РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Куйтун 4 августа 2020 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Красногорской Т.П., при секретаре Анохиной Е.В., с участием помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Кильдиярова Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-280/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконными действий и возложении обязанности,
установил:
Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконный действий и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проверке от 18.06.2020 проведена проверка деятельности территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству по исполнению требований лесного законодательства, в том числе эффективности использования результатов дистанционного мониторинга состояния лесов, законности принятия и отказа в принятии лесных деклараций, осуществления государственного лесного контроля (надзора) в указанной сфере. Проверкой установлено, что 13.08.2009 между Куйтунским лесничеством и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключен договор аренды лесного участка № от 13.08.2009, согласно которому ИП КФХ ФИО2 предоставлен лесной участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество: технический участок № 4 (далее ТУ № 4)<...>, 9, 15-18, 19ч, 20, 22, 21, 23-27, 28, 29, 30.
24.12.2019 в Куйтунское лесничество от ИП КФХ ФИО1 поступила лесная декларация № 1 от 24.12.2019 в рамках указанного выше договора, согласно которой индивидуальный предприниматель заявил об использовании леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4, в числе которых был заявлен квартал 4 выдел 10 лесосека 1, общей площадью 1,1 га.
12.02.2020 от филиала «Прибайкаллеспроект» в Куйтунское лесничество поступили материалы по дистанционному мониторингу использования лесов – карта дешифрирования №, в которых были указаны сведения с выявленными на территории арендной базы ИП КФХ ФИО1 признаками нарушений требования лесного законодательства, а именно рубки древесины 07.01.2020 без правоустанавливающих (разрешительных) документов в квартале 4 выдел 11 ТУ № 4 Барлукское участковое лесничество Куйтунское лесничество на площади 0,8 га. По результатам натурного осмотра 03.02.2020 лесного участка – квартала 4 выдел 11 ТУ № 4, факт незаконной рубки (рубки без лесной декларации), подтвердился Куйтунским лесничеством. Вместе с тем, 25.02.2020 в Куйтунское лесничество поступило заявление главы КФК ФИО1, согласно которому последний просит внести изменение в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, включив в заготовку древесины квартал 4 выдел 11 ТУ № 4 Барлукское участковое лесничество Куйтунское лесничество на площади 2,8 га. Указанное подтверждается информацией начальника Куйтунского лесничества от 19.06.2020. Полагает, что заявление о внесении изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 было принято Куйтунским лесничеством незаконно.
Как установлено в ходе проверки, на момент поступления от главы КФХ ФИО1 заявления от 26.02.2020 о внесении изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, Куйтунское лесничество и его начальник обладали сведениями о совершении рубок без разрешительных документов – лесной декларации и изменений в лесную декларацию на территории участка, заявленного главой КФХ ФИО1 в изменениях в лесную декларацию, так как карточка дешифрирования мест использования лесов с выявленными нарушениями лесного законодательства в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техучасток № 4 в квартале 4 выдел 11 на площади 0,8 га были представлены в Куйтунское лесничество и проверены уполномоченными должностными лицами 03.02.2020, в том числе его начальником, до подачи указанных изменений в лесную декларацию.
В связи с чем, изменения в лесную декларацию содержали недостоверные сведения по кварталу 4 выделу 11 ТУ № 4 о декларируемом периоде предстоящей заготовки древесины, об объеме использования лесов, объемах подлежащего заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра, поскольку указанные в них лесные участки были вырублены ранее ИП КФК ФИО1 до начала рубки (п. 7 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 № 17), без оформления требуемых документов и с п. 9 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 № 17 территориальное управление по Куйтунскому лесничеству должно было направить ИП КФХ ФИО1 письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащие обоснование отказа. Вместе с тем, в нарушение требований закона, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа, в адрес ИП КФХ ФИО1 направлено не было, изменение в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 были приняты Куйтунским лесничеством.
Кроме того, в нарушение требований закона проверка информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных на лесосеке в квартале 4 выделе 11 ТУ № 4 арендной базе ИП КФХ ФИО1 при дистанционном мониторинге использования лесов проводилась должностными лицами Куйтунского лесничества в отсутствие заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров и утвержденных приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Куйтунского лесничества на проведение планового (рейдового) задания.
Кроме того, в нарушение Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, установленных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472 Куйтунским лесничеством выявленные по результатам проверки данных дистанционного мониторинга использования лесов нарушения лесного законодательства, содержащие признаки уголовно-наказуемого деяния – незаконной рубки лесных насаждений в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техучастке № 4 в квартале 4 выделе 11 на площади 0,8 га, а именно без лесной декларации, не были оперативно переданы в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, что указывает на незаконное бездействие.
Просит суд признать незаконным действие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в принятии от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, в целях заготовки древесины на территории лесных участков, расположенных: Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 2,8 га.
Обязать территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству направить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 в целях заготовки древесины на территории лесных участков, расположенных: Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 2,8 га, содержащее обоснование отказа.
Признать незаконным действия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в проведении проверок информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов – карте дешифрирования № на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в отсутствие утвержденных начальником (заместителем начальника) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству приказов (распоряжений) на проведение плановых (рейдовых) осмотров, оформленных заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков расположенных в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га.
Признать незаконным бездействие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов – карте дешифрирования №, на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, ответственность за которые предусмотрена уголовным кодексом Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Обязать территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству направить материалы, содержащие сведения о нарушениях лесного законодательства выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов – карте дешифрирования №, на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, ответственность за которые предусмотрены уголовным кодексом Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Кильдияров Р.А. требования административного иска подержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика начальник Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, указав, что с заявленными исковыми требованиями согласен в полном объеме.
Заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не явившихся в заседание.
Выслушав помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Кильдиярова Р.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены принципы лесного законодательства, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Из представленных в обоснование заявленных административным истцом исковых требований следует, что на основании решения № 49 от 18.06.2020 Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (л.д. 18-22).
Материалами дела установлено, что 13.08.2009 между Куйтунским лесничеством и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключен договор аренды лесного участка №, согласно которому ИП КФК ФИО2 предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество: Технический участок № 4 (далее ТУ № 4)<...>, 9, 15-18, 19ч, 20, 22, 21, 23-27, 28, 29, 30 (л.д. 26-32).
Согласно ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее – Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Принятие и рассмотрение лесных деклараций, представленных лицами, использующими леса на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, относится к полномочиям Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству.
24.12.2019 в Куйтунское лесничество от ИП КФХ ФИО1 поступила лесная декларация № 1 от 24.12.2019 в рамках указанного выше договора, согласно которой индивидуальный предприниматель заявил об использовании леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4, в числе которых был заявлен квартал 4 выдел 10 лесосека 1, общей площадью 1,1 га (л.д. 33-35).
В соответствии со ст. 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Государственная инвентаризация лесов проводится в том числе в целях информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами. Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 (далее – Методические рекомендации), при проведении инвентаризации лесов осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов (пп. «б» п. 2 Раздела I Методических рекомендаций).
При мониторинге устанавливаются признаки нарушений лесного законодательства, в том числе рубка лесных насаждений без правоустанавливающих документов; рубка с превышением эксплуатационной площади лесосек; рубка за пределами отвода лесосек; рубка лесных насаждений в различных категориях защитных лесов и особо защитных участков лесов, где рубки запрещены или ограничены (п. 1 Подраздела 2.6.1 Раздела III Методических рекомендаций).
По результатам работ на каждый лесной участок с выявленными признаками нарушений лесного законодательства составляется карточка дешифрирования мест использования лесов с указанием координат крайней северной точки контура лесного участка с выявленными признаками нарушений (приложение 18 к Методическим рекомендациям) (п. 1 Подраздел 2.6.2. Раздел III Методических рекомендаций).
12.02.2020 в Куйтунское лесничество от филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» поступила карта дешифрирования №, согласно которой был выявлен факт рубки древесины 07.01.2020 без правоустанавливающих (разрешительных) документов в квартале 4 выдел 11 ТУ № 4 Барлукское участковое лесничество Куйтунское лесничество на площади 0,8 га (л.д. 36).
