ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2815/2016 от 12.08.2016 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2016 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Кривошеиной Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по пени в сумме 3 801 руб. 91 коп., в том числе: 167 руб. 90 коп. – пени по земельному налогу, 3 548 руб. 08 коп. – пени по налогу на имущество физических лиц, 85 руб. 93 коп. – пени по транспортному налогу.

В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик является собственником объектов налогообложения, соответственно, является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. На основании п.3 ст.396 Налогового кодекса ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление земельного налога, подлежащего уплате за 2014 годы. В установленный срок земельный налог уплачен не был. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты земельного налога начислены пени в сумме 167 руб. 90 коп. На основании ст.ст.69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога и пени в срок до 16.01.2015. В установленный срок пени в сумме 167 руб. 90 коп. уплачены не были. На основании ст. 1, ст. 2, п. 1,10,11 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2014 год. На основании п. 8 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщику направлено налоговое уведомление с извещением на уплату налога. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (до 01.07.2012) уплата налога на имущество физических лиц производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября, а за предшествующие годы - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с 01.07.2012) уплата налога производится не позднее 01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. В установленный срок налог на имущество физических лиц уплачен не был. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 3548,08 руб. На основании ст. ст. 69,70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пени в срок до 16.01.2015. В установленный срок пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 3548,08 руб. уплачены не были. На основании ст.ст. 361,362 НК РФ, ст.6, п.1 ст.7 закона ИФНС России по г.Томску налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога, подлежащего уплате за 2014 год. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление с извещением на уплату налога. В установленный срок транспортный налог уплачен не был. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты транспортного налога начислены пени в сумме 85,93 руб. На основании ст.ст. 69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога и пени в срок до 16.01.2015. В установленный срок пени в сумме 85,93 руб. уплачены не были.

ИФНС России по г. Томску просит взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 3 801 руб. 91 коп., в том числе: 167 руб. 90 коп. – пени по земельному налогу, 3 548 руб. 08 коп. – пени по налогу на имущество физических лиц, 85 руб. 93 коп. – пени по транспортному налогу.

В административном исковом заявлении административный истец ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просил рассмотреть дело без участия представителя ИФНС России по г. Томску.

Ответчик ФИО1 представила письменный отзыв, в котором просила применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить неустойку до разумных пределов.

05.08.2016, учитывая, что условия, предусмотренные ст. 291 КАС РФ, соблюдены, суд с учетом ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца ИФНС России по г. Томску подлежащими удовлетворению.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО1 является собственником объектов, указанных в распечатке ПК ЭОД «Учет ФЛ», в том числе, земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Город Томск».

В силу положений п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения на основании ст.389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

В соответствии с положениями ст.ст. 388, 387, 394, 397 НК РФ в отношении земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования «Город Томск» введен земельный налог Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным Решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 (до 01.01.2011), Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным Решением Думы г. Томска № 1596 от 21.09.2010 (с 01.01.2011).

Тем самым, в связи с введением на территории муниципального образования «Город Томск» земельного налога, ФИО1 является плательщиком земельного налога.

В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление земельного налога, подлежащего уплате за 2014 годы.

На основании ст.52, п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление с извещением на уплату налога. В установленный срок земельный налог в сумме 3828,37 руб., 2293,85 руб. уплачен не был.

В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ за неуплату налога в установленный законом срок, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога по день, предшествующий дню фактической уплаты задолженности по налогу, налогоплательщику начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в каждый день просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пеня рассчитывается по формуле: недоимка х число дней просрочки х ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300 /100. В каждой строке расчета учитываются периоды, в течение которого размер недоимки и ставки рефинансирования остаются неизменными, размер пени по всем периодам (строкам расчета суммируется).

За период с 16.11.2013 по 15.04.2014 (151 день) пени начислены на недоимку в размере 3828,37 руб., которая сформировалась из начислений за 2013 год – 158, 97 руб.

Расчет пени следующий: 3828,37 руб. x 0,000275 x 151 дней = 158,97 руб.

За период с 11.11.2014 по 24.11.2014 (14 дней) пени начислены на недоимку в размере 2 293,85 руб., которая сформировалась из начислений за 2014 год по сроку уплаты 06.01.2015.

Расчет пени следующий: 2293,85 руб. x 0,000275 x 14 дней = 8,93 руб.

Всего размер пени по земельному налогу составляет 167,90 руб.

Суд, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по пени по земельному налогу, приходит к выводу о том, что он произведен верно.

В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового Кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлены требования, извещающие налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленные сроки, а именно: требование № 45065 об уплате налога и пени в срок до 16.01.2015. В установленный срок пени в общей сумме 167,90 руб. уплачены нее были.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 этого Закона объектами налогообложения признаются, в частности, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

По сведениями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленными в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, п.4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» путем конвертирования в систему ЭОД, ФИО1 в спорный период являлась собственником объектов налогообложения, и в соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возложение обязанности по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

При этом требования данной статьи говорят, что если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, то до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога подлежащего уплате, расчет налоговой базы и срок уплаты налога.

В соответствии с ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. 10. ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

На основании ст. 1, ст. 2, п. 1,10,11 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2014 год. На основании п. 8 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщику направлено налоговое уведомление с извещением на уплату налога.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (до 01.07.2012) уплата налога на имущество физических лиц производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября, а за предшествующие годы - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с 01.07.2012) уплата налога производится не позднее 01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В установленный срок налог на имущество физических лиц в сумме 341 484, 19 (167 513,89 +173 970,30) руб. уплачен не был.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени:

- за период с 18.02.2014 по 15.04.2014 (57 дней) пени начислены на недоимку в размере 167 513,89 руб. Расчет пени следующий: 167 513,89 руб. x 0,000275 x 57 дней = 2625,78 руб.;

- за период с 06.11.2014 по 24.11.2014 (19 дней) пени начислены на недоимку в размере 173970,30 руб. Расчет пени следующий: 173 970,30 руб. x 0,000275 x 19 дней = 922,30 руб.

Всего, пени по налогу на имущество физических лиц составила 3548,08 руб.

Суд, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, приходит к выводу о том, что он произведен верно.

В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового Кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающие налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленные сроки, а именно: требование № 45065 об уплате налога и пени в срок до 16.01.2015. В установленный срок пени в сумме 3548,08 руб. уплачены не были.

За налогоплательщиком ФИО1 числятся в установленном порядке зарегистрированные транспортные средства, а именно: автобус ..., автомобиль ...,

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На территории Томской области транспортный налог введен в действие законом Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» (далее по тексту - Закон).

В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ и ст. 2 Закона лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются налогоплательщиками транспортного налога.

Согласно положениям Закона: объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки (с мощностью мотора свыше 5 л.с), гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, (п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 3); налоговым периодом признается календарный год (ст. 5); транспортный налог в отношении физических лиц исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 7); уплата налога производится в срок до 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 8); сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 7); в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (автомобили), налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 4).

На основании ст.ст. 361,362 НК РФ, ст.6, п.1 ст.7 закона ИФНС России по г.Томску налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога, подлежащего уплате за 2014 год. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление с извещением на уплату налога. В установленный срок транспортный налог уплачен не был.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени:

- за период с 01.12.2013 по 15.04.2014 (136 дней) пени начислены на недоимку в размере 2045 руб. Расчет пени следующий: 2045 руб. x 0,000275 x 136 дней = 76,48 руб.;

- за период с 11.11.2014 по 24.11.2014 (14 дней) пени начислены на недоимку в размере 2458,50 руб. Расчет пени следующий: 2458,50 руб. x 0,000275 x 14 дней = 9,45 руб.

Всего, пени по транспортному налогу составил 85,93 руб.

Суд, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по пени по транспортному налогу, приходит к выводу о том, что он произведен верно.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23, со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать законно установленные налоги в сроки, установленные законодательством о налогах. В силу положений п. 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать пени по налогам.

Доказательства в письменной форме об ином размере пени, а также уважительных причинах, не позволивших исполнить требования по погашению задолженности, должником суду не представлено и судом не установлено.

Оснований для снижения размера пени на основании ст. 333 ГК РФ, как о том заявлено административным ответчиком, суд не находит.

В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены Главой 15 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Однако НК РФ не установлена возможность применения норм ГК РФ к положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан ГК РФ. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О.

Пени в рассматриваемом деле исчислены налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ и взыскиваются с налогоплательщика за несвоевременную уплату налога, в то время как согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, под которой согласно ст. 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, снижение размера пени со ссылкой на положения статьи 333 ГК РФ противоречит действующему налоговому законодательству.

Порядок реализации налоговым органом права на взыскание налога, пеней, штрафа с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в судебном порядке в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок требования налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов, установлен статьей 48 Налогового Кодекса РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании налога с налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Учитывая положения п. 2 ст. 48, ст. 6.1 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим заявлением истекает 30.06.2016. Административное исковое заявление подано в суд согласно штампу на почтовом конверте 29.06.2016, то есть в пределах установленного законом срока.

Принимая во внимание факт неуплаты ФИО1 до настоящего времени пени по земельному налогу, транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, требование ИФНС России по г. Томску о взыскании с ответчика указанных сумм задолженности является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14, 175 - 180, 292 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Инспекции ФНС России по г. Томску удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 3 801 (три тысячи восемьсот один) руб. 91 (девяносто одна) коп., а именно: 167 (сто шестьдесят семь) руб. 90 (девяносто) коп. – пени по земельному налогу, 3 548 (три тысячи пятьсот сорок восемь) руб. 08 (восемь) руб. – пени по налогу на имущество физических лиц, 85 (восемьдесят пять) руб. 93 (девяносто три) коп. – пени по транспортному налогу.

Взыскание пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску) ИНН .... КПП .... Банк получателя: Отделение Томск, г. Томск. Расчетный счет .... БИК .... Код ОКТМО ..., КБК ... – уплата пени по земельному налогу (167,90 руб.); КБК ... – уплата пени по налогу на имущество (3548,08 руб.); ... – уплата пени по транспортному налогу (85,93 руб.).

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста)рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Томска.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья: Н.Ю. Лобанова

...

...

...

...

На момент опубликования решение не вступило в законную силу