ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2799/2022 от 15.09.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04RS0007-01-2019-003433-47

2-2799/2022

Решение

именем Российской Федерации

15 сентября 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Осеевой В.С., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Аксёнова В.В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому району, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю,

установил:

Обращаясь в суд, с учетом уточнения заявленных исковых требований, Аксёнов В.В. просит признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, связанные с ненадлежащими условиями содержания в местах лишения свободы в период нахождения его в исправительном учреждении ответчика с *** по ***, выразившими:

- в высокой стоимости продуктов питания и предметов первой необходимости, продаваемых осужденным в ИК;

- необеспечении необходимой медицинской помощи и осмотров специалистами; необеспечении возможности совершать религиозные обряды в камере;

- необеспечении питанием надлежащего качества и по установленным нормам;

- необеспечении возможности комфортного нахождения за столом и стуле, прикрепленных к полу и несоответствие указанной мебели установленным размерам;

- отсутствие надлежащих условий для приема душа; ограничение возможности находится вне пределом запираемой камеры в течение дня в целях участия в общественно-полезной деятельности ИК, культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

- отсутствие возможности заниматься спортом с правом ношения спортивного костюма и спортивной обуви;

- отсутствие возможности общения с другими осужденными, в том числе: переписки с ними через цензора;

- отсутствие комфортного естественного и искусственного освещения и инсоляции; отсутствие условий для стирки и сушки белья, принудительной вентиляции и средствами для уборки камер;

- установление в камерах отсекающих решеток от пола до потолка, что исключает доступ к естественному освещению, к окну и отопительным батареям;

- незаконное водворение в металлические клетки при всех выводах из камеры; незаконное осуществление круглосуточного видеонаблюдения;

- необеспечении личного присутствия осужденного во время обысков; невозможности прилечь или присесть на кровать в течение дня;

- несоответствие прогулочных дворов требованиям закона,

- необеспечение чистящими и моющими средствами;

- не проведение ремонта жилых камер, в связи с чем, просит взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – ФСИН России за счет средств казны РФ в его пользу справедливую компенсацию в размере 1 000 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец с *** отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Условия содержания в ИК-6, не отвечают российским и международным пенитенциарным нормам.

В магазине, имеющемся в исправительном учреждении продукты питания, предметы личной гигиены реализуются по завышенным ценам, что исключает возможность приобретения их либо, приобретая их, в отсутствие иных предложений, расходуется значительная сумма личных средств. Так стоимость футболки установлена на уровне 170 руб., трусов – 450 руб., одной пачки чая – 250 руб. и т.д.

Ненадлежащая организация медицинской помощи повлекла ухудшение физического состояния истца, тогда как в исправительное учреждение он поступил абсолютно здоровым человеком. При наличии жалоб на плохое зрение в июле 2018 г., кроме прописанных очков, иного лечения ему назначено не было. Также при жалобах на боли в коленях, назначенное врачом лечение не помогает. При наличии жалоб на самочувствие требуется длительное ожидание для осмотра врачом.

В ИК-6 отсутствует возможность совершения религиозных христианских обрядов, так как отсутствует церковь или молельная комната, а совершение религиозных обрядов с использованием церковных свечей и ладана в жилых камерах невозможно из-за запрета администрации иметь при себе спички.

Питание скудное и однообразное, в 2021 г. имелся недостаток в свежих овощах, в ходе прокурорской проверки установлено практически каждый день, в течение недели подача осужденным каши ячневой, рыбы наваги, минтая.

Лавки и стол в жилых камерах жестко зафиксированы к полу, что исключает возможность их передвижения для комфортного расположения за столом для приема пищи или оформления письменных обращений. Также малый размер стола не позволяет разместиться за ними.

Также, в душевых кабинах отсутствуют перегородки между лейками, то есть не обеспечивается приватность и гигиеничность, при помывке брызги «летят» во все стороны, в том числе: на других осужденных. Душевые комнаты не оборудованы индивидуальными полками под гигиенические принадлежности.

Ввиду того, что истец должен проводить в камере 22 часа в сутки, в связи с чем, он лишен возможности находиться вне пределов запираемой камеры в течение дня не менее 8 часов в целях участия в спортивно-массовых мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, культурно-массовых мероприятиях, а также заниматься иной позитивной деятельностью направленной на ресоциализацию и адаптацию.

