ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2800/2022 от 18.05.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

дело № 2а-2800/2022

66RS0001-01-2022-001513-64

Мотивированное решение суда изготовлено 18.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 г. гор. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.

при секретаре Несытых Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Белоусовой Инны Владимировны к Прокурору Свердловской области Крылову Б.А., Прокуратуре Свердловской области, и.о. начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Балакшину В.В., начальнику отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Крашенинникову Д.В. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился административный истец Белоусова И.В. с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным бездействие прокурора Свердловской области Крылова Б.А., выразившееся в не проведении проверки по сообщению о признаках преступлений в отношении административного истца от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем принятия решения по указанным обращениям.

Определениями Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Прокуратура Свердловской области, и.о. начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Балакшин В.В., начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Крашенинников Д.В.

В обоснование своих административных исковых требований Белоусова И.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ через сайт Госуслуг она подала жалобу прокурору Свердловской области в порядке ст. 124 УПК РФ на незаконные действия и бездействие сотрудников прокуратуры и полиции <адрес> Свердловской области, в которой просила отменить незаконные постановления и обязать сотрудников полиции <адрес> возбудить уголовное дело, а также провести прокурорскую проверку по факту препятствования рассмотрению ее заявлений о преступлениях.

В нарушение законодательства жалоба от ДД.ММ.ГГГГ была перенаправлена в прокуратуру <адрес> Свердловской области, т.е. в орган, на который подана жалоба, о чем свидетельствует ответ прокурора <адрес> Свердловской области.

Для защиты ее нарушенных прав, ДД.ММ.ГГГГ она повторно подала жалобу прокурору Свердловской области через сайт Госуслуги, где просила принять меры прокурорского реагирования, отменить незаконные постановления и провести проверку указанных фактов для восстановления нарушенных прав.

Однако, до обращения в суд с данным иском ответ на обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от прокурора Свердловской области не получен.

Указанным бездействием административного ответчика прокурора Свердловской области, по мнению административного истца, нарушены ее права и законные интересы, ограничен доступ к правосудию.

В судебное заседание административный истец Белоусова И.В. не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Свердловской области Гурова Е.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в отзыве.

Административные ответчики прокурор Свердловской области Крылов Б.А., и.о. начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Балакшин В.В., начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Крашенинников Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

Суд, заслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Свердловской области поступило заявление Белоусовой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ на действия сотрудников полиции и прокуратуры <адрес> о несогласии с принятым МО МВД «Каменск-Уральский» процессуальным решением.

Поскольку доводы обращения ранее не рассматривались руководителем нижестоящей прокуратуры, на основании п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обращение Белоусовой И.В. ДД.ММ.ГГГГ направлено в прокуратуру <адрес>, о чем сообщено заявителю в ответе и.о. начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания прокуратуры Свердловской области В.В. Балакшина от ДД.ММ.ГГГГ-р-2021.

В судебное заседание административными ответчиками представлен реестр для почтового отправления, а также список простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что указанный ответ был направлен Белоусовой И.В. по адресу: Свердловская обл. <адрес>.

По результатам рассмотрения обращения Белоусовой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> Васильевым В.В. заявителю дан мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГж-2018 о законности принятого УУП МО МВД России «Каменск-Уральский» Сыропятовым А.И. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 327 УК РФ, об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

После чего, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Свердловской области поступило заявление Белоусовой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о несогласии с ответом прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки доводов жалобы установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ОП МО МВД России «Каменск-Уральский» поступило заявление от Белоусовой И.В. о том, что Майорова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно подала заявление в суд от имени заявительницы, подделав ее подпись (КУСП ).

Сотрудниками полиции в ходе проверки неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись прокуратурой <адрес>. Участковым уполномоченным полиции МО МВД «Каменск-Уральский» Сыропятовым А.И. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях Майоровой Ю.А. состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.

Материалы проверки по заявлению Белоусовой И.В. изучены, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ признано законным и обоснованным.

По результатам проверки доводов обращения Белоусовой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Крашенинниковым Д.В. заявителю дан мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии нарушений уголовно-процессуального законодательства, разъяснены основания перенаправления обращения от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес>.

Поскольку обращение Белоусовой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ поступило в прокуратуру Свердловской области по информационным системам общего пользования (через сайт «Госуслуги»), ответ начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания от ДД.ММ.ГГГГ направлен на адрес электронной почты, указанный в заявлении (innavladl39@mail.ru), о чем приложен скриншот.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Положениями ст.ст. 5, 8, 10, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления и должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (далее - Инструкция) установлен единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Инструкция разработана в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов.

Согласно п. 2.4 Инструкции обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144-145 УПК РФ, о чем письменно разъяснялось Белоусовой И.В., в том числе в ответе от ДД.ММ.ГГГГж-2018.

Пунктом 3.4 Инструкции предусмотрено, что обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

На основании п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Согласно п. 6.1 Инструкции ответ на обращение (запрос), поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу.

По доводам административного иска относительно ненадлежащей регистрации обращений в органах прокуратуры установлено, что в соответствии с п. 9.2.3.1 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на одного заявителя по одному и тому же вопросу заводится одно надзорное производство. Документы в нем группируются в течение нескольких лет, пока ведется переписка по этому вопросу.

С учетом приведенных норм, применительно к спорным правоотношениям прокуратура Свердловской области (ее должностные лица) осуществляет контрольные, а не надзорные функции по отношению к принимаемым решениям должностными лицами нижестоящей прокуратуры, в том числе, при осуществлении ими надзора за действиями и процессуальными решениями органов дознания и предварительного расследования в порядке статьи 124 УПК РФ.

Из ст.ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к выбору определенных форм и методов проведения проверочных мероприятий, принятию мер прокурорского реагирования, установленных положениями частей 2 и 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», действующим законодательством не предусмотрена, и в силу положений статьи 5 вышеуказанного закона запрещена. Принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и носит дискреционный характер, применяется прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Таким образом, суд полагает, что в данном конкретном случае с учетом представленных документов административный истец в нарушение п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал нарушение его прав и законных интересов, поскольку доводы заявлений рассмотрены, на них дан мотивированный ответ. Не согласие административного истца с ответами должностных лиц Прокуратуры Свердловской области не свидетельствуют об их незаконности.

Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов Белоусовой И.В., допущенных в результате принятия оспариваемых ответов, либо создания препятствий к доступу к правосудию в материалы дела не представлено.

В связи с вышеизложенным, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Белоусовой И.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Белоусовой Инны Владимировны к Прокурору Свердловской области Крылову Б.А., Прокуратуре Свердловской области, и.о. начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Балакшину В.В., начальнику отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания Крашенинникову Д.В. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Председательствующий: Черных О.А.