Дело № 2а-280/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2017 года п.Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Кононова С.С.
с участием административного истца Федотова В.Ф., представителя административного истца Остаповой Е.Г.
представителя административного ответчика Денега А.В.
при секретаре Черемных Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Синеборского сельсовета Шушенского района Красноярского края, главы Синеборского сельсовета Федотов В.Ф. к Синеборскому сельскому совету депутатов Шушенского района Красноярского края о признании недействительными решений Синеборского сельского совета депутатов Красноярского края.
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений), ссылаясь на то, решением Синеборского сельского Совета депутатов от 16.12.2016 г. № 19-104 «О ежегодном отчете главы Синеборского сельсовета» деятельность главы Синеборского сельсовета Федотова В.Ф. за отчетный период с 01.09.2015 г. по 01.09.2016 г. признана неудовлетворительной.
В п. 3 решения Синеборского сельского Совета депутатов от 16.12.2016 г. № 19-104 указано на допущенные нарушения:
-- п.3.1, в виде неисполнения перечисленных решений Синеборского сельского Совета Депутатов, а именно:
Решение от 05.11.2015 г. № 2-18 «Об утверждении плана проведения депутатской проверки законности и эффективности расходования средств бюджета Синеборского сельсовета за 2014 год и 9 месяцев 2015 года»,
Решение от 28.12.2015 г. № 4-33 « Об отчете главы Синеборского сельсовета о проделанной работы за период 2014-2015 годов».
Решение от 01.04.2016 г. № 6-47 «Об организации мероприятий по уборке тополей на территории населенных пунктов Синеборского сельсовета» (не исполнено в срок),
Решение от 01.04.2016 г. № 6-48 «Об организации мероприятия по приему платежей от населения за услуги МУП «Синеборский водоканал» в отдаленных пунктах Синеборского сельсовета».
Решение от 01.04.2016 г. № 6-49 «О подготовке проектно- сметной документации на асфальтирование дороги по улице Зеленая, отсыпку дороги по улице Заречная в п. Синеборск».
Решение от 04.05.2016 г. № 8-62 «О предоставлении в Совет депутатов калькуляции на транспортирование и вывоз ЖБО от населения и. Синеборск, с. Дубенск, п. Веселые Ключи» (не исполнено в полном объеме),
Решение от 04.05.2016 г. № 8-63 « О предоставлении в Совет депутатов реестра муниципального имущества» (не исполнено в полном объеме).
Решение от 04.05.2016 г. № 8-66 « Рассмотрение вопроса в внесении корректировок в договор аренды автомобиля от 17.02.2016 года».
-п. 3.2. в виде не исполнения в полном объеме депутатских запросов;
-п. 3.3. в виде ненадлежащего исполнения главой Синеборского сельсовета В.Ф. Федотовым своих задач и функций, возложенных населением Синеборского сельсовета, в результате чего было допущено виновное бездействие в предупреждении развития чрезвычайной ситуации на территории Синеборского сельсовета по предотвращению подтопления жилых домов ул. Ленина п. Синеборск талыми водами, и наступившими неблагоприятными последствиями в результате халатного неисполнения главой сельсовета возложенных полномочий. (Решение от 04.05.2016 г. № 8-65),
-п. 3.4. в виде не исполнения полномочий по обнародованию решений
Синеборского сельского Совета депутатов;
-п. 3.5. в виде неудовлетворительной организации работы административной
комиссии Синеборского сельсовета, отсутствие печати, штампов, неисполнение решений Синеборского сельского Совета депутатов:
3.5.1 Решение от 01.04.2016 г. № 6-53 «О неисполнении директором МУП
«Синеборский водоканал» депутатского запроса и затягивания сроков предоставления требуемых документов»,
3.5.2. Решение от 08.04.2016 г. № 7-59 «О неявке на внеочередную сессию
Синеборского сельского Совета депутатов должностного лица и неисполнение депутатского запроса»,
п. 3.6. в виде нарушения Трудового кодекса РФ (акт документальной проверки проведенной финансовым управлением администрации Шушенского района от 01.03.2016 г.;
п. З 7. В виде нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (привлечение к административной ответственности по ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 09.12.2016 г. № 18-96 утвержден, Приложением № 1, Регламент Синеборского сельского Совета депутатов. В п. 4.5 и 15.2 указано, что решения Совета депутатов являются нормативными правовыми актами и вступают в силу со дня официального опубликования.
Административные истцы считают, что указанные решения Синеборского сельского Совета депутатов не относятся к нормативным правовым актам по изложенным в иске основаниям.
Поскольку Решения Синеборского сельского Совета депутатов от 05.11.2015 г. 2-18, от 28.12.2015 г. № 4-33, от 01.04.2016 № 6-47, от 01.04.2016 г. № 6-48, от 01.04.2016 г. № 6- 49, от 01.04.2016 г. № 6-53, от 08.04.2016 г. № 7-59, от 04.05.2016 г. № 8-62, от 04.05.2016 г. № 8-63, от 04.05.2016 г. № 8-65, и от 04.05.2016 г. № 8-66, приняты в отношении конкретной организации и конкретных действий, то по своей сути, они являются индивидуальными правовыми актами, так как не адресованы неопределенному круг лиц, и не рассчитаны на многократное применение.
Следовательно, оспариваемые Решения Синеборского сельского Совета депутатов, свойствами нормативности не обладают, так как содержащиеся в них правовые нормы обязательны только для организации и не затрагивают права и обязанности неопределенного круга лиц и не отвечает признаками нормативно-правового акта, тем более вынесены в нарушение порядка установленного Регламентом Синеборского сельского Совета депутатов и часть из них вынесены за пределами своей компетенции.
Согласно Устава МО «Синеборского сельсовета Шушенского района Красноярского края», утвержденного Решением Совета депутатов №48-222 от 28.04.2015 г. следует:
- структуру органов местного самоуправления Синеборского сельсовета составляют, в том числе, представительный орган муниципального образования - Синеборский сельский Совет депутатов; глава сельсовета - глава администрации Синеборского сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Синеборского сельсовета. Глава Сииеборского сельсовета подконтролен и подотчетен населению и сельскому Совету депутатов. Глава Синеборского сельсовета представляет Совету депутатов сельского ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации Синеборского сельсовета и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.
Оспариваемые решения Совета депутатов вынесены с нарушением порядка и нарушают права и законные интересы, как главы муниципального образования, так и граждан поселения. Данное обстоятельство с необходимой очевидностью вытекает из анализа последствий, наступивших для административного истца в результате принятия каждого из оспариваемых решений.
Советом депутатов не был утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности, согласно которого, должна проходить оценка деятельности главы. Фактически оценка была дана на основании внутренних убеждений самих депутатов. Кроме того, в соответствии со ст. 18.1 ФЗ-131, перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Указом Президента РФ от 28.04.2008 г. №607 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Таким образом, установлено, что оценка деятельности главы Синеборского сельсовета и, следовательно, Администрации Синеборского сельсовета, в нарушение закона, проводилась на основе личных, внутренних убеждений, без учета каких-либо установленных критериев оценки.
Решение Синеборского сельского Совета депутатов от 16.12.2016 г. № 19-104 «О ежегодном отчете главы Синеборского сельсовета» не соответствует части 11.1 статьи 35 и части 5.1. статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования Регламенту Синеборского сельского Совета депутатов.
В соответствии со статьей 8. Главы 2 Сессии Совета депутатов. Регламента Сииеборского сельского Совета депутатов, нарушен порядок формирования повестки сессии, так как, п.8.2 устанавливает обсуждение повестки и принятие решение по ее утверждению в соответствии со ст. 10 настоящего Регламента, следовательно, голосование нe проводилось.
В соответствии с п. 5.2. Главы 2 Сессии Совета депутатов. Регламента Синеборского сельского Совета депутатов, нарушен порядок созыва очередной сессии, то есть решение о дате созыва сессии должно было быть принято не менее чем за 10 календарных дней до ее проведения, чего сделано не было, уведомления главы произведено также не было, председательствующий Совета депутатов сообщила Главе за день до рассмотрения), и следовательно, сообщение о времени и месте проведения сессии, с указанием повести дня сессии, не позднее, чем за 7 дней до ее проведения в газете «Ведомости Синеборского сельсовета» отсутствует.
В связи с вышеизложенным, отсутствовала возможность жителей Синеборского сельского поселения для ознакомления с отчетом, предоставления для обсуждения интересующих вопросов, в том числе, и задать их главе, чем были нарушены права неопределенного круга лиц и принципы общественных публичных отношений.
Данными действиями Синеборского Совета депутатов были нарушены законные права и интересы Администрации Синеборского сельсовета и Главы Синеборского сельсовета, в том числе неопределенного круга лиц (населения Синеборского сельсовета), так как деятельность подконтрольна населению поселения, в том числе право на процедуру дачи оценки её деятельности. Следовательно, Синегорским Советом депутатов допущены существенные нарушения закона.
Административные истцы полагают, что подобная оценка деятельности Главы является необъективной и подрывает доверие населения Синеборского сельсовета к органам местного самоуправления, что негативно сказывается на эффективном управлении сельским поселением. Кроме того, Глава Федотов В.Ф. считает, что данное решение является незаконным, поскольку на момент принятия Решения у Совета депутатов отсутствовали правовые основания для его проведения и принятия решения.
Решением Сииеборского сельского Совета депутатов от 05.11.2015 г. № 2-18 «Об утверждении плана проведения депутатской проверки законности и эффективности расходования средств бюджета Синеборского сельсовета за 2014 год и 9 месяцев 2015 года», утвержден план проведения депутатской проверки законности и эффективности расходования средств бюджета Синеборского, сельсовета за 2014 год и 9 месяцев 2015 года, в котором в п. 2 обязали бухгалтерию Синеборского сельсовета для проверки предоставить:
-расчетные ведомости, свод начислений, удержаний и выплат за 2014 год и 9 месяцев 2015 года.
-штатное расписание 2014-2015 гг.,
-табеля учета рабочего времени за 2014 год и 9 месяцев 2015 года,
-исполнение бюджета за 2014 год и 9 месяцев 2015 года,
-копии трудовых книжек работников МО Синсборский сельсовет.
Данное решение председателя Сииеборского Сельского Совета депутатов, вынесено за пределами своих полномочий, так как список утвержденных документов, определяющих контроль за расходованием бюджетных средств (проверка планового Фонда оплаты труда и проверка отчетности и обоснованности расходов оплаты труда за 2014 год и 9 месяцев 2015 года), в том числе и предоставление этих документов не предусмотрено. Следовательно, перечень запрашиваемых документов в решении № 2-18 и в депутатском запросе необоснован и противоречит нормам действующего законодательства РФ, так как выходит за рамки компетенции Совета депутатов, определенных в ст. ст. 23 и 24 Устава Синеборского сельсовета Шушенского района Красноярского края, зарегистрированного 05.06.2015.
Вынесенное, указанное выше, неисполнимое, решение № 2-18, поставило под сомнение деятельность Администрации Синеборского сельсовета и создало препятствия к осуществлению реализации ее законных интересов и кроме того, незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отчет об исполнении бюджета администрации Синеборского сельсовета за 2014 г. утвержден по формам (период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.). Решением Синеборского сельсовета Совета Депутатов № 48-223 от 28.04.2015 г. и непосредственно находится па хранении в Синеборском сельском Совете Депутатов.
Отчет об исполнении бюджета администрации Синеборского сельсовета за 2014 г. утвержден по формам (период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.), Решением Синеборского сельсовета Совета Депутатов № 7-55 от 08.04.2016 г. и непосредственно находится на хранении в Синеборском сельском Совете Депутатов.
Таким образом, отсутствуют законные основания для проведения проверки расходования средств бюджета за период 2014 г. и 9 мес. 2015 г., так как уже в Совете депутатов имеются утвержденные и предоставленные отчеты за 2014 г. и 2015 г., а изменения периода отчетности внесены только 09.12.2016 г.
