ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2801/2021 от 31.12.9999 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Маринина А. В., Ершовой Н. В. к Администрации города Нижнего Новгород, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода об оспаривании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и заключения по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ

Маринин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Нижнего Новгород об оспаривании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и заключения по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал следующее.

Административный истец является владельцем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего ему на правах долгосрочной аренды под строительство жилого дома, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. и заключению о результатах общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>, Комиссия по подготовке и проведению общественных обсуждений в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода считает целесообразным учесть предложения и замечания участников общественных обсуждений, поступившие в ходе их проведения. Результат общественных обсуждений: общественные обсуждения состоялись.

По мнению административного истца, общественные слушания по проекту были проведены с нарушением действующего закона, а именно смена вышеуказанной зоны использования Жи-3 на Р-2, ТЖи-3 на ТР-2 лишит его законной возможности на строительство жилого дома. Информация, содержащаяся в пояснительной записке о расторжении договоров аренды по всем вышеуказанным земельным участкам, не соответствует действительности. Договор аренды с истцом не расторгнут, условия договора не нарушаются, арендная плата оплачена до конца 2020 года.

Отсутствует решение исполнительного органа о проведении общественных слушаний по проекту. Согласно ст.28 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

Согласно с п. 3.4. Положения об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, «Отраслевой (функциональный) орган администрации города Нижнего Новгорода осуществляет подготовку проекта правового акта главы города Нижнего Новгорода о проведении публичных слушаний с оповещением о начале публичных слушаний по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению».

В силу п.3.6, Положения об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, «Глава города Нижнего Новгорода в срок не позднее чем через десять дней со дня получения Комиссией обращения уполномоченного органа издает правовой акт о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана города Нижнего Новгорода, проекту правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода и проектам, предусматривающим внесение изменений в них.

Глава города Нижнего Новгорода в срок не позднее чем через тридцать дней со дня получения Комиссией обращения уполномоченного органа издает правовой акт о проведении публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п Главы города Нижнего Новгорода назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>. Однако вышеуказанное постановление было отменено постановлением главы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Административный истец полагает, что был нарушен срок проведения публичных слушаний.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как указано в Постановлении 12ААС от ДД.ММ.ГГГГАП-982/12 основанием для отмены ненормативного акта может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ, о учетом положений статьи 46 ГрК РФ.

Согласно части 5 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов;

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Частями 6, 7 указанной статьи определен перечень сведений, который должны содержать оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний. Частью 8 указанной статьи установлен порядок публикации указанного оповещения. При этом оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.

Согласно части 11 статьи 46 ГрК РФ срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

За четыре дня до окончания приема замечаний и предложений, истец узнал, что с 27.05.2020г. по 29.06.2020г. проводятся общественные слушания по вышеуказанным проектам в дистанционном тестовом онлайн режиме. Административным истцом были поданы возражения. Оповещение о проведении общественных обсуждений производилось в газете «День города Нижний Новгород» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ были проведены общественные слушания по вышеуказанному проекту по внесению изменений в дистанционном тестовом онлайн режиме. О результатах общественных слушаний по проекту, Маринин А.В. узнал только в ноябре 2020 года из сети Интернет.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ и заключению о результатах общественных слушаний от 06.07.2020г. по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, Комиссия по подготовке и проведению общественных обсуждений в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода считает целесообразным учесть предложения и замечания участников общественных обсуждений, поступившие в ходе их проведения. Результат общественных обсуждений: общественные обсуждения состоялись. Приняло участия в публичных слушаниях - 24 человек.

В соответствии с п. 3.6. Положения об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ «Глава города Нижнего Новгорода в срок не позднее чем через десять дней со дня получения Комиссией обращения уполномоченного органа издает правовой акт о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана города Нижнего Новгорода, проекту правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода и проектам, предусматривающим внесение изменений в них.

Глава города Нижнего Новгорода в срок не позднее чем через тридцать дней со дня получения Комиссией обращения уполномоченного органа издает правовой акт о проведении публичных слушаний по&apos; проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

В связи с чем, был нарушен 14-дневный срок с момента опубликования до дня проведения публичных слушаний.

Дата оповещения о проведении общественных обсуждений 20.05.2020г. с момента опубликования в газете «День города Нижний Новгород» , а опубликование заключения о результатах публичных слушаний от 06.07.2020г. в средствах массовой информации до настоящего времени не выполнено. Протокол от 03.07.2020г. о результатах публичных слушаний так же не опубликован.

При проведении экспозиции по адресу: <адрес> отсутствовал информационный материал, журнал регистрации и учет поступивших в письменном виде предложений и замечаний.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 931-0-0, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

1. Признать незаконным заключение о результатах общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>.

2. Признать незаконным протокол заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соистца привлечена Ершова Н. В..