Из письменного объяснения начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству ФИО3 следует, что 03.02.2020 в ходе проверки информации, изложенной в карточке дешифрирования мест использования лесов №, была выявлена заготовка древесины без разрешающих документов. 24.12.2019 от индивидуального предпринимателя ФИО1 в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Кутунскому лесничеству поступила лесная декларация № 1 от 24.12.2019 о том, что будут производить заготовку древесины в квартале 4 выделе 11 ТУ № 4 Барлукского участкового лесничества. 25.02.2020 от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступило заявление о внесение изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, где была включена заготовка древесины в квартале 4 выделе 11 ТУ № 4 Барлукское участковое лесничество Куйтунское лесничество на площади 2,8 га (л.д. 25).
В соответствии с п.п. 3 Порядка, в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (п. 6 Порядка).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода в случаях:
- изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;
- внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов;
- продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины;
- исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений;
- внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.
В случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений. К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения (п. 8 Порядка).
В случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа (п. 9 Порядка).
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд соглашается с доводами административного истца о том, что на момент поступления 25.02.2020 изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 административный ответчик обладал сведениями о совершении незаконных рубок на территории участков, заявленных в лесной декларации. Рубка лесных насаждений в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техучастке № 4 в квартале 4 выделе 11 на площади 0,8 га. была проведена без оформления требуемых документов.
Следовательно, изменения от 25.02.2020 в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 содержали недостоверные сведения об объеме использования лесов, объемах подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра. При таких обстоятельствах в соответствии с п. 9 Порядка, административный ответчик неправомерно принял 25.02.2020 изменения в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, поданную главой КФХ ФИО1
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования о признании незаконным действий административного ответчика Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в принятии от индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО4 изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 в целях заготовки древесины на территории лесных участков, расположенных: Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 2,8 га, является законными и подлежат удовлетворению, поскольку указанное действие противоречит п. 9 Порядка.
Поскольку в судебном заседании выявлена недостоверность сведений, содержащихся в изменениях, вносимых 25.02.2020 в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, то в соответствии с п. 9 Порядка, суд считает необходимым возложить на территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству обязанность в рамках предоставленных ему полномочий рассмотреть вопрос о направлении ИП главе КФХ ФИО1 извещения об отказе в приеме изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 в целях заготовки древесины на территории лесных участков, расположенных: Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 2,8 га, содержащего обоснование отказа в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
При этом срок для совершения указанной обязанности – 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу суд считает разумным, соответствующим требованиям закона.
Из письменного объяснения начальника Территориального управления министерства лесного комплекса по Иркутской области следует, что при выезде сотрудников Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству для проверки информации, изложенной в карточке дешифрирования мест использования лесов, распоряжение для выезда на проверку информации не составляется, так как выезд осуществляется по мере поступления карточек дешифрирования мест использования лесов. При поступлении карточек дешифрирования мест использования лесов выезд сотрудников осуществляется в течение трех дней (л.д. 23). При поступлении карточек дешифрирования мест использования лесов в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству проверка проводится документарная и натурно выездная. Распоряжение о проведении выездной натурной проверки карточек дешифрирования мест использования лесов в журнале плановых рейдовых мероприятий не регистрируется, сотрудники осуществляют выезд только по устному распоряжению (л.д. 24).
Согласно п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008), плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно положениям ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с Порядком оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 № 373, проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (п. 2). Плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами (п. 5).
Таким образом, при рассмотрении дела было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона проверка информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных на лесосеке в квартале 4 выделе 11 ТУ № 4 арендной базе ИП КФХ ФИО1 при дистанционном мониторинге использования лесов проводилась должностными лицами Куйтунского лесничества в отсутствие заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров и утвержденных приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Куйтунского лесничества на проведение планового (рейдового) задания.
