ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2799/2022 от 09.06.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Бакшеевой В.А.,

с участием административного истца Егоровой Н.И.,

представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Саратовской области Асташиной Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Егоровой Надежды Ивановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Саратовской области о признании недействительной записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, обязании аннулировать указанную запись,

установил:

Егорова Н.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что общество с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй» (далее ООО «Монолит-Строй или Общество) исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) 25 ноября 2021 года. Между тем у Общества имеется непогашенная задолженность перед административным истцом на основании исполнительных листов, выданных Октябрьским районным судом г. Саратова.

Решение налогового органа о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» 26 июля 2021 года. Однако в установленный законом срок она не смогла обратиться с возражением о ликвидации данного юридического лица в связи с нахождением на самоизоляции в связи с распространением КОВИД-19. При этом у ООО «Монолит-Строй» имелись активы, за счет которых возможно было произвести погашение задолженности. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, административный ответчик внес запись о ликвидации данного Общества. При этом перед принятием данного решения налоговый орган не дал оценку ликвидационному балансу ООО «Монолит-Строй» и наличию у него задолженности перед административным истцом. В настоящее время срок предъявления исполнительных листов к исполнению не истек и у Общества имеется имущество, за счет которого возможно произвести взыскание, а именно оборудование для моечного комплекса самообслуживания и терминал.

В связи с изложенным Егорова Н.И. просит признать недействительной запись Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 № от 25 ноября 2021 года по Саратовской области (далее МИФНС № 19) об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Монолит-Строй» и обязать МИФНС № 22 аннулировать в ЕГРЮЛ указанную запись.

Административный истец Егорова Н.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика МИФНС № 22 Асташина Г.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика МИФНС № 19, заинтересованные лица ФИО9) И.О., Октябрьское районное отделение судебных приставов г. Саратова, Энгельсский районный отдел судебных приставов г. Саратова в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

В предыдущем судебном заседании заинтересованное лицо ФИО8. пояснила, что полагает административные исковые требования Егоровой Н.И. подлежащими удовлетворению. В январе 2019 года директором ООО «Монолит-Строй» ФИО11. было принято решение о ликвидации данного юридического лица, она была назначена ликвидатором. Однако завершить процедуры не представилось возможным, поскольку спустя примерно две недели после подачи указанного заявления ФИО10. умер. Они знали о существовании задолженности перед Егоровой Н.И. и планировали ее погасить. Предполагает, что в настоящее время наследники ФИО12. уклоняются от выплаты задолженности Егоровой Н.И.

Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).

В соответствии со ст. 1 Закона, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ч. 1 ст. 4 Закона предусматривает, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 21.1 Закона регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона).

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (п. 4 ст. 21.1 Закона).

Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Из материалов дела следует, что на основании соответствующих судебных решений Октябрьским районным судом г. Саратова были выданы исполнительные листы: ФС № 028038175 от 15 мая 2019 года о взыскании с ООО «Монолит-Строй» в пользу Егоровой Н.И. денежных средств в размере 1377500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 15088 рублей; ФС № 033869614 от 27 ноября 2019 года о взыскании с ООО «Монолит-Строй» в пользу Егоровой Н.И. индексации присужденных денежных сумм за период с 12 сентября 2018 года по 24 сентября 2019 года в размере 55621 рубль 24 копейки; ФС № 033848396 от 03 марта 2020 года о взыскании с ООО «Монолит-Строй» в пользу Егоровой Н.И. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20 июня 2018 года по 18 октября 2019 года в размере 137287 рублей 68 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2835 рублей 77 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей.

Данные исполнительные листы предъявлялись административным истцом на исполнение в Октябрьский РОСП г. Саратова и Энгельсский РОСП. Согласно справкам указанных органов на основании данных исполнительных документов возбуждались исполнительные производства, в рамках которых совершались исполнительные действия, принимались меры принудительного исполнения. В связи с поступлением в отделы судебных приставов информации о ликвидации юридического лица – должника, судебными приставами-исполнителями вынесены постановления об окончании исполнительных производств.

Из справки Октябрьского РОСП также следует, что в рамках исполнительного производства № 75930/19/64044-ИП на основании информации, полученной от взыскателя Егоровой Н.И., было установлено наличие у должника – Общества имущества – оборудования для моечного комплекса самообслуживания Self-6, терминала продажи карт лояльности, жетонов, пополнения баланса карт Atlas Series-x. В связи с этим была произведена адресная проверка имущества должника, в результате которой установлено, что в помещении находится имущество, состоящее из множества упакованных ящиков, картонных коробок, запакованных в пленке на палетах, данные предметы обклеены лентой с надписью моечный комплекс, идентифицировать данные предметы без специалиста не представляется возможным. По указанной причине составить акт описи ареста без привлечения специалиста не представляется возможным.

В судебном заседании также установлено, что 16 января 2019 года единственным участником Общества Борисовым Л.Л. в налоговый орган были поданы уведомление и решение о ликвидации юридического лица.

В связи с этим 25 января 2019 года МИФНС № 19 по Саратовской области было принято решение о государственной регистрации, внесена запись ГРН 2196451065127 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Между тем, в установленный Законом срок проведения ликвидации документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица в налоговый орган представлены не были.

Налоговым органом было установлено, что директор Общества Борисов Л.Л. 31 января 2019 года снят с налогового учета в связи со смертью.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В силу п. 6 ст. 11 Закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В целях проверки достоверности сведений об учредителе ООО «Монолит-Строй» в адрес Общества и Девятовой И.О. административным ответчиком было направлено уведомление от 26 ноября 2020 года о необходимости представления достоверных сведений в части сведений о его учредителе. Документы, свидетельствующие о достоверности вышеуказанных сведений, в налоговый орган не поступили.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для принятия МИФНС № 19 решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем свидетельствует запись ГРН 2216400292095 от 28 июля 2021 года.

В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона названное решение о предстоящем исключении опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Факт выполнения регистрирующим органом приведенного нормативного предписания подтверждается скриншотом электронного журнала «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 29 (848) от 28 июля 2021/3770.

Из материалов дела также усматривается, что в установленный п. 4 ст. 21.1 Закона срок заявления, возражения от ООО «Монолит-Строй», его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица не поступали.

Представленные административным истцом копии обращений в налоговый орган от декабря 2020 года и от 25 марта 2021 года вопреки доводам Егоровой Н.И. не опровергают выводы суда о непредставлении ею возражений в связи с принятием решения о предстоящей ликвидации Общества. Доводы Егоровой Н.И. о невозможности подать возражения в связи с нахождением на самоизоляции суд находит несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство не препятствовало ей подать такие обращения по электронной почте.

Распоряжением ФНС России № 330 от 15 октября 2021 года функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств из МИФНС № 19 по Саратовской области переданы МИФНС № 22.

25 ноября 2021 года административным ответчиком МИФНС № 22 в ЕГРЮЛ в отношении Общества внесена запись ГРН 2216401746889 об исключении ООО «Монолит-Строй» в связи с наличием в реестре сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

При таком положении суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о соблюдении регистрирующим органом требований Закона при принятии решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ.

Кроме того, суд учитывает, что закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других 9 конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.

Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации данных в Постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П, в Определениях от 17 января 2012 года N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О следует, что такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

В судебном заседании каких-либо доказательств о деятельности ООО «Монолит-Строй» не представлено, как и не представлено сведений об исполнении требований исполнительных документов, выданных Октябрьским районным судом г. Саратова.

Вместе с тем, из разъяснений, данных в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

Учитывая, что размер обязательств ООО «Монолит-Строй» установлен в судебном порядке, исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не препятствует кредиторам в реализации прав в порядке п. 5.2 ст. 64 и ст. 53.1 ГК РФ.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, исходя из вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетоврения административных исковых требований Егоровой Н.И. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Егоровой Надежды Ивановны отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 20 июня 2022 года.

Судья Ю.В. Медная