ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-280/19 от 16.01.2019 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2019 года г.о. Самара

Советский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего судьи Мироновой С.В.,

при секретаре Бородулиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, действующая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратилась в суд с иском к ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области о признании незаконным бездействия.

В обоснование исковых требований указала, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2018 года в ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения экологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, подлежащие устранению.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проверкой установлено, ФКУ «Центр ГИМС России по Самарской области» проведено освидетельствование маломерного судна (моторная лодка <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 60 л.с., принадлежащего ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес> соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 28556-2016 «Моторы лодочные подвесные. Общие требования безопасности» моторы должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при правильной их установке и нормальной эксплуатации при использовании двухтактных двигателей с искровым зажиганием объемная доля углерода СО в отработавших газах двигателя, прогретого до рабочей температуры и работающего на установленных производителем минимальных оборотах холостого хода, не превышала 4,8%, а при использовании четырехтактных двигателей с искровым зажиганием, а также двигателей с воспламенением от сжатия выбросы вредных веществ не превышали величин, указанных в таблице 1 к указанному ГОСТу.

В процессе нормальной эксплуатации подвесных моторов с течением времени уровень выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ может измениться и превысить допустимые значения.

Установлено, что использование газоанализатора при проведении освидетельствования вышеуказанного маломерного судна с подвесным мотором в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства инспекторами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не осуществлялось.

При этом, несмотря на обязательное требование о проведении тестирования маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, по результатам проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в заключении и в судовом билете проставлена отметка о годности к эксплуатации.

Учитывая вышеизложенное, указанный судовой билет является документом, подтверждающим правомерность и законность эксплуатации маломерного судна без каких-либо ограничений.

В соответствии с информацией ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» газоанализаторы при проведении освидетельствований маломерных судов в 2018 году не использовались. Таким образом, экологическая безопасность маломерного судна (моторная лодка «<данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 60 л.е., принадлежащего ФИО1, не подтверждена, следовательно, эксплуатация указанного судна при таких обстоятельствах, до проведения тестирования указанного маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, невозможна.

При таких обстоятельствах имеет место нарушение действующего законодательства и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, просит суд признать незаконным бездействие ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца ФИО1 - моторной лодки <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>» , 60 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; обязать «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» провести технический осмотр двигателя (подвесного мотора) «<данные изъяты>» , 60 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

В ходе судебного разбирательства Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой исковые требования уточнены, поскольку согласно п. 3.19 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.12.2012 № 608 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации осуществляется на плаву. Пунктом 3.21 указанного Административного регламента определено, что административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает, в том числе и проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. В соответствии с п. 3.20 Регламента проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора.

Прокурорской проверкой установлено, что ФКУ «Центр ГИМС России по Самарской области» проведено освидетельствование маломерного судна (моторная лодка «<данные изъяты> с подвесным лодочным мотором «<данные изъяты>» , 60 л.с., принадлежащего ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>.

Установлено, что использование газоанализатора при проведении освидетельствования вышеуказанного маломерного судна с подвесным мотором в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства инспекторами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не осуществлялось.

При этом, несмотря на обязательное требование о проведении тестирования маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, по результатам проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в заключении и в судовом билете проставлена отметка о годности к эксплуатации.

В соответствии с информацией ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» газоанализаторы при проведении освидетельствований маломерных судов в 2018 году не использовались.

Таким образом, экологическая безопасность маломерного судна (моторная лодка «<данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>» , 60 л.с., принадлежащего ФИО1, не подтверждена, следовательно, эксплуатация указанного судна при таких обстоятельствах, до проведения тестирования указанного маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих)веществ, невозможна.

На основании выше изложенного просит суд признать незаконным бездействие ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца ФИО1 - моторной лодки <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором «<данные изъяты>» , 60 л.с. на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» провести технический осмотр двигателя (подвесного мотора) <данные изъяты>» , 60 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Самарского межрайонного придоохранного прокурора - Панасов Н.М., действующий по доверенности, имеющий высшее юридическое образование, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» - ФИО2, действующая на основании доверенности, имеющая высшее образование, в судебном заседании пояснила, что готовы провести технический осмотр двигателя в период навигации 2019 года, письменные возражения, приобщенные ранее к материалам дела, поддержала.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен судом путем направления судебных извещений по адресу регистрации, указанному в иске. Письма вернулись с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения».

В соответствии с ч. 2. ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку возврат корреспонденции свидетельствует лишь о не востребованности почтового отправления адресатом (не являлся в отделение почтовой связи за получением отправления), суд считает извещение ФИО1 надлежащим и полагает возможным с учетом мнения сторон рассмотреть дело в его отсутствие.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен старший государственный инспектор по маломерным судам (руководитель отделения) инспекторского отделения (Самарское) ФКУ ГИМС МЧС России по Самарской области ФИО3

ФИО3 в судебном заседании пояснил, что является старшим государственным инспектором по маломерным судам (руководителем отделения) инспекторского отделения (Самарское) ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", им был проведен осмотр двигателя подвестного мотора «<данные изъяты>» , 60 л.с., заключение . Процедуру освидетельствования суда проводил с использованием газоанализатора, имеются технические тонкости не ко всем двигателям и моторам он применяется, поскольку данное устройство было изначально предназначено для автомобилей. При составлении данного заключения он руководствовался п. 5 административного регламента, в заключении не указал, что освидетельствование было проведено с использованием газоанализатора. Подтвердить использование газоанализатора документально невозможно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что за ФИО1 в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области зарегистрирована мотолодка <данные изъяты>, которое состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, двигатель , мощн. 60 л.с. з.ном. , что подтверждается сведениями предоставленными ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области по запросу суда ( л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению судовладельца ФИО1 старшим государственным инспектором по маломерным судам (руководителем отделения) инспекторского отделения (Самарское) ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" ФИО3, проведено освидетельствование маломерного судна, по результатам которого составлен заключение освидетельствования маломерного судна, которым маломерное судно моторная лодка <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 60 л.с. признано годным к эксплуатации.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В силу подпункта 8 пункта 5 указанного Положения, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет, в том числе функции по регулярной проверке в установленном порядке маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Правительство РФ постановило проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки) путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.

Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам.

В силу подпункта 1.2 названных Правил, данные Правила технического надзора устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России. Технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС.

На основании пункта 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС от 29.06.2005 N 501, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

По результатам технического состояния маломерного судна предусмотрено три оценки состояния такого маломерного судна: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к пользованию" (абзац 1 пункта 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами).

Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 608 утвержден Административный регламент МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС (далее - Административный регламент).

При предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - маломерное судно), заявителями являются собственники маломерных судов или их законные представители (пункт 1.3 Административного регламента).

Предоставление государственной услуги осуществляется МЧС России, которое реализует свои полномочия в указанной области через подразделения ГИМС МЧС России (пункт 2.2 Административного регламента).

Конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки (пункт 2.5 Административного регламента).

Согласно пункту 2.30 Административного регламента освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах. Передвижной пункт освидетельствования включает в себя, в том числе оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна, в том числе газоанализатор.

В силу пункта 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна в процессе эксплуатации (п. 3.20, 3.21), осуществляется с помощью оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна.

Основанием для начала административной процедуры по тестированию маломерного судна в процессе эксплуатации, зарегистрированного в ГИМС МЧС России, является определение должностным лицом подразделения ГИМС последовательности, времени и места проведения освидетельствования маломерного судна, оформленное в заявлении (пункт 3.18 Административного регламента).

Пункт 3.20 Административного регламента предписывает освидетельствование, в процессе которого производится тестирование маломерных судов, каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

Административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры (пункт 3.21 Административного регламента).

Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора (пункт 3.25 Административного регламента).

Из анализа приведенных правовых актов следует, что проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является элементом освидетельствования маломерного суда и при его проведении в обязательном порядке должна быть выполнена.

Судом установлено, что использование газоанализатора при проведении освидетельствования вышеуказанного маломерного судна с подвесным мотором в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства инспекторами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не осуществлялось.

При этом, несмотря на обязательное требование о проведении тестирования маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, по результатам проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в заключении и в судовом билете проставлена отметка о годности к эксплуатации.

В соответствии с информацией ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» газоанализаторы при проведении освидетельствований маломерных судов в 2018 году не использовались. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, экологическая безопасность маломерного судна (моторная лодка «<данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>» , 60 л.с., принадлежащего ФИО1, не подтверждена, следовательно, эксплуатация указанного судна при таких обстоятельствах, до проведения тестирования указанного маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих)веществ, невозможна.

В результате не проведения с помощью газоанализатора замеров выбросов маломерным судном в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ возложенная на ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" обязанность по проведению технического освидетельствования должным образом не выполнена.

Таким образом, имеет место нарушение действующего законодательства и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца ФИО1 – моторной лодки <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 60 л.с. на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» провести технический осмотр двигателя <данные изъяты>, 60 л.с. на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.01.2019 года.

Судья С.В. Миронова