ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-279/2021 от 26.01.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2А-279/2021

УИД: 23RS0003-01-2020-006573-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Сидоренко В.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежат 5 земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами , , , , расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. 17.08.2020 года она обратилась в администрацию МО город-курорт Анапа с уведомлениями в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на указанных земельных участках с указанием необходимых сведений.

Однако 28.09.2020 года и 15.10.2020 года ей были выданы уведомления , о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке со ссылкой на то, что земельные участки находятся в зоне затопления (подтопления), что в силу ст. 67.1 Водного кодекса РФ исключает строительство объектов недвижимости на них. Кроме того в оспариваемых уведомлениях указано на то, что в данной территориальной зоне максимальная площадь жилого дома с количеством этажей не более 3 не должна превышать 500 кв.м..

С данными уведомлениями административный истец не согласен, ссылаясь на то, что сведения, указанные в оспариваемых уведомлениях, не соответствуют действительности, так как согласно ответа Федерального агентства водных ресурсов Кубанское бассейновое водное управление границы зон затопления, подтопления на территории город-курорт Анапа, в том числе в хут. Чембурка, не установлены. Кроме того в сведениях ЕГРН отсутствуют указание на ограничение в отношении земельных участков и на установление в отношении них зон подтопления, что противоречит пунктам 3,5 Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 №360.

Также незаконным является указание на площадь планируемых к строительству жилых домов свыше 500 кв.м., так как в уведомлениях о планируемом строительстве административный истец не указывала площадь свыше 500 кв.м. а доказательств превышения площади свыше 500 кв.м. административным ответчиком не предоставлено.

В связи с чем административный истец просит суд признать незаконными уведомления , , от 28.09.2020 года и от 15.10.2020 года администрации МО город-курорт Анапа о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>; обязать администрацию МО город-курорт Анапа в течение 7-ми дней после вступления решения суда в законную силу выдать ФИО3 уведомления в отношении вышеуказанных земельных участков о соответствии указанных в уведомлениях от 17.08.2020 года о планируемом строительстве или реконструкции жилых домов на земельных участках установленным параметрам и допустимости размещения на них объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания, в материалах дела имеется ее заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО3 – ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме, при этом указал, что он полагает, что права и законные интересы административного истца в результате выдачи административным ответчиком уведомлений от 19.01.2021 года о соответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости его размещения не восстановлены, так как в данных уведомлениях имеется дополнительное условие о необходимости выполнения требований ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

Представитель административного ответчика администрации МО город-курорт Анапа – ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, одновременно суду пояснил, что 119.01.2021 года ФИО4 были выданы 5 уведомлений в отношении земельных участков, указанных в административном и соответствии планируемых к строительству объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и о допустимости строительства, в связи с чем права административного истца не нарушены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что ФИО3 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается выписками из ЕГРН от 23.03.2020 года.

Согласно п. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

В соответствии с п. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Список, указанный в п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, является исчерпывающим.

Из материалов дела следует, что 17.08.2020 года административный истец обратилась в администрацию муниципального образования г-к Анапа с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, указав в уведомлениях все сведения и параметры.

28.09.2020 года Администрация муниципального образования г-к Анапа по результатам рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , , , расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, были выданы уведомления о несоответствии параметров, указанных в уведомлениях о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на вышеуказанных земельных участках со ссылкой на то, что земельные участки располагаются в зоне с особыми условиями использования территории – в зоне затопления (подтопления), а также что в силу Правил землепользования и застройки г. Анапа в территориально зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в которой расположены указанные земельные участки, максимальная площадь возводимого жилого дома с количеством этажей не более чем 3, не должна превышать общей площади 500 кв.м.

Аналогичное уведомление о несоответствии установленным параметрам было выдано административному истцу 15.10.2020 года за в отношении земельного участка с кадастровым номером

Давая оценку указанным в оспариваемых уведомлениях основаниям несоответствия указанных в уведомлениях о планируемом строительстве установленным параметрам, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводится специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены «Правила определения границ зон затопления, подтопления» (далее по тексту Правила).

Согласно пункту 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве»".

Согласно письма Федерального агентства водных ресурсов Кубанское Бассейновое водное управление (Кубанское БВУ) от 20.11.2020 года по состоянию на 20.11.2020 года в Кубанское БВУ материалы для принятия решения по установлению зон затопления, подтопления на территории муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от уполномоченного органа исполнительной власти не поступали. При этом отмечено, что в настоящее время в соответствии с Графиком установления границ зон затопления, подтопления территорий в границах населенных пунктов Краснодарского края (размещен на официальной странице Кубанского БВУ в сети Интернет в разделе «Деятельность – График установления границ зон затопления, подтопления) предложения по установлению зон затопления, подтопления в <адрес> г. Анапа подготовлены и проходят соответствующее согласование.

Из предоставленных в материалы дела Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО город-курорт Анапа от 18.03.2020 года (далее ИСОГД) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, следует, что указанные земельные участки располагаются в Зоне Ж1-Б (Зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы), кроме того участки располагаются в границе II зоны горно-санитарной охраны курорта.

При этом указаний на вхождение земельных участков в зону затопления (подтопления) в данных сведениях ИСОГД не содержится.

Административным ответчиком также не предоставлено доказательств отнесения (вхождения) спорных земельных участков в зону подтопления (затопления).

Отсутствуют такие сведения и в сведениях ЕГРН, представленных в материалы дела согласно выписок из ЕГРН от 05.03.2020 года и от 23.12.2020 года.

Соответственно суд приходит к выводу о том, что соответствующие зоны затопления (подтопления) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360, на дату выдачи оспариваемых уведомлений, а также на дату рассмотрения дела в суде, не установлены, сведения о нахождении земельных участков, принадлежащих административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.

Между тем, установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что уведомления о несоответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам от 28.09.2020 года , , и от 15.10.2020 года, приняты с нарушением положений части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Также данные уведомления подлежат признании незаконными и в части указанного в нем основания - превышение максимальной площади возводимого жилого дома – 500 кв.м., так как в поданных административным истцом уведомлениях от 17.08.2020 года о планируемом строительстве указаны параметры объектов индивидуального жилищного строительства – до 3-х этажей и общая площадь жилого дома до 500 кв.м..

При этом доказательств превышения площади жилого дома установленным 500 кв.м. административным истом суду не представлено.

В связи с чем вышеуказанные уведомления подлежат признанию незаконными.

Вместе с тем судом принимается во внимание, что 19.01.2021 года административному истцу ФИО3 органом местного самоуправления в лице администрации МО город-курорт Анапа были выданы уведомления о соответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и о допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства , , , в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>

Таким образом права и законные интересы административного истца восстановлены, в связи с чем оснований для возложения на орган местного самоуправления повторного рассмотрения поданных административным истцом 17.08.2020 года уведомлений о планируемом строительстве или об обязании органа местного самоуправления выдать административному истцу уведомления о соответствии планируемых к строительству объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и о допустимости строительства у суда не имеется.

Что касается доводов представителя административного истца о том, что в уведомлениях от 19.01.2021 года указано дополнительное условие - необходимость выполнения положений ст. 67.1 Водного кодекса РФ, то данные доводы судом приняты во внимание быт не могут, так как уведомления о соответствии планируемого строительства установленным параметрам и о допустимости строительства от 19.01.2021 года предметом оспаривания по настоящему делу не являются, в связи с чем оценка их содержанию с точки зрения указанных в них дополнительных условий судом даваться в рамках настоящего спора не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, - удовлетворить частично.

Признать незаконными уведомления , , от 28.09.2020 года и от 15.10.2020 года администрации МО город-курорт Анапа о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме через Анапский городской суд.

Судья: (подпись) Грошкова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2021 года

Подлинник решения находится в материалах дела № 2а-279/2021 (УИД: 23RS0003-01-2020-006573-80) Анапского городского суда Краснодарского края.