ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-279/2016 от 04.02.2016 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-279/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2016 года адрес

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю.,

при секретаре Кожевниковой Ю.Г.,

с участием административного истца Корнейчук Д.С.,

представителя административного истца Д.в А.Ю.,

представителей административного ответчика Совета депутатов Козыревского сельского поселения председателя Совета депутатов Козыревского сельского поселения Люа Е.И., адвоката К.ч М.В.,

депутатов Совета депутатов Козыревского сельского поселения Е.а О.А., К.а С.В., Д.я И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главы Козыревского сельского поселения Корнейчука Д.С. к Совету депутатов Козыревского сельского поселения об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец глава Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, о признании решения Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата об удалении главы Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С. в отставку недействительным, незаконным.

В обоснование административного иска указано, что основанием для принятия данного решения явилось неисполнение главой муниципального образования в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законом, иным федеральным законом, уставом Козыревского сельского поселения. С данным решением административный истец не согласен, так как обстоятельства, указанные в нем не соответствуют действительности, и не могли послужить основанием для принятия указанного решения, нарушены его права, обратился в порядке ст. 218 КАС РФ.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку в нарушение норм закона осуществлено без учета мнения Губернатора Челябинской адрес, являющимся высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Кроме того, Корнейчук Д.С. не был извещен надлежащим образом о заседании депутатов дата. Положенные в основу решения депутатов нарушения бюджетного законодательства, выразившееся в нецелевом, неэффективном использовании бюджетных средств, необоснованном начислении и выплате премий, без наличия фонда экономии оплаты труда, допущение двойной оплаты труда, предусмотренной трудовыми договорами, должностными инструкциями штатных работников администрации, необоснованные расходы, направленные на оплату транспортных услуг, искажение бюджетной отчетности, - переписаны из акта проверки Контрольно-счетной палаты Красноармейского муниципального района, имевших место в 2013-2014 году и не могут являться причиной и основанием для удаления главы поселения в отставку, поскольку работа главы в 2014 году признана удовлетворительной. Отчет главы поселения о проделанной работе в 2014 году представлен.

В судебном заседании административный истец Корнейчук Д.С. и его представитель Д.в А.Ю., имеющий высшее юридическое образование, представивший диплом о высшем юридическом образовании номер, регистрационный номер от дата (л.д. 118, 119), действующий на основании заявления в устной и письменной форме (л.д. 117), просили административное исковое заявление удовлетворить.

Представители административного ответчика председатель Совета депутатов Козыревского сельского поселения Люа Е.И., действующая на основании решения Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата (л.д. 34), адвокат К.ч М.В., действующая на основании удостоверения номер от дата, ордера номер от дата (л.д. 116), просили в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что уведомление депутаты предоставили Губернатору Челябинской области дата. Корнейчука Д.С. депутаты известили надлежащим образом, но он их проигнорировал. Считают, что у главы муниципального образования не надлежащее отношение к депутатам и жителям поселения. Считают, что всю процедуру об удалении главы в отставку они провели правильно и законно, основания для удаления главы в отставку имеются.

Заинтересованные лица депутаты Совета депутатов Козыревского сельского поселения Е.а О.А., К.а С.В., Д.я И.И. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, так как имеются различные нарушения в деятельности главы, такой глава муниципального образования поселению не нужен.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении дела установлено, что в соответствии со ст. 8 Закона Челябинской области от датаномер-ЗО «О статусе и границах Красноармейского муниципального района и сельских поселений в его составе» муниципальное образование «Козыревский сельсовет» наделено статусом Козыревского сельского поселения с административным центром в поселке Мирный, установлены границы Козыревского сельского поселения, согласно приложениям 15, 16, 16-1.

Пунктом 156 Приложения к Закону Челябинской области «О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области» от датаномер-ЗО установлены наименование представительного органа Козыревского муниципального образования - Совет депутатов Козыревского сельского поселения, наименование главы Козыревского муниципального образования - глава Козыревского сельского поселения.

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Козыревское сельское поселение» от датаномер Корнейчук Д.С. зарегистрирован избранным Главой Козыревского сельского поселения (л.д. 14).

Решениями избирательной комиссии муниципального образования «Козыревское сельское поселение» от датаномер, от датаномер в Совет депутатов Козыревского сельского поселения избраны 10 депутатов по одномандатным избирательным округам, зарегистрированы депутатами С.а Н.Ф., Д.я И.И., К.а С.В., С.а С.А., П.а О.Ю., Е.а О.А., Г.р О.Н., Люа Е.И., Г.о В.И., Д.в А.А. (л.д. 32, 33).

По обращению депутатов К.а С.В., Д.я И.И., Е.а О.А., П.а О.Ю. в Совет депутатов Козыревского сельского поселения (л.д. 27) принято решение Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата об одобрении инициативы депутатов сельского поселения от дата об удалении главы Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С. в отставку, назначено заседание по данному вопросу на дата (л.д. 35).

Уведомления, являющиеся копиями обращения депутатов в Совет депутатов Козыревского сельского поселения, направлены дата главе Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С., (л.д. 28), Губернатору Челябинской адресД.у Б.А. (л.д. 30), в них указана дата заседания по инициативе депутатов - дата.

Согласно протоколу от дата заседания Совета депутатов Козыревского сельского поселения фактически данная инициатива депутатов не была рассмотрена, назначено заседание по вопросу об удалении главы Козыревского сельского поселения на дата (л.д. 36 - 40).

Уведомлением от дата глава Козыревского сельского поселения поставлен в известность о назначении на дата заседания Совета депутатов Козыревского сельского поселения по вопросу о его удалении в отставку (л.д. 11).