Депутатский запрос формируется на основании заседания Совета депутатов, с требованиями предоставить письменные объяснения об определенных обстоятельствах и сообщить о мерах, которые принимаются указанными лицами в связи с этими обстоятельствами, согласно Регламента Синеборского сельского Совета депутатов, но предоставленный депутатский запрос и приложение № 4 решения № 2-18 не соответствуют установленным требованиям по содержанию депутатского запроса, а требования выходят за рамки полномочий Совета депутатов, так как расчетные ведомости, свод начислений, удержаний и выплат в 2014 и 9 мес. 2015 г. заработной платы, табеля учета рабочего времени, копии трудовых книжек работников и другая информация относится к информации, не подлежащей распространению без согласия работников (Федеральный закон «О защите персональных данных»).
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 28.12.2015 г. № 4-33 « Об отчете главы Синеборсксго сельсовета о проделанной работе за период 2014-2015 годов», истребован письменный отчет о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления за период 2014-2015 годов, с указанием даты проведения собрания в населенных пунктах Синеборского сельсовета.
Данным решением председатель Синеборского Сельского Совета депутатов, истребовал, заранее зная о неисполнимости данного решения, письменный отчет о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления за период 2014-2015 годов, тем самым вменила Администрации Синеборского сельсовета нерегламентированньй какими-либо документами отчет, на основании заявлений жителей МО «Синеборский сельсовет», которые не были оглашены и не предоставлены на обозрение, тем самым поставил под сомнение законность и обоснованность, утвержденных отчетов об исполнении бюджета Администрации Синеборского сельсовета за 2014 г, и 2015 г., перед жителями муниципального образования Синеборского сельсовета, а также создал препятствия к осуществлению реализации законных интересов и кроме того, незаконно возложил какие- либо обязанности.
В соответствии с Регламентом и Уставом Администрация Синеборского сельсовета, у Администрации отсутствует обязанность предоставления отчета о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а только предоставление отчета об исполнении бюджета и отчета Синеборского сельсовета об итогах деятельности администрации Синеборского сельсовета за истекший год.
Отчет об исполнении бюджета администрации Синеборского сельсовета за 2014 г. утвержден по формам (период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.), Решением Синеборского сельсовета Совета Депутатов № 48-223 от 28.04.2015 г. и непосредственно находится на хранении в Синеборском сельском Совете Депутатов.
Отчет об исполнении бюджета администрации Синеборского сельсовета за 2015 г. утвержден по формам (период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.), Решением Синеборского сельсовета Совета Депутатов № 7-55 от 08.04.2016 г. и непосредственно находится на хранении в Синеборском сельском Совете Депутатов.
За период с 01.09.2014 г. по 01.09.2015 г. не формируется отчет главы по исполнению бюджета, так как бюджет формируется за полный год отдельно. Так как отсутствуют регламенты и (или) положения, утвержденные Синеборским сельским Советом депутатов до «01» апреля 2016 г. и «09» декабря 2016 г., следовательно, отсутствует нормативное обоснование для подготовки и утверждения отчета Советом депутатов.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 22.06.2015 г. № 50-229 «О внесений в регламент Синеборского сельского Совета депутатов» в сг. 37 (п. 37.1.) указано, что Совет депутатов ежегодно в мае месяце заслушивает отчет главы Синеборского сельсовета об итогах деятельности администрации Синеборского сельсовета за истекший год.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 01.04.2016 г. № 6-52 утверждено «Положение о порядке предоставления и рассмотрения ежегодного отчета главы муниципального образования «Синеборский сельсовет» о результатах деятельности», в котором в п. 1 Раздела 3, предусмотрено предоставление отчета главы Синеборского сельсовета в Совет депутатов ежегодно после утверждении исполнения бюджета Синеборского сельсовета за предыдущий отчетный год, но не позднее 01 мая следующего за отчетным годом.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 09.12.2016 г. № 18-96 утвержден «Регламент Синеборского сельского Совета депутатов», в котором в п. 35.1. указано, что Совет депутатов осуществляет контроль за деятельностью главы Синеборского сельсовета в следующих формах: а) депутатских слушаний; б) депутатских расследований; в) депутатских запросов; д) заслушиванием ежегодного отчета главы Синеборского сельсовета (в ст. 37 Главы 8, расписан порядок ежегодного отчета главы, в п.37.1, указано, что ежегодный отчет предоставляется в Совет депутатов в месячный срок со дня истечения очередных 12 месяцев полномочий главы Синеборского сельсовета).
Согласно вышеуказанных документов, отсутствует обязанность главы, в отчете о проделанной работе, указывать даты проведения собраний в населенных пунктах.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 01.04.2016 г. № 6-47 «Об организации мероприятий по уборке тополей на территории населенных пунктов Синеборского сельсовета», поручено главе Синеборского сельсовета, организовать уборку тополей на территории населенных пунктов с. Дубенское, п. Веселые Ключи, в срок до 01.05.2016 года.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 01.04.2016 г. № 6-48 «Об организации мероприятия по приему платежей от населения за услуги МУП «Синеборский водоканал» в отдаленных пунктах Синеборского сельсовета», поручено главе Синеборского сельсовета, обязать руководителя МУГ1 «Синеборский водоканал» организовать два раза в месяц прием платежей от населения за пользование услугами МУП «Синеборский водоканал» с выездом кассира в населенные пункты с. Дубенское, п. Веселые Ключи, в срок до 25.04.2016 года.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 01.04.2016 г. № 6-49 «О подготовке проектно- сметной документации на асфальтирование дороги по улице Зеленая, отсыпку дороги по улице Заречная в п. Синеборск», поручено главе Синеборского сельсовета, подготовить расчетную смету на асфальтирование дороги по улице Зеленая, отсыпку дороги по улице Заречная в п. Синеборск, в срок до 20.04.2016 года.
Данные решения председателя Синеборского Сельского Совета депутатов, вынесены за пределами своих полномочий, так как они выходят за рамки осуществления контрольных функций и вмешиваются в финансово- хозяйственную деятельность МУП «Синеборский водоканал», а также в исполнительно- распорядительную деятельность Администрации по осуществлению переданных государственных полномочий, о чем в п.4 ст. 24 Устава Синеборского сельсовета имеется прямой запрет, тем более, не выделив и не предусмотрев, из каких бюджетных средств, будет осуществляться финансирование работ и услуг, с отсутствием их в утвержденном бюджете на 2016 г. Тем самым председатель Синеборского Сельского Совета депутатов вменил Администрации Синеборского сельсовета заранее неисполнимые решения, поставив под сомнения деятельность Администрации Синеборского сельсовета и ее обоснованность по исполнению бюджета, перед жителями муниципального образования Синеборского сельсовета. Кроме того, были созданы препятствия к осуществлению Администрацией реализации законных интересов и незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 04.05.2016 г. № 8-62 «О предоставлении в Совет депутатов калькуляции на транспортирование и вывозку ЖБО от населения п. Синеборск, с. Дубенск, п. Веселые Ключи», поручено главе Синеборского сельсовета, обязать руководителя МУП «Синеборский водоканат» предоставить в Совет депутатов развернутую калькуляцию на транспортирование и вывозку ЖБО от населения п. Синеборск. с. Дубенск, п. Веселые Ключи, к 20.05.2016 года, с подтверждением каждого пункта расходов документально.
Установление органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заниженных тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах, может привести к ограничению или устранению конкуренции и создать этим организациям преимущества.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 04.05.2016 г. № 8-66 «рассмотрение вопроса в внесении корректировок в договор аренды автомобиля от 17.02.2016 года», поручено главе Синеборского сельсовета, проводить согласование с Советом депутатов об исполнении материально-финансовой помощи оказываемой ЗАО «Сибирь-1» учреждениям культуры, образования, здравоохранения, общественным организациям; и согласование, с Советом депутатов производить по письменному обращению руководства учреждения на имя главы Синеборского сельсовета с указанием суммы материально-финансовой помощи и указанием, на какие цели будет использована материально-финансовая помощь, с отметкой согласовано за подписью председателя Синеборского Совета депутатов и главы Синеборского сельсовета.
Данное решение председателя Синеборского Сельского Совета депутатов, вынесено в нарушение установленного порядка, за пределами своих полномочий, так как оно выходит за рамки осуществления контрольных функций и вмешивается в финансово- хозяйственную деятельность ЗАО «Сибирь-1», о чем в п.4 ст. 24 Устава Синеборского сельсовета имеется прямой запрет, тем самым председатель Синеборского Сельского Совета депутатов, вменил Администрации Синеборского сельсовета, полномочия выходящие за рамки исполнительно- распорядительной деятельности Администрации по осуществлению переданных государственных полномочий, поставив под сомнения деятельность Администрации Синеборского сельсовета и ее обоснованность по исполнению полномочий, перед жителями муниципального образования Синеборского сельсовета, незаконно возложены какие-либо обязанности, и ввело в заблуждение (в способе получения материальной помощи) самих жителей муниципального образования Синеборского сельсовета после опубликования данного решения.
С учетом изложенного, административные истцы просили признать недействительными решения Синеборского сельского совета депутатов Красноярского края от 05.11.2015 №2-18, от 28.12.2015 №4-33, от 01.04.2016 №6-47, от 01.04.2016 №6-48, от 01.04.2016 №6-49, от 01.04.2016 №6-53, от 08.04.2016 №7-59, от 04.05.2016 №8-62, от 04.05.2016 №8-63, от 04.05.2016 №8-65, от 04.05.2016 №8-66, от 16.12.2016 №19-104
Синеборским сельским Советом депутатов принесены письменные возражения на заявленные требования с выраженным несогласием с ним, по следующим основаниям.
Административным истцом был пропущен без уважительной причины срок подачи в суд административного искового заявления по обжалованию решений Совета депутатов ненормативного характера, которые должны обжаловаться в суде в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административный истец был уведомлен ответчиком должным образом о вынесенных решениях от 05.11.2015 № 2-18, от 28.12.2015 № 4-33, от 01.04.2016 № 6-47, от 01.04.2016 № 6-48, от 01.04.2016 № 6-49, от 01.04.2016 № 6-53, от 08.04.2016 № 7-59, от 04.05.2016 № 8-62, от 04.05.2016 № 8- 63, от 04.05.2016 № 8-65, от 04.05.2016 № 8-66. Оспариваемые Решения Синеборского сельского Совета депутатов не обладают признаками нормативных правовых актов, у административного истца отсутствует уважительная причина пропуска срока обращения в суд.
По решению от 16.12.2016 № 19-104 «О ежегодном отчете главы Синеборского сельсовета» деятельность главы Синеборского сельсовета В.Ф. Федотова за отчетный период с 01.09.2015 | по 01.09.2016 года» признана неудовлетворительной.
Истец в административном иске ссылается на п. 4,5 и п. 15.2. Регламента Синеборского сельского Совета" депутатов, что ненормативные акты Совета депутатов оформлены не соответственно. Однако Регламент Совета депутатов является внутренним актом и не должен противоречить Уставу Синеборского сельсовета. Ранее принятые ответчиком J акты ненормативного характера и их проекты направлялись в прокуратуру Шушенского района, замечания со стороны надзорного органа по оформлению ненормативных актов не поступали (согласно соглашению о взаимодействии от 01.11.2011 года) также надзорный орган не выявил пробелов и коллизий в Регламенте Совета депутатов и его несоответствие положениям Устава Синеборского сельсовета. Согласно пункта 4 статьи 17 Устава Синеборского сельсовета председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельсовета, подписывает решения Совета депутатов, соответственно Постановления Совета депутатов применяются по вопросам внутренней работы Совета. На основании пункта 1 статьи 63 Устава Синеборского сельсовета Шушенского района, Красноярского края все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, постановления и распоряжения главы сельсовета принимаются на основе и в соответствии с Уставом. В случае противоречия между положениями Устава и актами органов и должностных лиц местного самоуправления действуют и применяются положения Устава. На основании вышеизложенного ответчик считает, что Решения ненормативного характера приняты Советом в соответствии с положениями Устава Синеборского сельсовета.
Истец утверждает, что Советом депутатов не был утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности, согласно которого должна выставляться оценка деятельности главы ссылаясь на статью 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указанная статья не имеет отношения к сельским поселениям, так как применительно к городским округам и муниципальным районам. Однако Советом депутатов было утверждено решение от 0j1.04.2016 № 6-52 «О ежегодном отчете главы муниципального образования «Синеборский сельсовет» о результатах деятельности», в котором прописан порядок представления и рассмотрения отчета, а также перечень показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления.
Административный Истец указывает в исковом заявлении, что нарушен порядок формирования повестки дня и ее обсуждение ссылаясь на пункт 8.2. и статью 10 Регламента. Согласно протоколу 19 очередной сессии Совета депутатов голосование по утверждению повесток дня проводилось, все депутаты, присутствовавшие на заседании, проголосовали принять повестку дня за основу в целом.
Истец ссылается на п. 5.2 Регламента совета депутатов о нарушении порядка созыва очередной сессии, т.е. решение о [дате созыва сессии должно было быть принято не менее чем за 10 дней до ее проведения, ответчик сообщил истцу о проведении сессии за день до рассмотрения и отсутствие информации по данному вопросу в газете «Ведомости Синеборского сельсовета», а также об отсутствии возможности жителей Синеборского сельсовета ознакомится с отчетом, задать вопросы главе, чем были нарушены правда жителей и принципы общественных публичных отношений. Ответчик возражает по изложенным доводам истца по следующим обстоятельствам.
Проведение 19 очередной сессии Совета депутатов было назначено за 10 дней до начала сессии (распоряжение от 06.12.2016)
Административный истец был уведомлен в устной форме заранее о проведении сессии, так как на данном заседании также рассматривался бюджет Синеборского сельсовета, Административный ответчик повторно в письменной форме уведомил истца о назначении сессии, кроме этого, истец присутствовал на заседании Совета депутатов. Информация по просьбе населения Советом депутатов размещается на информационных стендах. У административного ответчика нет возможности выкладывать данную информацию в газете «Ведомости Синеборского сельсовета», так как, отсутствует доступ к сайту администрации и указанной газете.
Административный истец указывает в исковом заявлении, что оценка деятельности главы проводилась на основе личных, внутренних убеждений ответчика, однако оценивать деятельность главы и администрации МО является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Поэтому деятельность Административного истца оценена коллегиально, по закону и справедливо.
Ссылка административного истица на право населения участвовать в процедуре дачи оценки деятельности административного истца является несостоятельной, поскольку оценивать деятельность главы сельсовета и контроль за исполнением органами местного самоуправления по решению вопросов местного" значения находится в исключительной компетенции Совета депутатов при этом ФЗ № 131-ФЭ предусматривает, ответственность главы муниципального образования перед представительным органом. Присутствие населенияj Синеборского сельсовета не могло повлиять на результаты голосования, так как результаты голосования зависят от мнения депутатов присутствующих на заседании.
Решение от 16.12.2016 № 19-104 «О ежегодном отчете главы Синеборского сельсовета» принято по вопросу, включенному в повестку дня очередной сессии Совета депутатов.
Решение от 16.12.2016 № 19-104 «О ёжегодном отчете главы Синеборского сельсовета» было принято при наличии кворума, на очередной сессии присутствовал весь избранный состав Совета депутатов.
Административный истец глава Синеборского сельсовета, действующий на основании Устава МО за себя лично и за администрацию Синеборского сельсовета в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, по изложенным в иске основаниям, пояснив, что за исполнение бюджета за 2014 и 2015 годы отчитался перед другим составом Синеборского сельского Совета депутатов, отчеты утверждены. Вопросы организации мероприятий по приему платежей за коммунальные услуги не входят в компетенцию Совета депутатов. Мероприятия по уборке тополей были проведены. Отсыпка ул.Зеленая не была произведена из-за отсутствия финансирования. Калькуляция расходов на вывоз ЖБО и реестр муниципального имущества были предоставлены. Автомобиль, сданный в аренду ЗАО «Сибирь» находится в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» и депутаты не вправе вмешиваться в данный вопрос. Ответы на все депутатские запросы даются в полном объеме. Контроль в сфере ГО и ЧС не входит в компетенцию Совета депутатов. Все обязательные к публикации нормативно-правовые акты администрация публикует, которые принимаются в соответствии с Регламентом. Недостатки в работе административной комиссии вызваны недостаточным финансированием. Неисполнение директором МУП «Синеборский водоканал» депутатского запроса не может влечь ответственность администрации. На внеочередную сессию депутатов по решению от 08.04.2016 его не приглашали. Вопросы нарушения Трудового кодекса РФ не входят в компетенцию Совета депутатов. За нарушения законодательство в сфере гос.закупок его привлекали к административной ответственности, в связи с чем, это не должно было повторно учитываться при оценке его деятельности.
О проводимой сессии, где должна была даваться оценка его деятельности, его должны были уведомить за 10 дней с перечнем вопросов, подлежащих освещению, повестки дня на голосовании, уведомили только за 1 сутки, чем нарушили его права. Ранее не оспаривал данные решения депутатов, так как, полагал, что они являются нормативными актами, на что указано в самих решениях, поэтому считал, что можно их оспорить в течение всего срока их действия.
Представитель административного истца Остапова Е.Г. исковые требования поддержала, пояснила, что при принятии оспариваемых решений, в том числе, того, в котором дана оценка главе сельсовета, ответчиком была нарушена процедура их принятия, установленная Регламентом работы Совета депутатом и Уставом муниципального образования, и именно, о том, что решение о проведении сессии Совета депутатов должно быть принято не менее чем за 10 дней до даты её проведения, заинтересованные лица, в частности, глава Синеборского сельсовета должен был быть уведомлен о дате проведения сессии не менее чем за 7 дней. Этого сделано не было. При оценке деятельности главы Совет депутатом должен был руководствоваться принципами приоритетности и целесообразности.