В ИК-6 осужденным к пожизненному лишению свободы запрещено заниматься спортом и физическими упражнениями с правом пользования спортивными костюмами и обувью для занятий спортом.

Ответчиком под угрозой дисциплинарного взыскания запрещается общение с осужденными, содержащимися в других камерах, в том числе: вести переписку с другими осужденными, находящимися в этом же исправительном учреждении через цензора.

Доступ естественного солнечного света существенно ограничен из-за особенностей строения здания ИК-6, а уровень искусственного освещения слишком низок, что отрицательно сказывается на здоровье глаз.

В жилых камерах отсутствуют сушилки для белья, доступ к батареям отопления ограничен отсекающей решеткой, что создает препятствия для сушки белья после стирки, которая осуществляется в камере.

В каждой жилой камере установлены отсекающие решетки, ограничивающие доступ естественного освещения, ограничивающие доступ к окну, одна из которых также ограничивает доступ к батареям отопления.

При выводе истца из камеры в любое помещение или кабинет (за исключением душевой комнаты и прогулочного двора) его запирают в запираемую металлическую клетку без каких-либо, на то оснований.

В течение всего времени нахождения в ИК-6 истец находится под постоянным, круглосуточным видеонаблюдением, в том числе, во время прогулки.

Обыски жилых камер сотрудниками ИК-6 проводятся в отсутствие осужденных, что позволяет администрации учреждения цензурировать все конфиденциальные документы и записи в части переписки с правозащитными организациями, надзорными органами и судами.

Также в течение дня истец не имеет права прилечь либо присесть на кровать, поэтому он 16 часов в сутки вынужден проводить на ногах либо сидя на ведре, скамье. Учитывая наличия у истца заболевания коленей, для него это является затруднительным.

Прогулочные дворы в учреждении окружены стенами, изготовленными из металлических листов, отчего в летнее время при температуре окружающего воздуха выше 20 градусов в прогулочных дворах стоит более высокая температура из-за нагрева металлических стен, а зимой – низкая.

Также ответчиком нарушаются требования о выдаче дезинфицирующих средств, необходимых для поддержания чистоты в жилой камере.

Кроме того, в камерах, в которых находился истец, отсутствовали следы капитального и текущего ремонта, полы сильно скрепят, при влажной уборке камеры образуются ссадины, царапины и занозы.

В ИК-6 не выдаются чистящие и моющие средства для проведения санитарной обработки камер, выдается только раствор дезинфицирующего средства, который не убирает грязь и не имеет чистящих свойств, что не позволяет полноценно производить санитарную обработку камер.

Истец считает, что изложенные факты в совокупности свидетельствуют о нарушении прав, гарантированных статьями 21, 23, 28, 29, 44, 55 Конституции РФ и ст. 3, 8 Европейской конвенции по правам человека, так как в течение всего времени его нахождения в ИК-6, то есть с *** по ***, нарушаются его права на неприкосновенность частной жизни, на свободу вероисповедания, на свободу получения информации, на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, при этом такое ущемление прав не обусловлено целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, они содержатся в ненадлежащих условиях содержания, долгое время подвергаются бесчеловечному и унижающему достоинство человека обращению, что причиняет им как моральные и нравственные, так и физические страдания.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиком привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Главное промышленно-строительное управление», ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 27» ФСИН России.

В судебном заседании административный истец Аксёнов А.В. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, по доверенности Рунова Е.В., Шадрина О.В. против удовлетворения иска возражала.

Административный ответчик АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Главное промышленно-строительное управление» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом. Согласно отзыву на исковое заявление, представитель ответчика Д., действующая на основании доверенности, просит отказать Аксёнову В.В. в удовлетворении исковых требований, указывая, что розничные цены на товары устанавливаются предприятием централизовано и в соответствии с уровнем региональных розничных цен. Величина торговой наценки зависит от установленных по результатам конкурентной закупки закупочных цен с учетом рыночных цен региона. Розничные цены на продовольственные и непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию и устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Для соблюдения уровня цен, предприятием ежемесячно проводится мониторинг цен на основании группы реализуемых товаров.

Административный ответчик ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 27» ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Согласно отзыву на исковое заявление, представитель административного ответчика Ж., действующий на основании доверенности, просил отказать Аксёнову В.В. в удовлетворении исковых требований, указывая на то, отсутствие на то оснований. Медицинскую помощь осужденный получает в соответствии с требованиями Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утв. приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285. Данные медицинских осмотров, результаты клинических анализов и проведенных обследований, информация о лечении занесены в амбулаторную карту Аксёнова В.В.