В обоснование заявленных административных исковых требований Ершова Н.В. указала, что является владельцем земельного участка с кадастровым номером . Владение участком осуществляется на основании договора аренды г от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и Кадаевым А.А., а также соглашением о переуступке прав и обязанностей по указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с условиями Договора указанный участок предоставлен ей для целей строительства индивидуального жилого дома.

В срок проведения общественных обсуждений поступили замечания от собственников трех земельных участков с кадастровыми номерами о нецелесообразности изменения зонирования в отношении указанных земельных участков, в связи с имеющимися у них действующими правоустанавливающими документами и договорными отношениями об освоении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам общественных обсуждений состоялось заседание Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области, оформленное протоколом , на котором были приняты во внимание поступившие возражения правообладателей земельных участков, решение вопроса об изменении функциональной и территориальных зон отложено, администрации города предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ проработать вопрос о наличии действующих договоров аренды на рассматриваемой территории и предоставить аргументированную позицию от администрации города по вопросу дальнейшего освоения вышеуказанных земельных участков и выхода из сложившейся ситуации в срок до ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 4).

ДД.ММ.ГГГГ по данному вопросу было проведено совещание под председательством первого заместителя главы города Нижнего Новгорода Сивохина Д.Г., на котором Департаменту правового обеспечения Администрации города Нижнего Новгорода было дано поручение на предмет оценки договоров аренды земельных участков на предмет возможности их одностороннего расторжения по инициативе арендодателя, оформленное протоколом (Сл-07-01-473335/20 от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом правового обеспечения Администрации города Нижнего Новгорода было дано заключение № об отсутствии оснований для расторжения существующих договоров аренды, а также указано на возможность причинения убытков возможной сменой функциональной и территориальной зон существующим владельцам земельных участков.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительного развития в архитектуры Нижнего Новгорода, не дожидаясь правового заключения по указанному вопросу, письмом № сообщил в Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> о том, что не возражает против внесения изменений в функциональное и территориальное зонирование территории по <адрес>.

Проведенные общественные обсуждения, а также принятые решения стали предпосылкой к тому, что ДД.ММ.ГГГГ Правительство Нижегородской области приняло «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ».

Указанным правовым актом утверждены изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>.

Таким образом, в настоящий момент использование принадлежащего на праве аренды административному истцу земельного участка стало невозможно для целей возведения индивидуального жилого дома, что, очевидно, нарушает права заявителя.

Административный истец полагает, что проведенные общественные обсуждения нарушают ее права и были проведены с существенным нарушением порядка проведения.

Административный истец Ершова Н.В. просит суд:

Признать незаконным заключение о результатах общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, по проекту внесения, изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>.

Впоследствии административный истец Маринин А.В. уточнил заявленные исковые требования и в окончательно варианте просит суд:

1. Признать незаконным заключение о результатах общественных слушаний от 06.07.2020г. по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>.

2. Признать незаконным протокол заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в части рекомендовать министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области подготовить проект правового акта об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>; рекомендовать министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области направить проект правового акта об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода в вышеуказанных границах совместно с материалами общественных обсуждений в адрес Правительства Нижегородской области для принятия решения; рекомендовать Министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области подготовить правовой акт об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес> после утверждения соответствующих изменений в генеральный план.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода.

Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ) предусмотрено, что общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Из содержания частей 3, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ следует, что общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания; организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей; общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто; участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания; организатор общественных (публичных) слушаний должен обеспечить всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях (часть 6 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, Постановлением главы города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено проведение публичных слушаний:

1. По проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>

2. По проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>.

Публичные слушания назначены на ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 00 мин. в здании Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.

Постановлением главы города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ-п отменено постановление о проведении публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Решением Городской думы города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение об организации и проведении общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород».

В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения для проведения общественных обсуждений орган, уполномоченный на принятие правовых актов,…направляет в Комиссию обращение о проведении общественных обсуждений с указанием проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и лица, уполномоченного на консультирование посетителей экспозиции проекта.

Организатором общественных обсуждений является Комиссия по подготовке и проведению общественных обсуждений в городе Нижнем Новгороде (п. 1.5 Положения).

В материалы дела представлен ответ Прокуратуры Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Ершовой Н.В., в соответствии с которым в 2019 году на основании статьи 33 Градостроительного кодекса РФ по инициативе жителей <адрес> в комиссию по подготовке правил пользования и землепользования и застройки г. Нижнего Новгорода в районе домов <адрес> с зоны индивидуальной жилой застройки на зону рекреации, которая не предполагает индивидуальное жилищное строительство.

Судом установлено, что инициатором проведения публичных слушаний выступала Борнуковская Е.В. После получения Комиссией обращения с приложенными документами было подготовлено оповещение о начале общественных обсуждений.

Отраслевой (функциональный) орган администрации города Нижнего Новгорода в срок не позднее десяти дней со дня получения Комиссией обращения уполномоченного органа осуществляет подготовку проекта оповещения о начале общественных обсуждений (п. 3.3 Положения ).

