ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2813/18 от 07.08.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2813/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 07 августа 2018 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Государственной жилищной инспекции Омской области о признании незаконным в части требования инспектора ФИО1,

установил:

Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в лице представителя по доверенности ФИО2, обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование требований указав, что 21.06.2018 в адрес Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд, региональный оператор) поступило требование (уведомление) № б/н инспектора Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - ГЖИ) ФИО1 (далее - инспектор) к Фонду о предоставлении инспектору к 22.06.2018 различных документов, связанных с проведением капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее - МКД), и об обеспечении доступа в места общего пользования и на кровлю МКД.

Требование в части предоставления ГЖИ необходимых документов было исполнено Фондом в полном объеме, что подтверждается отправленным в адрес ГЖИ письмом от 22.06.2018 исх. № 09/3567, с приложенными документами.

При этом требование (уведомление) в части возложения обязанности по обеспечению инспектору доступа в места общего пользования МКД Фонд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Функции регионального оператора определены ст. 180 ЖК РФ, ст. 18 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области», разделом 2 Устава Фонда. Данные функции не содержат полномочий по проведению комиссионных обследований многоквартирных домов, капитальный ремонт конструктивного элемента которых был осуществлен и принят всеми необходимыми лицами, установленными ЖК РФ, предоставлению общего доступа к общему имуществу МКД, а также по содержанию, эксплуатации либо оценке технического состояния таких многоквартирных домов. 08.08.2017 приемочной комиссией в составе представителей Фонда, представителя подрядной организации ООО «Монтаж-СтройСервис», уполномоченного представителя собственников помещений в МКД, приняты работы по капитальному ремонту, составлен акт о готовности законченного капитального ремонта крыши МКД. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.07.2003 № 170, определяется порядок организации технического обслуживания жилищного фонда, проведения сезонных осмотров многоквартирных домов, при которых выявляется техническое состояние общего имущества. Контроль за содержанием общего имущества в соответствии с Правилами содержания осуществляется на двух уровнях: государственный контроль осуществляется органами государственного жилищного надзора - Государственной жилищной инспекцией Омской области; контроль собственников помещений в многоквартирном доме, который осуществляется путем реализации права на получение информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, на проверку объемов, качества и периодичности оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы), требования устранения выявленных дефектов. В период отсутствия на МКД работ по капитальному ремонту в рамках осуществления региональной программы в соответствии с ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с протоколом № 1 решения общего собрания собственников помещений в МКД от 10.08.2016 о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД согласие на доступ к общему имуществу в МКД региональному оператору собственниками помещений в МКД дано только на время проведения капитального ремонта конструктивного элемента в МКД, т.е. с 10.08.2016 по 08.08.2017.

Таким образом, после завершения работ по капитальному ремонту крыши МКД, доступ к этому конструктивному элементу Фонд не имеет и соответственно предоставить его инспектору в рамках правового поля не может. Кроме того, у Фонда отсутствует физическая возможность предоставить инспектору доступ в места общего пользования МКД из-за отсутствия у регионального оператора технических средств для исполнения такого требования, а именно ключей от домофона подъездов МКД, ключей от дверей чердачного перекрытия и т.д. Собственники помещений в МКД не делегировали Фонд полномочиями обеспечения должностным лицам ГЖИ доступа в места общего пользования МКД в период отсутствия на МКД работ по капитальному ремонту. Инспектор не принял необходимые меры по установлению и обеспечению присутствия на выездной проверке лиц, уполномоченных предоставлять в период отсутствия на МКД работ по капитальному ремонту доступ в места общего пользования МКД, что в свою очередь не предоставило возможность инспектору осуществлять какие-либо действия непосредственно в местах общего пользования МКД в рамках осуществления выездной проверки на МКД. Исходя из вышеизложенного, считает, что требование инспектора в части возложения на Фонд обязанности по обеспечению инспектору доступа в места общего пользования МКД нарушает права, свободы и законные интересы регионального оператора, установленные ст. ст. 1, 180 ЖК РФ, ст. 18 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568, ст. 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, считает, что исполнение Фондом незаконного требования должностного лица, выраженного в требовании к Фонду обеспечить инспектору доступ в места общего пользования и на кровлю МКД, повлекло бы превышение полномочий Фонда в лице работников структурных подразделений. Требование инспектора к Фонду о предоставлении доступа к общему имуществу МКД прямо противоречит задачам государственного жилищного надзора - предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Использование Фондом общего имущества МКД в период отсутствия на МКД работ по капитальному ремонту в рамках исполнения региональной программы в рамках правового поля недопустимо. Кроме того, в рассматриваемом требовании инспектора ФИО1 в части требования обеспечения доступа «в места общего пользования и на кровлю МКД» алогично разграничение понятий мест общего пользования и кровли МКД, в связи с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ кровля МКД является местом общего пользования МКД.

Ссылаясь на положения ст. ст. 1, 39, 161, 180 ЖК РФ, ст. 18 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568, ч. 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном и жилищном надзоре», п. 16 Правил содержания, Правил и норм технической эксплуатации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ, просит признать ненормативный правовой акт - требование инспектора к Фонду от 21.06.2018 № б/н в части обязания регионального оператора обеспечить инспектору доступ в места общего пользования МКД недействительным; признать решения и действия должностного лица инспектора ГЖИ Омской области в части предъявления к Фонду требования от 21.06.2018 № б/н в части обязания регионального оператора обеспечить инспектору доступ в места общего пользования МКД незаконными (л.д. 3-8).

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д. 82), заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д. 44-44 оборот), в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 40-42), указав, что требование Госжилинспекции Омской области в части предоставления доступа в места общего пользования является законным и обоснованным, поскольку Фонду не вменяется использование общего имущества МКД, а только обеспечение доступа инспектору для установления достоверности фактов, изложенных в заявлении собственника. Иного, из направленного в адрес Фонда требования, не следует. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, Фонд обязан контролировать качество выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Таким образом, считает, что действия и решения главного специалиста сектора за формированием капитального ремонта Госжилинспекции Омской области ФИО1 являются законными и обоснованными. В связи с изложенным, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Инспектор ГЖИ Омской области ФИО1, подтвердила обстоятельства, указанные в акте обследования технического состояния. Также пояснила, что поскольку на момент направления требования административному истцу у нее отсутствовали сведения об окончании работ по капитальному ремонту МКД, на фонд также была возложена обязанность по обеспечению доступа в места общего пользования. Полагает, что требование в данной части не нарушает права административного истца и соответствует требованиям законодательства.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 178 ЖК РФ установлено, что региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда; создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из материалов дела следует, что в августе 2016 года по результатам рассмотрения предложения Регионального оператора собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> было принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, что подтверждается протоколом общего собрания № 1 от 10.08.2016 (л.д. 12-13 оборот).

На основании акта передачи многоквартирного дома по <адрес> для производства работ по капитальному ремонту крыши от 13.12.2016 в соответствии с договором строительного подряда № 2016 229/к от 08.11.2016 Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (заказчик) исполнителю ООО "М" был передан многоквартирный дом по <адрес> для производства работ по капитальному ремонту крыши (л.д. 62).

08.08.2017 года приёмочной комиссией в составе председателя – зам.начальника ОТН РФКР МКД Р., ведущего инженера ОТН РФКР МКД Т., представителя подрядной организации – директора ООО "М" был составлен акт о готовности законченного капитального ремонта крыши многоквартирного жилого здания по адресу: <адрес>, согласно которому, комиссией приято решение считать завершенным законченный капитальный ремонт крыши указанного многоквартирного дома (л.д. 14-15).

В силу п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.

Согласно п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Перечень обстоятельств, являющихся предметом проверок, закреплен п. 11 Положения.

В силу ч. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно материалам дела, 15.06.2018 в Государственную жилищную инспекцию Омской области поступило обращение от собственника квартиры дома по <адрес>Е. о том, что в результате некачественно проведенных подрядчиком работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, её имуществу был причинен значительный ущерб в результате затопления принадлежащего ей жилого помещения (л.д. 51).

Актом, составленным 17.01.2017 комиссией в составе: мастера участка ООО "П" - Г., собственника квартиры жилого дома по <адрес> - Е., собственником нежилого помещения в МКД по <адрес> - А., прораба "М" - С., монтажника ВСТСиО ООО "П" - Н., о затоплении квартиры и стоматологии установлено, что на момент осмотра на МКД по <адрес> организация "М" проводит работы по капитальному ремонту крыши, в которой расположен верхний розлив системы отопления. В результате механического воздействия 17.01.2017 был сломан шаровой кран производства Valtек по заводскому соединению и затоплена квартира и стоматология, расположенная на первом этаже. На момент осмотра квартиры видны следы затопления в помещениях кухни, коридора, санузла и двух комнат: в кухне на потолке имеется большое количество коричневых мокрых пятен и разводов общей площадью ориентировочно около двух квадратов, а также на стенах местами видны желтые пятна с отслоением обоев; в ванной комнате на потолке вокруг стояка отопления уходящего в полок и на стене смежной с кухней имеется коричневое мокрое пятно и подтеки общей площадью ориентировочно около одного метра квадратного; в коридоре на потолке над входом в кухню, вокруг подвесного светильника и стенах имеются коричневые мокрые подтеки, а также на полу видны следы разбухания ДВП; в спальне на потолке и стенах имеется большое количество коричневых мокрых разводов и подтеков. На полу произошло намокание паласа, а также местами имеется отслоение лакокрасочного покрытия. На кровати, расположенной по центру комнаты имеется мокрое коричневое пятно; в зале на потолке по центру имеется два коричневых влажных пятна общей площадью ориентировочно около пятидесяти сантиметров квадратных. При осмотре стоматологии выявлено: в комнате персонала на потолке вокруг стояка отопления видны следы затопления, а также деформация потолка площадью ориентировочно около пятидесяти сантиметров квадратных. В рентген-кабинете на потолке смонтированного из плит ГКЛ образовалась трещина с выступанием мокрой желтизны. (л.д. 55).

В связи с поступлением обращения Е., 21.06.2018 Государственной жилищной инспекцией Омской области было издано распоряжение № 1140 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов, с целью проверки соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Жилищного кодекса РФ при рассмотрении обращения граждан № Е-5098 (18) от 18.06.2018; лицом, уполномоченным на проведение проверки назначена главный специалист сектора надзора за формированием фондов капитального ремонта ФИО1; начало проведения проверки – с 22.06.2018. (л.д. 66-67).

21.06.2018 государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекцией Омской области ФИО1 в адрес Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» было вынесено требование (уведомление) № б/н об обеспечении присутствия руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица 22.06.2018 года в 15:20 по адресу: <адрес>; обеспечении доступа в места общего пользования и на кровлю вышеуказанного многоквартирного дома; предоставлении протоколов заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по <адрес>, договора, заключенного по итогам проведения заседания конкурсной комиссии по отбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по <адрес> со всеми приложениями, предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, направленное собственникам помещений многоквартирного дома по <адрес> со всеми приложениями; протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> о проведении капитального ремонта, которым утверждены перечень работ и смета расходов на капитальный ремонт со всеми приложениями; копии акта приемочной комиссии по капитальному ремонту данного дома (при наличии); копии актов выполненных работ по капитальному ремонту вышеуказанного дома (формы КО-2, КС-3) (при наличии); проектной документации (при наличии), в связи проведением 22.06.2018 внепланового мероприятия по контролю по обращению граждан, проживающих по адресу: <адрес>. (л.д. 10-10 оборот).

Из материалов дела следует, что по результатам проверки в отношении соблюдения Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» требований действующего законодательства, 22.06.2018 государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекцией Омской области ФИО1 был составлен акт № 07-03-07 обследования технического состояния (л.д. 94-94 оборот), на основании которого инспектором был составлен протокол об административном правонарушении № 10 от 26.06.2018 в соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 96-96 оборот).

Обратившись в суд с данным административным иском, Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» указывает на незаконность указанного выше требования (уведомления) от 21.06.2018 № б/н в части возложения на Фонд обязанности по обеспечению инспектору доступа в места общего пользования многоквартирного дома, в связи с отсутствием у Фонда данной функции и физической возможности предоставить инспектору доступ в места общего пользования дома из-за отсутствия у регионального оператора технических средств для исполнения такого требования.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в полном объеме, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 6 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт крыши.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в соответствии с указанными выше положениями ст. 182 ЖК РФ между Региональным оператором (заказчик) и ООО "М"» (исполнитель) был заключен договор строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, предметом которого являлось выполнение подрядной организацией ООО "М" работ по капитальному ремонту общего имущества - ремонт крыши.

Обращение собственника квартиры дома по <адрес>Е. в Государственную жилищную инспекцию Омской области было связано с устранением недостатков, выявленных в период гарантийного срока на качество выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома.

В рамках проводимой Государственной жилищной инспекцией Омской области проверки по заявлению собственника квартиры дома по <адрес>Е., последняя присутствовала в обозначенное инспектором время по адресу: <адрес>, о чем имеется отметка в акте обследования технического состояния. При этом из указанного акта следует, что представители Регионального оператора прибыли по указанному в требовании адресу с опозданием – в 15 час. 35 мин. При этом ФИО3, представившейся помощником и.о. директора Регионального фонда капитального МКД, не предъявил инспектору ФИО1 документы, подтверждающие его полномочия, и в грубой форме с угрозами и оскорблениями в адрес инспектора отказался от проведения выездной проверки, то есть воспрепятствовал деятельности государственного жилищного инспектора и уклонился от проведения внеплановой проверки. (л.д. 47-47 оборот).

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязана контролировать качество выполненных подрядной организацией работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

При отсутствии сведений о завершении капитального ремонта, а также в целях проверки полноты и достоверности сведений, указанных в обращении, инспектором ФИО1 правомерно было включено в требование, в том числе предоставление доступа в места общего пользования, что соответствует положениям п. 3.4.30 Административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора (л.д.88). Из указанного пункта Административного регламента следует, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица обязаны предоставить должностным лицам инспекции, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые проверяемым лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения. Оспариваемое требование не нарушает права административного истца.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что обжалуемое требование выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям законодательства в его обжалуемой части, регулирующего спорные правоотношения, не нарушат прав и обязанностей административного истца, не возлагает на административного истца обязанностей, не предусмотренных законодательством, оснований для признания требования от 21.06.2018 № б/н в части незаконным не имеется.

В связи с изложенным, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.

По правилам ст. 111 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины, не возмещаются.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Государственной жилищной инспекции Омской области о признании незаконным в части требования инспектора ФИО1, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Балова

Решение в окончательной форме принято 13.08.2018