ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2817/2023 от 05.07.2023 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года г.Самара Советский районный суд г. Самары в составе:

судьи Никитиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2817/23 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шатохина А.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самары УФССП по Самарской области Красюк В.В., УФССП России по Самарской области об оспаривании действий должностного лица службы судебных приставов,

УСТАНОВИЛ:

ИП Шатохин А.А. в лице представителя по доверенности Челяевой Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области Красюк В.В., УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Самара, выразившееся в не направлении в установленный законом срок постановления от 20.12.2022 об окончании исполнительного производства №99714/22/63040-ИП; не проставлении на судебном приказе №2-1581/19 от 20.08.2019, выданном мировым судьей судебного участка №50 Советского судебного района г.Самары отметки с указанием основания, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и периода, в течение которого осуществлялось исполнительное производство; об обязании судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Советского района г.Самары устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ИП Шатохина А.А. путем проставления на судебном приказе №2-1581/19 от 20.08.2019, выданном мировым судьей судебного участка №50 Советского судебного района г. Самары отметки с указанием основания, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и периода, в течение которого осуществлялось исполнительное производство.

В обоснование заявленных требований указано, что мировым судьей судебного участка №50 Советского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ №2-1581/19 от 20.08.2019 о взыскании с Брыксиной Н.А. в пользу ИП Шатохина А.А. задолженности по коммунальным платежам. В целях исполнения судебного приказа административный истец обратился в отдел судебных приставов Советского района г. Самары с заявлением о возбуждении исполнительного производства, на основании чего возбуждено исполнительное производство №99714/22/63040-ИП от 23.08.2022. Постановлением СПИ ОСП Советского района г. Самары Красюк В.В. от 20.12.2022 указанное исполнительное производство окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника. Заявитель считает, что при вынесении указанного постановления, а также в ходе его направления сторонам имело место бездействие административного ответчика, которое считает незаконным и нарушающим права административного истца по следующим основаниям: административным ответчиком не проставлено обязательных отметок на исполнительном документе, возвращаемом взыскателю, административным ответчиком грубо нарушен срок направления постановления об окончании исполнительного производства.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представители административных ответчиков УФССП России по Самарской области, судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области Красюк В.В., заинтересованное лицо Брыксина Н.А., представитель заинтересованного лица ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Положениями глав 23, 25 ГПК РФ, Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве" предусмотрен специальный способ защиты прав взыскателя, должника или лица, чьи права и интересы нарушены в ходе исполнительного производства и имеет своей целью восстановление нарушенных прав.

Из материалов дела следует, что 20.08.2019 мировым судьей судебного участка №50 Советского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ №2-1581/19 о взыскании с Брыксиной Н.А. в пользу ИП Шатохина А.А. задолженности по коммунальным платежам.

В силу части 1 статьи30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В целях исполнения судебного приказа административный истец обратился в отдел судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства. 23.08.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Самары УФССП России по Самарской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №99714/22/63040-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Самары УФССП России по Самарской области Красюк В.В. от 20.12.2022 указанное исполнительное производство окончено в связи с тем, что в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось, возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что при вынесении указанного постановления, а также направлении взыскателю административным ответчиком не проставлено обязательных отметок на исполнительном документе, возвращаемом взыскателю, административным ответчиком грубо нарушен срок направления постановления об окончании исполнительного производства.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что судебным приставом-исполнителем в рамках указанного исполнительного производства допущены нарушения требований Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом "Об исполнительном производстве", которым определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2).В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципе законности.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В силу пункта 3 части 1 статьи 47, пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается и исполнительный документ возвращается взыскателю в случае если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику.

Административным истцом к иску приложена копия почтового конверта, в котором были получены судебный приказ №2-1581/19 и копия постановления об окончании исполнительно производства и возращении ИД взыскателю от 20.12.2022, почтовое отправление направлено ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области в адрес ИП Шатохина А.А. 18.05.2023.

Административными ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие направление копии постановления об окончании исполнительного производства с исполнительным документом в адрес взыскателя в установленный законом срок.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона N 229-ФЗ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу о бездействии судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области, выразившегося в ненаправлении в установленный законом срока копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства взыскателю.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде.

Вопреки названным требованиям закона, судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области в исполнительном документе – судебном приказе №2-1581/19 от 20.08.2019, отметка, указывающая основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканная сумма, если имело место частичное исполнение, отсутствуют.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормативным правовым актам, с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г.Самара УФССП России по Самарской области в части не указания отметки, указывающей основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и периода, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканная сумма, если имело место частичное исполнение. Нарушение прав взыскателя выражено в том, что основание возврата исполнительного документа и наличие отметки о периоде нахождения документа на исполнении напрямую влияет на исчисление сроков предъявления исполнительного документа ко взысканию повторно.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования индивидуального предпринимателя Шатохина А.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самары УФССП по Самарской области Красюк В.В,, УФССП России по Самарской области об оспаривании действий должностного лица службы судебных приставов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г.Самары УФССП по Самарской области Красюк В.В,, выразившееся в не направлении в установленный законом срок постановления об окончании исполнительного производства от 20.12.2022 №99714/22/63040-ИП, не проставлении на судебном приказе №2-1581/19 от 20.08.2019, выданном мировым судьей судебного участка №50 Советского судебного района г.Самары отметки с указанием основания, по которому исполнительный документ возвращается и периода, в течение которого осуществлялось исполнительное производство.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г.Самары УФССП по Самарской области проставить отметку с указанием основания, по которому исполнительный документ возвращается и периода, в течение которого осуществлялось исполнительное производство при предъявлении подлинника исполнительного документа судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самары УФССП по Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2023.

Судья: