РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2021 года п. Теплое Тепло-Огаревского района
Тульской области
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Жучковой О.А.,
при секретаре Дубровиной Т.С.,
с участием административного истца помощника прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Ефимова И.Д.,
административного истца Уторова Н.Ш.,
представителя административного ответчика администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района по доверенности Мазуриной С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-333/2021 по административному исковому заявлению прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области, действующего в интересах Уторова Н.Ш., <данные изъяты> и неопределенного круга лиц, к администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района о признании бездействия незаконным, обязании провести работы, направленные на восстановление утраченных свойств жилого помещения,
установил:
прокурор Тепло-Огаревского района Тульской области с учетом уточнения обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района о признании бездействия незаконным, обязании провести работы, направленные на восстановление утраченных свойств жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Тепло-Огаревского района Тульской области проведена проверка доводов обращения Уторова Н.Ш. по вопросу предоставления муниципального жилого помещения непригодного для проживания, которой установлено, что Уторов Н.Ш. ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района и Уторовым Н.Ш. заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым ему предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение на момент предоставления не отвечало требованиям жилищного законодательства в части наличия совокупности необходимых для проживания инженерных систем, свидетельствующих о пригодности жилого помещения для проживания, а именно: отсутствовало электроосвещение, внутреннее освещение, внутреннее газоснабжение, отопление, водоснабжение и водоотведение, а также была нарушена целостность кровельного покрытия.
Прокуратурой района в адрес главы администрации МО Тепло-Огаревский район ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Администрацией МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района произведена замена окон и входных дверей в указанном жилом доме; инвентаризационно-технические работы и изготовлен технический паспорт жилого дома; разработана проектно-сметная документация на выполнение проектных работ по присоединению к газораспределительной сети <адрес>; завершен ремонт кровли, работы приняты по акту рабочей группой администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района.
ДД.ММ.ГГГГ Уторов Н.Ш. обратился в прокуратуру Тульской области по вопросу предоставления муниципального жилого помещения непригодного для проживания и обмена данного помещения на иное в границах МО Тепло-Огаревский район.
По результатам рассмотрения обращения Уторова А.А. в администрацию МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ выездной проверкой установлено, что кровля жилого дома имеет сквозные повреждения, что не обеспечивает ее целостность, герметичность и способствует проникновению, дождевой и талой воды, что в свою очередь не отвечает требованиям жилищного законодательства. В жилом доме отсутствует отопление и газоснабжение, что препятствует проживанию в нем Уторова Н.Ш., <данные изъяты>.
Предоставление Уторову Н.Ш. как нуждающемуся в улучшении жилищных условий жилого помещения - дома <адрес> носит компенсационный характер и должно гарантировать ему условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Считает, что администрация МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района ненадлежащим образом исполняет обязанности собственника жилого помещения, что привело к нарушению жилищных прав Уторова Н.Ш. и его <данные изъяты>.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района, выразившееся в непроведении работ, направленных на восстановление утраченных свойств жилого помещения - <адрес>, позволяющих признать его пригодным для проживания; обязать администрацию МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района провести работы, направленные на восстановление утраченных свойств жилого помещения - <адрес>, позволяющих признать его пригодным для проживания (восстановление отопления, газоснабжения, ремонт кровли) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Ефимов И.Д. административные исковые требования с учетом уточнения поддержал и просил их удовлетворить.
В судебном заседании административный истец Уторов Н.Ш. административные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района по доверенности Мазурина С.В. административные исковые требования признала в части проведения работ, направленных на восстановление отопления и газоснабжения в жилом помещении. Требования относительно восстановления кровли не признает, поскольку работы по ремонту кровли выполнены в 2019 году с условиями муниципального контракта.
Выслушав позицию административных истцов, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 (с последующими изменениями и дополнениями), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 40 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Согласно п. 3 ч. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав являются жилые помещения, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом; несет бремя содержания данного помещения; обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Частью 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом
Согласно п. п. 12, 13, 14 названного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Из п. 16 Положения следует, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).
Из материалов дела следует, что на основании заявления У.Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района № от ДД.ММ.ГГГГ семья в составе: <данные изъяты>., признана нуждающейся в жилом помещении в целях улучшения жилищных условий, присвоив номер очередности 2.
Постановлением администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района «О выделение муниципального жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ№ семье У.Г.С. выделена часть жилого дома, площадью 63,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В данное постановление внесены изменения постановлением администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: в преамбуле заменены слова «от ДД.ММ.ГГГГ№» словами «от ДД.ММ.ГГГГ. №», часть 1 постановления изложена в новой редакции «1. Выделить жилое помещение площадью 63,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, семье У.Г.С..».
ДД.ММ.ГГГГ между главой администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района Бровкиным В.В., действующим от имени собственника жилого помещения на основании Устава МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района, и Уторовым Н.Ш. заключен договор социального найма жилого помещения № на двухкомнатную квартиру, общей площадью 63,7 кв.м., в том числе жилой площадью 58,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Совместно с Уторовым Н.Ш. в данную квартиру вселены члены его семьи: <данные изъяты>
Согласно п. 5 договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Из материалов дела установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что на момент заключения договора социального найма жилого помещения, квартира не отвечала требованиям жилищного законодательства, а именно на дату предоставления жилого помещения в нем отсутствовали электроосвещение, внутреннее освещение, внутреннее газоснабжение, отопление, водоснабжение и водоотведение, а также была нарушена целостность кровельного покрытия.
По заявлению Уторова Н.Ш. постановлением администрации МО Тепло-Огаревский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район» создана межведомственная комиссия, которая ДД.ММ.ГГГГ в присутствии нанимателя жилого дома Уторова Н.Ш. произвела обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией выявлены несоответствия, установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а именно: фундамент имеет нитевидные трещины, несущая способность не нарушена; стены имеют нитевидные трещины; цоколь выпадение кирпичной кладки; требуется проведение внутренних отделочных работ потолка и стен; перегородка между кухней и жилой комнатой отсутствует, требуется устройство перегородки; входные дверные блоки соответствуют эксплуатационным требованиям; межкомнатные дверные блоки отсутствуют; оконные блоки соответствуют эксплуатационным требованиям; крыша требует капитального ремонта; внутреннее электроосвещение отсутствует; внутреннее отопление отсутствует; наружное газоснабжение имеется; водоснабжение и водоотведение отсутствует, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, что также подтверждается заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, спорная квартира, на момент предоставления администрацией МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года, в нарушение положений Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" не имеет отопления, газоснабжения и отсутствует ремонт кровли.
На основании обращения Уторова Н.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тепло-Огаревского района была проведена проверка по вопросу представления муниципального жилого помещения непригодного для проживания, в ходе которой выявлено, что заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением требований законодательства, ввиду неполноты состава межведомственной комиссии по оценке жилых помещений.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тепло-Огаревского района Тульской области в адрес главы МО Тепло-Огаревский район внесено представление с требованием принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Распоряжением заместителем главы администрации МО Тепло-Огаревский район от ДД.ММ.ГГГГ№ акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» на одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составленный по результатам обследования и имеющий заключение о том, что одноквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу подлежит капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, отменен, поскольку принят несоответствующим составом комиссии.
Материалами дела установлено, что администрацией МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района в рамках заключенного контракта ДД.ММ.ГГГГ произведена замена окон и входных дверей в жилом доме, что подтверждается актом приема-передачи по монтажу изделий из ПВХ и входных дверей в жилом помещении, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком проведены инвентаризационно-технические работы и изготовлен технический паспорт жилого дома.
Разработана проектно-сметная документация на выполнение проектных работ по присоединению к газораспределительной сети дома <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ завершен ремонт кровли, работы приняты по акту рабочей группой администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района.
