ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-27/20 от 11.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-27/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2020 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В.,

при секретаре Дубровой А.А.,

с участием прокурора - Алескерова Д.А.,

представителя административных ответчиков – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Бахчисарайскому районному совету Республики Крым, председателю Бахчисарайского районного совета Республики Крым об оспаривании решения об утверждении Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в части, решения об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в части, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - Администрация Бахчисарайского района Республики Крым,

установил:

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19 ноября 2018 года №764 утверждён Генеральный план муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25 марта 2019 года №835 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.

ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Бахчисарайскому районному совету Республики Крым, председателю Бахчисарайского районного совета Республики Крым, в котором с учётом последующих уточнений просила:

- признать недействующим Генеральный план муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённый решением Бахчисарайского районного совета Репсублики Крым №764 от 19.11.2018 года в части установления зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1) за границами с. Соколиное на территории кв.м., занятой объектом недвижимости с кадастровым номером: и необходимой для его использования по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённые решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25.03.2019 №835 в части установления зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1) за границами с. Соколиное на территории кв.м., занятой объектом недвижимости с кадастровым номером: и необходимой для его использования по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- обязать Бахчисарайский районный совет Республики Крым в течение 30 дней со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу внести изменения в Генеральный план муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённый решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым №764 от 19.11.2018 года в части исключения территории «Птичника» в размере кв.м. по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1);

- обязать Бахчисарайский районный совет Республики Крым в течение 30 дней со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённые решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25.03.2019 №835 в части исключения территории «Птичник» в размере кв.м. по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1).

В обоснование доводов указано, что при принятии Бахчисарайским районным советом Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым и Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым не были учтены нормы законодательства, запрещающие размещение и эксплуатацию объектов недвижимости на землях сельскохозяйственных угодий, что нарушает имущественные права административного истца: право использования собственности по назначению, право на землю, поскольку созданы препятствия в оформлении земельного участка под объектом недвижимости в аренду на основании пункта 1 пункта 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемые нормативные правовые акты противоречат правовым актам, имеющим большую высшую юридическую силу, а именно: статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 12 февраля 2020 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Администрация Бахчисарайского района Республики Крым.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 05 марта 2020 года прекращено производство по административному делу в части заявленных исковых требований о возложении обязанностей совершить определённые действия.

Представитель административных ответчиков по доверенности - ФИО1 возражал против удовлетворения иска, считая его необоснованным, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемые решения приняты Бахчисарайским районным советом Республики Крым с соблюдением процедуры их принятия и в пределах полномочий, законодательству Российской Федерации не противоречат, права административного истца не нарушают.

Административный истец ФИО2 и её представитель, представитель заинтересованного лица Администрации Бахчисарайского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец с 14 мая 2007 года является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером : нежилого помещения с наименованием «Птичник», площадью кв.м. по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 17, 16).

В качестве документа основания для регистрации за административным истцом права собственности на вышеуказанный объект указано решение Бахчисарайского районного суда Автономной Республики Крым от 11 декабря 2006 года по делу №2-2691/2006 (т.1 л.д. 15).

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19 ноября 2018 года №764 утверждён Генеральный план муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым (т. 2 л.д. 238-239, 240, 241-245, т.4 л.д. 1-69).

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25 марта 2019 года №835 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым (т. 2 л.д. 60-61, 62-237).

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяют государственные гарантии его осуществления, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, принятого решением 3-й сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 07 ноября 2014 года №36 (далее – Устав), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (т. 2 л.д. 47).

При этом, с соответствии с подпунктом 23 статьи 29 Устава, в компетенции Бахчисарайского районного совета находится утверждение документов территориального планирования района, другой градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений (т. 2 л.д. 47).

В силу изложенного, очевидно, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории Бахчисарайского района Республики Крым относится к полномочиям Бахчисарайского районного совета Республики Крым.

Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2), правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).

Статьёй 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

При этом, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия является одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Согласно части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальный сайт и (или) информационные системы; требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Как предусмотрено частями 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 11-13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).

В силу части 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).

Сведения, подлежащие указанию в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальный сайт и (или) информационные системы; требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.

В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установлено, что главой муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым 02 апреля 2018 года вынесено постановление №06-п о назначении публичных слушаний по проектам генеральных планов сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, в том числе, Голубинского сельского поселения; утверждён график их проведения, создана рабочая группа по подготовке, организации и проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов. При этом, подготовка, организация и проведение публичных слушаний возложена на Администрацию Бахчисарайского района Республики Крым (т. 3 л.д. 23-24).

Указанное постановление было размещено на официальном сайте Бахчисарайского районного совета Республики Крым, а также опубликовано в газете «Слава труду» №13 (10224) от 6 апреля 2018 года (т.3 л.д. 29).

Согласно постановлению Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 03 апреля 2018 года №145 назначены публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе, Голубинского сельского поселения (т. 3 л.д. 84-85).

Постановлением установлен график проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов сельских поселений Бахчисарайского района, в частности, Голубинского сельского поселения: с 30 по 31 мая 2018 года в здании Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым по адресу: Республика Крым, <...>; с. Нижняя Голубинка, на перекрёстке улиц Кирова и Полевая, с. Соколиное, возле магазина по ул. Ялтинская; с. Аромат возле санатория «Чёрные воды»; с. Солнечноселье на перекрёстке ул. Школьная и ул. Комсомольская; с. Новополье на перекрёстке ул. Комсомольская и ул. Мира; с. Путиловка на перекрёстке ул. Молодёжной и ул. Новосёлов; с. Поляна на перекрёстке ул. Кирова и ул. Шевченко; с. Богатое ущелье на развилке ул. Горная (т. 3 л.д. 87-88). Также определён состав рабочей группы по подготовке, организации и проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов сельских поселений Бахчисарайского района Республики Крым (т. 3 л.д. 91).

Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым вынесено постановление от 17 мая 2018 года №243 о создании согласительной комиссии по согласованию проектов генеральных планов сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, об утверждении порядка деятельности согласительной комиссии по согласованию проектов генеральных планов сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, об утверждении состава согласительной комиссии по согласованию проектов генеральных планов сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым (т. 3 л.д. 92-98).

Распоряжением Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 27 сентября 2018 года №191 утверждён состав рабочей группы по вопросу рассмотрения проектов генеральных планов сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым. Утверждён график проведения заседаний рабочих групп по вопросу рассмотрения проектов генеральных планов сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым. Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на заместителя Главы Бахчисарайского района Республики Крым (т.3 л.д. 99-104).

Проекты генеральных планов сельских поселений Бахчисарайского района и информационные материалы к ним были опубликованы на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://bahch.rk.gov.ru/ru/strukture/996 и размещены 20-22 января 2018 года в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования по адресу: https://fgis.economy.gov.ru, что указано в публикации газеты «Слава труду» №15 (10226) от 20 апреля 2018 года (т.3 л.д. 133).

Заключение по результатам проведения публичных слушаний размещено на официальном портале правительства Республики Крым по адресу: https://bahch.rk.gov.ru/ru/strukture/2018_07_18_17_31_golubinskoe_selskoe_poselenie (т.3 л.д. 70, 146).

Выполнение процедуры согласования проекта Голубинского сельского поселения в порядке статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждается представленной административным ответчиком картой разногласий (т.2 л.д. 241-245).

19 ноября 2018 года на 78 сессии Бахчисарайского районного совета Республики Крым первого созыва в полномочном составе принято решение №764 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» (т. 3 л.д. 34-44).

Данное решение размещено на официальном сайте муниципального образования, а также обнародовано (опубликовано) в еженедельной газете «Слава труду» выпуск №46 (10257) от 23 ноября 2018 года (т.3 л.д. 30, 32).

На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19 ноября 2018 года №764 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этого решения, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена, содержание утверждённого Генерального плана соответствует положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок утверждения правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 1).

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 3).

Из материалов дела следует, что 25 марта 2019 года состоялась 84 сессия Бахчисарайского районного совета Республики Крым, на которой полномочным составом принято решение №835 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» (т.3 л.д. 45-55), размещено на официальном сайте муниципального образования (т.3 л.д. 33), обнародовано в еженедельной газете «Слава труду» выпуск №12 (10275) от 29 марта 2019 года.

Постановлением Главы Бахчисарайского района Республики Крым от 07.12.2018 №13-п назначены общественные обсуждения по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, в которое постановлением №03-п от 05.02.2019 внесены изменения в части проведения экспозиции проектов правил землепользования и застройки (т.3 л.д. 113-115,116).

Уведомление о проведении общественных обсуждений опубликовано в печатном издании районной газеты «Слава Труду» от 07.12.2018 №48 и от 08.02.2019 №5 (т.1 л.д. 135, 134).

По результатам проведенных общественных обсуждений составлено Заключение по результатам общественных обсуждений по проекту Правила землепользования и застройки Голубинского сельского муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым от 01 марта 2019 года (т.1 л.д. 137-145). Размещено на официальном портале правительства Республики Крым по адресу: https://bahch.rk.gov.ru/uploads/bahch/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpTGgftN_6.PDF.

На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25 марта 2019 года №835 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этого решения, соблюдена, содержание утверждённых Правил соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что соблюдение процедуры принятия административным ответчиком вышеуказанных нормативных правовых актов административным истцом не оспаривается.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

В обоснование доводов административного иска ФИО2 указывает, что при принятии Бахчисарайским районным советом Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым и Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым не были учтены нормы законодательства, запрещающие размещение и эксплуатацию объектов недвижимости на землях сельскохозяйственных угодий.

При проверке данных доводов судом установлено следующее.

Административный истец с 14 мая 2007 года является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , а именно: нежилого помещения с наименованием «Птичник», площадью кв.м. по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 17, 16).

В качестве документа основания для регистрации за административным истцом права собственности на вышеуказанный объект указано решение Бахчисарайского районного суда Автономной Республики Крым от 11 декабря 2006 года по делу №2-2691/2006 (т.1 л.д. 15).

Согласно данному решению, за административным истцом признано право собственности на строение «Птичник» на основании свидетельства о праве собственности на имущественный пай из паевого имущества Коллективного сельскохозяйственного предприятия агрофирма «Ароматный» (т.1 л.д. 15).

Как следует из материалов БТИ, представленных административным истцом, объект недвижимости «Птичник» находится среди полей (т.1 л.д. 22), расположен частично на месте ранее существовавшего тракторного стана, что подтверждается выкопировкой из Генерального плана муниципального образования 1987 года (т. 4 л.д. 148, 149-150).

Месторасположение «Птичника» именно среди полей также подтверждается протоколом и схемой распаевания земли КСП АФ «Ароматный» и сопоставлением мест расположения полей №502, №505, №506 по Генеральному плану муниципального образования 1987 года (т.4 л.д. 160, 165-174), а также частично фотоснимками из представленного административным истцом заключения эксперта от 06 апреля 2019 года (т.1 л.д. 39 об.).

При этом, земли передавались КСП АФ «Ароматный» в коллективную собственность исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (т.4 л.д. 161-164).

Обращаясь с административным иском в суд, административный истец просит признать недействующим Генеральный план муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в части установления зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1) за границами с. Соколиное на территории кв.м., занятой объектом недвижимости с кадастровым номером: и необходимой для его использования по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Однако, данным оспариваемым нормативным правовым актом указанная административным истцом зона СХ-1, как функциональная зона сельскохозяйственных угодий, вообще не устанавливалась (т.4 л.д. 4).

Территория места нахождения объекта административного истца отнесена к функциональной зоне - «зона сельскохозяйственного использования» (т.2 л.д. 15, т.3 л.д. 147).

При этом, как указывает сам административный истец, её объект «Птичник» является объектом сельскохозяйственного назначения.

Действительно, по ГОСТу 18473-88 «Птицеводство. Термины и определения», птичник - это помещение для содержания сельскохозяйственной птицы.

Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, земли, занятые зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанным Генеральным планом муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым права административного истца, как собственника объекта «Птичник» - не нарушены.

Генеральный план муниципального образования как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено, территория места нахождения объекта административного истца «Птичник» отнесена оспариваемыми Правилами землепользования и застройки к территориальной зоне СХ-1 - «зона сельскохозяйственных угодий» (т.2 л.д. 16, т.3 л.д. 148).

При этом, согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.

Таким образом, установленная Правилами землепользования и застройки территориальная зона соответствует установленной Генеральным планом образования функциональной зоне.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

При этом, статьёй 50 Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым с основным видам разрешённого использования указанных земель (СХ-1) отнесено их сельскохозяйственное использование – ведение сельского хозяйства, включая, как указано, содержание видов разрешённого использования с кодами 1.1 – 1.18, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (т.3 л.д. 232 об.).

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в классификаторе под кодом с номером 1.10 указано: Птицеводство - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением домашних пород птиц, в том числе водоплавающих; размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции птицеводства; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).

Таким образом, оспариваемыми нормативными правовыми актами административному истцу не созданы препятствия в пользовании находящимся в собственности объектом «Птичник».

При этом, как следует из материалов дела, при установлении как функциональной, так и территориальной зон в оспариваемых нормативных правовых актах, в месте расположения указанного объекта «Птичник» учитывалось фактическое землепользование.

Не принимаются во внимание доводы стороны административного истца о том, что указанные нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в части территории в размере 2797 кв.м., необходимой для использования объекта «Птичник» согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Так, такой земельный участок в заявленном размере не сформирован и на кадастровый учёт на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не поставлен, в связи с чем, не мог быть учтён в качестве самостоятельного объекта с самостоятельными характеристиками.

При этом, также не могут быть приняты во внимание ссылки административного истца на то, что этот земельный участок является составляющей объекта «Птичник», поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которую ссылается административный истец, необходимая для обслуживания «Птичника» (т.1 л.д. 45), по площади и конфигурации отличается от технических материалов БТИ (т.1 л.д. 19-29, 22).

Также являются несостоятельными ссылки административного истца в обоснование настоящего административного иска на невозможность утверждения схемы вновь образуемого земельного участка, поскольку, во –первых, образование земельного участка осуществляется уже после утверждения Генерального план муниципального образования и Правил землепользования и застройки, во-вторых, отказ в утверждении схемы вновь образуемого земельного участка оспаривается в ином порядке, нежели в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятые в установленном законом порядке компетентным органом решения Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19 ноября 2018 года №764 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым», Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25 марта 2019 года №835 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы административного истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО2 к Бахчисарайскому районному совету Республики Крым, председателю Бахчисарайского районного совета Республики Крым о признании недействующим Генерального плана муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённого решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19.11.2018 №764 в части установления зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1) за границами с. Соколиное на территории кв.м., занятой объектом недвижимости с кадастровым номером: по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённых решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25.03.2019 №835 в части установления зоны сельскохозяйственных угодий (сх-1) за границами с. Соколиное на территории кв.м., занятой объектом недвижимости с кадастровым номером: по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 29 июня 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>