ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-27/2017 от 20.02.2017 Тверской гарнизонного военного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-27/2017

20 февраля 2017 года город Тверь

Тверской гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Красовского А.А.,

при секретаре судебного заседания Анпилогове В.Ю.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты> Жернакова А.С. – Осипова С.А., а также свидетелей ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Жернакова Александра Сергеевича, поданному его представителем Осиповым Сергеем Алексеевичем, об оспаривании действий заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с установлением размера субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Жернаков, проходящий военную службу <данные изъяты> в войсковой части , дислоцированной в <адрес>, через своего представителя Осипова обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, исходя из существа заявленных требований, просил признать решение заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЗРУЖО) от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Жернакову и членам его семьи субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в части уменьшения при расчете размера указанной субсидии норматива общей площади жилого помещения на <данные изъяты> кв.м неправомерным и возложить на приведенное должностное лицо обязанность произвести Жернакову доплату отмеченной субсидии за <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения.

Кроме того, Жернаков просил взыскать в его пользу сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определениями судьи от 24 января 2017 года и 06 февраля 2017 года на основании ч. 2 ст. 47, ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле наравне с заместителем начальника ЗРУЖО привлечено само ЗРУЖО как орган, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, чьи действия оспариваются, а в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее - УФО по ЛО), как финансовый орган, а также установлено, что срок рассмотрения дела подлежит исчислению с 25 января 2017 года.

В обоснование заявленных требований Жернаков указал, что он проходит военную службу <данные изъяты> в войсковой части , дислоцированной в <адрес>, по адресу которой зарегистрирован по месту жительства. В состав семьи Жернакова входят его <данные изъяты> - ФИО3 (брак заключен в ДД.ММ.ГГГГ), и <данные изъяты>ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> административного истца была зарегистрирована в квартире <данные изъяты> по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Впоследствии в указанной квартире по рождению были зарегистрированы и <данные изъяты> Жернаковых.

При этом данная квартира в ДД.ММ.ГГГГ получена <данные изъяты>ФИО3 - ФИО1 в порядке наследования. Ни <данные изъяты> административного истца, ни его <данные изъяты> участия в приватизации этого жилья не принимали и от долей в порядке приватизации не отказывались. Жилья в собственности или по договору социального найма не имеют, сделок по отчуждению жилья не совершали.

После заключения в ДД.ММ.ГГГГ брака Жернаковы стали проживать отдельно на съемных квартирах по договорам поднайма. С ДД.ММ.ГГГГ таковым жильем для них является квартира <адрес>, за что командованием выплачивалась Жернакову денежная компенсация за поднаем жилья.

В связи с изложенными обстоятельствами Жернаковы жилищными органами составом семьи <данные изъяты> человек были признаны нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, но при предоставлении Жернакову субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения решением заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ размер общей площади жилья, включенной в расчеты, был уменьшен на <данные изъяты> кв.м - долю жилья приходящуюся на <данные изъяты> Жернакова и его <данные изъяты> в квартире по месту их регистрации <адрес>.

Данное решение Жернаков полагал неправомерным указав, что жилья в собственности или по договорам социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, из отмеченной квартиры <данные изъяты> Жернакова выехала в ДД.ММ.ГГГГ и более в ней не проживала, а последующая регистрация в этой квартире их <данные изъяты> правового значения не имеет, поскольку они не могут относиться к членам семьи собственника жилого помещения - ФИО1, так как также не проживают в нем. Совместного хозяйства семья Жернаковых с ФИО1 не ведут, каких-либо сделок по отчуждению жилья данные лица не совершали.

При таких обстоятельствах Жернаков полагал, что решение заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ в части уменьшения Жернакову размера субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения нарушает его права, а также не соответствует положениям ст.ст. 31, 69, 83 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст.ст. 15, 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76.

В ходе судебного заседания представитель Жернакова - Осипов поддержал заявленные требования, приведя в их обоснование доводы, аналогичные ранее изложенным, дополнительно пояснив, что под требованием о возложении на ответчика обязанность произвести Жернакову доплату отмеченной субсидии за <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения, его доверитель понимает необходимость совершения должностными лицами ЗРУЖО совокупности входящих в их компетенцию необходимых действий, в результате которых Жернакову будет произведен перерасчет размера субсидии с последующей ее доплатой. Вопрос о том какие конкретно это будут действия, по мнению стороны административного истца, носит более технический нежели юридический характер и значения не имеют.

При этом Осипов отметил, что регистрация <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова в квартире ФИО1 носила формальный характер, в связи с тем, что граждане Российской Федерации обязаны иметь таковую регистрацию, а зарегистрировать <данные изъяты> по адресу войсковой части, где зарегистрирован сам Жернаков не позволяли положения действующего законодательства, связывающего такую возможность исключительно с прибытием данных лиц к месту военной службы <данные изъяты>, что в реальности не имело места. Регистрация <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова в квартире ФИО1 цели их вселения в квартиру последней в качестве членов ее семьи не имела и таковое вселение реально не произошло, совместного проживания не осуществлялось, совместного хозяйства не велось. ФИО1 заявлений о регистрации <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова в принадлежащей ФИО1 квартире не писала. Одновременно Жернакова была зарегистрирована в квартире, когда она принадлежала ее <данные изъяты> - ФИО7, а не вселялась в это жилье, когда оно уже принадлежало ФИО1 Кроме того в решении заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ явно заведомо недостоверно указано, что у Жернакова и членов его семьи имеется в собственности <данные изъяты> кв.м жилого помещения, что не соответствует действительности.

На основании изложенного представитель Жернакова - Осипов просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Заместитель начальника ЗРУЖО и представитель ЗРУЖО, извещенные о месте и времени разбирательства дела, в суд не прибыли. В письменных возражениях представитель ЗРУЖО ФИО8 заявленные требования не признала, указав, что решение об уменьшении размера предоставленной Жернакову субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения было принято ЗРУЖО на основании сведений о наличии в пользовании <данные изъяты> Жернакова и его <данные изъяты> (<данные изъяты>) <данные изъяты> кв.м жилого помещения по <адрес>, где данные лица зарегистрированы на правах члена семьи собственника.

Поскольку обеспеченность этих лиц общей площадью составляла менее учетной нормы по <данные изъяты> (<данные изъяты> кв.м), то они были поставлены на жилищный учет совместно с Жернаковым, но при этом данное обстоятельство не означает, что имеющееся у них в пользовании жилье не должно учитываться при последующем предоставлении жилья от государства.

Будучи зарегистрированными в отмеченной квартире и обладая правом пользования ею ни <данные изъяты>, ни <данные изъяты> Жернакова, ни собственник квартиры каких-либо действия по изменению своих жилищных прав не производили, что свидетельствует об их взаимном согласии по вопросу сохранения за первыми их жилищных прав по пользованию этим жильем. Одновременно каких-либо документов о том, что члены семьи Жернакова лишены права пользования приведенной квартирой по решению суда, либо иным предусмотренным законом способом, в адрес ЗРУЖО не поступало.

На основании изложенного представитель ЗРУЖО ФИО8 полагала ссылки Жернакова на отсутствие факта проживания его <данные изъяты> и <данные изъяты> в квартире ФИО1 в условиях сохранения за ними права пользования данным жилье не имеющими правового значения и просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Жернакова в полном объеме заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица УФО по ЛО, извещенного о времени и месте разбирательства дела в суд не прибыл. В письменном заявлении представитель УФО по ЛО ФИО9 указала, что в случае признания действий заместителя начальника ЗРУЖО возмещение судебных издержек действительно должно производиться через УФО по ЛО с указанием в качестве способа исполнения решения о взыскании их со ЗРУЖО через лицевой счет УФО по ЛО.

Изучив имеющиеся материалы, военный суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.

Согласно п.п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (заключившим контракт, начавшим проходить службу в офицерских должностях после 01 января 1998 года) и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство о статусе военнослужащих предусматривает как возможность предоставления жилья военнослужащим и членам их семей в случае полного необеспечения данных лиц жилыми помещениям, так и возможность улучшения ими жилищных условий, то есть в случаях, когда у указанных лиц имеется право пользования тем или иным жильем.