В связи с вышеизложенным, заявленные административным истцом требования о признании незаконным действий территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в проведении проверок информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов - карте дешифрирования №, на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в отсутствие утвержденных начальником (заместителем начальника) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству приказов (распоряжений) на проведение плановых (рейдовых) осмотров, оформленных заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков расположенных в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, являются законными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2. Раздела 2.7 Методических рекомендаций, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о признаках нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных при мониторинге и (или) непрерывном мониторинге, обеспечивают ее обязательную проверку (документарную и (или) выездную) в срок до 30 дней при мониторинге и в срок до 10 дней при непрерывном мониторинге с составлением соответствующего акта проверки.
В случае выявления по результатам проверок нарушений лесного законодательства, ответственность за которой предусмотрено уголовным кодексом Российской Федерации, материалы, указывающие на их наличие, оперативно передаются в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях отказа органов МВД России в возбуждении уголовных дел по материалам с нарушениями лесного законодательства выявленными мониторингом и (или) непрерывным мониторингом обеспечивают их рассмотрение на наличие признаков административной ответственности и принимают соответствующие меры государственного реагирования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при подтверждении результатов мониторинга и (или) непрерывного мониторинга, содержащих признаки административного правонарушения, также в рамках компетенции возбуждают дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 20 Приказа Минприроды России от 14.11.2016 № 592 «Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов», органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами, обеспечивают ее проверку, в том числе в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Представленными суду доказательствами достоверно подтверждается, что территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству был выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1, ответственность за который предусмотрена законодательством Российской Федерации. Однако административный ответчик в рамках возложенных на него законом обязанностей не передал информацию о выявленных нарушениях в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, что указывает на незаконное бездействие.
При таких обстоятельствах заявленные административным истцом требования о признании незаконным бездействия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, ответственность за которое предусмотрена законодательством Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела являются законными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в судебном заседании выявлено незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, то в соответствии с п. 2. Раздела 2.7 Методических рекомендаций, суд считает необходимым возложить обязанность на территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству в рамках предоставленных ему полномочий рассмотреть вопрос о направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, ответственность за которое предусмотрена законодательством Российской Федерации, в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
При этом срок для совершения указанной обязанности – 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу суд считает разумным, соответствующим требованиям закона.
Установленные судом незаконные действия административного ответчика по приему изменений в лесную декларацию, содержащие недостоверные сведения, незаконные действия по проведению проверок без соблюдения установленных требований к их оформлению, незаконные бездействия способствуют нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в благоприятном состоянии окружающей среды, бережном отношении к природным богатствам, противоречат принципам лесного законодательства, а также воспрепятствуют нормальной деятельности органов прокуратуры, правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию преступлений, принятию мер по уголовному преследованию лиц, совершивших нарушения закона, своевременному взысканию ущерба, что свидетельствует о невыполнении задач Уголовного кодекса Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, и как следствие к несвоевременной реализации требований Конституции Российской Федерации.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконным действий и возложении обязанности подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконными действий и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным действие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в принятии от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019, в целях заготовки древесины на территории лесных участков, расположенных: Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 2,8 га.
Возложить на территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству обязанность в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о направлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 письменного извещения об отказе в приеме изменений в лесную декларацию № 1 от 24.12.2019 в целях заготовки древесины на территории лесных участков, расположенных: Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 2,8 га, содержащее обоснование отказа.
Признать незаконным действия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в проведении проверок информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов - карте дешифрирования №, на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в отсутствие утвержденных начальником (заместителем начальника) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству приказов (распоряжений) на проведение плановых (рейдовых) осмотров, оформленных заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, расположенных в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га.
Признать незаконным бездействие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов - карте дешифрирования №, на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, ответственность за которые предусмотрена уголовным кодексом Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Возложить на территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству обязанность в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов - карте дешифрирования №, на территории арендной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4 квартал 4 выдел 11 лесосека № 1 на площади 0,8 га, ответственность за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу могут быть поданы в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 14.08.2020.
Судья Т.П. Красногорская