ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-279/19 от 07.02.2019 Рузского районного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 07 февраля 2019 года по делу № 2А-279/2019

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Морозовой Е.С., при ведении протокола судебного заседания Алешиной К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мошняга Л. И. к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе в признании пострадавшей и включении в реестр пострадавших граждан,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец просит суд признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе во включении Мошняга Л.И. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, обязать Главное управление строительного надзора Московской области включить Мошняга Л.И. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

В обоснование иска указал, что Мошняга Л.И., (дата) был подписан предварительный договор купли-продажи квартиры, с ООО «Мономах-Инвест», предметом которого было приобрести помещение – часть жилого дома, условный номер , с ориентировочным номером квартиры , общей площадью ... кв.м., расположенной на ... этаже жилого дома малоэтажного строительства, по адресу: (адрес).

Стоимость квартиры определена в размере ... рублей, и была истцом выплачена в полном объеме, о чем свидетельствуют квитанции об оплате.

В течение (дата), истица полностью выплатила обеспечительный платеж по договору, о чем свидетельствует акт сверки от (дата).

В связи с тем, что ООО «Мономах-Инвест» обязательства по строительству и введению в строй жилья не исполняло, истица обратилась в Арбитражный суд г. Москвы, где было уже дело о банкротстве, № А40-110643/13.

(дата) Арбитражный суд г. Москвы включил задолженность истца в третью очередь реестра требований кредиторов должника ООО «Мономах-Инвест».

Какого-либо материального возмещения от ООО «Мономах-Инвест» истица не получала. До настоящего времени дом, где находится приобретаемая квартира не построен, денежные средства не возвращены.

В дальнейшем было возбуждено уголовное дело , в рамках которого истцу неоднократно допрашивали и (дата) признали потерпевшей.

(дата) истцом в адрес Главного управления государственного строительного надзора Московской области было подано заявление и были переданы копии документов для внесения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

(дата) был получен ответ за подписью начальника Управления по признанию граждан пострадавшими и ведения их в реестр С.А. Филиппова, что принято решение об отказе во включении в реестр пострадавших граждан (протокол заседания комиссии от (дата)).

В качестве основания, комиссия указала на п. 2 приложения № 1, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, № 560 от 12.08.2016 года, «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

В частности комиссия отнесла заявление истца безосновательным для включения в реестр, и противоречащим: п. 1 несоответствия одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения, указанного приказа; привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ № 214.

Таким образом, в вышеуказанном приказе, в разделе «Отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших», определены критерии отнесения граждан, к числу пострадавших в целях видения реестра граждан.

Согласно вышеприведенным критериям заявление истца о включении в реестр полностью соответствует изложенным положениям, в отношении прав на земельный участок отведенный для строительства, а также признание истца потерпевшим по уголовному делу , следователем по особо важным делам 10 отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве майором полиции Поляковой Ж.В.

Не включение истца в реестр пострадавших граждан лишае его возможности получить какое-либо жилье или компенсацию за внесенные денежные средства, что для истца имеет не только материальный, и моральный ущерб.

Административный истец и его представитель надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представили письменные пояснения, просят рассмотреть дело в их отсутствии.

Представить административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, письменную позицию сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Согласно частям 4 и 7 ст. 23 п. 5.1 названной статьи Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролируемый орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктом 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения № 2 к указанному Приказу, Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п. 6 того же раздела установлен исчерпывающего перечень документов.

Согласно п.п. 1 п. 10 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.

При этом п. 2 приложения № 1 содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Вместе с тем, оснований для отказа по п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось.

В силу пункта 4 Правил включения в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.

Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013, действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительного имелся в виду договор участия в долевом строительстве.

В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ 16-5.

Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О «Если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст. 431 Гражданского кодекса РФ)».

Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств, учитывает, что согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ООО «Мономах-Инвест» исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

По делу установлено, что Мошняга Л.И., (дата) был подписан предварительный договор купли-продажи квартиры, с ООО «Мономах-Инвест», предметом которого было приобрести помещение – часть жилого дома, условный номер , с ориентировочным номером квартиры , общей площадью ... кв.м., расположенной на ... этаже жилого дома малоэтажного строительства, по адресу: (адрес).

Стоимость квартиры определена в размере ... рублей, и была истцом выплачена в полном объеме, о чем свидетельствуют квитанции об оплате.

В течении (дата), истица полностью выплатила обеспечительный платеж по договору, о чем свидетельствует акт сверки от (дата).

В связи с тем, что ООО «Мономах-Инвест» обязательства по строительству и введению в строй жилья не исполняло, истица обратилась в Арбитражный суд г. Москвы, где было уже дело о банкротстве, № А40-110643/13.

(дата) Арбитражный суд г. Москвы включил задолженность истца в третью очередь реестра требований кредиторов должника ООО «Мономах-Инвест».

Какого-либо материального возмещения от ООО «Мономах-Инвест» истица не получала. До настоящего времени дом, где находится приобретаемая квартира не построен, денежные средства не возвращены.

В дальнейшем было возбуждено уголовное дело , в рамках которого истцу неоднократно допрашивали и (дата) признали потерпевшей.

(дата) истцом в адрес Главного управления государственного строительного надзора Московской области было подано заявление и были переданы копии документов для внесения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

(дата) был получен ответ за подписью начальника Управления по признанию граждан пострадавшими и ведения их в реестр С.А. Филиппова, что принято решение об отказе во включении в реестр пострадавших граждан (протокол заседания комиссии от (дата)).

В качестве основания, комиссия указала на п. 2 приложения № 1, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, № 560 от 12.08.2016 года, «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

В частности комиссия отнесла заявление истца безосновательным для включения в реестр, и противоречащим: п. 1 несоответствия одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения, указанного приказа; привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ № 214.

Таким образом, в вышеуказанном приказе, в разделе «Отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших», определены критерии отнесения граждан, к числу пострадавших в целях видения реестра граждан.

Согласно вышеприведенным критериям заявление истца о включении в реестр полностью соответствует изложенным положениям, в отношении прав на земельный участок отведенный для строительства, а также признание истца потерпевшим по уголовному делу , следователем по особо важным делам 10 отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве майором полиции Поляковой Ж.В.

Не включение истца в реестр пострадавших граждан лишае его возможности получить какое-либо жилье или компенсацию за внесенные денежные средства, что для истца имеет не только материальный, и моральный ущерб.

Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим права административного истца на защиту, как пострадавшего и подлежащими отмене.

Из правового анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших лиц – граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

С учетом обстоятельств дела и требований вышеперечисленных норм права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Мошняга Л. И. удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе во включении Мошняга Л. И. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить Мошняга Л. И. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд Московской области.

Судья: Е.С. Морозова