При этом в любом случае предоставление жилья военнослужащим осуществляется после признания их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. Одновременно предоставление жилищной субсидии является лишь одной из форм обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей и соответственно условия ее выдачи и расчета базируются на общих принципах выделения жилья, поскольку иное означало бы сверхнормативное предоставление жилья от государства, что противоречит положениям действующего законодательства и недопустимо.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом согласно ч.ч. 7, 8 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

В силу ч.ч 2, 3 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном этим Кодексом порядке.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном этим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно п.п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.

С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

В соответствии с п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76 (далее - Правил), норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Таким образом, при решении вопроса о предоставлении гражданину и членам его семьи жилых помещений по договору социального найма в обязательном порядке подлежат учету все жилые помещения, занимаемые данными лицами на праве собственности, по договору социального найма, либо в качестве члена семьи собственника, члена семьи нанимателя по договору социального найма, поскольку именно исходя из размеров данного жилья подлежит первоначальному рассмотрению вопрос о постановке этих лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях, и, соответственно, это жилье должно учитываться и в дальнейшем при предоставлении гражданину и членам его семьи жилого помещения.

Данная правовая норма полностью согласуется со ст. 57 ЖК РФ, согласно которой при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма не менее чем за пять предшествующих лет учитываются действия с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, из чего следует, что имеющееся у гражданина и членов его семьи в пользовании жилье, в случае, если оно не сдается ими государству при получении данными лицами от последнего иного жилья, фактически в указанный момент либо отчуждается этим гражданином и членами его семьи путем полного отказа от прав на него в пользу третьих лиц в результате переезда в новое жилье, либо право пользования имеющимся жильем гражданин фактически сохраняет за собой, продолжая совершать юридически значимые действия, свидетельствующие об этом (сохраняет в нем регистрацию, участвует в расходах по его содержанию и т.п.), и соответственно размер имеющегося в пользовании жилья поэтому подлежит обязательному учету при расчете размера предоставляемого жилья.

Аналогичная норма содержится и в п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, и соответственно размер предоставляемой военнослужащему жилищной субсидии подлежит уменьшению на размер находящегося в пользовании этого военнослужащего и членов его семьи жилья.

Одновременно положения действующих нормативных правовых актов предусматривают, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется на условиях, установленных ЖК РФ, с учетом специальных дополнительных условий, установленных законодательством о статусе военнослужащих, что напрямую усматривается из ст. 49 ЖК РФ. При этом указанные специальные дополнительные условия имеют приоритет над общими положениями ЖК РФ, поскольку устанавливают более льготный специальный порядок предоставления жилья без учета материального положения военнослужащих.

Одной из особенностей такого специального порядка является обязанность военнослужащего и членов его семьи сдать ранее занимаемое жилое помещение, которое подлежит заселению иными военнослужащими и членами их семей, поэтому по смыслу федерального законодательства о статусе военнослужащих ранее занимаемое военнослужащими и членами их семей жилье, которое они не имеют возможность сдать для повторного заселения иными военнослужащими подлежит учету при предоставлении им другого жилья. Исключений из этого правила для военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на жилье путем получения жилищной субсидии, Законом не предусмотрено.

Согласно ст. 52 ЖК РФ, п.п. 3, 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, п.п. 1, 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы, подтверждающие право этих военнослужащих состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения указанных заявлений и документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, по общему правилу вопросы жилищного обеспечения военнослужащих носят заявительный характер и именно на военнослужащего возлагается обязанность представить в жилищные органы документы, подтверждающие законные основания для предоставления ему жилого помещения. Непредставление же военнослужащим указанных документов влечет отказ в реализации его права на получение жилья от государственных органов, риск чего несет сам указанный военнослужащий.

На основании ч.ч. 1, 2, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Согласно ст.ст. 2, 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Под снятием гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства понимается фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями о применении указанных норм права, приведенными в п.п. 11 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14, вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Разрешая споры, связанные с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц. Вместе с тем, учитывая положения ст. 679 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также ч. 1 ст. 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи.

По смыслу ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.

Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.

Согласно ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР (действовал до 01 марта 2005 года) члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.

Наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с данным правилами, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Согласно ст.ст. 60, 61 ЖК РСФСР с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 июня 1995 года № 8-П, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение.

Признание лица утратившим право пользования жилым помещением вследствие отсутствия этого лица производится в судебном порядке.

