79RS0002-01-2020-006954-15
Дело № 2а- 2807/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Шелепановой И.Г.,
с участием:
представителей административного истца- ФИО11
представителя административного ответчика - Управления природных ресурсов правительства ЕАО - ФИО12
представителя административного ответчика - Управления архитектуры и строительства правительства ЕАО – ФИО13
представителя заинтересованного лица - Амурского бассейнового водного управления – ФИО14
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,-
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения управлением природных ресурсов правительства Еврейской автономной области (далее - управление природных ресурсов), управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (далее - управление архитектуры и строительства) законодательства в сфере исполнения полномочий предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, установлению, изменению зон затопления, подтопления на территории Еврейской автономной области. Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25.08.2014 №5-07/79 утверждена комплексная схема охраны и использования водных ресурсов Амурского бассейна. Согласно разделу 5.1 книги 2.6 Схемы в водном режиме Среднего Амура (участок водотока между устьями рек Бурея и Уссури) четко прослеживаются следующие фазы: весеннее половодье, летне-осенние паводки и зимняя межень. По информации Главного управления МЧС России по ЕАО от 08.07.2020 № 2126-3-4 вследствие прохождения на территории ЕАО летне-осенних паводков и половодий с 2013 по 2020 гг. зафиксировано 9 чрезвычайных ситуаций, затоплена (подтоплена) следующие 71 зона в 6 муниципальных образованиях. В Биробиджанском районе: населенные пункты с. Птичник, с. Надеждинское, с. Русская Поляна, с. Найфельд, с. Раздольное, с. Головино, с. Кирга, с. Валдгейм, с.Дубовое, с. Петровка, с. Красный Восток, с. Желтый Яр, с. Казанка, с. Пронькино; участки дорог: с. Казанка, с. Опытное поле, с. Щукинка. В Ленинском районе населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Дежнево, с. Новое, с. Квашнино, с. Биджан, с. Преображеновка, с. Новотроицкое, с. Воскресеновка, ст. Ленинск, с. Башмак, с. Калинино, с. Кирово, с. Горное, с. Венцелево; участки дорог: с. Квашнино, с. Дежнево-с. Биджан, с. Биджан, с. Преображеновка. В Смидовичском районе населенные пункты п. Приамурский, с. Нижнеспасское, п. Николаевка, с. Владимировка, с. Осиновка, с. им. Тельмана, п. Волочаевка-2, с. Соцгородок, с. Ключевое, с. Даниловка, с. Камышовка, с. Песчанное, п. Сидович, с. Волочаевка-1, с. Партизанское, ст. Оль, с. Белгородское; участок дорог ст. Дежневка. В Октябрьском районе населенные пункты: с. Амурзет, с. Доброе, с. Нигибово, с. Пузино, с. Благославенное, с. Екатерино-Никольское, с. Луговое, с. Полевое, с. Столбовое, с. Озерное, с. Самара. В Облученском районе населенные пункты: с. Пашково, с. Радде, г. Облучье, пгт, Хинганс, п. Известковый, Городской округ Биробиджан. Из совокупности требований ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ, п. 23-24 Методических указаний, п.п. 3, 4 Положения, приложения к Положению, следует, что на уполномоченные органы исполнительной власти ЕАО возложена обязанность по определению границ и размеров (площади) всех указанных подвергшихся затоплению зон и сопоставлению их с критериями, установленными приложением к Положению; в случае выявления территорий, попадающих по данные критерии - по подготовке совместно с органами местного самоуправления предложений об установлении границ зон затопления. Согласно п. 9.14 Положения об управлении природных ресурсов, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 25.07.2017 № 304-пп (далее - Положение об управлении природных ресурсов), управление природных ресурсов осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории ЕАО. В соответствии с п. 3.9.24 Положения об управлении архитектуры и строительства, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 27.11.2007 № 339-пп (далее - Положение об управлении архитектуры и строительства), управление архитектуры и строительства является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по подготовке предложений по установлению границ зон затопления, подтопления на территориях населенных пунктов ЕАО. По результатам проведенной в 2020 году Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой проверки установлено, что нарушения законодательства, изложенные в представлении Амурского бассейнового природоохранного прокурора губернатору ЕАО от 24.08.2019, до настоящего времени не устранены. Несмотря на ежегодно складывающуюся ситуацию с затоплением, подтоплением, мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории ЕАО, не реализованы. В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 ВК РФ, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 337, п. 9.14 Положения об управлении природных ресурсов предпаводковое и послепаводковое обследование всех паводкоопасных территорий и водных объектов ЕАО, работы по определению границ и размеров (площади) всех подвергшихся затоплению и подтоплению зон на территории ЕАО, включая затопленную 71 зону, и сопоставлению их с критериями согласно приложению к Положению не запланированы и не проводятся. Вопреки ч.ч. 1, 5-7 ст. 67.1 ВК РФ, п. 3 Положения, п. 3.9.24 Положения об управлении архитектуры и строительства предложения по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях в соответствии с утвержденным 14.10.2019 Правительством ЕАО графиком установления зон затопления, подтопления на территории ЕАО, в Амурское бассейновое водное управление не направлены. Таким образом, в нарушение ч.ч. 1, 5-7 ст. 67.1 ВК РФ, п. 3 Положения зоны затопления, подтопления на территории ЕАО до настоящего времени не определены. Какие-либо исключения и отсрочки по исполнению данной обязанности непосредственно после вступления Положения в законную силу (с 22.04.2014) ВК РФ, Положение не содержат. Составление и согласование вышеуказанных графиков федеральным законодательством не предусмотрено. В связи с ненадлежащим исполнением управлением архитектуры и строительства возложенных полномочий границы зон затопления и подтопления, в указанных населенных пунктах до настоящего времени не установлены. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации управлением природных ресурсов, управлением архитектуры и строительства исполнения полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории ЕАО. Просит суд признать бездействие управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области по не исполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 337, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области, сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360, подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район - населенные пункты: с. Головино, с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район -населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Новое, с. Дежнево; Смидовичский район - населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николаевка, п. Приамурский; Октябрьский район - населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благословенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ - г. Биробиджан, незаконным. Возложить на управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области обязанность исполнить полномочия, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 337, по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области, сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360, а также направлению результатов обследования в управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области для подготовки предложений по установлению границ зон затопления, подтопления на территории Еврейской автономной области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области обязанность исполнить полномочия по установлению зон затопления, подтопления на территории Еврейской автономной области, в соответствии с ч.ч. 1, 5-7 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, путем подготовки и направления предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район - населенные пункты: с. Головино, с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район - населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Новое, с. Дежнево; Смидовичский район - населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николаевка, п. Приамурский; Октябрьский район -населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благословенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ - г. Биробиджан в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 21.09.2020 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Амурское бассейновое водное управление, Главное управление МЧС России по ЕАО.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО15 требования административного иска уточнил, просил признать бездействие управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области по не исполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 67.1, Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское Смидовичского района ЕАО, сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район - населенные пункты: с. Головино,с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район - населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Новое, с. Дежнево; Смидовичский район -населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николасвка, п. Приамурский; Октябрьский район - населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благославенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ - г. Биробиджан, незаконным. Возложить на управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области обязанность исполнить полномочия, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, по проведению предпаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в срок до 01.07.2022 г. и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в срок до 01.11.2021 г., сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360, а также направлению результатов обследования в управление архитектуры и строительства правительства
Еврейской автономной области для подготовки предложений по
установлению границ зон затопления, подтопления на территории Еврейской
автономной области, а именно реки Ин в Смидовичском районе в
населенных пунктах - п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское; реки Большая
Бира с притоками в населенных пунктах - г. Биробиджан, с. Головине, с.
Надеждинское, с. Казанка, с. Пронькино, с. Желтый Яр, с. Раздольное, пос.
Биракан, пос. Лондоко-Завод, пос. Бира, пос. Теплое Озеро; реки Кирга в
населенных пунктах - с. Кирга, с. Раздольное; реки Икура в населенных
пунктах - г. Биробиджан, с. Найфельд; реки ФИО1 в населенном пункте
с. Благословенное; реки Вертопрашиха с притоком в населенном пункте с.
Бабстово; реки Буркали в населенном пункте с. Преображеновка; реки
Добрая в населенных пунктах с. Доброе, с. Ручейки; реки Биджан в
населенных пунктах с. Преображеновка, с. Биджан, с. Дежнево, с.
Квашнино, с. Новотроицкое; притоки реки Хинган в населенном пункте г.
Облучье; реки Л. Хинган с притоками в населенном пункте п. Хинганск. Возложить на управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области обязанность исполнить полномочия по установлению зон затопления, подтопления на территории Еврейской автономной области, в соответствии с ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о зонах затопления,
подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.04.2014 № 360, путем подготовки и направления
предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район – населенные пункты: с. Головине, с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район - населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Повое, с. Дежнево; Смидовичский район - населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николаевка, п. Приамурский; Октябрьский район - населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благославенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ г. Биробиджан в Отдел водных ресурсов по Еврейской автономной области Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в срок до 31.12.2020 г. В остальном поддержал доводы иска.
В судебном заседании представитель административного иска ФИО16 уточнённые требования и доводы административного иска поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО17 действующая на основании доверенности, уточнённые требования административного иска не признала. Суду пояснила, что ими осуществляются послепаводкое обследование, предпаводкое обследование не информативно.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО18 действующий на основании доверенности, уточненные требования административного иска не признал. Суду пояснил, что данные полномочия им переданы 28.11.2019, ими проведены ряд мероприятий. Для осуществления тех действий, о чем указывает прокурор необходимо провести ряд мероприятий.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО19 возражала по требованиям административного иска.
В судебное заседание представитель ГУ МЧС России по ЕАО не явился. согласно телефонограммы, просил рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 26 Водного Кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 1 Водного Кодекса РФ, негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Как, предусмотрено пунктом 1 статьи 67. 1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
При этом в силу пункта 2 названной статьи Водного кодекса РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.
Частью 5 ст. 67.1 ВК РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24 - 27 названного кодекса.
Административный истец, обращаясь в суд с административным иском просит признать бездействие управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области по не исполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 67.1, Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское Смидовичского района ЕАО, сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район - населенные пункты: с. Головино, с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район - населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Новое, с. Дежнево; Смидовичский район -населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николасвка, п. Приамурский; Октябрьский район - населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благославенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ - г. Биробиджан.
Согласно, Положения об управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, утвержденное постановлением правительства ЕАО №304-пп от 25.07.2017, Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти области, формируемым правительства ЕАО осуществляющие реализацию полномочия в сферах: геологического изучения, использования и охраны водных объектов, отношений, связанных с охранной окружающей среды. В их полномочия входит: вносит предложения по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности области (п.9.8); осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области (п. 9.14). П. 9.14 Положения в вышеуказанной редакции в веден постановлением правительства ЕАО от 29.05.2019 № 163-пп.
Приказом Минприроды России от 31.08.2010 N 337 (ред. от 29.01.2019) "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации", разработаны методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия в области водных отношений и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Пункт 5 методических указаний, предусматривает какие мероприятия необходимо для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия.
Из п. 15 указаний следует, что состав мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, формируется в соответствии с Примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 61, и исходя из конкретных условий.
Исходя из вышеуказанных норм следует, что состав мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, является примерным и их проведение необходимо исходит из конкретных условий.
В судебном заседании установлено, что управлением природных ресурсов правительство ЕАО в 2012, 2017 годах организовано проведение послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов ЕАО: р. Большая Бира с притоками, р. Хинганн. ФИО2, р. Биджан. ФИО3, р. Икура.
16.03.2020 заключен государственный контракт на выполнение работ по мероприятию «Проведение послепаводского обследования паводковых территорий и водных объектов ЕАО: река Большая река с притоками в населенных пунктах: г. Биробиджан, с. Головино, с. Надежинское, с. Казанка, с. Пронькно, с. Желтый Яр, с. раздольное, пос. Биракан, пос. Лондоко-Завод, пос. Бира, пос. Теплое озеро; реки Кирга в населенных пунктах: с. Кирга, с. Раздолное, реки Икура в населенных пунктах: г. Биробиджан, с. Найфельд, реки ФИО1 в с. Благословеное, р. Вертопрашха с притоком в с. Бабстово, реки Буркали в с. Преображеновка, реки Добрая в населенных пунктах: с. Доброе, с. Ручейки; реки Билжан в населенных пунктах: с. Преображеноквка, с. Биджан, с. Дежневка, с. Квашнино, с. Новотроицкое; притоки реки Хинган в г. Облучье; река Л. Хинган с притоками в пос. Хинганск.
Действующим законодательством периодичность проведения данных обследований не установлена.
В рамках своих полномочий управление природных ресурсов правительства ЕАО утверждает перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений (перечень за 2019, 2020 г.). Также участвует в комиссии по проведению обследований защитных гидротехнических сооружений, водного канала по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций паводкоопасных территорий.
Доводы представителя административного истца о бездействии управления природных ресурсов правительства ЕАО отсутствие предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское Смидовичского района ЕАО, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно дополнительной информации, поступившей из ГУ МЧС 09.10.2020, источником подтопления с. Кукелево -актическим источником подтопления является р. Амур, по населенным пунктам: п. Смидович, Оль, Белгородское - фактическим источником подтопления являются грунтовые воды.
Из пояснений представителя федерального агентства водных ресурсов Амурское бассейное водное управление ФИО4 следует, что в данных населенных пунктов источником подтопления является грунтовые воды, водные объекты не находятся.
Из представленной скриншот публичной кадастровой карты Смидовчиского района – ст. Оль, объект подтопления находится далеко от водного объекта и имеет собой единичный случай.
Проведение каких - либо мероприятий, связанных с источником подтопления, как р. Амур или грунтовыми водами, не входит в полномочия управления природных ресурсов правительства ЕАО.
Таким образом, суд считает, что оснований для признания бездействие управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, по не исполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 67.1, Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское Смидовичского района ЕАО, сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, не имеется.
Согласно, Положения об управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 27.11.2007 №339-пп, Управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти области, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сферах строительного комплекса, градостроительной деятельности и промышленности на территории Еврейской автономной области. Постановлением правительства ЕАО от 28.11.2019 N 426-пп внесении дополнения, в части указания, что Управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по подготовке предложений по установлению границ зон затопления, подтопления на территориях населенных пунктов Еврейской автономной области (п. 3.9.24).
Доводы представителя истца о том, что управления архитектуры и строительства правительства ЕАО бездействует, не исполняет свои полномочия, является необоснованными.
Как, установлено в судебном заседании, данные полномочия переданы Управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО 28.11.2019, ими проведены следующие мероприятия для определения зон границ затопления: заключены 5 государственных контрактов на разработку проектов установления границ зон затопления, утвержден график установления границ зон затопления, подтопления со сроком исполнения 4 квартал 2020 г.
Таким образом, для подготовки и направление предложений по установлению границ, как то просит прокурор необходимо провести ряд действий, на которое необходимо определенное время.
С учетом периода передачи полномочий, а также необходимостью проведения мероприятий, утверждения прокурора о том, что управление архитектуры и строительства правительства ЕАО по подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях бездействует является преждевременным.
По смыслу главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бездействие - это неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При указанных обстоятельствах, суд исходит из того, что бездействие со стороны управлений не допущено, поскольку неисполнение данными органами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, не установлено в судебном заседании.
По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Прокурором заявлены требования о признании бездействия незаконным управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области по не исполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 67.1, Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское Смидовичского района ЕАО, сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район - населенные пункты: с. Головино,с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район - населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Новое, с. Дежнево; Смидовичский район -населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николасвка, п. Приамурский; Октябрьский район - населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благославенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ - г. Биробиджан. Однако в обязаннии возложить обязанности указаны иные действия – возложить на управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области обязанность исполнить полномочия, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, по проведению предпаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в срок до 01.07.2022 г. и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов Еврейской автономной области в срок до 01.11.2021 г., сопоставлению их с критериями, определенными приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360, а также направлению результатов
обследования в управление архитектуры и строительства правительства
Еврейской автономной области для подготовки предложений по
установлению границ зон затопления, подтопления на территории Еврейской
автономной области, а именно реки Ин в Смидовичском районе в
населенных пунктах - п. Смидович, ст. Оль, с. Белгородское; реки Большая
Бира с притоками в населенных пунктах - г. Биробиджан, с. Головине, с.
Надеждинское, с. Казанка, с. Пронькино, с. Желтый Яр, с. Раздольное, пос.
Биракан, пос. Лондоко-Завод, пос. Бира, пос. Теплое Озеро; реки Кирга в
населенных пунктах - с. Кирга, с. Раздольное; реки Икура в населенных
пунктах - г. Биробиджан, с. Найфельд; реки ФИО1 в населенном пункте
с. Благословенное; реки Вертопрашиха с притоком в населенном пункте с.
Бабстово; реки Буркали в населенном пункте с. Преображеновка; реки
Добрая в населенных пунктах с. Доброе, с. Ручейки; реки Биджан в
населенных пунктах с. Преображеновка, с. Биджан, с. Дежнево, с.
Квашнино, с. Новотроицкое; притоки реки Хинган в населенном пункте г.
Облучье; реки Л. Хинган с притоками в населенном пункте п. Хинганск и возложить на управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области обязанность исполнить полномочия по установлению зон затопления, подтопления на территории Еврейской автономной области, в соответствии с ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о зонах затопления,
подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.04.2014 № 360, путем подготовки и направления
предложений по установлению границ зон затопления для 22 зон в 6 муниципальных образованиях: Биробиджанский район – населенные пункты: с. Головине, с. Надеждинское, с. Раздольное; Ленинский район - населенные пункты: с. Кукелево, с. Ленинское, с. Нижнеленинское, с. Квашнино, с. Повое, с. Дежнево; Смидовичский район - населенные пункты: п. им. Тельмана, с. Владимировка, п. Николаевка, п. Приамурский; Октябрьский район - населенные пункты: с. Амурзет, с. Пузино, с. Доброе, с. Благославенное, с. Нагибово, с. Екатерино-Никольское; Облученский район - населенные пункты: с. Пашково, с. Радде; городской округ г. Биробиджан в Отдел водных ресурсов по Еврейской автономной области Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в срок до 31.12.2020 г.
В то время степень конкретизации действий, которые должен осуществить административный ответчик для устранения нарушений, зависит от содержания требований.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что бездействие Управлению природных ресурсов правительства Еврейской автономной области и Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области не установлено, то оснований для обязании совершить определенные действия не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск и.о. Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Г. Шелепанова