Представитель административного ответчика председатель Синеборского сельского совета депутатов Денега А.В., действующая на основании Устава МО, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что административный истец пропустил срок для оспаривания решений, установленный законом, при этом, данные решения ему направлялись, и он знал об их принятии. Все оспариваемые решения приняты в пределах компетенции представительного органа, определенной Уставом муниципального образования, оценка деятельности главы сельсовета и местной администрации относится к исключительной прерогативе Совета депутатов, процедура принятия данного решения нарушена не была, глава сельсовета был извещен о дате сессии как устно, так и письменно, присутствовал на ней лично, решение о неудовлетворительной оценке было принято путем <данные изъяты> голосования в установленном порядке. О проведении сессии 16.12.2016 и о других сессиях Совет депутатов информирует население через информационные стенды, так как доступа к местному печатному изданию и к сайту в сети Интернет, они не имеют, глава сельсовета Федотов препятствует этому.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Синеборским сельским Советом депутатов принимались следующие решения:
-05.11.2015 г. № 2-18 «Об утверждении плана проведения депутатской проверки законности и эффективности расходования средств бюджета Синеборского сельсовета за 2014 год и 9 месяцев 2015 года»;
-28.12.2015 г. № 4-33 «Об отчете главы Синеборского сельсовета о проделанной работы за период 2014-2015 годов»;
-01.04.2016 г. № 6-47 «Об организации мероприятий по уборке тополей на территории населенных пунктов Синеборского сельсовета»;
-01.04.2016 г. № 6-48 «Об организации мероприятия по приему платежей от населения за услуги МУП «Синеборский водоканал» в отдаленных пунктах Синеборского сельсовета»;
-01.04.2016 г. № 6-49 «О подготовке проектно- сметной документации на асфальтирование дороги по улице Зеленая, отсыпку дороги по улице Заречная в п. Синеборск»;
-01.04.2016 г. №6-53 «О неисполнении директором МУП «Синеборский водоканал» депутатского запроса и затягивания сроков предоставления требуемых документов
-04.05.2016 г. № 8-62 «О предоставлении в Совет депутатов калькуляции на транспортирование и вывоз ЖБО от населения и. Синеборск, с. Дубенск, п. Веселые Ключи»;
-04.05.2016 г. № 8-63 «О предоставлении в Совет депутатов реестра муниципального имущества»;
-04.05.2016 г. №8-65 «О бездействии главы Синеборского сельсовета в решении вопросов местного значения»;
-04.05.2016 г. № 8-66 «Рассмотрение вопроса в внесении корректировок в договор аренды автомобиля от 17.02.2016 года»;
-08.04.2016 г. №7-59 «О неявке на внеочередную сессию Синеборского сельского Совета депутатов должностного лица и неисполнение депутатского запроса».
Указанные решения оспариваются административными истцами, как не соответствующие действующему законодательству, принятые в нарушение установленного порядка их принятия, вне рамок компетенции представительного органа.
Из сопроводительных писем Синеборского сельского Совета депутатов следует, что обжалуемые решения от 01 апреля 2016 года за №,№ 6-47, 6-48, 6-49, 6-53 были направлены в администрацию Синеборского сельсовета на имя главы и поступили 07 апреля 2017 года, входящий №, часть из них была подписана главой Синеборского сельсовета (исполняющим обязанности) наряду с председателем Синеборского сельского Совета депутатов.
Решение от 08.04.2016 №7-59 поступило в администрацию сельсовета 28.04.2016, вх. №.
Решения административного ответчика от 04.05.2015 за №,№ 8-62, 8-63, 8-65, 8-66 поступили в администрацию Синеборского сельсовета на имя главы сельсовета 11 мая 2016 года, входящий №.
О принятом 05.11.2015 Решении Синеборского сельского Совета депутатов №2-18, административным истцам должно было стать известным не позднее 11.11.2015, исходя из ответа, данного главой Синеборского сельсовета Федотовым В.Ф. от 18.11.2015 № на данное решение. Об обжалуемом решении от 28.12.2015 №4-33 «Об отчете главы Синеборского сельсовета о проделанной работе за период 2014-2015 годов» административным истцам должно было стать известным не позднее 12.01.2016, что подтверждается ответом на данное решение главы Федотова В.Ф. от 15.01.2016 №.
Таким образом, о предполагаемых нарушениях своих прав административным истцам должно было быть известно с момента получения обжалуемых решений, при этом, в установленный законом 3-месячный срок, принятые ответчиком акты администрацией Синеборского сельсовета и главой сельсовета Федотовым В.Ф. обжалованы не были. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд за защитой, административными истцами в суд не представлено.
Не может также повлиять на порядок исчисления срока обращения в суд наименование оспариваемых актов решениями, которые в соответствии с п.4.5 Регламента Синеборского сельского Совета депутатов от 22.06.2015 №50-229 (в редакции, действующей в период принятия решений) отнесены к нормативно-правовым актам, поскольку принятые решения не соответствует критериям нормативного акта, рассчитаны на разовое применение к строго определенному кругу лиц, и по существу, являются индивидуальными правовыми актами. В связи с этим, доводы стороны истца о возможности обжалования спорных решений на протяжении срока их действия в качестве нормативно-правовых актов, при этом, что они не являются таковыми, административным истцам было неизвестно, подлежат отклонению, при этом, суд учитывает, что в административном иске содержатся утверждения, свидетельствующие об обратном.
Тем самым, суд приходит к выводу о пропуске административными истцами без уважительных причин срока обращения в суд для оспаривания приведенных решений.
Также из материалов дела следует, что решением Синеборского сельского совета депутатов от 16.12.2016 №19-104 «О ежегодном отчет главы Синеборского сельсовета» большинством голосов согласно протоколу № счетной комиссии деятельность главы Синеборского сельсовета Шушенского района Федотова В.Ф. за отчетный период с 01.09.2015 по 01.09.2016, в том числе, по решению вопросов, поставленных Синеборским сельским Советом депутатов, признана неудовлетворительной.
Допущены нарушения:
-п.3.1, в виде неисполнения решений Синеборского сельского Совета Депутатов, а именно:
Решение от 05.11.2015 г. № 2-18 «Об утверждении плана проведения депутатской проверки законности и эффективности расходования средств бюджета Синеборского сельсовета за 2014 год и 9 месяцев 2015 года»,
Решение от 28.12.2015 г. № 4-33 « Об отчете главы Синеборского сельсовета о проделанной работы за период 2014-2015 годов».
Решение от 01.04.2016 г. № 6-47 «Об организации мероприятий по уборке тополей на территории населенных пунктов Синеборского сельсовета» (не исполнено в срок),
Решение от 01.04.2016 г. № 6-48 «Об организации мероприятия по приему платежей от населения за услуги МУП «Синеборский водоканал» в отдаленных пунктах Синеборского сельсовета».
Решение от 01.04.2016 г. № 6-49 «О подготовке проектно- сметной документации на асфальтирование дороги по улице Зеленая, отсыпку дороги по улице Заречная в п. Синеборск».
Решение от 04.05.2016 г. № 8-62 «О предоставлении в Совет депутатов калькуляции на транспортирование и вывоз ЖБО от населения и. Синеборск, с. Дубенск, п. Веселые Ключи» (не исполнено в полном объеме),
Решение от 04.05.2016 г. № 8-63 « О предоставлении в Совет депутатов реестра муниципального имущества» (не исполнено в полном объеме).
Решение от 04.05.2016 г. № 8-66 « Рассмотрение вопроса в внесении корректировок в договор аренды автомобиля от 17.02.2016 года».
-п. 3.2. в виде не исполнения в полном объеме депутатских запросов;
-п. 3.3. в виде ненадлежащего исполнения главой Синеборского сельсовета В.Ф. Федотовым своих задач и функций, возложенных населением Синеборского сельсовета, в результате чего было допущено виновное бездействие в предупреждении развития чрезвычайной ситуации на территории Синеборского сельсовета по предотвращению подтопления жилых домов ул. Ленина п. Синеборск талыми водами, и наступившими неблагоприятными последствиями в результате халатного неисполнения главой сельсовета возложенных полномочий. (Решение от 04.05.2016 г. № 8-65),
-п. 3.4. в виде не исполнения полномочий по обнародованию решений
Синеборского сельского Совета депутатов;
-п. 3.5. в виде неудовлетворительной организации работы административной
комиссии Синеборского сельсовета, отсутствие печати, штампов, неисполнение решений Синеборского сельского Совета депутатов:
-п.3.5.1 Решение от 01.04.2016 г. № 6-53 «О неисполнении директором МУП
«Синеборский водоканал» депутатского запроса и затягивания сроков предоставления требуемых документов»,
-п.3.5.2. Решение от 08.04.2016 г. № 7-59 «О неявке на внеочередную сессию
Синеборского сельского Совета депутатов должностного лица и неисполнение депутатского запроса»,
-п. 3.6. в виде нарушения Трудового кодекса РФ (акт документальной проверки, проведенной финансовым управлением администрации Шушенского района от 01.03.2016 г.;
-п. З 7. В виде нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (привлечение к административной ответственности по ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Оценивая законность принятого решения, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1241-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кропачева Леонида Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (части 1 и 5 статьи 36).
Как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, глава муниципального образования принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа
В соответствии с п.10 ч.10 и ч.11.1 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Аналогичные полномочия представительного органа содержатся в ст.23 Устава Синеборского сельсовета.
Статьей 7 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета главы муниципального образования «Синеборский сельсовет», утвержденного Решением Синеборского сельского Совета депутатов от 01.04.2016 №6-52 установлено, что при оценке деятельности главы Синеборского сельсовета Синеборскому сельскому Совету депутатов необходимо руководствоваться:
-приоритетностью направления деятельности главы Синеборского сельсовета;
-целесообразностью принятого решения, действия (бездействия) главы Синеборского сельсовета.
Согласно п.3 ч.2, ч. 13 ст.74.1 приведенного Федерального закона, основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе: неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
По смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ особенностью ежегодного отчета, представляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.
Учитывая положения вышеназванного Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу. Глава муниципального образования представляет представительному органу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.
Таким образом, суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
В этой связи, суд не вправе также оценивать целесообразность принятого депутатами решения и соответственно давать оценку проделанной главой муниципального образований работе.
При этом, по смыслу приведенных норм действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения. Решения о неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального образования не должны носить произвольный характер, а процедура их принятия подлежит судебной проверке.
Вопреки утверждениям стороны истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, установленной Регламентом Синеборского сельского Совета депутатов, суд находит, что указанное решение было принято в соответствии с установленным порядком.
Так, согласно п.5.2 Регламента Синеборского сельского Совета депутатов, очередные сессии Совета депутатов созываются председателем Совета депутатов по мере необходимости. Решение о дате созыва сессии должно быть принято не менее, чем за 10 календарных дней до ее проведения. В день принятия председателем Совета депутатов решения о проведении сессии аппарат Совета депутатов уведомляет об этом депутатов и главу Синеборского сельсовета не позднее, чем за 7 дней до ее проведения с указанием предполагаемой повестки дня.
Разделом 4 Положения (Приложения №1 к Решению Синеборского сельского Совета депутатов от 01.04.2016 №6-52 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и рассмотрения ежегодного отчета главы муниципального образования «Синеборский сельсовет» о результатах деятельности»), установлено, что заседание Совета депутатов по отчету главы Синеборского сельсовета проводится не позднее трех месяцев, с даты его предоставления. Дата, место и время проведения заседания по отчету главы Синеборского сельсовет определяются распоряжением председателя Синеборского сельского Совета депутатов по согласованию с главой Синеборского сельсовета. Председатель Совета депутатов в течение 7 дней со дня получения отчета главы направляет полученный отчет в комиссии Совета депутатов и определяет комиссию, ответственную за организацию рассмотрения отчета главы Синеборского сельсовета. По итогам рассмотрения отчета каждая комиссия составляет заключение, которое может включать вопросы к главе сельсовета по содержанию отчета и деятельности главы за отчетный период. Ответственная комиссия обобщает поступившие от комиссий Совета депутатов вопросы и формирует перечень вопросов к главе Синеборского сельсовета, который председатель Совете депутатов направляет главе сельсовета не позднее, чем за 10 дней до проведения заседания по отчету главы.
Согласно протоколу комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан и местному самоуправлению от 01.12.2016, которая являлась ответственной комиссией по отчету главы сельсовета за отчетный период с 01.09.2015 по 01.09.2016, после ознакомления с заключениями комиссии от 15.11.2016 на отчет главы сельсовета, принято решение не формировать список вопросов к главе сельсовета, а подготовить и задать их в устной форме на сессии Совета депутатов.
06 декабря 2016 года распоряжением Председателя Синеборского сельского Совета депутатов №19 на 16 декабря 2016 года назначена девятнадцатая очередная сессия Синеборского сельского Совета депутатов в здании администрации Синеборского сельсовета, с проектом повестка дня, включающей в себя, в том числе, заслушивание и изучение отчета главы о результатах деятельности с 01.09.2015 по 01.09.2016, оценка результатов его деятельности путем <данные изъяты> голосования и подсчета голосов счетной комиссией.
Таким образом, решение о назначении сессии принято административным ответчиком в срок, установленный п.5.2 Регламента Синеборского сельского Совета депутатов.
Отсутствие опубликования указанного решения в газете «Ведомости Синеборского сельсовета» обусловлено согласно пояснениям представителя административного ответчика Денега А.В. отсутствием доступа к ней, что подтверждается показаниями свидетелей св.4, св.1, св.2, св.3, показавших в судебном заседании, что о сессиях Совета депутатов им становится известно из информационных стендах, установленных в поселке. Местную газету в поселке не распространяют, они её давно уже не видели. Кроме того, свидетель св.4 также являющийся депутатом Синеборского сельского Совета депутатов пояснил, что административный истец препятствует опубликованию решений Совета депутатов в местной газете. Пояснения административного истца Федотова В.Ф. о том, что в местной газете публикуются все направляемые Советом депутатов решения, а также показания свидетеля св.5 в судебном заседании о том, что администрация сельсовета печатает и передает ей газету для распространения в сельском клубе, который посещают и читают газету около 200 человек в д.Веселые Ключи, не свидетельствуют в категоричной форме об обратном. Кроме того, в материалы дела стороной ответчика представлены обращения в прокуратуру Шушенского района в 2016 году по факту неопубликования главой сельсовета правовых актов, принятых представительным органом, и ответ прокурора района на данное обращение, из которого не следует, что данные обстоятельства не соответствуют действительности.
Стороной истца не отрицалось, что о дате, времени проведении 19-ой сессии Синеборского сельского Совета депутатов по принятию решения об отчете главы муниципального образования его уведомили в письменной форме за 1 сутки до сессии, при этом, представитель административного ответчика ссылалась также, что глава Синеборского сельсовета был уведомлен еще ранее в устной форме. Суд, оценивая своевременность извещения главы сельсовета о проводимой сессии депутатов применительно к соблюдению его прав, установленных федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами, принимает во внимание, что одним из вопросов повестки дня заседания депутатов являлся вопрос об утверждении бюджета, проект которого в соответствии со ст.14 Устава Синеборского сельсовета представляется главой сельсовета, в связи с чем, относится критически к пояснениям административного истца, что ему стало известно о проводимой сессии только за 1 сутки перед её началом. Кроме того, ответственной комиссией по подготовке заседания депутатов по отчету главы сельсовета каких-либо вопросов, требующих предварительной подготовки данного должностного лица, перед последним поставлено не было. Сам административный истец, как следует из протокола 19-ой очередной сессии Синеборского сельского Совета депутатов не ссылался на отсутствие у него достаточного времени для подготовки к отчету ввиду позднего извещения о дате и времени сессии, замечания по этому поводу не высказывал, и после ответов на вопросы депутатов, удалился с разрешения последних с заседания Совета депутатов, до проведения голосования по отчету главы. Таким образом, допущенные административным ответчиком формальные нарушения направления главе сельсовета уведомления в надлежащей форме о дате, времени и месте проведения очередной сессии, не являются существенными, способными повлиять на законность оспариваемого решения, и в совокупности с установленными обстоятельствами не повлекли нарушения прав административного истца Федотова В.Ф.
Показаниями свидетеля св.4 в судебном заседании, представленными административным ответчиком копиями протокола девятнадцатой сессии Синеборского сельсовета от 16,12.2016, протокола заседания счетной комиссии №2, решения №19-103 «Об утверждении протокола №3 счетной комиссии, о <данные изъяты> голосовании по оценке деятельности главы «Синеборского сельсовета» Шушенского района, протокола заседания счетной комиссии №3, бюллетеней для <данные изъяты> голосования о результатах деятельности главы МО «Синеборский сельсовет», подтверждается соблюдение установленной процедуры принятия административным ответчиком решения о неудовлетворительной оценке деятельности главы Синеборского сельсовета за период с 01.09.2015 по 01.09.2016.
Так, в соответствии с повесткой дня, после заслушивания и изучения отчета главы сельсовета Федотова В.Ф. была избрана счетная комиссия по оценке деятельности главы МО «Синеборский сельсовет» вместе с председателем и секретарем, утвержден список депутатов для <данные изъяты> голосования по оценке деятельности главы муниципального образования, проведено <данные изъяты> голосование и подсчет голосов, по итогам которого, установлено, что за неудовлетворительную оценку проголосовало 6 депутатов, за удовлетворительную - 2, после чего, протокол подсчета голосов был утвержден Решением Совета депутатов №19-103, при этом, собрание депутатов являлось правомочным в соответствии со ст.19 Устава МО «Синеборский сельсовет», кворум имелся (8 депутатов из 10).
Таким образом, поскольку при рассмотрении административного дела судом не было установлено существенных нарушений порядка принятии решения об оценке деятельности главы Синеборского сельсовета, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом МО «Синеборский сельсовет» и другими муниципальными правовыми актами, гарантии и процедура были соблюдены, оспариваемый акт принят уполномоченным органом, учитывая, что суд не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию представительных органов местного самоуправления по оценке эффективности деятельности главы муниципального образования, суд находит обжалуемое решение законным и обоснованным, а заявленные требования, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации Синеборского сельсовета Шушенского района Красноярского края, главы Синеборского сельсовета Федотов В.Ф. к Синеборскому сельскому совету депутатов Шушенского района Красноярского края о признании недействительными решений Синеборского сельского совета депутатов Красноярского края от 05.11.2015 №2-18, от 28.12.2015 №4-33, от 01.04.2016 №6-47, от 01.04.2016 №6-48, от 01.04.2016 №6-49, от 01.04.2016 №6-53, от 08.04.2016 №7-59, от 04.05.2016 №8-62, от 04.05.2016 №8-63, от 04.05.2016 №8-65, от 04.05.2016 №8-66, от 16.12.2016 №19-104 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий С.С. Кононов
Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2017 года.
Решение на 13.06.2017 не вступило в законную силу.