В ходе судебного заседания на основании административного искового заявления Жернакова от ДД.ММ.ГГГГ, поданного от его имени Осиповым, выписки из послужного списка Жернакова от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта Жернакова, паспорта ФИО3., свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги войсковой части , выписки из домовой книги по <адрес>, ордера от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договоров найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, рапорта Жернакова от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, возражений ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ, письма отдела по вопросу миграции УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из лицевого счета на квартиру по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги по <адрес>, акта УК «ЖЭУ-» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении фактически проживающих граждан, справок ЖСК- от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ, решения отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, заявления Жернакова в отделение ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ, решения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о наличии отсутствии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ, заявления Жернакова о перечислении жилищной субсидии, справок войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ, пояснений лиц, участвующих в деле, достоверно установлено, что <данные изъяты> Жернаков походит военную службу <данные изъяты> в войсковой части , дислоцированной в <адрес>, по адресу которой зарегистрирован по месту жительства, имеет выслугу более <данные изъяты> лет в календарном исчислении.

В состав семьи Жернакова входят его <данные изъяты> - ФИО3 (брак заключен в ДД.ММ.ГГГГ), и <данные изъяты>ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, которые зарегистрированы в <данные изъяты> квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м (согласно свидетельству о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ) и <данные изъяты> (согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) по адресу<адрес>, соответственно: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Данная квартира была приобретена в ДД.ММ.ГГГГ путем участия в жилищно-строительном кооперативе и право собственности на нее в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на ФИО7 - <данные изъяты> Жернакова.

В ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанную квартиру в порядке наследования перешло <данные изъяты>ФИО7 - ФИО1 (<данные изъяты> Жернакова).

При этом ФИО1 была зарегистрирована в отмеченной квартире по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в квартире по <адрес>, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес>.

Одновременно в квартире по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО2 - <данные изъяты> Жернакова, который до этого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в квартире по <адрес>

Итого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес>, зарегистрировано <данные изъяты> человек: <данные изъяты> Жернакова, их <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова - ФИО2

Согласно выпискам из лицевого счета на квартиру по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ данный счет выставлялся на всех зарегистрированных в отмеченной квартире лиц, включая <данные изъяты> Жернакова и их <данные изъяты>.

В соответствии с договорами найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Жернаков с ДД.ММ.ГГГГ снимает квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес>, право собственности на которую с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на ФИО1 (зарегистрирована в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ).

При этом согласно рапорту Жернакова от ДД.ММ.ГГГГ, и выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ он получал денежную компенсацию за поднайм указанной квартиры с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того в договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 указала местом своего фактического жительства: <адрес>.

В соответствии со справкой УК «ЖЭУ-» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована и проживает по <адрес>. Одновременно согласно справке ЖСК- от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГФИО1 фактически проживает по <адрес>.

В силу акта УК «ЖЭУ-» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении фактически проживающих граждан в квартире по <адрес> фактически проживают Жернаков, его <данные изъяты> и их <данные изъяты>.

В ДД.ММ.ГГГГ Жернаков признанный с составом семьи <данные изъяты> человек (он, <данные изъяты> и <данные изъяты>) нуждающимся в жилых помещениях обратился в жилищные органы с заявлением о перечислении ему жилищной субсидии.

Согласно решению ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлению отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ, Жернакову предоставлена жилищная субсидия с учетом его выслуги, состава семьи, но с уменьшением размера общей площади жилья, включенной в расчеты, на <данные изъяты> кв.м - долю жилья приходящуюся на <данные изъяты> Жернакова и его <данные изъяты> в квартире по месту их регистрации по <адрес>. (<данные изъяты>)

Как следует из материалов учетного жилищного дела Жернакова, при рассмотрении вопросов постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилищной субсидии Жернаковым в жилищные органы были представлены исключительно сведения о регистрации членов его семьи по <адрес>, а также копия договора найма жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Иных сведений позволяющих жилищным органам сделать выводы относительно фактического места жительства <данные изъяты> Жернакова и его <данные изъяты> и сохранении или утрате ими права пользования квартирой по <адрес> Жернаковым в жилищные органы не представлялось.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО1 показала, что изначально квартира по <адрес> была приобретена путем вступления в жилищно-строительный кооператив на ее ФИО1 деньги, а также на деньги ее <данные изъяты>ФИО7, и право собственности на это жилье было оформлено на последнюю. В дальнейшем после смерти <данные изъяты>ФИО1 унаследовала данную квартиру и в ДД.ММ.ГГГГ оформила право собственности на нее. После того, как у ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ родилась <данные изъяты> - ФИО3 последняя в этом же году была вселена в отмеченную квартиру (к <данные изъяты>) и зарегистрирована в ней, где фактически проживала до своего вступления в брак с Жернаковым в ДД.ММ.ГГГГ, после чего выехала из этого жилья к <данные изъяты> на съемную квартиру, но сохранила в там регистрацию.

Когда у Жернаковых родились <данные изъяты>, то они также были зарегистрированы в квартире по <адрес> - по месту регистрации своей <данные изъяты> - ФИО3, так как зарегистрировать их по месту регистрации Жернакова - по адресу войсковой части не представилось возможным. При этом сама ФИО1 каких-либо заявлений о регистрации ФИО3 или <данные изъяты> последней в отмеченной квартире в жилищные органы не подавала.

Одновременно ФИО1 показала, что после приобретения ею с <данные изъяты>ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ квартиры по <адрес> она в ДД.ММ.ГГГГ сдала ее в наем своему <данные изъяты> Жернакову с семьей (<данные изъяты>ФИО1 и <данные изъяты>), где они и стали фактически проживать. При этом сама ФИО1, по ее утверждениям, начиная с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживала по <адрес>, никуда оттуда не выезжая, несмотря на регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес>.

Кроме того ФИО1 показала, что она была согласна с тем, что ее <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ проживала с ней в квартире по <адрес>, а равно она не возражала относительно регистрации в этой квартире ФИО3 и ее <данные изъяты>, не предпринимая каких-либо действий по снятию отмеченных лиц с регистрационного учета в связи с их непроживанием в отмеченной квартире. Мотивом указанных действий ФИО1 указала необходимость реализации социальных прав ее <данные изъяты> и <данные изъяты>, в том числе и на поступление последних в детские сады и школу.

Вместе с тем, сообщив, что ее <данные изъяты> ходят в детский сад и школу расположенные рядом со снимаемой Жернаковыми квартирой по <адрес>, ФИО1 не смогла пояснить суду причину неосуществления регистрации данных лиц в отмеченном жилье.

Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО2 показал, что после женитьбы в ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 они стали проживать в первоначально оформленной на ФИО7, а затем на ФИО1, квартире по <адрес>, куда после рождения в ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и вселена и их <данные изъяты>ФИО3, проживавшая в данной квартире до заключения ею брака, после чего выехашая и ставшая проживать с <данные изъяты>. Как только у Жернаковых появились дети, то по обоюдному совместному семейному согласию ФИО10 и Жернаковых <данные изъяты> последних были также зарегистрированы в вышеуказанной квартире, хотя и проживали со своими родителями. При этом, руководствуясь родственными мотивами, а также мотивами нецелесообразности в связи с необходимостью совершения действий по последующей регистрации Жернаковых в квартире по <адрес>, также принадлежавшей ФИО1, и в связи с нахождением Жернакова на очереди на жилье, куда его семья после получения такового и должна была по общему решению выехать, ФИО10 не предпринимали каких-либо действий по снятию Жернаковых с регистрационного учета и выселению из квартиры по <адрес>, а равно не регистрировали последних в квартире по <адрес>. Кроме того, в отношении этой квартиры по <адрес> у ФИО10 имеются самостоятельные планы.

Оценив в порядке ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что, вопреки утверждениям административного истца, вселение ФИО3 в квартиру по <адрес> и дальнейшее ее проживание в указанной квартире было произведено в действующем до ДД.ММ.ГГГГ порядке (ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР) именно в качестве члена семьи нанимателя (собственника), каких-либо судебных решений об утрате права пользования ФИО3 данной квартирой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось, а ее возможное непроживание в отмеченном жилье, начиная с ДД.ММ.ГГГГ не влечет прекращение права пользования им (ст.ст. 60, 61 ЖК РСФСР, ч. 4 ст. 31 ЖК РФ), в связи с чем данное право за ней фактически было сохранено, как исходя из отмеченного обстоятельства, так и исходя из дальнейшего бездействия всех заинтересованных лиц (ст. 10 ЖК РФ).