Представитель административного ответчика Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Шарапова Л.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно требований Аксёнова В.В.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

В ч. 5 данной статьи указано, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 данной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц,

В п. 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Из подп. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, следует, что одной из основных задач ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Из материалов дела следует, что Аксёнов В.В. отбывает в ФКУ ИК-6 наказание в виде пожизненного лишения свободы с ***

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и № 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Согласно п. п. 11, 12, 14, 15 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте.

От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Из материалов дела и дополнительно представленных по запросу суда документов следует, что Аксёнов А.В. с ***г. содержался в следующих камерах: ....

По утверждениям административного истца, в камерах свободная площадь составляет менее 2 квадратных метров на человека, что не соответствует российским и международным нормам.

Согласно сведениям, предоставленным административным ответчиком относительно размеров жилых камер и наличия мебели в них:

- камера ... предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размер 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100х60х40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения продуктов питания и посуды.

- камера ..., предназначенная для содержания 2 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 13.9 м2, площадь туалета 1.0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,7 м2, жилая площадь 11.0 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., лавка 80x25 см одна двухъярусная кровать размер 70x190 см., прикроватная тумба 100x60x40 см, над столом расположен металлический шкаф для хранения продуктов питании и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 2 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 13.9 м2, площадь туалета 1.0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,7 м2, жилая площадь 11.0 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., лавка 80x25 см одна двухъярусная кровать размер 70x190 см., прикроватная тумба 100x60x40 см, над столом расположен металлический шкаф для хранения продуктов питании и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 2 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 13.9 м2, площадь туалета 1.0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,7 м2, жилая площадь 11.0 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., лавка 80x25 см одна двухъярусная кровать размер 70x190 см., прикроватная тумба 100x60x40 см, над столом расположен металлический шкаф для хранения продуктов питании и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 2 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 13.9 м2, площадь туалета 1.0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,7 м2, жилая площадь 11.0 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., лавка 80x25 см одна двухъярусная кровать размер 70x190 см., прикроватная тумба 100x60x40 см, над столом расположен металлический шкаф для хранения продуктов питании и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды;

- камера ..., предназначенная для содержания 4 осужденных имеет следующие показатели: общая площадь 18,9 м2, площадь туалета 1,0 м2, площадь за отсекающей решетки 1,8 м2, жилая площадь 16,1 м2. В камере расположена следующая мебель: стол размером 60x80 см., 2 лавки 80x25 см., две двухъярусные кровати размером 70x190 см. каждая, прикроватная тумба 100x60x40 см. Над столом расположены два шкафчика для хранения питания и посуды.

В письме, направленном в суд, административными ответчиками указано об отсутствии у Учреждения обязанности фиксировать количество лиц, содержащихся в одной камере. При этом доказательства невозможности представления запрашиваемых сведений отсутствуют.

В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Ч. 1 ст. 127 УИК РФ определено, что осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека.

В соответствии с п. 14.1.1 Свода правил - СП 308. 1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 г. №1454/пр норму жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в ИУ, следует принимать для осужденных мужчин в ИК всех видов режима, КП, ЕПКТ (в камерах режимного корпуса) – не менее 2,0 кв.м.

По расстановке мебели и оборудования площадь двухместной камеры следует принимать не менее 6 кв.м.

Согласно приложения «А» Свода правил, в камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать:

откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора;

столы и скамейки с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола и длины скамеек 0,4 пог. м на одного осужденного;

прикроватную тумбочку на двух осужденных;

настенный шкаф или закрытую полку для хранения продуктов (одна ячейка на осужденного);

подставка под бак с питьевой водой;

настенную вешалку для верхней одежды (один крючок на осужденного);

настенную полку для туалетных принадлежностей;

громкоговоритель;

раковину (умывальник);

изолированную кабину с унитазом.

В камерах для осужденных к пожизненному лишению свободы предусматривается то же оборудование, что и в камерах ПКТ, при этом взамен откидной койки следует предусматривать одноярусную или двухъярусную кровать.

В соответствии с Приказом ФСИН России №407 от 26 июля 2007 г., примерные габаритные размеры кровати составляют 2 м. на 80 см., габаритные размеры стола на 2 места: длина 800 мм, ширина 610 мм, высота 870 мм.; стола на 4 места: длина 1200 мм, ширина 610 мм, высота 870 мм.

