Дело № 2а-2813/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» ноября 2016 года сл. Родионово-Несветайская
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Говорун А.В.,
с участием помощника прокурора Родионово-Несветайского района Татояна Г.М.,
представителя административного ответчика Костюк В.А.,
представителя заинтересованного лица Лебедь Я.Ю.,
при секретаре Полтавской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административным исковым заявлениям прокурора Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района Ростовской области о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд», о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», заинтересованное лицо: Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области,-
У С Т А Н О В И Л:
В Новошахтинский районный суд с административным исковым заявлением обратился прокурор Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
В обоснование административного иска прокурор Родионово-Несветайского района ссылается на то, что прокуратурой Родионово-Несветайского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с обращением Лемешко А.В. проведена проверка на соответствие действующему законодательству постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» (далее - Постановление ...).
Согласно п. 1 Постановления ... администрацией Родионово-Несветайского района принято решение зарезервировать для муниципальных нужд (комплексное освоение, под строительство малоэтажной жилой застройки) земельный участок общей площадью .... кв. м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ...
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
В силу п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Постановление администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» вынесено в соответствии со ст. 11, 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Статья 70.1 ЗК РФ регламентирует порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Пунктом 1 ст. 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Пункт 3 ст. 70.1 ЗК РФ регламентирует сроки резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Согласно данному пункту, продолжительность резервирования земель находится в прямой зависимости от целей резервирования земель.
Из содержания Постановления ... следует, что целью резервирования земельного участка с кадастровым номером 61:33:0040125:688 является комплексное освоение под строительство малоэтажной жилой застройки.
Прокурор Родионово-Несветайского района указывает Законодательством РФ (ст.ст. 49, 70.1 ЗК РФ) не предусмотрено резервирование земель для целей комплексного освоения под строительство малоэтажной жилой застройки. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ... зарезервирован администрацией Родионово-Несветайского района незаконно.
Резервированием земельного участка с кадастровым номером ... для муниципальных нужд при отсутствии оснований для принятия такого решения создаются условия для применения необоснованных исключений из общих правил, что согласно п. «а» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ......., является коррупциогенным фактором.
С учетом изложенного, по мнению, прокурора Родионово-Несветайского района, постановление администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» является незаконным и подлежит отмене.
По итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района был принесен протест от ....... с предложением об отмене постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд». Письмом от ....... за подписью Главы Родионово-Несветайского района в удовлетворении протеста прокурора Родионово-Несветайского района от ....... отказано.
Административный истец указывает, что указанное обстоятельство послужило поводом для предъявления прокурором Родионово-Несветайского района в Новошахтинский районный суд настоящего административного искового заявления.
В подданном иске прокурор района указывает, что настоящее административное исковое заявление также предъявлено в суд во исполнение требований п. 2.2приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», согласно которомупрокурорам следует безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено прокурором Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Решением Собрания депутатов Родионово-Несветайского сельского поселения от 20.11.2012 № 6 утверждены Правила землепользования и застройки Родионово-Несветайского сельского поселения.
Таким образом, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Родионово-Несветайское сельское поселение» принадлежит администрации Родионово-Несветайского сельского поселения.
Наличие незаконного постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» препятствует предоставлению администрацией Родионово-Несветайского сельского поселения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенном на территории муниципального образования «Родионово-Несветайское сельское поселение», в аренду либо в собственность гражданам, поступлению в доход местного бюджета денежных средств, полученных от сдачи в аренду или продажи указанного недвижимого имущества, тем самым нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на оформление права собственности либо иных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером ....
Также установлено, что прокурор Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга также обратился в Новошахтинский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконным постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
В обоснование административного иска прокурор Родионово-Несветайского района ссылается на то, что прокуратурой Родионово-Несветайского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от ....... «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка на соответствие действующему законодательству постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» (далее - Постановление ...).
Согласно п. 1 Постановления ... администрацией Родионово-Несветайского района принято решение зарезервировать для муниципальных нужд (комплексное освоение, под строительство малоэтажной жилой застройки) земельный участок общей площадью .... кв. м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ...
Постановление администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» вынесено в соответствии со ст. 11, 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Из содержания Постановления ... следует, что целью резервирования земельного участка с кадастровым номером ... является комплексное освоение под строительство малоэтажной жилой застройки.
Законодательством РФ (ст.ст. 49, 70.1 ЗК РФ) не предусмотрено резервирование земель для целей комплексного освоения под строительство малоэтажной жилой застройки. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ... зарезервирован администрацией Родионово-Несветайского района незаконно.
Резервированием земельного участка с кадастровым номером ... для муниципальных нужд при отсутствии оснований для принятия такого решения создаются условия для применения необоснованных исключений из общих правил, что согласно п. «а» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ......., является коррупциогенным фактором.
С учетом изложенного, постановление администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» является незаконным и подлежит отмене.
По итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района был принесен протест от ....... с предложением об отмене постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
Письмом от ....... за подписью Главы Родионово-Несветайского района в удовлетворении протеста прокурора Родионово-Несветайского района от ....... отказано.
Наличие незаконного постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» препятствует предоставлению администрацией Родионово-Несветайского сельского поселения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенном на территории муниципального образования «Родионово-Несветайское сельское поселение», в аренду либо в собственность гражданам, поступлению в доход местного бюджета денежных средств, полученных от сдачи в аренду или продажи указанного недвижимого имущества, тем самым нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на оформление права собственности либо иных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером ....
Также прокурор Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга обратился в Новошахтинский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконным постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
В обоснование административного иска прокурор Родионово-Несветайского района ссылается на то, что Прокуратурой Родионово-Несветайского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от ....... «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка на соответствие действующему законодательству постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» (далее - Постановление ...).
Согласно п. 1 Постановления ... администрацией Родионово-Несветайского района принято решение зарезервировать для муниципальных нужд (комплексное освоение, под строительство малоэтажной жилой застройки) земельный участок общей площадью .... кв. м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ...
Из содержания Постановления ... следует, что целью резервирования земельного участка с кадастровым номером .... является комплексное освоение под строительство малоэтажной жилой застройки.
Законодательством РФ (ст.ст. 49, 70.1 ЗК РФ) не предусмотрено резервирование земель для целей комплексного освоения под строительство малоэтажной жилой застройки.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером .... зарезервирован администрацией Родионово-Несветайского района незаконно.
Резервированием земельного участка с кадастровым номером ... для муниципальных нужд при отсутствии оснований для принятия такого решения создаются условия для применения необоснованных исключений из общих правил, что согласно п. «а» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
С учетом изложенного, постановление администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» является незаконным и подлежит отмене.
По итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района был принесен протест от ....... с предложением об отмене постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
Письмом от ....... за подписью Главы Родионово-Несветайского района в удовлетворении протеста прокурора Родионово-Несветайского района от ....... отказано.
Наличие незаконного постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» препятствует предоставлению администрацией Родионово-Несветайского сельского поселения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенном на территории муниципального образования «Родионово-Несветайское сельское поселение», в аренду либо в собственность гражданам, поступлению в доход местного бюджета денежных средств, полученных от сдачи в аренду или продажи указанного недвижимого имущества, тем самым нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на оформление права собственности либо иных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером ....
Определением Новошахтинского районного суда Ростовской области от .... года административные дела: № .... по административному иску прокурора Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», заинтересованное лицо: Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения, № .... по административному иску прокурора Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», заинтересованное лицо: Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения и № .... по административному иску прокурора Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконным постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... № .... «О резервировании земель для муниципальных нужд», заинтересованное лицо: Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения, соединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора Родионово-Несветайского района Татоян Г.М., поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы и основания, приведенные в административных исковых заявлениях.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрация Родионово-Несветайского района - Костюк В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Родионово-Несветайского района не признала,ссылаясь на доводы и основания, приведенные в письменных отзывах, представленных в материалы дела. Просила вынести решение по делу по усмотрению суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения Лебедь Я.Ю. просила вынести решение по делу по усмотрению суда.
Выслушав помощника прокурора Родионово-Несветайского района Татояна Г.М., представителя административного ответчика Костюк В.А., представителя заинтересованного лица Лебедь Я.Ю., суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований прокурора Родионово-Несветайского района по следующим основаниям.
Исследуя обоснованность поданного административного искового заявления, суд учитывает, что согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что согласно ст.28 Устава муниципального образования «Родионово-Несветайский район», Глава Родионово-Несветайского района: представляет Родионово-Несветайский район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Родионово-Несветайского района; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов Родионово-Несветайского района; издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Родионово-Несветайского района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Родионово-Несветайского района федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; возглавляет Администрацию Родионово-Несветайского района (ч.1)
Согласно ст. 29 Устава муниципального образования «Родионово-Несветайский район», Администрация Родионово-Несветайского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Родионово-Несветайский район», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами (ч.1).
Главой Администрации Родионово-Несветайского района является Глава Родионово-Несветайского района. Глава Родионово-Несветайского района руководит Администрацией Родионово-Несветайского района на принципах единоначалия (ч.2). Администрация Родионово-Несветайского района обладает правами юридического лица (ч.3).
В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации Родионово-Несветайского района ... от ..... о разделе земельного участка постановлено:
Из материалов дела следует, что ..... Администрацией Родионово-Несветайского района за подписью Главы района, в соответствии со статьями 11, 56.1, 70.1 ЗК РФ, ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 2.07.2008года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», руководствуясь Уставом муниципального образования «Родионово-Несветайский район», вынесено Постановление ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
Согласно данному постановлению, администрацией Родионово-Несветайского района принято решение зарезервировать для муниципальных нужд (комплексное освоение, под строительство малоэтажной жилой застройки) земельный участок общей площадью .... кв. м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ... срок резервирования земли - .... со дня вступления в силу настоящего постановления. В связи с резервированием земельного участка для муниципальных нужд, ограничить права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на возведение и реконструкцию жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Постановлено производить формирование и предоставление земельных участков, расположенных в границе земли, зарезервированной для муниципальных нужд физическим и юридическим лицам в собственность, а также в аренду на срок более чем на ..... Постановление вступает в силу с момента его опубликования и подлежит размещению на сайте Администрации района (т.1 л.д. 11-12).
Установлено, что прокуратурой Родионово-Несветайского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с обращением Лемешко А.В. проведена проверка на соответствие действующему законодательству постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
По итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района вынесен протест от ....... на постановление администрации Родионово-Несветайского района ... от ..... «О резервировании земель для муниципальных нужд» с предложением об отмене постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» (т.1 л.д.8,9).
..... Главой Родионово-Несветайского района направлено письмо за ... прокурору Родионово-Несветайского района, в котором указано, что оснований для удовлетворения протеста прокурора Родионово-Несветайского района от ....... не имеется (т.1 л.д.10).
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от ..... ..., кадастровый ... следует: общие сведения: предыдущий ...; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - ....; местоположение - ...; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома усадебного типа с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы; площадь - .... кв.м.; кадастровая стоимость (руб.) - .... руб.; характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке - сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера - ..... (т.1 л.д.13,14).
В судебном заседании также установлено, что ..... Администрацией Родионово-Несветайского района за подписью Главы районавынесено Постановление ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
Согласно данному постановлению администрацией Родионово-Несветайского района принято решение зарезервировать для муниципальных нужд (комплексное освоение, под строительство малоэтажной жилой застройки) земельный участок общей площадью .... кв. м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ... срок резервирования земли - .... со дня вступления в силу настоящего постановления. В связи с резервированием земельного участка для муниципальных нужд, ограничить права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на возведение и реконструкцию жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Постановлено производить формирование и предоставление земельных участков, расположенных в границе земли, зарезервированной для муниципальных нужд физическим и юридическим лицам в собственность, а также в аренду на срок более чем на ..... Постановление вступает в силу с момента его опубликования и подлежит размещению на сайте Администрации района (т.2 л.д. 11-12).
Прокуратурой Родионово-Несветайского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с обращением Лемешко А.В. проведена проверка на соответствие действующему законодательству постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
По итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района вынесен протест от ....... на постановление администрации Родионово-Несветайского района ... от ..... «О резервировании земель для муниципальных нужд» с предложением об отмене постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» (т.2 л.д.8,9).
..... Главой Родионово-Несветайского района направлено письмо за ... прокурору Родионово-Несветайского района, в котором указано, что оснований для удовлетворения протеста прокурора Родионово-Несветайского района от ....... не имеется.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от ..... ..., кадастровый ... следует: общие сведения: предыдущий ...; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - ....; местоположение - ...; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома усадебного типа с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы; площадь - .... кв.м.; кадастровая стоимость (руб.) - .... руб.; характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке - сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера - ..... (т.2 л.д.13,14)
Также в судебном заседании установлено, что ..... Администрацией Родионово-Несветайского района за подписью Главы района вынесено Постановление ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
Согласно данному постановлению администрацией Родионово-Несветайского района принято решение зарезервировать для муниципальных нужд (комплексное освоение, под строительство малоэтажной жилой застройки) земельный участок общей площадью .... кв. м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ... срок резервирования земли - .... лет со дня вступления в силу настоящего постановления. В связи с резервированием земельного участка для муниципальных нужд, ограничить права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на возведение и реконструкцию жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Постановлено производить формирование и предоставление земельных участков, расположенных в границе земли, зарезервированной для муниципальных нужд физическим и юридическим лицам в собственность, а также в аренду на срок более чем на ..... Постановление вступает в силу с момента его опубликования и подлежит размещению на сайте Администрации района (т.3 л.д. 11-12).
Прокуратурой Родионово-Несветайского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с обращением Лемешко А.В. проведена проверка на соответствие действующему законодательству постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
По итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района вынесен протест от ....... на постановление администрации Родионово-Несветайского района ... от ..... «О резервировании земель для муниципальных нужд» с предложением об отмене постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
..... Главой Родионово-Несветайского района направлено письмо за ... прокурору Родионово-Несветайского района, в котором указано, что оснований для удовлетворения протеста прокурора Родионово-Несветайского района от ....... не имеется.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от ..... ..., кадастровый ... следует: общие сведения: предыдущий ...; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - ....; местоположение - ...; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома усадебного типа с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы; площадь - .... кв.м.; кадастровая стоимость (руб.) - .... руб.; характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке - сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера - ..... (т.3 л.д.13,14).
Из материалов дела следует, что постановления Администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд» опубликованы в официальном печатном издании для публикации нормативно-правовых актов Родионово-Несветайского района, в специальном приложении к газете «Деловой миус» «Вестник Несветая».
При этом как следует из содержания письменных отзывов представителя Администрации Родионово-Несветайского район, государственная регистрации оспариваемых постановления не осуществлена.
Исследуя обоснованность заявленных прокурором Родионово-Несветайского района требований, суд учитывает, что согласно ст. 11 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых постановлений), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из положений ст. 49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (п.1).
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса (п.3).
В соответствии с п.1 ст. 55 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 56.1 ЗК РФ, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями п.1 ст. 70.1 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых постановлений), резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Пункт 3 ст. 70.1 ЗК РФ регламентирует сроки резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Согласно данному пункту, продолжительность резервирования земель находится в прямой зависимости от целей резервирования земель.
Согласно п.4 ст. 70.1 ЗК РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Из содержания оспариваемых постановлений администрации Родионово-Несветайского района «О резервировании земель для муниципальных нужд» следует, что они приняты в соответствии со ст. 11, 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ, а также то, что целью резервирования земельных участков: кадастровый ..., расположенного по адресу: ...; кадастровый ..., расположенного по адресу: ... кадастровый ..., расположенного по адресу: ..., является комплексное освоение под строительство малоэтажной жилой застройки.
Однако, законодательством РФ (ст.ст. 49, 70.1 ЗК РФ) не предусмотрено резервирование земель для целей комплексного освоения под строительство малоэтажной жилой застройки.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами ..., зарезервированы администрацией Родионово-Несветайского района незаконно.
Суд соглашается с позицией прокурора Родионово-Несветайксого района о том, что резервированием вышеуказанных земельных участков для муниципальных нужд при отсутствии оснований для принятия такого решения создаются условия для применения необоснованных исключений из общих правил, что согласно п. «а» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
С учетом изложенного, постановления администрации Родионово-Несветайского района от ....... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», являются незаконными и подлежит отмене.
Установлено, что по итогам проверки в адрес Главы Родионово-Несветайского района прокурором Родионово-Несветайского района были принесены протесты с предложением об отмене оспариваемых постановлений администрации Родионово-Несветайского района. В удовлетворении протестов прокурора Родионово-Несветайского района было отказано.
Из материалов дела следует, что настоящее административное исковое заявление предъявлено прокурором Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд также учитывает, что в силу п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что Решением Собрания депутатов Родионово-Несветайского сельского поселения от ....... утверждены Правила землепользования и застройки Родионово-Несветайского сельского поселения.
Таким образом, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Родионово-Несветайское сельское поселение» принадлежит администрации Родионово-Несветайского сельского поселения.
Суд полагает, что наличие постановлений администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», препятствует предоставлению администрацией Родионово-Несветайского сельского поселения земельных участков с кадастровыми номерами ..., расположенными на территории муниципального образования «Родионово-Несветайское сельское поселение», в аренду либо в собственность гражданам, поступлению в доход местного бюджета денежных средств, полученных от сдачи в аренду или продажи указанного недвижимого имущества, тем самым нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на оформление права собственности либо иных вещных прав на данные земельные участки.
Доводы представителя ответчика, приведенные в письменных отзывах на административные исковые заявления, а также в судебном заседании, суд не принимает во внимание, поскольку все они как каждый в отдельности, так и все вместе в своей совокупности, не позволяют суду сделать вывод о наличии оснований для отказа в административных исках.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные иски прокурора Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконными постановлений Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд полагает необходимым признать постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», незаконными.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание вышеуказанные положения КАС РФ, учитывая, что административные иски подлежат удовлетворению, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Родионово-Несветайского района Ростовской области обязанность отменить постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Руководствуясь п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ и п.4 ч.3, ч.10 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Родионово-Несветайского района Ростовской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения о признании постановлений Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», незаконными, в газете «Деловой Миус» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Помимо этого, учитывая положения п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на Администрацию Родионово-Несветайского района Ростовской области обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в Новошахтинский районный суд Ростовской области и прокурору Родионово-Несветайского района Ростовской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные иски прокурора Родионово-Несветайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Родионово-Несветайского района о признании незаконными постановлений Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд» - удовлетворить.
Признать постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», незаконным.
Признать постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», незаконным.
Признать постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», незаконным.
Возложить на Администрацию Родионово-Несветайского района Ростовской области обязанность отменить постановление Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», постановление администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд».
Возложить на Администрацию Родионово-Несветайского района Ростовской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения о признании постановлений Администрации Родионово-Несветайского района от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», от ..... ... «О резервировании земель для муниципальных нужд», незаконными, в газете «Деловой Миус» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Родионово-Несветайского района Ростовской области обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в Новошахтинский районный суд Ростовской области и прокурору Родионово-Несветайского района Ростовской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Говорун А.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 ноября 2016 года.