РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2020 г. г. Ереван
5 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шельдяева А.Р., при помощнике судьи Асатряне Г.Б., с участием представителя административного ответчика, командира войсковой части полевая почта (далее – в/ч п.п.) №, <данные изъяты> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-27/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в в/ч п.п. №, <данные изъяты> ФИО5 об оспаривании бездействия командира той же воинской части, связанного с не рассмотрением рапортов о предоставлении отпусков и о выплате суточных в связи с переводом к новому месту военной службы, а также действий того же командира, связанных с изданием приказов о предоставлении отпусков за 2019 и 2018 г.,
установил:
ФИО5, обратившись в суд с административным исковым заявлением, с учетом последующего изменения его предмета и уточнения требований, просит:
признать незаконным бездействие командира в/ч п.п. №, связанное с невыплатой суточных в связи с переводом к новому месту военной службы после зачисления в списки личного состава в/ч п.п. № и не рассмотрением рапорта от 4 июля 2019 г. о выплате суточных;
признать незаконным бездействие командира в/ч п.п. №, связанное с не рассмотрением рапорта от 9 сентября 2019 г. о предоставлении отпусков за 2018 г. и не предоставлением с 11 октября 2019 г. неиспользованных основного и дополнительного отпусков за 2018 г. продолжительностью, соответственно, 60 и 15 суток, с не предоставлением с 11 октября 2019 г. неиспользованного основного отпуска за 2019 г. продолжительностью 60 суток;
признать незаконными приказы командира в/ч п.п. № от 8 октября 2019 г. № 201 и от 26 марта 2020 г. № 60 о предоставлении отпусков, соответственно, за 2019 и 2018 г.;
обязать командира в/ч п.п. № дать письменные мотивированные ответы на вышеуказанные рапорта от 4 июля и 9 сентября 2019 г., выплатить суточные в размере 57 долларов США в связи с переводом к новому месту военной службы, предоставить по 15 суток неиспользованных частей основных отпусков за 2018 и 2019 г. с выдачей воинских перевозочных документов к месту проведения отпуска и обратно, предоставлять ежегодно основной и дополнительный отпуска продолжительностью, соответственно, 60 и 15 суток.
Административный истец, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть настоящее административное дело без своего участия.
Административный ответчик командир в/ч п.п. № надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, направив своего представителя, который в судебном заседании административный иск не признал и пояснил следующее. ФИО5 рапортом о выплате суточных к командиру в/ч п.п. № не обращался ни 4 июля 2019 г., ни в иной день. Данная выплата будет произведена по предоставлении необходимых документов (отметки в паспорте о пересечении государственной границы, или авиабилета с посадочным талоном, или справки из авиакомпании об осуществлении перелета, или иного документа о том же) о чем ему неоднократно разъяснялось как устно, так и письменно. По рапорту ФИО5, датированному им 9 сентября 2019 г., поданному и зарегистрированному 30 сентября 2019 г., о предоставлении основного и дополнительного отпусков за 2018 г. ошибочно ему были предоставлены те же отпуска за 2019 г. О данной ошибке по команде он не доложил, предоставленные отпуска использовал. В последующем указанная ошибка была исправлена предоставлением ФИО5 основного и дополнительного отпусков за 2018 г. на основании того же рапорта, зарегистрированного 30 сентября 2019 г. И в том, и в другом случае ему предоставлялись по 30 суток основного отпуска с учетом его увеличения на 15 суток за службу в <адрес> (всего по 45 суток) и дополнительный отпуск как ветерану боевых действий – по 15 суток, а также 2 суток на проезд к месту проведения отпуска и обратно. При этом учитывалось установленное законодательно ограничение общей продолжительности основного и дополнительного отпусков в 60 суток (без учета времени на проезд). В соответствии с указаниями командующего войсками Южного военного округа (далее – ЮВО) о порядке предоставления отпусков в условиях распространения коронавирусной инфекции и прекращения пассажирских авиаперевозок, ФИО5, находящемуся в настоящее время на территории <адрес> в отпуске за 2018 г., по его окончании 27 мая 2020 г. приказом командира воинской части будет предоставлено по 15 суток неиспользованных основных отпусков за 2018 и 2019 г.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Приказом командующего войсками ЮВО от 29 сентября 2017 г. № 189 ФИО5 освобожден от воинской должности в № зенитно-ракетном полку, дислоцированном на территории <адрес>, и назначен на воинскую должность в № военную базу (в/ч п.п. №), дислоцированную на территории <адрес>. Приказами командира в/ч п.п. № от 13 октября 2017 г. № 215 и от 20 октября 2017 г. № 221 ФИО5, соответственно, зачислен в списки личного состава воинской части и полагается принявшим дела и должность.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г.№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, производится выплата суточных на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути – в размере, установленном Правительством Российской Федерации для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление) установлено, что при следовании работника с территории Российской Федерации день пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте. Даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации определяются по отметкам пограничных органов в паспорте, служебном паспорте или дипломатическом паспорте работника. При направлении работника в служебную командировку на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).
Из содержания вышеуказанных правоположений применительно к рассматриваемому административному делу следует, что для выплаты суточных и определения их размера командованию в/ч п.п. № необходимо установить продолжительность нахождения ФИО5 в пути к новому месту военной службы и дату пересечения им государственной границы Российской Федерации. Данные обстоятельства устанавливаются по отметкам пограничных органов в паспорте, служебном паспорте, а при их отсутствии по проездным документам (билетам). Очевидно, что если военнослужащий не представляет командованию перечисленные документы, установить основание для выплаты суточных в иностранной валюте и определить их размер не представляется возможным.
Следовательно, мнение ФИО5 о том, что для получения суточных в иностранной валюте в связи с переездом к новому месту военной службы в в/ч п.п. № не требуется представления каких-либо документов, является ошибочным.
Пояснениями представителя административного ответчика, показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, письменными объяснениями должностных лиц в/ч п.п. №, а также письменными ответами командира в/ч п.п. № и заместителя военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона на жалобы (обращения) <данные изъяты> ФИО5 подтверждается, что ФИО5 и его <данные изъяты> неоднократно разъяснялся порядок выплаты суточных в иностранной валюте в связи с переездом к новому месту военной службы, а также, что до настоящего времени ФИО5 проездные (билеты, посадочные талоны) и иные документы, свидетельствующие о пересечении им государственной границы Российской Федерации при следовании к новому месту службы, не представлял, паспорт гражданина России (заграничный) установленным порядком в воинскую часть на хранение не сдал, служебный паспорт на его имя не оформлен ввиду отсутствия соответствующего обращения военнослужащего и необходимых для этого документов. Перечисленные обстоятельства ФИО5 не оспаривал.
Более того, приложенный к административному исковому заявлению рапорт ФИО5 от 4 июля 2019 г. о выплате суточных в размере 57 долларов США в связи с переводом к новому месту военной службы не содержит отметок о регистрации данного рапорта, о его согласовании и принятом по нему должностными лицами воинской части решении. Согласно письменным объяснениям начальника несекретного делопроизводства в/ч п.п. № рапорт ФИО5 от 4 июля 2019 г. в несекретное делопроизводство не поступал. Данные объяснения подтверждаются, исследованной в судебном заседании, книгой учета входящих документов в/ч п.п. №, в которой отсутствуют сведения о регистрации рапорта ФИО5 от 4 июля 2019 г. и иных его рапортов о выплате суточных в связи с переездом к новому месту военной службы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО5 не обращался к командиру в/ч п.п. № рапортом о выплате суточных в связи с переездом к новому месту военной службы, необходимые для этого документы не представил, в связи с чем его требования о признании незаконным бездействия командира в/ч п.п. №, выразившегося в невыплате суточных в связи с переводом к новому месту военной службы после зачисления в списки личного состава в/ч п.п. № и не рассмотрении рапорта от 4 июля 2019 г. о выплате суточных, возложении на того же командира обязанности дать письменный мотивированный ответ на указанный рапорт и выплатить суточные в размере 57 долларов США, следует признать беспредметными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд полагает необходимым отметить, что право на получение вышеуказанной выплаты ФИО5 не утрачено и сторона административного ответчика выразила готовность произвести выплату по представлении ФИО5 документов о дате пересечения государственной границы.
Согласно расчету выслуги лет ФИО5 общая продолжительность его военной службы в льготном исчислении составляет более 20 лет.
Он приложил к административному исковому заявлению светокопию удостоверения о наличии прав и льгот, установленных п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», определяющим меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
Стороной административного ответчика не оспаривался тот факт, что ФИО5 является ветераном боевых действий.
Согласно подпункту «г» п.2, п.7, подпункту «б» п.12 ст.29 и п.18 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение), продолжительность основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, устанавливается в количестве 45 суток. Общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. Основной отпуск предоставляется по желанию в удобное для них время ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Дополнительные отпуска, предусмотренные ст.31 Положения (в том числе установленные для военнослужащих – ветеранов боевых действий), предоставляются военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его рапорту на основании приказа командира воинской части.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 434 «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>, продолжительность ежегодного основного отпуска увеличивается на 15 суток.
Из приведенных правоположений следует, что ФИО5 подлежат предоставлению ежегодно основной и дополнительный (как ветерану боевых действий) отпуска продолжительностью, соответственно, 60 и 15 суток.
Рапортом, датированным 9 сентября 2019 г., зарегистрированным в воинской части 30 сентября 2019 г. за вх. № 20700 (далее – рапорт от 30 сентября 2019 г.), ФИО5 просил предоставить с 11 октября 2019 г. основной и дополнительный отпуска за 2018 г. продолжительностью, соответственно, 60 и 15 суток, то есть 75 суток.