Габаритные размеры скамьи - длина 800-1000мм, ширина 230мм.

Габаритные размеры тумбочки -440х440х980мм.

Габаритные размеры подставки под бак для воды -500х500х700мм.

При этом вся камерная мебель фиксируется к полу.

Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно указывал, что оценка того, имело ли место нарушение требований статьи 3 Конвенции, не может быть сведена к исчислению квадратных метров, которыми располагает заключенный. Данный подход не учитывает тот факт, что практически лишь всеобъемлющий подход к конкретным условиям содержания под стражей может дать точную картину реальной жизни заключенных. Однако если личное пространство, доступное заключенному, не достигает 3 кв. м. площади пола в тюремных камерах, нехватка личного пространства считается столь суровой, что возникает сильная презумпция нарушения требований статьи 3 Конвенции. (Решение ЕСПЧ от 17 марта 2020 г. «Дело "Евгений Михайлович Шмелев и другие против Российской Федерации» (жалоба № 41743/17 и 16 других жалоб).

Таким образом, условия содержания административного истца в ФКУ ИК-6 УФСИН России в период с *** по *** не соответствовали установленным требованиям, поскольку имело место необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания - в четырехместных камерах, с учетом оборудованности камер, личное пространство доступное заключенному не достигало 3 кв. м. площади пола (16,1 кв.м.- 4,14 кв.м. (примерная площадь занятая мебелью) /4).

Доводы административных ответчиков о том, что истцы могут находиться вне камеры в следующих случаях: на прогулке (полтора часа в день); во время санитарной обработки; при выводе в медицинскую часть, в кабинет к психологу, в следственные кабинеты, на судебные заседания в комнаты видеоконференц-связи, на телефонный разговор, в комнаты длительных и краткосрочных свиданий, а также в комнату проведения обысков, - не свидетельствуют о соразмерном восполнении допущенных нарушений и тем самым улучшении положения истцов, учитывая, что перечисленные действия установлены распорядком дня.

Также имеющаяся в жилой камере мебель и ее количество не соответствует требованиям Приказа ФСИН России №407 от 26 июля 2007 г. относительно их габаритов. Так в 4-х местной камере находится один стол размером 60х80, такой же, с такими же размерами установлен и в 2-х местной камере, также имеющаяся в камерах кровать меньше, чем это предусмотрено.

Пунктом 19.3.6 Свода Правил установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:

- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;

- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Удаление воздуха из палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камер, одноместных помещений безопасного места следует предусматривать через санитарные узлы этих помещений.

В случае расположения санитарного узла у наружной стены камеры, палаты здания медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, а также при отсутствии технической возможности устройства внутристенных вентиляционных каналов естественной вентиляции санитарного узла допускается горизонтальная прокладка отдельных участков воздуховодов по помещению камер (палат). Выход воздуховода вентиляции санитарного узла камеры (палаты) через наружную стену помещения и перекрытие запрещен.

Согласно отзыву на исковое заявление (т. 1 л.д. 88), сторона административного ответчика указывает, что принудительная вытяжная вентиляция отсутствует, вытяжная вентиляция в режимных блоках, где содержаться осужденные, естественного типа в элементах строительных конструкций. По этой причине администрация учреждения не имеет возможности принудительно включать и выключать вытяжную вентиляцию. В то же время в камерах присутствует принудительная приточная вентиляция, которая находится в рабочем состоянии. Со слов представителя ответчика указанная вентиляции издает громкие звуки, ее включают только в крайних случаях, когда задымление.

Таким образом, стороной ответчика, суду не были представлены доказательства подтверждающие обеспечение осужденным достаточная вентиляция. Кроме того, по представленным фотоматериалам установлено отсутствие прибора для измерения температуры жилой камеры. Каким образом такой контроль осуществляется сотрудниками Учреждения, информация не представлена.

Также не представлено доказательств, что соответствующие проверки проводились ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ и нарушений температурного режима, наличия плесени (грибка) на стенах, грызунов, насекомых на объектах Учреждения не было выявлено.

Текущий ремонт в жилых камерах, по представленным материалам и согласно пояснениям представителя ответчика, проводится своими силами, договоров на выполнение соответствующих работ не представлено. Так, согласно справке (т. 2 л.д. 56), в период с 2021 по 2022 год были административным ответчиком выполнены следующие ремонты: ... блока ... этаж, ремонт потолков в душевых ... блока, ремонт кабинета ОСПРО в административном здании, ремонт камеры ..., ремонт напольного покрытия ... блок ... этаж, ремонт помещений МСЧ, ремонт напольного покрытия ... блок ... этаж, ремонт помещений продовольственно-вещевого склада, ремонт стола заказов в ... блоке на ... этаже, ремонт стен коридора во ... блоке с ... этаж, ремонт канализационных шахт в режимных корпусах, ремонт напольного покрытия в камере ..., ремонт основания пола в душевых на участке строгого режима, отремонтированы камеры ПФРСИ с 1 по 9, 33,34,35 путем покраски, во всех режимных корпусах заменена напольная плитка которая имела трещины и сколы, косметический ремонт центрального входа в режимный корпус и лестничного марша;

ремонт потолков в душевых ... блока, косметический ремонт камер ... этажа ПФРСИ, ... блока ... этажа, частично помещения пищеблока, санпропускное отделение;

лестничный марш центральной части режимного корпуса, коридор пищеблока, кабинет врача дерматолога, камеры ... душевые ... этажа ... блока, ... этаж ... блока, ... этаж ... блока, душевая комнаты длительного свидания, ... блок ... этаж ... полового покрытия коридора, косметический ремонт коридоров ... этажа ... режимного блока. На участке строгого режима 7 жилых комнат, помещение ПВР, 2 душевые. Административное здание КПП, коридор, помещение ДПНК, помещение для приёма пищи.

Далее, пунктом 19.4.9 Свода Правил установлено, что освещенность камер, боксированных палат, палат стационаров зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ должна составлять 300 лк; рабочих камер – определяется при проектировании в зависимости от вида производимых работ; спальных комнат и спальных помещений общежитий, одноместных помещений безопасного места – 150 лк; прогулочных дворов – 20 лк.

Из актов проверки уровня освещенности камер от *** следует, что средний показатель освещенности камер составляет от 152 лк до 161 лк (средний показатель 157,2лк), что не соответствует п. 19.4.9 СП, которым установлен показатель для камер 300лк, что также свидетельствует об обоснованности доводов административных истцов о низком уровне искусственного освещения в камерах.

Нарушены требования Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы.

В нарушение этих норм в ФКУ ИК №6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует сушилка.

Учреждением не в полной мере соблюдаются требования п. 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Минюста России №295 от 16 декабря 2016 г.), ст. 1, ст. 2.1 Федерального закона от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» об обеспечении осужденных трехразовым горячим здоровым питанием, одним из принципов которого является обеспечение максимального разнообразия питания.

Решениями Заиграевского районного суда Республики Бурятия от *** и *** удовлетворены исковые требования Аксёнова В.В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, ФСИН России по Хабаровскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания. Согласно которым удовлетворены исковые требования Аксёнова В.В. относительно отсутствия обеспечения административными ответчиками положенными нормами питания (сахара) в период с *** по ***; отсутствием макарон, творога, масла растительного, маргарина отсутствие замены указанных продуктов на другие продукты питания, отсутствие овощей в период с ***, ***, ***, ***, ***

Указанные решения в законную силу не вступили.

Обращаясь с настоящими исковыми требованиями, Аксёнов В.В. просил взыскать с административного ответчика компенсацию за ненадлежащие условия содержания, выразившиеся в организации ненадлежащего питания в период нахождения в учреждении с *** по ***

Суд, учитывает, что минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы».

Как следует из представления, внесенного ***<адрес> прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, при проведении проверки соблюдения законов в данном исправительном учреждении в части организации питания осужденных и изучении меню раскладки продуктов питания по минимальной норме выявлено, что в период с ***г. по *** каша ячневая молочная вязкая подавалась на завтрак во вторник, четверг, пятницу и воскресенье, рыба навага в разном виде подавалась на ужин во все дни недели, аналогичная ситуация выявлена по меню раскладки других недель сентября, также выявлено полное отсутствие в ИК-6 свежих овощей, что свидетельствует об однотипности питания и отсутствии разнообразия.

Также согласно приказам о замене продуктов питания в течение 2021 г. администрацией ФКУ ИК-6 мясо преимущественно и постоянного заменялось на рыбу свежемороженую, на полуфабрикаты рыбные; яйцо на мясо, с даты окончания яйца на складе (что свидетельствует об отсутствии контроля за осуществлением своевременной закупки указанного продукта), свежие овощи и фрукты на сушенные и пр. Что также подтверждает факт отсутствие разнообразия в обеспечении питания осужденных.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе представленными меню-раскладки продуктов питания.