дата Советом депутатов Козыревского сельского поселения принято решение номер об удалении главы Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С. в отставку в связи с неисполнением в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению иных полномочий, предусмотренных законом, иными федеральными законами, уставом Козыревского сельского поселения, выразившихся в 1) освещении улиц, озеленении территорий, установке указателей, номеров домов, размещении и содержании малых архитектурных форм, 2) нецелевом и 3) неэффективном использовании бюджетных средств, 4) необоснованном начислении и выплат премий, без наличия фонда экономии оплаты труда, 5) допущенной двойной оплаты труда, 6) необоснованных расходов на оплату транспортных услуг, искажение бюджетной отчетности, 8) необеспечении сохранности муниципального имущества, эффективности его использования, 9) отсутствия контроля за деятельностью МУП ЖКХ «Козыревское», 11) непредставление отчета перед Советом депутатов и населением за 2014 год (л.д. 8, 9). Данное решение опубликовано, что сторонами признано.

Согласно протоколу номер от дата заседания Совета депутатов Козыревского сельского поселения на основании обращения депутатов, акта проверки номер от дата Контрольно-счетной палаты Красноармейского муниципального района, сообщения прокуратуры адрес об отсутствии на территории поселков Курейное и Лесной звуковой сигнализации оповещения людей при пожаре в 2015 году, за удаление в отставку главы Козыревского сельского поселения проголосовали восемь из восьми присутствовавших депутатов (л.д. 41 - 44).

По сообщению Администрации Губернатора Челябинской области уведомление от группы из четырёх депутатов представительного органа Козыревского сельского поселения поступило Губернатору Челябинской области Д.у Б.А.дата, номер входящей регистрации номер. К указанному уведомлению не были приложены обращение депутатов, внесённое в Совет депутатов Козыревского сельского поселения, проект решения Совета депутатов об удалении главы поселения в отставку. С учетом содержащихся в нем формулировок, оно фактически было адресовано Совету депутатов, а не Губернатору области (л.д. 113, 114).

Решения Совета депутатов Козыревского сельского поселения от дата, дата приняты без учета мнения Губернатора Челябинской области, что сторонами не отрицается.

Разрешая административное исковое заявление, суд исходит из следующего.

Статья 46 Конституции России гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, непосредственно в суд.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ административные дела об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 74.1. Федерального закона от дата № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Основанием для удаления главы муниципального образования является, в том числе неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (п. 2 ч. 2 ст. 74.1. Федерального закона от дата № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 74.1 указанного Федерального закона инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

На основании ч. 4 ст. 74.1 указанного Закона рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Срок рассмотрения представительным органом муниципального образования инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в соответствии с законом составляет не более месяца со дня внесения обращения (ч. 7 ст. 74.1 Федерального закона от дата № 131-ФЗ). Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 74.1 Федерального закона от дата № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 13 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Как предусмотрено ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд находит административные исковые требования обоснованными.

В нарушении требований ст. 74.1 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не соблюдена процедура удаления в отставку, в частности, не выполнено требование о внесении обращения вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку - представленный в материалы дела проект решения от дата об одобрении инициативы депутатов от дата, к таковому не относится.

Губернатор Челябинской области, глава Козыревского сельского поселения должны были быть уведомлены о выдвижении данной инициативы не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

С учетом того, что в решениях номер от дата и номер от дата указано, что рассмотрено обращение депутатов Совета депутатов Козыревского сельского поселения от дата, то направление уведомлений об инициативе депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку указанным должностным лицам дата, при невнесении обращения депутатов в представительный орган, является нарушением закона.

В уведомлении, направленном Губернатору Челябинской области не содержится просьбы предоставления мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Кроме того, Губернатор Челябинской области фактически лишен права выполнить обязанность по выражению мнения о данной инициативе депутатов, так как дата заседания по рассмотрению инициативы депутатов указана дата.

Таким образом, рассмотрение обращения депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществлено в нарушение закона без учета мнения высшего должностного лица Челябинской области.

Также, рассмотрение и принятие решение об удалении главы муниципального образования в отставку представительным органом муниципального образования осуществлено в отсутствие уведомления главы Козыревского сельского поселения о времени проведения соответствующего заседания, без представления проекта решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, в день назначенного заседания по указанному вопросу.

Кроме того, в решении Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата не указан конкретный период неисполнения обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий главой поселения.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о признании решения Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата об удалении главы Козыревского сельского поселения в отставку незаконным, так как оно не соответствует нормам Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает права административного истца. При этом суд руководствуется специальной нормой закона статьёй 227 КАС РФ, а не положением статьи 13 ГК РФ, так как заявление подано на основании 218 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата об удалении главы Козыревского сельского поселения в отставку.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд.

Председательствующий подпись О.Ю. Карабанова

Копия верна. Судья О.Ю. Карабанова

Секретарь Ю.Г. Кожевникова

Дело № 2а-279/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

датаадрес

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю.,

при секретаре Кожевниковой Ю.Г.,

с участием административного истца Корнейчук Д.С.,

представителя административного истца Д.в А.Ю.,

представителей административного ответчика Совета депутатов Козыревского сельского поселения председателя Совета депутатов Козыревского сельского поселения Люа Е.И., адвоката К.ч М.В.,

заинтересованных лиц депутатов Совета депутатов Козыревского сельского поселения Е.а О.А., К.а С.В., Д.я И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главы Козыревского сельского поселения Корнейчука Д.С. к Совету депутатов Козыревского сельского поселения об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов Козыревского сельского поселения номер от дата об удалении главы Козыревского сельского поселения в отставку.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд.

Председательствующий О.Ю. Карабанова