Приказом командира в/ч п.п. № от 8 октября 2019 г. № 201 ФИО5 с 11 октября 2019 г. на основании его рапорта от 30 сентября 2019 г. предоставлены отпуска за 2019 г. – основной продолжительностью 30 суток с увеличением на 15 суток (за службу в <адрес>), 2 суток на дорогу (всего 47 суток) и дополнительный отпуск (как ветерану боевых действий) продолжительностью 15 суток. Из этих отпусков ФИО5 прибыл к месту службы 12 декабря 2019 г., что подтверждается выпиской из приказа командира в/ч п.п. № от той же даты № 260.
Представлением заместителя военного прокурора № ВПГ от 25 февраля 2020 г. командиру в/ч п.п. № предписано устранить нарушение закона – п.1 ст.29 Положения, выразившееся в нарушении очередности предоставления ФИО5 ежегодного отпуска: приказом от 8 октября 2019 г. № 201 ему предоставлен отпуск за 2019 г., а не за 2018 г.
Приказом командира в/ч п.п. № от 26 марта 2020 г. № 60 ФИО5 с 27 марта 2020 г. на основании его рапорта от 30 сентября 2019 г. предоставлены отпуска за 2018 г. – основной продолжительностью 30 суток с увеличением на 15 суток (за службу в <адрес>), 2 суток на дорогу (всего 47 суток) и дополнительный отпуск (как ветерану боевых действий) продолжительностью 15 суток – по 27 мая 2020 г. В настоящее время ФИО5 использует эти отпуска, находясь на территории <адрес>.
По смыслу административного искового заявления ФИО5 полагает приказы командира в/ч п.п. № от 8 октября 2019 г. № 201 и от 26 марта 2020 г. № 60 незаконными в связи с предоставлением ему каждым из этих приказов отпусков меньшей общей продолжительностью – не по 75 суток, а по 60. Из того же административного искового заявления усматривается, что ФИО5 известно установленное п.7 ст.29 Положения ограничение общей продолжительности основного отпуска в 60 суток с учетом дополнительного времени отдыха, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно, и о предоставлении этих отпусков продолжительностью по 60 суток каждый ему стало известно при получении отпускных билетов, то есть до убытия в указанные отпуска. Однако, предоставленные ему отпуска он использовал (за 2019 г.) и использует в настоящее время (за 2018 г.).
Следовательно, требование административного истца о признании незаконными приказов командира в/ч п.п. № от 8 октября 2019 г. № 201 и от 26 марта 2020 г. № 60 о предоставлении отпусков, соответственно, за 2019 и 2018 г. следует признать необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Как усматривается из ответа командира в/ч п.п. № от 14 мая 2020 г. на рапорт ФИО5 от 30 сентября 2019 г. и пояснений свидетеля ФИО3, заместителя командира в/ч п.п. № по военно-политической работе, в соответствии с указаниями командующего войсками ЮВО о порядке предоставления отпусков военнослужащим в условиях прекращения пассажирских авиаперевозок в связи с распространением коронавирусной инфекции, изложенными в телеграмме от 6 мая 2020 г. № 31/8/3747, ФИО5 с 28 мая по 27 июня 2020 г. будут предоставлены по 15 суток неиспользованных частей основных отпусков за 2018 и 2019 г. без необходимости возвращения к месту службы по окончании текущего отпуска.
При таких обстоятельствах необходимости выдачи ФИО5 воинских перевозочных документов для проезда к месту проведения отпуска и обратно не имеется.
Следовательно, на дату рассмотрения настоящего административного дела командованием в/ч п.п. № выполнены требования ФИО5 о предоставлении отпусков за 2018 и 2019 г. и о рассмотрении рапорта от 9 сентября 2019 г. (зарегистрированного 30 сентября 2019 г.). Мотивированным ответом на указанный рапорт командир в/ч п.п. №, по существу, взял на себя обязательство предоставить административному истцу по 15 суток неиспользованных частей основных отпусков за 2018 и 2019 г. по окончании отпуска, который ФИО5 использует в настоящее время, в связи с чем необходимости в возложении на командира в/ч п.п. № той же обязанности судом не имеется.
Что касается требования ФИО5 о возложении на командира в/ч п.п. № обязанности предоставлять ежегодно основной и дополнительный отпуска продолжительностью, соответственно, 60 и 15 суток, то при его разрешении суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы.
Командир в/ч п.п. № действий (бездействия), связанных с непредоставлением ФИО5 ежегодных основных и дополнительных отпусков продолжительностью, соответственно, 60 и 15 суток каждый в будущем, не совершал, то есть прав ФИО5 на указанные отпуска не нарушал. Предполагаемое же нарушение прав гражданина по смыслу ст.218 КАС РФ не может быть предметом судебного разбирательства.
Таким образом, административное исковое заявление ФИО5 следует признать необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме, в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части полевая почта №, <данные изъяты> ФИО5 об оспаривании бездействия командира той же воинской части, связанного с не рассмотрением рапортов о предоставлении отпусков и о выплате суточных в связи с переводом к новому месту военной службы, а также действий того же командира, связанных с изданием приказов о предоставлении отпусков за 2019 и 2018 г., отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через 5 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Р. Шельдяев