Равно, поскольку регистрация <данные изъяты> Жернаковых в этой квартире также была произведена установленным порядком, с согласия проживающих в ней ФИО10, которые и в дальнейшем не возражали относительно указанных действий, не предпринимая каких-либо попыток признания отмеченных лиц утратившими право пользования квартирой по <адрес>, то указанное право, возникшее у <данные изъяты> Жернаковых на основании ст. 679 ГК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, существовало у них и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом каких-либо объективных документов, указывающих на то, что данное право у <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова реально утрачено Жернаковым в ЗРУЖО не представлено, а имеющаяся в материалах его жилищного дела копия договора найма жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в совокупности со сведениями о регистрации <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова по <адрес> сама по себе позволяла жилищным органам сделать вывод только о том, что его <данные изъяты> и <данные изъяты> стали проживать в данной квартире только с ДД.ММ.ГГГГ, после чего очевидно не истек пятилетний срок предусмотренный ст. 57 ЖК РФ и п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, что указывало на необходимость учета жилищными органами <данные изъяты> кв.м - доли жилья приходящуюся на <данные изъяты> Жернакова и его <данные изъяты> в квартире по месту их регистрации по <адрес>.

При этом, исходя из совокупности показаний ФИО1, ФИО2 и объяснений стороны административного истца суд приходит к выводу, что семейные отношения между ФИО10 их <данные изъяты> и <данные изъяты> не прекращались, о чем свидетельствует активное участие ФИО10 в разрешения вопросов реализации социальных прав их <данные изъяты> и <данные изъяты>, совместное разрешение вопросов касающихся жилищных прав этих лиц, оказание данными лицами взаимной поддержки друг другу, наличие у них общих интересов и ответственности друг перед другом, что в совокупности с регистрацией <данные изъяты> и <данные изъяты>ФИО10 в квартире по <адрес> и включением данных лиц в счета на оплату указанного жилья за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ позволяет сделать вывод о том, что согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ на этих лиц фактически распространяется правовой статус членов семьи собственника данной квартирой с правом пользования ею, которое безусловно должно быть учтено при предоставлении Жернакову субсидии.

С учетом вышеизложенного ссылки стороны административного истца на неведение общего хозяйства между ФИО10 их <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также на возможный выезд последних в другое место жительства сами по себе не могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения и об утрате у <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова статуса членов семьи собственника жилого помещения, поэтому отклоняются судом как несостоятельные.

Иная трактовка стороной административного истца фактически имевших место обстоятельств и норм материального права носит ошибочный характер и отклоняется судом.

Ссылки административного истца и его представителя на неверное указание в решении заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ того, что у Жернакова и членов его семьи имеется в собственности <данные изъяты> кв.м жилого помещения при вышеизложенных обстоятельствах не влияют на принятое этим органом решение, так как данное указание сводится к позиции ЗРУЖО о необходимости учета приведенной площади жилья при расчете размера представляемой Жернакову жилищной субсидии и никаких иных последствий не влечет, а, поскольку данная площадь жилого помещения объективно находилась в пользовании <данные изъяты> и <данные изъяты> Жернакова и поэтому в любом случае подлежала вышеуказанному учету, то решение заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ является правильным и обоснованным по существу и не может быть отменено лишь по одним формальным основаниям.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Жернакова о признании решения заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Жернакову и членам его семьи субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, в части уменьшения при расчете размера указанной субсидии норматива общей площади жилого помещения на <данные изъяты> кв.м неправомерным и возложении на приведенное должностное лицо обязанности произвести Жернакову доплату отмеченной субсидии за <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения, то есть в полном объеме заявленных требований, надлежит отказать за необоснованностью.

Поскольку суд пришел к выводам о необходимости отказа в удовлетворении требований Жернакова, то на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей также не подлежат возмещению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Жернакова Александра Сергеевича, поданного его представителем Осиповым Сергеем Алексеевичем, об оспаривании действий заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с установлением размера субсидии на приобретение жилого помещения, в полном объеме заявленных требований, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий