ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2810/2021 от 05.07.2022 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2а-566/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» июля 2022 г. г. Новосибирск

Советский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,

при секретаре Смородиновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Новосибирска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новосибирска обратился в суд с административным иском к мэрии г. Новосибирска в котором, после уточнения исковых требований просил:

признать незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска по непроведению лесоустройства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами по неопределению функциональной и территориальной зон лесных участков с кадастровыми номерами соответствующих целевому назначению городских лесов.

Обязать мэрию г. Новосибирска провести лесоустройство в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , включить их в состав городских лесов, расположенных на территории г. Новосибирска.

Обязать мэрию г. Новосибирска включить земельный участок с кадастровым номером в границы Новосибирского Академического лесничества.

Обязать мэрии г. Новосибирска установить для земельных участков с кадастровыми номерами: , занятых городскими лесами территориальную и функциональную зону, соответствующую целевому назначению городских лесов.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения мэрией города Новосибирска законов в сфере лесопользования в связи с отсутствием земельных участков в материалах лесоустройства.

На территории города Новосибирска городские леса представлены двумя лесничествами. В состав Новосибирского Академического лесничества включены лесные участки, находящиеся в федеральной собственности и переданные в безвозмездное пользование ФГБУ «СО РАН», остальные лесные участки включены в состав Новосибирского городского лесничества.

Границы Новосибирского академического лесничества утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2019 г. . Границы Новосибирского городского лесничества – приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.02.2022 г. .

Мэрия г. Новосибирска провела лесоустройство и постановлением от 24.05.2021 г. утвердила материалы лесоустройства. Новые границы Новосибирского городского лесничества до настоящего времени не утверждались.

Земельные участки с кадастровыми номерами переданы из федеральной собственности в муниципальную распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 08.09.2020 -р. право собственности зарегистрировано за мэрией г. Новосибирска.

В соответствии с информацией ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» от 14.07.2021 г. ранее земельные участки входили в состав городских лесов (Новосибирского академического лесничества), в настоящее время в границы лесничеств не включены, лесоустройство в отношении названных земельных участков не проводилось. Заключением специалиста от 15.07.2021 г. подтверждается, что расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами древесные насаждения выполняют средообразующие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, присущие лесам, отвечают понятию о лесе как об экологической системе.

Поскольку земельные участки отвечают признакам леса и ранее входили в состав городских лесов, для сохранения статуса леса и включения в состав лесничества требуется проведение лесоустройства.

Кроме того, в состав Новосибирского академического лесничества частично включены участки с кадастровыми номерами: , которые переданы из федеральной собственности в муниципальную и ранее полностью (частично) входили в состав городских лесов. По заключению специалиста от 15.07.2021 г. на части земельного участка произрастают лесные населения, земельный участок с кадастровым номером представляют собой часть лесного массива, входящего в состав Новосибирского академического лесничества.

Участок с кадастровым номером расположен в функциональной жилой зоне. Территориальной зоне Ж-1.1 подзона застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности), участок с кадастровым номером расположен в функциональной научно-производственной зоне, территориальной научно-производственной зоне П-3.

Городские леса относятся к защитным лесам. Территориальное и функциональное зонирование земельных участков, занятых городскими лесами, должно соответствовать функциональному назначению городских лесов.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Земельные участки, занятые городскими лесами, не могут находится в нескольких территориальных и функциональных зонах.

Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами входят в состав Новосибирского академического лесничества, на них расположены леса, положения ГрК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ обязывают включить таковые в состав рекреационных зон. Правилами землепользования и застройки города Новосибирска для земельных участков с кадастровыми номерами , определены функциональная и территориальная зоны, не соответствующие целевому назначению городских лесов.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ФГБУ «СО РАН», участок отвечает признакам леса, однако в границы Новосибирского академического лесничества включен не был. СО РАН как правообладатель лесного участка выполнило лесоустройство и 19.01.2022 г. направило в мэрию г. Новосибирска письмо о включении указанного участка в границы Новосибирского академического лесничества. До настоящего времени мэрия такого решения не приняла.