Вместе с тем, остальные доводы административных истцов не нашли своего подтверждения в судебном заседании и не могут являться основанием для присуждения соответствующей компенсации.

Ч. 2 ст. 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).

Пунктом «а» ч. 3 ст. 125 УИК РФ предусмотрено, что осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6 600 руб.

В силу п. 5 Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 3 сентября 2007 г. № 178, на режимной территории запрещается размещать торговые точки и осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин).

В силу пункта 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (далее – правила внутреннего распорядка № 295), для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительном учреждении организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.

В силу п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно исполнительной системы.

Перечнем видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 89, установлено, что в уголовно-исполнительную систему входят, в том числе предприятия, осуществляющие торговлю.

Для осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа (далее – ПКТ), единых помещениях камерного типа, одиночных камерах (далее – ЕПКТ), безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение № 12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении (п. 107 Правил).

Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости для лиц, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, производится два раза в месяц (п. 108 Правил).

В силу п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст. 19 указанного Закона федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечнем видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 89, установлено, что в уголовно-исполнительную систему входят, в том числе предприятия, осуществляющие торговлю.

В силу п. п. 1, 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

П. 4.1 Устава АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Главное промышленно-строительное управление», утв. Распоряжением МТУ Росимуществом в <адрес> и <адрес> от ***...р (т. 2 л.д. 236), определено, что общество осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы РФ в товарах, работах и услугах.

К видам услуг, оказываемых предприятием, относятся: выполнение работ, оказание услуг; оптовая и розничная торговля.

П. 1 Приказа ФСИН РФ от 26 февраля 2018 г. № 160 «Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика» установлено, что в соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФСИН России, территориальные органы ФСИН России, учреждения и иные организации уголовно-исполнительной системы осуществляют полномочия заказчика по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для заказчиков, входящих в уголовно-исполнительную систему в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Торговую деятельность в магазине, расположенном на территории указанного исправительного учреждения, осуществляет АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Главное промышленно-строительное управление». Торговое обслуживание осужденных в магазине при ФКУ ИК-6 предприятие осуществляет в соответствии с требованиями Правил внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений.

При этом в материалы дела не представлены доказательства осуществления административным истцом каких-либо покупок у данного административного ответчика.

Из представленных административным истцом розничных прайс-листов за июнь 2022 г. (т. 1 л.д. 171-173), видно, что в магазине ответчика стоимость масла подсолнечного «Золотая семечка» нерафинированного 0,5 л составляла – 106 рубля, масла подсолнечного «Аннинское» рафинированного 0,9 л – 168 рублей, сахара-рафинада «УСамовара» 0,5 кг – 89 рубля, сахара-рафинада «У Самовара» 1 кг – 169 рубля.

Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на продовольственные и непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию.

Таким образом, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет цены на регулируемые товары с учётом положений действующего законодательства Российской Федерации о торговой деятельности.

П. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) определено, что торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле).

Пунктом 7 ч. 2 ст. 8 Закона о торговле предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: ассортимент продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах.

В силу ч. 3 ст. 8 Закона о торговле указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона о торговле цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона положений.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле).

Более того, суд отмечает, что цены, указанные в розничных прайс-листов за июнь 2022 г. и представленные административным истцом не являются завышенными и находятся на одном уровне со средними ценами, установленными в Хабаровском крае, что подтверждается данными Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, имеющимися в общем доступе в сети Интернет.

Так, согласно указанным сведениям, средняя стоимость тех продовольственных товаров, указанных в прайс-листе за июнь 2022 г. составляют: масло подсолнечное 1 л. – 164, 90 руб., сахар – песок 1 кг. – 94,38 руб., соль поваренная пищевая 1 кг. – 24,97 руб., пряники – 278,45 руб. и т.д. Аналогичные сведения содержатся в части средних цен на непродовольственные товары.

Ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В силу ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 101 УИК РФ).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 УИК РФ).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (действующие в спорный период), предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (п. 124).

Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы. Экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни осужденного, осуществляется круглосуточно (п. 127).

При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (п. 125).

П. 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285, установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.

Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи регламентированы Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемыми каждый год постановлением Правительства Российской Федерации.