Из смысла изложенных норм следует, что в связи с введением в действие нового Положения решение исполнительного органа для проведения публичных слушаний не требуется.

В соответствии с требованиями пункта 3.5 Положения оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях (с указанием точного наименования проекта), и перечень информационных материалов к такому проекту, информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях, информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций, информацию об официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.нижнийновгород.рф) и ИСОО, на которых будет размещен проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения, информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

В материалы дела представлена выписка из газеты «День города Нижний Новгород» от ДД.ММ.ГГГГ, где размещена информация о проведении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>.

Указанное оповещение проверено судом на предмет его соответствия требования, установленным в Положении .

В частности, в опубликованном оповещении указаны предмет обсуждений, порядок проведения, дата и время работы экспозиции, сведения о размещении информационных материалов, перечень информационных материалов, срок и порядок представления предложений и замечаний.

Таким образом, оповещение о начале публичных обсуждений признано судом соответствующим требованиям Положения .

Согласно пункту 3.6 Положения оповещение не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом города Нижнего Новгорода для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещается на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода и в ИСОО.

Из заключения о результатах общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оповещение было размещено на официальном сайте Администрации города Нижний Новгород и в газете «День города Нижний Новгород».

Публичные слушания по вышеуказанным проектам проводились в дистанционном режиме.

Судом установлено, что на сайте Администрации города Нижний Новгород размещено краткое руководство для участия в дистанционных общественных обсуждениях.

Согласно сведениям из раздела «Публичные слушания 2020», размещенного на сайте Администрации г. Нижнего Новгорода общественные обсуждения по проекту внесения изменений проводились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Любое лицо в свободном доступе может ознакомиться с материалами, подлежащими обсуждению, а также с заключением о результатах таких обсуждений.

Проект, подлежащий обсуждению был размещен на стендах в здании Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода и на сайте Администрации ДД.ММ.ГГГГ, о чем также было в установленный Положением срок сообщено в оповещении. Экспозиция проводилась до ДД.ММ.ГГГГ, до указанной даты принимались предложения и замечания.

Срок проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана города Нижнего Новгорода и проектам, предусматривающим внесение изменений в него, со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (пункт 5.1 Положения).

Как ранее установлено, оповещение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, заключение опубликовано в газете «День города Нижний Новгород» (выпуск ) и на сайте Администрации города Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, нарушений в срока опубликования судом также не установлено.

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания признаны состоявшимися, в обсуждениях приняли участие 24 человека, из которых 17 человек поддержали проект внесения изменений.

Таким образом, нарушений в процедуре оповещения и проведения публичных слушаний судом не установлено.

Доводы административных истцов основаны на решении Городской Думы города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ «О Положении об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижний Новгород», утратившим свою силу в связи с принятием решения Городской Думы города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, подлежат отклонению.

Протоколом заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что процедура проведения общественных обсуждений и сроки их проведения не нарушены. Однако рассмотрение вопроса о внесении изменений в генеральный план отложено до разрешения вопроса об одностороннем расторжении договоров аренды на три земельных участка.

Из письма Администрации города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оснований для одностороннего расторжения заключенных договоров аренды земельных участков не имеется.

Протоколом заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено рекомендовать Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области подготовить и направить в адрес Правительства Нижегородской области правовой акт об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес> после утверждения соответствующих изменений в генеральный план.

На основании подготовленного проекта издано Постановление Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижний Новгород, утвержденный Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ», которым утверждены изменения в генеральный план города Нижний Новгород в части изменения зон в районе домов в <адрес>.

Также, судом установлено, что в производстве Нижегородского областного суда находится административное дело а-441/2021по исковому заявлению Маринина А. В., Ершовой Н. В. к Городской Думе г. Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области об оспаривании Постановления Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижний Новгород, утвержденный Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ». До настоящего момента указанное постановление не отменено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Маринина А.В. о признании недействительным протокола от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административными истцами пропущен срок обращения в суд с исковыми требованиями о признании недействительным заключения от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Маринин А.В. обратился с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с требованием о признании недействительным заключения указал, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего момента не опубликовано, в связи с чем узнал о нем только в ноябре 2020 года.

Судом ранее было установлено, что заключение по результатам слушаний было опубликовано в газете и размещено на сайте Администрации города Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ, к тому же истец участвовал в публичных обсуждениях, подавал свои возражения.

На этом основании суд не находит причины пропуска срока обращения в суд с настоящим иском уважительными, в связи с чем приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Административным истцом Марининым А.В. заявлено требование о признании недействительным протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Срок обращения в суд с указанным требованием не пропущен.

В соответствии с ч. 2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований Маринина А. В. к Администрации города Нижнего Новгород, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода о признании незаконными заключения о результатах общественных слушаний от 06.07.2020г. и протокола заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.

В удовлетворении административных исковых требований Ершовой Н. В. к Администрации города Нижнего Новгород, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Нижнего Новгорода об оспаривании заключения по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

В силу ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Е. Маркина