Бездействие мэрии города Новосибирска нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу осуществления строительства в лесу объектов капитального строительства.

Представитель административного истца Прокурора г. Новосибирска – помощник прокурора Тимониной Д.С., действующей на основании доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержала, просила удовлетворить. На уточняющие вопросы пояснила, что земельные участки с кадастровыми номерами больше года находятся в собственности мэрии, однако ответчик работы по лесоустройству данных участков не организовал, что свидетельствует о его бездействии. Действующее функциональное и территориальное зонирование в отношении земельных участков с кадастровыми номерами допускает возможность капитального строительства на указанных участках, что не допустимо для городских лесов. Считает, что для данных участков подходит зона Р-1. Полагает, что вопросы изменения зонирования уполномоченная решать мэрия г. Новосибирска. Заявила ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, которое было оставлено без удовлетворения, как необоснованное.

Представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска, заинтересованного лица Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска – Долгов А.М., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым требования о бездействии мэрии г. Новосибирска являются необоснованными, т.к. земельные участки с кадастровыми номерами были переданы в муниципальную собственность только в конце 2020 года - начале 2021 года, то есть не могли войти в предмет контракта на проведение лесоустроительных работ. С учетом положений Федерального закона №44-ФЗ и Лесоустроительной инструкции на проведение лесоустроительных работ требуется не менее 2 лет. Земельные участки с кадастровыми номерами входят в состав Новосибирского Академического лесничества, границы которого были установлены приказом Рослесхоза от 23.04.2013 . До настоящего времени границы Новосибирского академического лесничества не менялись, земельные участки, покрытые лесом, из него не исключались. Требования о возложении на ответчика обязанности включить спорные участки в материалы лесоустроительных работ не соответствуют закону. Мэрия г. Новосибирска самостоятельно не выполняет работы по лесоустройству, такие работы выполняют третьи лица на основании соответствующего договора. Признать участки городскими лесами в независимости от результатов лесоустроительных работ не представляется возможным. В настоящее время на землях Советского и Первомайского районах г. Новосибирска, находящихся в муниципальной собственности, МАУ г. Новосибирска «Горзеленхоз» за счет средств бюджета г. Новосибирска на 2022 год заказаны работы по проведению лесоустройства. Исполнителем работ, согласно договору от 22.04.2022 является ООО НПО «Экологическая безопасность». Лесоустройство будет проводиться на землях общей площадью 468 га, включая участки, переданные в муниципальную собственность, на которых лесоустроительные работы ранее не проводились. По результатам лесоустройства запланировано создание Академического участкового лесничества, входящего в состав Новосибирского городского лесничества. Договор предусматривает проведение первых двух этапов лесоустроительных работ, подготовительные работы и полевые работы, в ходе которых будут начаты работы в том числе по таксации. Таким образом, по заявленному требованию о проведении лесоустройства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами предмет спора утрачен. 25.05.2022 г. от заместителя председателя СО РАН поступило обращение об изменении текущих границ Новосибирского академического лесничеств, в том числе путем включения в его состав земельного участка с кадастровым номером . Мэрией г. Новосибирска было принято решение включить его в состав городских лесов. В связи с чем предмет спора в настоящее время утрачен. Действующее законодательство не устанавливает обязательные сроки в течение которых орган местного самоуправления или иное лицо обязано провести лесоустроительные работы на земельных участках, не входящих в состав лесничеств. Такие сроки определены только для участков, входящих в состав лесничеств. Требование об обязании установить для земельных участков территориальную и функциональную зону соответствующую целевому назначению городских лесов, без указания конкретной зоны, является неопределенным и неисполнимым (л.д. 97, 98, 152, 153, 208-210)

Представитель заинтересованного лица СО РАН – Андреева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала позицию ответчика.

Представители заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска – Даниленко К.Ю., Надеин А.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, поддержали доводы письменных возражений, согласно которым довод истца о том, что действующим генеральным планом г. Новосибирска, Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска для земельных участков с кадастровыми номерами установлены функциональная и территориальная зона несоответствующие назначению городских лесов является несостоятельным. Земельный участок с кадастровым номером был расположен в функциональной жилой зоне, в территориальной зоне Ж-1.1. категория земель спорного участка - «земли населенных пунктов», «разрешенное использование» - «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)». Земли используются исходя из их целевого назначения. Паровой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. При подготовке Генерального плана города Новосибирска границы функциональных зон были определены исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, учета совокупности интересов граждан их объединений, муниципального образования г. Новосибирска. Функциональное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым номером с учетом существующего использования территории (прохождения трасс инженерных коммуникаций, дорог, проездов к бассейну м МАОУ «Горностай», проездами и дорожками в границах жилых микрорайонов.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в научно-производственной функциональной зоне и в территориальной зоне П-3. Функциональное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым номером определено с учетом существующей улично-дорожной сети ул. Тимакова и планируемых коридоров улично-дорожной сети, которые включают в том числе полосы зеленых насаждений и с учетом перспективы развития научной зоны в рамках развития Новосибирского научного центра (Академгородок 2.0).

Требование о признании бездействия мэрии по неопределению функциональной и территориальной зон на спорных земельных участках не подлежат удовлетворению, поскольку функциональные и территориальные зоны в настоящее время определены решением Совета депутатов г. Новосибирска от 30.06.2021 г. (л.д. 168-171).

Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества по Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МАУ г. Новосибирска «Горзеленхоз» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.

Суд, изучив доводы иска и возражений, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на запрос Прокурора г. Новосибирска Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» 14.07.2021 г. сообщил, что в результате графического совмещения материалов лесоустройства 2010 г. и сведений ЕГРН выявлено частичное или полное пересечение границ лесного фонда (городских лесов) и земельных участков в том числе с кадастровыми номерами: (л.д. 7-14).

Из ответа Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска от 21.06.2021 г. на запрос прокурора г. Новосибирска, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами в состав городских лесов не входят. Земельные участки с кадастровыми номерами входят в состав городских лесов частично (л.д. 36).

Согласно заключению (справке) о возможности отнесения ряда земельных участков к территории городских лесов, составленного 15.07.2021 г. начальником отдела лесных отношений управления по благоустройству общественных пространств мэрии г. Новосибирска Хромовым А.А., земельный участок с кадастровым номером представляет собой зеленые насаждения, расположенные на придорожных, внутриквартальных, дворовых территориях. Площадь покрытия растительностью, их оторванность от лесного массива, породный состав, размещение на участке объектов капитального строительства не позволяют включить указанный земельный участок в состав лесничества. Включение в состав лесничества указанного участка в полном объеме либо частично нецелесообразно. Для защиты и ухода за зелеными насаждениями целесообразно выделить покрытые растительностью земельные участки и изменить функциональное зонирование территории на зону рекреации (Р-2).

Земельные участки с кадастровыми номерами представляют собой части лесного массива, входящего в состав Новосибирского академического лесничества. Включение их в состав лесничества в полном объеме целесообразно (л.д. 15).

22.07.2021 г. Прокурор г. Новосибирска вынес в адрес мэра г. Новосибирска представление об устранении нарушений лесного законодательства, указанных в административном иске и принятии в течение месяца конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона (л.д. 16-18).

Мэрией города Новосибирска на представление был дан ответ от 23.08.2021, в соответствии с которым контракт на проведение лесоустроительных работ на территории Новосибирского городского лесничества был заключен в феврале 2020 г., условиями данного контракта определены конкретные участки обследования. На момент заключения контракта земельные участки, указанные в представлении, находились в собственности Российской Федерации и были переданы в муниципальную собственность в конце 2020 г. – начале 2021 г. в связи с чем, не были включены в техническое задание к контракту. При подготовке генерального плана города Новосибирска границы функциональных зон были определены исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории. Функциональное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым номером определено с учетом существующего использования территории (прохождения трасс инженерных коммуникаций, дорог и проездов, в том числе автомобильных подъездов к муниципальному плавательному бассейну по ул. Полевая, 5 и МАОУ «Горностай» образовательный центр по ул. Вяземская, 4, проездами и дорожками в границах жилых микрорайонов), в отношении земельного участка с кадастровым номером с учетом существующей улично-дорожной сети, которые включают в том числе полосы зеленых насаждений и с учетом перспективы развития научной зоны в рамках развития Новосибирского научного центра.

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «земельные участки (территории общего пользования», которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии с функциональной зоной генерального плана, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска земельный участок с кадастровым номером входящий в состав зоны опережающего развития, сформированной в рамках исследовательской работы «Наукополис» Новосирийской агломерации, отнесен к территориальной зоне научно-производственной (П-3), градостроительный регламент которой также содержит вид «отдых (рекреация) (5.0)», земельные участки (территории) общего пользования (12.0)».

В соответствии с функциональной зоной генерального плана, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной подзоне застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж – 1.1.). Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации и предоставлен ФГБУ «СО РАН» на праве постоянного бессрочного пользования.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности будут включены в техническое задание при проведении лесоустроительных работ, а также будут осуществлены мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером л.д. 19-21).

Согласно письму Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 23.06.2021 г. земельные участки принадлежат к следующей функциональной зоне/территориальной зоне (л.д. 22-31):

Участок

Функциональная зона

Территориальная зона

Научно-производственная. Зона транспортной инфраструктуры (подгона улично-дорожной сети)

Подгона делового, общественного и коммерческого назначения с объектами различной плотности жилой застройки (ОД-1.1). Зона улично-дорожной сети (Ит-3). Зона озеленения (Р-2).

Зона рекреационного назначения

Зона озеленения (Р-2)

Зона рекреационного назначения

Зона озеленения (Р-2)

Зона рекреационного назначения

Зона улично-дорожной сети (ИТ-3)

Жилая зона

Подзона застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1)

Зона рекреационного назначения

Зона природная (Р-1)

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.05.2022 г. территориальная зона земельного участка с кадастровым номером изменена на «зона озеленения ( Р-2)» (л.д. 257-258).

08.09.2020 г. ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области издало распоряжение -р о безвозмездной передачи в муниципальную собственность города Новосибирска земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в перечень данных участков вошли земельные участки с кадастровыми номерами , (л.д. 47-51).

23.03.2021 г. ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области издало распоряжение -р о безвозмездной передачи в муниципальную собственность города Новосибирска земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в перечень данных участков вошел участок с кадастровым номером 54:35:091295:924 (л.д. 42-46).

24.05.2021 г. мэрией г. Новосибирска вынесено Постановление об утверждении материалов лесоустройства Новосибирского городского лесничества (л.д. 38-40).

В соответствии с ответом ФГБУ «СО РАН» от 11.02.2022 г. на земельном участке с кадастровым номером проведены лесоустроительные работы в соответствии с контрактом от 22.06.2020 г. и в мэрию г. Новосибирска направлено письмо от 19.01.2022 г. «Об утверждении границ лесничества» с включением земельного участка с кадастровым номером в границы Новосибирского академического лесничества. СО РАН не планирует передачу лесных участков Академического лесничества в муниципальную собственность.

Согласно выпискам из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, право постоянного бессрочного пользования было зарегистрировано за ФГБУ «СО РАН». Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности города Новосибирска, право собственности зарегистрировано 04.06.2021 г. Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности города Новосибирска, право собственности зарегистрировано 26.11.2020 г. Земельный участок с кадастровым номером 54:35:091040:22 находится в собственности города Новосибирска, право собственности зарегистрировано 26.11.2020 г. Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности города Новосибирска, право собственности зарегистрировано 26.11.2020 г. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером за городом Новосибирском не зарегистрировано (л.д. 94-96, 106 -131)

В ходе рассмотрения дела 11.02.2022 г. СО РАН направил ответ в адрес заместителя прокурора г. Новосибирска, в котором пояснило, что на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании СО РАН, проведены лесоустроительные работы в соответствии с контрактом от 22.06.2020 и в мэрию г. Новосибирска направлено письмо от 19.01.2022 «об утверждении границ лесничества» с включением земельного участка в границы Новосибирского академического лесничества (л.д. 149).

02.06.2022 г. мэрией г. Новосибирска было издано постановление Об изменении границ Новосибирского Академического лесничества, в соответствии с которым в Состав Новосибирского академического лесничества включен земельный участок с кадастровым номером: (л.д. 244-256).

16.02.2022 г. Департаментом культуры, спорта и молодежной политики -од издан приказ о проведении лесоустроительных работ на покрытых лесной растительностью зеленых участках, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, расположенных на территории Советского района города Новосибирска с целью формирования участкового лесничества «Академическое» (л.д. 167).

22.04.2022 г. между заказчиком МАУ г. Новосибирска «Горзеленхоз» и подрядчиком ООО НПО «Экологическая безопасность» был заключен договор на выполнение лесоустроительных работ (подготовительных и полевых работ) на территории городских лесов города Новосибирска со сроком действия договора до 31.122022 г (л.д. 212-218)

В судебном заседании 16.02.202 г. был допрошен свидетель Храмов А.А., который является начальником отдела лесных отношений управления по благоустройству общественных пространств мэрии г. Новосибирска и специалистом, составившим заключение (справку) о возможности отнесения ряда земельных участков к территории городских лесов от 15.07.2021 г. Свидетель пояснил, что им был совершен выезд на место расположения спорных участков, чтобы оценить соответствует ли понятию о лесе, растительность, расположенная на участках. Земельный участок с кадастровым номером , находится за Медсанчастью , включает асфальтную дорогу, лесные насаждения, спортивные объекты. В связи с чем, целесообразно земельный участок разделить - выделить участок с лесными насаждениями, после чего решать вопрос о включении в состав городских лесов. Земельные участки с кадастровыми номерами состоят из леса, являются частью лесного массива, их целесообразно включить состав городских лесов. Процедура лесоустроительных работ, изменения границ лесничеств не отработана, появилась в полномочиях собственника только с 2022 г. Результаты лесоустройства являются основанием для принятия собственником решения о включении или невключении земельного участка в состав лесов (л.д. 180, 181).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 5 Лесного Кодекса РФ (далее ЛК РФ), использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса (ч.1).

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч.2).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4).

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (ч.5).

Согласно ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. К защитным лесам относятся городские леса.

В силу ст. 67 ЛК РФ, лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности. Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Статья 68 ЛК РФ, предусматривает, что лесоустройство включает в себя следующие мероприятия:

1) проектирование лесничеств;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов;

4) таксация лесов;

5) проектирование мероприятий по сохранению лесов (ч.1).

Мероприятия по лесоустройству, указанные в части 1 настоящей статьи, могут проводиться комплексно, в различных сочетаниях или отдельно в отношении лесничества, участкового лесничества и (или) лесного участка (ч.2).

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа

Согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В силу ст. 84 ЛК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

3) установление ставок платы за единицу объема древесины;

3.1) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов;

4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;

6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;

7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;

8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.

Часть 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Частью. 9 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Согласно ч. 1 ч. 2 ст. 120 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель. Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом.

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 122 ЛК РФ)

На основании совокупности собранных и исследованных доказательств судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами поступили в муниципальную собственность в сентябре 2020 г. Данные участки отвечают понятию о лесе, представляют собой части лесного массива, входящего в состав Новосибирского академического лесничества. В целях применения к данным зелененым участкам положения закона об охране окружающей среды, в том числе о защите и воспроизводстве необходимо проведения в отношении указанных участков лесоустроительных работ. При этом полномочиями по организации лесоустроительных работ наделен орган местного самоуправления. Проведение лесоустроительных работ позволит уполномоченному органу принять решение об отнесении (или нецелесообразности отнесения) участка к городским лесам. Между тем, на протяжении более 1,5 лет с момента поступления в собственность земельных участков, лесоустройство в отношении указанных участков не проводилось. Что свидетельствует о незаконном бездействии мэрии г. Новосибирска. Несмотря на то, что сроки проведения лесоустройства в данном случае законом прямо не предусмотрены, исходя из фактических обстоятельств дела, важности своевременности принятия мер по охране лесов, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место бездействие. Ответчик доказательств невозможности в течение 1, 5 лет приступить к лесоустройству в отношении указанных участков не представил, наличие таких препятствий в ходе рассмотрения дела не установлено. Заключение 22.04.2022 г. между заказчиком МАУ г. Новосибирска «Горзеленхоз» и подрядчиком ООО НПО «Экологическая безопасность» договора на выполнение лесоустроительных работ не свидетельствует об исполнении ответчиком своих обязанностей, т.к. из содержание договора следует, что он заключен лишь в отношении части лесоустроительных работ (подготовительных и полевых работ).

Таким образом, требование Прокурора о признании незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска по непроведению лесоустройства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и обязании мэрию г. Новосибирска провести лесоустройство в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , подлежит удовлетворению

В силу положений статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера, объема работ по устранению выявленных нарушений и сроков их выполнения, социальной значимости нарушений в области охраны окружающей среды, суд полагает разумным и целесообразным установление ответчику срока для устранения выявленных нарушений - в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Между тем, оснований для включения участков с кадастровыми номерами в состав городских лесов не имеется.

В силу ст. 7, 67, 92 ЛК РФ земельный участок можно отнести к городским лесам только после проведения лесоустройства. При этом полномочиями по отнесению участка к городским лесам наделен орган местного самоуправления.

Суд при вынесении решения не вправе подменять органы муниципальной власти и разрешать вопрос о принятии конкретного решения по вопросу, не относящемуся к его компетенции.

Истец заявил требование об обязании мэрию г. Новосибирска включить земельный участок с кадастровым номером в ходе рассмотрения дела после получения от СО РАН ответа о том, что 19.01.2022 в адрес мэрии г. Новосибирска было направлено обращение СО РАН «Об утверждении границ лесничества» с включением земельного участка в границы Новосибирского академического лесничества.

В результате рассмотрения обращений СО РАН, 02.06.2022 г. мэрией г. Новосибирска было издано постановление «Об изменении границ Новосибирского Академического лесничества», в соответствии с которым в Состав Новосибирского академического лесничества включен земельный участок с кадастровым номером:

Мэрия г. Новосибирска данное постановление издало в рамках полномочий органа местного самоуправления, в установленный сроки, при поступлении на рассмотрение необходимых документов, не допустив бездействия.

В связи с чем, уточнять исковые требования, в данной части не было оснований. Действующее законодательство не предусматривает возможность понуждать орган местного самоуправления исполнять его полномочия и принимать соответствующие решение, при своевременной и надлежащей реализацией полномочий самим органом.

Таким образом, в данной части требования не подлежат удовлетворению.

Относительно требований о признании незаконным бездействия мэрии г. Новосибирска по неопределению функциональной и территориальной зон лесных участков с кадастровыми номерами соответствующих целевому назначению городских лесов, обязании мэрию г. Новосибирска установить для земельных участков с кадастровыми номерами: занятых городскими лесами территориальную и функциональную зону, соответствующую целевому назначению городских лесов, суд приходит к следующим выводам.

Генеральный план г. Новосибирска был утвержден решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 .

Данным решением Совета депутатов утверждены:

- Положение о территориальном планировании города Новосибирска,

- Карта функциональных зон города Новосибирска (приложение 3 - не приводится).

Также решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 были утверждены «Правила землепользования и застройки города Новосибирска».

Решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 , и от 24.06.2009 N 1288 с учетом внесенных изменений, никем не оспорены, являются действующими.

Территориальные и функциональные зоны спорных земельных участков были установлены исходя из целевого назначения земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, а также исходя из совокупности социальных, экономических факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, существующего использования территории.

Мэрия г. Новосибирска не уполномочена изменять территориальные и функциональные зоны земельных участков, установленные решением Совета депутатов. В данном случае мэрия г. Новосибирска является ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратура г. Новосибирска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска по непроведению лесоустройства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

Обязать мэрию г. Новосибирска провести лесоустройство в отношении земельных участков с кадастровыми номерами в срок 2 года с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Яроцкая Н.С.

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2022