ДД.ММ.ГГГГ Уторов Н.Ш. обратился в прокуратуру Тульской области по вопросу предоставления муниципального жилого помещения непригодного для проживания и обмена данного помещения на иное в границах МО Тепло-Огаревский район.
По результатам рассмотрения данного обращения прокуратурой Тепло-Огаревского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, выразившихся в ненадлежащем исполнении обязанностей собственника жилого помещения, предоставленного Уторову Н.Ш.
Из сообщения администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения жилищного законодательства, указанные в представлении, считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Проведение ремонтных работ планируется осуществить в январе-феврале 2021 года.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ выездной проверкой прокуратурой Тепло-Огаревского района Тульской области установлено, что газовое оборудование в доме <адрес> к газовой трубе не подключено, отопление отсутствует, кровля жилого дома имеет сквозные повреждения, что не обеспечивает ее целостность, герметичность и способствует проникновению дождевой и талой воды.
В судебном заседании административный ответчик требования относительно восстановления кровли не признал, указывая на то, что работы по ремонту кровли выполнены в 2019 году с условиями муниципального контракта, признав требования в части газоснабжения, отопления.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездного судебного заседания с участием специалиста Государственной жилищной инспекции Тульской области С. установлено, что в жилом доме <адрес> отсутствует отопление, газоснабжение. Кровля жилого дома имеет отверстия в силу недостатков при осуществлении ремонта и замены шифера, а именно: не заделаны щели, образовавшиеся при наложении листов шифера и установке конька крыши, на некоторых листах имеются отверстия от гвоздей, что не будет способствовать проникновению дождевой и талой воды, однако данные недостатки подлежат обязательному устранению.
Судом установлено, что как на момент предоставления спорной квартиры, так и до настоящего времени свойства жилого помещения, позволяющие признать его пригодным для проживания, не восстановлены, в жилом помещении отсутствует отопление, газоснабжение, кровля имеет повреждения, что приводит к нарушению жилищного законодательства, а бездействие должностных лиц администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района нарушает права административного истца на своевременное улучшение жилищных условий.
Таким образом, бездействие администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района, выразившееся в непроведении работ, направленных на восстановление утраченных свойств жилого помещения - <адрес>, позволяющих признать его пригодным для проживания, нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, и является незаконным, существенно нарушает жилищные права административного истца, несовершеннолетних детей, негативно сказывается на безопасности эксплуатации жилого помещения и сохранности имущества, в связи с чем существует реальная угроза безопасности здоровью Уторова Н.Ш. и его семьи, а также нарушения прав неопределенного круга лиц - потенциальных нанимателей жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин, по которым указанные выше требования закона не были соблюдены, суду не представлено, действенных мер направленных на восстановление жилищных прав административный ответчик не принимал.
Согласно ч. 3 и ч. 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку признание административным ответчиком административных исковых требований истца не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, суд приходит к выводу о принятии судом признания администрацией МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района административных исковых требований в части выполнения работ по восстановлению отопления, газоснабжения.
Исходя из вышеизложенного, административные исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области, действующего в интересах Уторова Н.Ш., <данные изъяты> и неопределенного круга лиц, к администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района о признании бездействия незаконным, обязании провести работы, направленные на восстановление утраченных свойств жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание необходимость дополнительного финансирования и проведения ряда действий, установленных законодательством РФ, приходит к выводу об установлении срока исполнения – не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области, действующего в интересах Уторова Н.Ш., <данные изъяты> и неопределенного круга лиц, к администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района о признании бездействия незаконным, обязании провести работы, направленные на восстановление утраченных свойств жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района, выразившееся в непроведении работ, направленных на восстановление утраченных свойств жилого помещения - <адрес>, позволяющих признать его пригодным для проживания.
Обязать администрацию МО Нарышкинское Тепло-Огаревского района провести работы, направленные на восстановление утраченных свойств жилого помещения - <адрес>, позволяющих признать его пригодным для проживания (восстановление отопления, газоснабжения, ремонт кровли), в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20.02.2021 года.
Председательствующий подпись