ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-27/19 от 10.01.2019 Партизанского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-27/2019 (2а-806/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2019 года г.Партизанск

Партизанский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Дидур Д.В.,

при секретаре Шматюк И.В., Старовойт Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Партизанска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Партизанского городского округа, ИП Прохорчик Г.П. об оспаривании бездействия и возложении обязанности,-

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Партизанска обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Партизанского городского округа незаконным и возложении обязанности, указав, что по результатам проведенной по заявлению гражданина проверки в сфере жилищного законодательства, установлено частичное разрушение подпорной стены, в том числе ее соединительных швов, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес>. В результате разрушения наклон подпорной стены составляет примерно 20°. Существует угроза её обрушения и причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. На территории Партизанского городского округа действует муниципальная программа «Дорожная деятельность и благоустройство Партизанского городского округа» на 2017-2021 годы, во исполнение мероприятий которой выполнены изыскательские работы, а также проектные работы на ремонт подпорной стены. Вместе с тем, в настоящее время администрацией Партизанского городского округа конкретные мероприятия по ремонту подпорной стены не предусмотрены.

Просит признать незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа выразившееся в непринятии мер по ремонту подпорной стены, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес>. Возложить обязанность на администрацию Партизанского городского округа произвести ремонт подпорной стены, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

<Дата> ИП Прохорчик Г.П. привлечен по делу в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора г.Партизанска Дондик Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, просила суд признать незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа выразившееся в непринятии мер по ремонту подпорной стены, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес>. Возложить обязанность на администрацию Партизанского городского округа произвести ремонт подпорной стены, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом <Дата>. Ранее в судебных заседаниях представитель администрации Партизанского городского округа Шемянская Я.В. просила в иске к администрации ПГО отказать пояснив, что границы земельного участка не определены, данная подпорная стена не находится в муниципальной собственности. Администрация Партизанского городского округа не бездействует, <Дата> председателю Думы Партизанского городского округа было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос на очередном заседании Думы Партизанского городского округа по изысканию дополнительных средств на ремонт подпорной стенки, расположенной между домами №___ по <адрес>, об обращении в Законодательное собрание Приморского края об оказании содействия в решении данного вопроса.

Соответчик ИП Прохорчик Г.П. с исковыми требованиями не согласился, полагал, что обязанность по ремонту подпорной стенки между домами №___ и №___ по <адрес> должна быть возложена на Администрацию ПГО, так как управляющая компания несет ответственность только за содержание и текущий ремонт домов, земельные участки не сформированы, их границы не определены. Согласно Акту об отводе границ участка в натуре по <адрес>, на основании решения исполнительного комитета Партизанского госсовета народных депутатов, от <Дата> заводу «<данные изъяты>» для строительства жилого микрорайона по <адрес> был передан земельный участок площадью 1,03га. После строительства жилые дома, в том числе дома №___ и №___ по <адрес> были переданы от завода «<данные изъяты>» на баланс ЖРЭК администрации г.Партизанска.

Суд, изучив материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом их допустимости и относимости, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями, закрепленными в статье 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Партизанска по обращению гражданина проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства.

Из акта проверки обследования подпорной стены, расположенной между домами №___ м №___ по <адрес> от <Дата>, составленного помощником прокурора г. Партизанска Лисовой О.С. совместно заместителем начальника управления – начальником отдела территориального развития администрации Партизанского городского округа ФИО8, следует, что подпорная стена, расположенная между домами №___ и №___ по <адрес>, состоит из бетонных стеновых фундаментных блоков, на стене сверху и у её основания имеется цементная стяжка, отсутствует водоотлив, отводящий потоки грунтовых вод и атмосферных осадков от подпорной стены, вследствие чего произошло частичное разрушение стены, в том числе её соединительных швов. Конструктивное предназначение данной стены - удерживание грунта. В результате разрушения наклон подпорной стены составляет примерно 20°. Существует угроза её обрушения и причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Перемещение данной стены без несоразмерного ущерба её назначению невозможно. Вместе с тем, данная стена не является объектом капитального строительства, не является сооружением, так как в соответствии со строительными нормами и правилами является элементом благоустройства, разрешение на её строительство и реконструкцию не требуется.

Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата>, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости: подпорная стена из железобетонных блоков, расположенная на придомовой территории <адрес> (л.д.№___).

Согласно выписке филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в г.Партизанск от <Дата>, земельный участок, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес> кадастровым номером №___ имеет площадь 4292 кв.м., граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена (л.д.№___).

Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата>, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.№___).

Как следует из ответа администрации Партизанского городского округа от <Дата> земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> стоит на кадастровом учете с кадастровым номером №___, общей площадью 4292 кв.м., без определения координат границ участков в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> в ЕГРН не значится. Подпорная стена, расположенная между домами №___ и №___ по <адрес>, в реестре муниципального имущества не значится. Сведения о расположении подпорной стены и земельном участке, на котором располагается данная стена, в администрации городского округа отсутствуют (л.д.№___).

Постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата>№___-па (л.д.№___) утверждена муниципальная программа «Дорожная деятельность и благоустройство Партизанского городского округа на 2017-2021 годы», и подпрограмма «Благоустройство территорий Партизанского городского округа» на 2017-2021 года, пунктом 2.1.2 предусмотрен ремонт подпорных уличных стенок в районе жилых домов (л.д.№___).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.

Из названной ситуации, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного кодекса собственник (Партизанский городской округ) не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Из смысла вышеприведенных норм, обращение собственников в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является их правом, а не обязанностью.

Из Акта об отводе границ участка в натуре по <адрес>, на основании решения исполнительного комитета Партизанского госсовета народных депутатов, <Дата> заводу «<данные изъяты>» для строительства жилого микрорайона по <адрес> был передан земельный участок площадью 1,03га. Из постановления главы администрации города Партизанска Приморского края №___ от <Дата> следует, что от завода «<данные изъяты>» на баланс ЖРЭК администрации переданы жилые дома, в том числе <адрес> и <адрес>.

В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, земля следует судьбе прочно связанных с ней объектов.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.

<Дата> комиссией в составе: ФИО9 – главный инженер ООО «<данные изъяты>», ФИО10 – главный специалист ООО «<данные изъяты>», ФИО11 – главный специалист отдела строительства администрации Партизанского городского округа проведен осмотр подпорной стенки между домами №___ и №___ по <адрес>, по результатам осмотра составлен Акта обследования, согласно выводам которого имеются дефекты V категории – критические, определяют аварийное состояние. Дефекты неустранимые. Требуется полная замена конструкций подпорной стенки.

Таким образом, имеются основания для осуществления ремонта подпорной стены вне процедуры реализации муниципальной программы «Дорожная деятельность и благоустройство Партизанского городского округа на 2017-2021 года».

Учитывая, что администрация Партизанского городского округа не исполняет возложенную на нее обязанность, не принимает мер к обеспечению безопасности людей, допустив существование на территории городского округа опасный объект, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.218, 226-227 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора г. Партизанска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа, выразившееся в непринятии мер по ремонту подпорной стены, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес> в г. Партизанске.

Возложить на администрацию Партизанского городского округа обязанность произвести ремонт подпорной стены, расположенной между домами №___ и №___ по <адрес> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В иске к ИП Прохорчик Г.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

Судья Дидур Д.В.