов контроля.

Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность в случаях выявления по результатам регионального государственного экологического контроля (надзора) нарушений законодательства об охране окружающей среды обеспечить исчисление размера вреда, причинённого компонентам окружающей среды, и взыскание указанного вреда.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2022

Судья Ю.В. Еремеева