Дело № 2а-2805/2021
55RS0026-01-2021-004097-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Савицкой А.С., помощнике судьи Зайцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 15 декабря 2021 года дело по административному исковому заявлению Роньшиной Н.С. к администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Роньшина Н.С. (далее – Роньшина Н.С., административный истец) обратилась в Омский районный суд Омской области с уточненным административным иском к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – администрация, административный ответчик) о признании незаконным отказа администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы расположения земельного участка и образовании земельного участка с условным номером №, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, об обязании администрации Омского муниципального района Омской области в месячный срок рассмотреть заявление Роньшиной Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленном законом порядке.
В обоснование требований указывает, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, адрес: <адрес>А, категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка с условным номером №, площадью 1500 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения огородничества, цель использования - для ведения огородничества, в границах Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В качестве основания для отказа указано на следующие основания: в границах образуемого земельного участка расположена сложившаяся территория земель общего пользования, за счет которой обеспечивается доступ к водному объекту реки Омь, а также с помощью которой осуществляется сброс талых вод. Истец считает, что данный отказ администрации района не соответствует требованиям законодательства. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, применительно к части территории поселения - <адрес>, образуемый земельный участок расположен в границе территориальной зоны Ж-1 - Жилая зона. Какие-либо площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи, гидротехнические сооружения для сброса талых вод и другие объекты отсутствуют. По сведениям Росреестра по Омской области линейные объекты либо границы охранных зон линейных объектов в границах образуемого земельного участка отсутствуют. Полагает, что довод административного истца об обеспечении доступа к водному объекту реки Омь через образуемый земельный участок является несостоятельным, поскольку проходящий вдоль него овраг препятствует не только проезду транспортным средствам, но и пешему проходу граждан. Сброс талых вод в период весеннего таяния снега осуществляется преимущественно по оврагу. Часть вод проходит, в том числе, по землям, находящимся в собственности граждан. Подтопление территории носит непродолжительный по времени характер и не является препятствием для огородничества. Кроме того, организация доступа к водному объекту реки Омь и одновременное осуществление по нему сброса талых вод носят взаимоисключающий характер. Обращает внимание на то, что истец в сентябре 2021 года согласовал образование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, посредством перераспределения. Границы указанного земельного участка примыкают к оврагу, что также подтверждает отсутствие проезда в указанной части. Считает, что основания для отказа в утверждении предоставленной истцом схемы расположения земельного участка отсутствовали, поэтому отказ администрации Омского муниципального района Омской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, является незаконным, не соответствующим требованиям действующего градостроительного законодательства.
Административный истец Роньшина Н.С., а также ее представитель по устному ходатайству Маловичко Е.Г. в судебном заседании просили заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. Полагают, что административным ответчиком вольно толкуется понятие сложившейся территории общего пользования.
Представитель административного ответчика Парамут Т.Н., действующая по доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, отраженным в обжалуемом отказе от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица администрации Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Катаев И.В. в судебном заседании поддержал доводы отказа администрации района, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Роньшина Н.С. являлась одним из долевых собственников земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, адрес: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между Омским муниципальным районом Омской области и Роньшиной Н.С. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в рамках которого стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., из состава земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), местоположение которого установлено: <адрес> находящегося в частной собственности в том числе Роньшиной Н.С., и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенной в границах Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в кадастровом квартале №, площадью 399 кв.м, в результате которого образовался земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1899 кв.м, местоположение которого: <адрес>А. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № и земель на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1899 кв.м местоположение которого: <адрес>, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН внесены и учтены границы данного земельного участка.
По утверждению Роньшиной Н.С. данный земельный участок используется для разведения завезенного ими на территорию поселения породистого скота, однако на территории сельского поселения отсутствуют пастбища, поэтому она неоднократно обращалась в администрацию Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с просьбой выделить земельный участок для осуществления сенокошения, посадки тыквы и иных культур для кормления скота, на что получала отказ.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ истец Роньшина Н.С. обратилась в администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка с условным номером №, площадью 1500 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения огородничества, цель использования - для ведения огородничества, в границах Андреевского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, расположенного рядом с принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером №, что отражено на представленной схеме и ситуационном плане, подготовленном кадастровым инженером Вдовченко Н.Н.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. В качестве основания для отказа указано на следующие основания: в границах образуемого земельного участка расположена сложившаяся территория земель общего пользования, за счет которой обеспечивается доступ к водному объекту реки Омь, а также с помощью которой осуществляется сброс талых вод.
Не согласившись с отказом администрации Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Роньшина Н.С. обратилась в Омский районный суд Омской области с настоящим административным исковым заявлением.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ), а также положениями статьи 3 Закона № 137-ФЗ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также в пункте 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.
Отказывая административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, административным ответчиком наличие вышеуказанных условий, при соблюдении которых принимается решение по вопросу о предоставлении участка в аренду для целей использования - ведение огородничества, не исследовала и не оценила, отказав в удовлетворении заявления со ссылкой на пп. 3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ на наличие в границах образуемого земельного участка сложившейся территории земель общего пользования, за счет которой обеспечивается доступ к водному объекту реки Омь, а также с помощью которой осуществляется сброс талых вод.
В главе 11 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок образования земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (ст. 11.3 ЗК РФ).
Требования к образуемым земельным участкам приведены в ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно названной статье образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).
В силу положений ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежит приватизации.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п. 19 ст. 11.10 ЗК РФ, в числе которых приведены: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с установленными требованиями действующего законодательства, суд не установил правовых и достаточных оснований для отказа в утверждении схемы образования земельного участка. Администрация района утверждает, что в границах образуемого земельного участка находится сложившаяся территория земель общего пользования, за счет которой обеспечивается доступ к водному объекту реки, а также с помощью которой осуществляется сброс талых вод. В ходе судебного разбирательства представитель администрации Андреевского сельского поселения дополнительно пояснил, что образуемый участок препятствует проходу и проезду жителей поселения.
Однако, данные обстоятельства не подтверждены доказательствами по делу.
Согласно проекту планировки территории в зоне образуемого земельного участка земли неразграниченной государственной собственности не заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Каждый из расположенных в данной зоне земельных участков, находящихся в частной собственности, имеет проход и беспрепятственный проезд через ул. Труда, что подтверждается материалами дела, в частности, подготовленным кадастровым инженером ситуационным планом. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Ссылаясь на то, что образуемый земельный участок перекрывает жителям поселения доступ к водному объекту реки Омь и препятствует сбросу талых вод, происходящему в весенний период времени, тем не менее административный ответчик доказательств в подтверждение данных обстоятельств не привел, приняв во внимание лишь позицию главы администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, не аргументированную со ссылкой на конкретные факты и доказательства. При этом предоставленные стороной административного истца доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о том, что именно проходящий вдоль спорного участка овраг препятствует проезду транспортным средствам и проходу граждан. Сброс талых вод осуществляется, как правило, в период весеннего таяния снега, при этом как по землям неразграниченной государственной собственности, так и по землям, находящимся в собственности граждан. Предполагаемое подтопление территории, происходящее в весенний период времени при таянии снега, не является препятствием для предоставления спорного земельного участка для целей огородничества.
По мнению суда, оценка фактических обстоятельств администрацией Омского муниципального района Омской области при рассмотрении заявления Роньшиной Н.С. произведена неверно, образуемый земельный участок требований действующего законодательства не нарушает, как не нарушает права и законные интересы иных лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, оспариваемый отказ администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы расположения земельного участка и образовании земельного участка с условным номером № по заявлению Роньшиной Н.С., оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, суд признает незаконным.
В то же время признание незаконным оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ не может за собой повлечь автоматическое возложение обязанности на орган местного самоуправления по предоставлению земельного участка в аренду.
Статьёй 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вмешательство в деятельность органов местного самоуправления является недопустимым.
С учётом изложенного, заявление Роньшиной Н.С. о предоставлении земельного участка в аренду, подлежит повторному рассмотрению по существу со стороны администрации Омского муниципального района Омской области в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения с принятием по нему решения в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Роньшиной Н.С. к администрации Омского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы расположения земельного участка и образовании земельного участка с условным номером № по заявлению Роньшиной Н.С., оформленный решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Возложить на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Роньшиной Н.С. об утверждении схемы расположения земельного участка и образовании земельного участка с условным номером № в установленном законом порядке и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Ларина
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года.