Дело № 2а-2805/2020
39RS0002-01-2019-002203-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 22 июля 2020 г.
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Королевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Калининградской области, Агентству по делам молодежи Калининградской области об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в адрес суда с названными требованиями, уточенными в ходе разбирательства и на основании норм материального права, в порядке, определенном процессуальным законом, просил признать допущенное административными ответчиками незаконное бездействие при осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный заём 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению про ориентированных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В судебное заседание участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения спора, не явились, явку своих представителей не обеспечили.
От административного ответчика Министерства образования Калининградской области в адрес суда поступил отзыв, из содержания которого следует, факт несогласия с заявленными требования, поскольку в Калининградской области реализуются федеральные проекты и региональные под-проекты, в том числе, регулируемые стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 г., утверждённой распоряжением правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р. Названные обстоятельства, предопределяет не возможность реализации в рамках существующих правового регулирования Министерством образования Калининградской области совместных с административным истцом мероприятий по повышению финансовой грамотности.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Судом достоверно установлено, не оспаривается сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее по тексту также «общественное вижение») обратилось 18.01.2020 г., а затем с аналогичным требованием 09.03.2020 г. в министерство образование Калининградской области (по тексту «Министерство») с просьбой определить дату и время мероприятия, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие на интерактивной платформе УРФИНГРАМ, требованием обеспечить участие не менее 100 человек в реализации названной программы.
Ответом Министерства от 18.02.2020 г. № на обращение от 18.01.2020 г. заявитель уведомлен, что по вопросам участия в реализации добровольческой деятельности на территории Калининградской области компетентным органом является Агентство по делам молодежи Калининградской области. Общественное движение проинформированно, что в Калининградской области, начиная с 2017 г. и по настоящее время совместно с Отделением по Калининградской области Северо-Западного управления Центрального банка РФ проводятся мероприятия в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций. Названная программа, разработана и утверждена в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р. При этом, указанная стратегия не содержит положений относительно реализации министерством и Благотворительным региональным молодежным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» совместных мероприятий.
Общественное движение проинформировано, что министерство не вправе устанавливать для подведомственных образовательных учреждений принудительный порядок участия в мероприятиях, проводимых на цифровой платформе УРФИНГРАМ, а также дату и время их проведения, определять ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (п.1).
Пунктом 3 названного распоряжения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано учитывать положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности.
Судом принимается во внимание, что Калининградская область участвует в федеральном проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», в рамках реализации которого Министерством финансов Калининградской области реализуется подпрограмма «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области» Государственной программы «Эффективные финансы», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 г. № 1022.
Определённые этапы и сроки реализации указанной выше подпрограммы 2014-2023 годы: I этап - 2014-2019 годы, II этап - 2020-2023 годы, свидетельствуют о ее актуальности.
Судом также принимается во внимание, что в Калининградской области функционируют РЦФГ (региональный центр финансовой грамотности), которым реализуются образовательные программы и информационные мероприятия по финансовой грамотности, разработанные и осуществляемые в сотрудничестве с государственными и частными организациями, в частности с региональными отделениями Банка России, ФНС России, ПФР, Роспотребнадзора, органами исполнительной власти Калининградской области.
В рамках реализации названной программы Министерством Финансов Калининградской области ежегодно предоставляются грант в форме субсидий на создание и функционирование регионального центра финансовой грамотности (РЦФГ), а также гранты в форме субсидий в области образования и культуры на проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения. О чем, объективно свидетельствует содержание в том числе, закона Калининградской области № 229от 04.12.2018 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
Названные обстоятельства объективно свидетельствуют, что на территории Калининградской области реализуются программы повышения финансовой грамотности.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.10.2013 N 747 «О Министерстве образования Калининградской области» определено, что Министерство образования Калининградской области (далее - Министерство) - исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий на территории Калининградской области государственное управление в сфере образования, полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
п.п. 1 и 4 ст. 10 названного норматива закреплено, что Министерство осуществляет следующие полномочия участвует в разработке предложений и реализации основных приоритетов государственной политики в сфере образования на территории Калининградской области; организует взаимодействие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Калининградской области, в целях обеспечения единой политики в сфере образования, непрерывности и преемственности процесса образования;
При названном правовом регулировании и фактически указанных обстоятельствах министерством образования Калининградской области обоснованно сделан вывод, что обращения истца № от 18.01.2020 г., а также аналогичное обращение № 03931 от 09.03.2020 г. с просьбой определить дату и время мероприятия, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие на интерактивной платформе УРФИНГРАМ, содержащее просьбу обеспечить участие не менее 100 человек противоречат целевым стратегическим установкам программы и не являются функцией министерства. Министерство не вправе принудительно определять форму и сроки взаимодействия между истцом и подведомственными образовательными учреждениями.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. При этом выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого бездействия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обобщая установленные фактические обстоятельства, основываясь на совокупности приведенных норм и положений суд приходит к выводу, об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика – министерства образования Калининградской области и как следствие не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Доводы административного истца суд расценивает как основанные на неверном толковании норм материального права, не опровергающие изложенные выводы суда.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2020 г.
СУДЬЯ: