ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2816/2027 от 02.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-2816/27-2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2017 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи – Токмаковой Е.В.,

при секретаре Вагиной Т.Г.,

с участием:

представителя административного истца прокурора г. Курска – помощника прокурора г. Курска Быкадорова И.Е.,

представителя административного ответчика Администрации г. Курска – Шишкиной М.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей высшее юридическое образование,

представителя заинтересованного лица Комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска – ФИО7, действующего на основании доверенности /ДД.ММ.ГГГГ-06 от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее юридическое образование,

представителя заинтересованного лица Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области – Пономаренко Н.П., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора г. Курска к административному ответчику Администрации г. Курска, поданного в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Курска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд г. Курска с административным исковым заявлением в порядке ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации г. Курска. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Курска по обращению координатора проекта Общероссийского народного фронта «За Россию» «Генеральная уборка/интерактивная карта свалок» в Курской области ФИО4 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Администрации г.Курска законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с твердыми бытовыми и промышленными отходами. В ходе проверки установлено, на территории урочища «Крутой лог», расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 620181 кв.м, в границах ЦАО г.Курска (вблизи садового товарищества им. Симиренко и ул. Орловская г. Курска), являющегося памятником регионального значения и особо охраняемой природной территорией располагается свалка размером ориентировочно 30x5м., которая представляет собой скопление пластиковых бутылок, бытовых отходов, пищевых отходов, полиэтилена, стеклотары, смета листвы и т.д. Указанные отходы расположены непосредственно на почве и наносят вред окружающей среде. По результатам проверки, проведенной в 2016 года прокуратурой г. Курска по факту размещения в районе ул. Орловская г. Курска, на особо охраняемой природной территории регионального значения - урочище «Крутой Лог» несанкционированного места размещения отходов и мусора, в связи с выявленными нарушениями действующего земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в адрес главы администрации города Курска внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об их устранении. Указанное представление было рассмотрено, и ДД.ММ.ГГГГ за направлен ответ о результатах его рассмотрения, в котором вышеуказанные требования прокурора не удовлетворены, поскольку в соответствии с пунктом 6.5 постановления Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-па «О памятнике природы регионального значения «Крутой Лог», управление и государственный надзор в области охраны и использования памятника природы осуществляет департамент экологической безопасности и природопользования Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что данные действия административного ответчика противоречат нормам действующего законодательства и Уставу г. Курска. Полагает, что Администрация г.Курска при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Курск» обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. В связи с изложенным просит: признать незаконным бездействие Администрации г.Курска выразившееся в непринятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения отходов и мусора, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102124:1, являющимся особо охраняемой природной территорией регионального значения - урочище «Крутой Лог» муниципального образования «Город Курск» (вблизи садового товарищества им. Симиренко и ул. Орловская г. Курска); обязать Администрацию г.Курска принять меры к ликвидации места несанкционированного размещения отходов и мусора, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102124:1, являющимся особо охраняемой природной территорией регионального значения - урочище «Крутой Лог» муниципального образования «Город Курск»(вблизи садового товарищества им. Симиренко и ул. Орловская г. Курска), и привести указанную территорию в надлежащее состояние.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Курска Быкадоров И.Е. полагал, что требования прокурора г. Курска, содержащиеся в административном иске, поданного в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации г. Курска, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворении в полном объеме, по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика - Шишкина М.Д., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку предъявленные прокурором требования находятся за пределами компетенции Администрации г. Курска, в то время, как «бездействие» подразумевает под собой невыполнение возложенных функций и задач в пределах установленных полномочий. Полный текст отзыва на административное исковое заявление и дополнение приобщены к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска – Вяткин А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, ссылаясь на Федеральный закон от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон Курской области от 17.07.2013 №62-ЗКО «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядке их использования и охране», Постановление Губернатора Курской области от 13.02.2013 №61-пг «Об утверждении Положения о департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области», Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П, полагал, что требования, заявленные прокурором г. Курска удовлетворению не подлежат, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по уборке особо охраняемой природной территории регионального значения, собственником которой является субъект Российской Федерации. Передача особо охраняемой природной территории «Крутой лог» под охрану муниципального образования «Город Курск» не осуществлялась, Администрация г.Курска охранным обязательством, паспортом, а также другими документами, касающимися указанного объекта, не располагает. Полный текст отзыва на административное исковое заявление и дополнение приобщены к материалам дела.

Представитель Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области - Пономаренко Н.П., действующая на основании доверенности, разрешение заявленных требований, оставила на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Курска по обращению координатора проекта Общероссийского народного фронта «За Россию» «Генеральная уборка/интерактивная карта свалок» в Курской области ФИО4 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Администрации г.Курска законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории урочища «Крутой лог», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102124:1, площадью 620181 кв.м., в границах центрального административного округа г. Курска (вблизи садового товарищества им. Симиренко и ул. Орловская г. Курска), являющегося памятником регионального значения и особо охраняемой природной территорией располагается свалка размером ориентировочно 30x5 м, которая представляет собой скопление пластиковых бутылок, бытовых отходов, пищевых отходов, полиэтилена, стеклотары, смета листвы и т.д. Указанные отходы расположены непосредственно на почве и наносят вред окружающей среде. Данный факт подтверждается: актом проверки от 21.04.2017 года, схемой расположения земельного участка, фотоматериалом с места загрязнения, постановлением Администрации Курской области №533-па от 21.08.2014 года «О памятнике природы регионального значения «Урочище «Крутой Лог».

Так же в судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Курска в 2016 году по обращению директора Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Барышникова В.Н. была проведена проверка по факту размещения в районе ул. Орловская г. Курска, на особо охраняемой природной территории регионального значения - урочище «Крутой Лог» несанкционированного места размещения отходов и мусора, по результатам которой, в связи с выявленными нарушениями действующего земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в адрес главы администрации г.Курска внесено представление от 30.11.2016 № 86-2016 об устранении допущенных нарушений.

Указанное представление было рассмотрено, и 28.12.2016 года в адрес прокурора г. Курска направлен ответ о результатах его рассмотрения, в котором вышеуказанные требования прокурора не удовлетворены, поскольку в соответствии с пунктом 6.5 постановления Администрации Курской области от 21.08.2014 № 533-па «О памятнике природы регионального значения «Крутой Лог», управление и государственный надзор в области охраны и использования памятника природы осуществляет департамент экологической безопасности и природопользования Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматривая заявленные требования, суд полагает, что доводы, изложенные в административном иске о бездействии Администрации г.Курска, выразившееся в непринятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения отходов и мусора, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102124:1, являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения - урочище «Крутой Лог», являются несостоятельны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.10.2015 №26-П «Сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности городских округов в виде нормы общего характера, федеральный законодатель исходил из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе названного Федерального закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством. Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования».

Согласно представленным материалам дела «Урочище «Крутой Лог» в границах центрального административного округа г.Курска постановлением Администрации Курской области от 21.08.2014 №533-па объявлен памятником природы регионального значения «Урочище Крутой Лог», а территорию, занятую им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям (в том числе особо охраняемых природных территорий) регионального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 26 Закона от 14.03.1995 года передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны, окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом Курской области от 17.07.2013 года №62-ЗКО «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядке их использования и охраны» охрана земель особо охраняемых территорий регионального значения осуществляется органами исполнительной государственной власти Курской области, в ведении которых они находятся, и включает в себя:

контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением установленного режима особой охраны за состоянием земель особо охраняемых территорий регионального значения;

включение в ведомственные целевые программы и государственные программы Курской области мероприятий, направленных на охрану земель особо охраняемых территорий регионального значения, в порядке, определяемом Администрацией Курской области;

иные мероприятия, не противоречащие федеральному законодательству.

Кроме того, полномочия органов местного самоуправления городского округа в части обращения с отходами определены п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определены как участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами являются полномочиями Субъекта Федерации.

Согласно постановления Губернатора Курской области от 04.05.2010 № 168-ПГ (в ред. от 28.07.2016 № 208-пг) указанные выше полномочия, закреплены функциями за комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.

В соответствии с Правилами осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области, утвержденными Постановлением Администрации Курской области от 12.01.2017 № 12-па обеспечение ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является функцией Региональных операторов.

Контроль за исполнением Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 3.1.22 Положения о департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 13.02.2013 N 61-пг возложен на указанный департамент.

Пунктом 6.5. Положения о памятнике природы регионального значения «Урочище Крутой Лог», утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21.08.2014 №533-па, установлено, что государственное управление и государственный надзор в области охраны и использования памятника природы осуществляет департамент экологической безопасности и природопользования Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация Курской области памятник природы «Урочище «Крутой Лог» был передан под охрану органам местного самоуправления г. Курска, то Администрация г. Курска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления не несет какие-либо обязательства по содержанию и охране объекта «Урочище «Крутой Лог», о ответственность за несанкционированные свалки в указанном месте несет Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.

Кроме того, выводы о том, что уборка несанкционированных свалок не являются обязанностью органом местного самоуправления, подтверждены многочисленными решениями Конституционного суда Российской Федерации, которые в свою очередь обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации».

На основании вышеизложенного требования прокурора г. Курска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации г. Курска, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 39, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления административного истца прокурора г. Курска к административному ответчику Администрации г. Курска, поданного в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 07 августа 2017 года.

Судья:

.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>