Как следует из выписки из амбулаторной карты осужденного, административному истцу оказание экстренной или неотложной помощи не требовалось, поскольку признаки его заболевания не вызывали угрозу для жизни, ему назначалось плановое лечение по показания. Утверждение административного истца о виновном неназначении жизненно необходимых препаратов доказательствами, представленными в материалы дела, не подтверждено. Как установлено судом, при обращении с жалобами на плохое зрение, ему было назначено лечение и выписаны очки, которыми он в настоящее время пользуется. При обращении с жалобами на болезненность суставов, медицинская помощь также оказана.

В соответствии с п.16.3.3 СП 308.1325800.2017. для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ИК особого режима для осужденных ПЛС предусмотрено устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.

Площадь помещения, ограниченная наружной стеной камеры и отсекающей решетчатой перегородкой, не включается в санитарную площадь камерного помещения, приходящуюся на одного осужденного.

Согласно абз. 3 подп. 18 п. 60 приказа Минюста России от 0 июня 2006 г. №279, окна камер с наружной стороны оборудуются металлической решеткой, с внутренней - отгораживаются решеткой, ограничивающей доступ к окну.

Аналогичные положения содержит п. 15.20 приказа Минюста 130-дсп от 02 июня 2003 г. СП 17-02.

Пунктом 34.2.8 СП предусмотрено, что оконные блоки в палатах, для содержания осужденных пожизненному лишению свободы в зданиях медицинского назначения, камерах для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание – максимально под углом 45° к плоскости пола). Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «Закрыто» и «Открыто», так и в промежуточных положениях.

В соответствии с пп.8 п.32 приказа Минюста России от 04 июня 2006 г. №279, со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

Следовательно, доводы иска о невозможности открыть окно и отсутствие доступа к окну, системам отопления подлежат отклонению.

Согласно п. 49 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт.

Порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования утвержден Приказом Минюста от 20 марта 2015 г. № 64-дсп. Наличие грифа «ДСП» не предполагает ознакомление осужденных с данным приказом, однако не исключает необходимость осужденных исполнять положения Порядка проведения обысков. Данный Порядок проведения обысков не противоречит Правилам, соответствует положениям ч. 7 ст. 82 УИК РФ.

Указанным Порядком установлено, что обыски, досмотры осуществляются с целью обеспечения личной безопасности осужденных, персонала уголовно-исполнительной системы и иных лиц.

В частности, разделом 1 Порядка предусмотрено, что обыски, досмотры осуществляются с целью, в том числе, выявления фактов и признаков приготовления к совершению побегов и иных преступлений и правонарушений на территории учреждения уголовно-исполнительной системы режимной территории, в транспортных средствах и их пресечения; определения мест возможного совершения преступлений и иных правонарушений; обнаружения источников потенциальной опасности для жизни здоровья лиц, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и режимной территории, в том числе предметов и приборов возможных источников пожара; обнаружения и изъятия у осужденных предметов, веществ и продуктов питания, которые им запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с Правилами внутреннего распорядка; предотвращения неправомерного вывешивания фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет, журналов и т.п.; выявления и пресечения каналов поступления к осужденным запрещенных вещей; выявления и пресечения запрещенных связей осужденных с иными лицами.

Пункт 113 Порядка определяет, что проведение обысков и досмотров предусматривает возможность обыска камер и помещений камерного типа. На время проведения такого обыска осужденные могут выводиться из камер и помещений камерного типа (пункт 115 Порядка).

Во время работы и прогулок осужденных сотрудники исправительного учреждения вправе проводить осмотры и обыски помещений в целях установления неисправностей их оборудования, обнаружения подкопов, проломов и повреждений в полу, потолке, стенах, оконных решетках, других признаков приготовления к побегу, орудий нападения, других запрещенных предметов (пункт 148 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп).

Использование технических средств надзора и контроля учреждениями УИС регламентировано приказом Минюста России от 04 сентября 2006 г. №279, которым прямо предусмотрено, что видеокамеры устанавливаются в местах, обеспечивающих наиболее полный и качественный обзор камерного помещения.

Таким образом, доводы о проведении обыска личных вещей, жилых камер в отсутствие осужденных, отсутствие приватности из-за постоянного, круглосуточного видеонаблюдения, подлежат отклонению.

Душевые помещения режимного корпуса ФКУ ИК-6., в которых содержатся осужденные, спроектированы и оснащены в соответствии с Инструкцией. Для подачи горячей воды в душевой установлены электроводонагреватели. Помывка осужденных проводится не менее 15 минут. Душевая оснащена полкой с четырьмя секциями для туалетных принадлежностей на четверых человек, закрепленной таким образом, чтобы было удобно пользоваться, не создавая друг другу неудобства.

Следовательно, основания для вывода о несоответствии душевых помещений нормам законодательства отсутствуют. Кроме того, из материалов дела видно, что с 2020 года производится текущий ремонт, в том числе, душевых помещений.

Административный истец может общаться с осужденными, содержащимися с ними в одной камере, тогда как администрация исправительного учреждения в соответствии с положениями Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп, обязана пресекать установление каких-либо связей и контактов осужденных, содержащихся в разных камерах одного исправительного учреждения.

При этом, согласно справке (т.2 л.д. 59, 216 ) Аксёнов В.В. обращался с заявлением о разрешении ему переписки внутри учреждения с осужденными К., И. Переписка была разрешена. Указанные обстоятельства административный истец не оспаривал.

Согласно пункту 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. № 248-О, гарантируемое статьей 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ право на свободу совести и свободу вероисповедания не предполагает произвольного выбора осужденными средств и способов его реализации, оно может осуществляться в специально установленном уголовно-исполнительным законодательством порядке.

В ФКУ ИК-6 отсутствует молельная комната для осужденных к пожизненному лишению свободы, однако не является нарушением условий содержания, поскольку такое помещение предполагает групповую форму работы с осужденными, что невозможно в условиях покамерного размещения.

В то же время, согласно приказу №42, религиозные обряды разрешено осуществлять осужденным в личное время в камерах их содержания; обеспечивается возможность посещения осужденных священнослужителем, что, однако как пояснил административный истец, он не просил о встрече со священнослужителем.

Прогулочные дворы в ФКУ ИК-6 оборудованы в соответствии с требованиями Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами, имеют необходимое ограждение, скамейки, навесы, оборудованы турниками. Нормы площади прогулочного двора на одного заключенного соблюдены (не менее 0,4 пог.м.).

Согласно пункту 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; бережно относиться к имуществу исправительного учреждения; соблюдать требования пожарной безопасности; носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками.

Согласно пункту 5 к Приложению № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений спортивные костюмы и спортивная обувь хранятся в помещениях для хранения личных вещей осужденных и выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, за исключением утренней физической зарядки.

В исправительной колонии для пожизненно лишенных свободы законодательством не предусмотрено проведение спортивно-массовых мероприятий, в связи с чем, спортивная одежда и обувь не выдаются.

Выдача чистящих и моющих средств для личных целей, требованиями нормативно-правовых актов не предусмотрена.

Учитывая изложенное, изложенные доводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку вышеуказанные обстоятельства обусловлены изъятиями и ограничениями, установленными уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации для лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, зависят от режима исправительного учреждения и не свидетельствуют о произвольном и незаконном характере действий административного ответчика.

Вместе с тем, установленные нарушения условий содержания в данном случае имели место и неизбежно создавали административному истцу при отбывании наказания неудобства, что является нарушением условий их содержания в исправительном учреждении и устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Допущенные нарушения условий содержания Аксёнова В.В. явилось следствием бездействия со стороны ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в отсутствии должного контроля за обеспечением надлежащих условий содержания административных истцов.

В пунктах 14 и 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 УИК РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Административными ответчиками не доказаны обстоятельства соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение административных истцов, следовательно, требования о признании бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания и взыскании компенсации подлежат удовлетворению.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Учитывая установленный факт необеспечения административного истца надлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, отсутствие необратимых последствий, индивидуальные особенности истца, его состояние здоровья, бездействие административных ответчиков, требования разумности и справедливости, а также то, что доводы иска о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю нашли свое подтверждение в части, суд определяет размер денежной компенсации, с учетом требований законодательства Российской Федерации, вышеизложенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в размере .... в пользу административного истца.

Поскольку, согласно ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которым по отношению к ФКУ ИК-6. УФСИН России по Хабаровскому краю является ФСИН России, присужденная в пользу Аксёнова В.В. компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227.1, 289, 290 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования Аксёнова В.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, связанное с ненадлежащими условиями содержания в местах лишения свободы.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Аксёнова В.В. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Аксёнова В.В., отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 29 сентября 2022 г.

Судья М.В. Кудряшова