ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2818/2021 от 02.09.2021 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Гр.<адрес>.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 02 сентября 2021 года

Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан под председательствованием судьи ФИО7, при ведении протокола помощником судьи ФИО8, с участием представителя ФИО1 по доверенности ФИО16, представителя Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> по доверенности ФИО9, представителя Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2818/2021 по административному исковому заявлению представителя ФИО1 по доверенности ФИО16 к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> и Правительству Республики Дагестан о признании незаконным бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями,

УСТАНОВИЛ:

Представителя ФИО1 по доверенности ФИО16 обратился в суд с административным исковым заявлением к к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> и Правительству Республики Дагестан о признании незаконным бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, указывая, что она, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., родилась и проживает в <адрес> Республики Дагестан. В <адрес> административному истице принадлежало 1/2 части домостроения, которое перешло ей по наследству после смерти матери, ФИО2. В соответствии с п. 1.4 Положения о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 28 (далее - Положение о порядке переселения), ФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о переселении. Принадлежащее ей домостроение было передано администрации сельского поселения по акту приема передачи для предоставления жилья на новом месте жительства, а в отношении нее и членов ее семьи собрано личное дело, которое было направлено в Администрацию МР «<адрес>», для последующего рассмотрения.

В ответ на обращение ФИО1 о предоставлении информации о включении ее в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, Министерством экономики и социального развития Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что распоряжением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-р создана Межведомственная комиссия по проверке списков семей лакского населения <адрес> и после завершения работы комиссии ей будет предоставлен письменный ответ. Однако, несмотря на окончание срока проверки Межведомственной комиссией личных дел, ФИО1 не предоставлена информация о включении ее в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства. В 2016 году Глава администрации МО «сельсовет Новокулинский» направил ходатайство в адрес Управления о включении ФИО1 в списки переселенцев. Однако, до настоящего времени административному истцу не представлена информация о включении ее в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, утвержденные Комиссией Правительства РД. В мае 2021 г административный истец обратился в Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> с заявлением о предоставлении информации о включении в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Правительства Республики Дагестан предоставлен ответ о том, что Администрация муниципального района "<адрес>" предоставила личные дела переселенцев, в том числе и ее, в апреле 2021 и списки переселенцев не утверждены Комиссией Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения, так как ее заседания не проводились в период с 2013 года по настоящее время. Считает, что данный ответ противоречит Положению о Комиссии Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен для формальной отписки от обращения. Просит суд: 1. Признать незаконным бездействие Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> и Правительства Республики Дагестан, выразившееся в не рассмотрении заявления и личного дела ФИО1 на включение в список семей граждан лакской национальности переселяющихся на новое место жительства; 2. Обязать Правительство Республики Дагестан провести заседание Комиссии по реабилитации и переселению для рассмотрения заявления и личного дела ФИО1 по вопросу включения в семью ФИО1 в список семей граждан лакской национальности, переселяющихся на новое место жительства в течении 3 месяцев с даты вступления в силу судебного решения; 3. Обязать Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> выдать ФИО1 выписку из протокола заседания Комиссии Правительства РД по реабилитации и переселению.

Административный истец ФИО1, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просит рассмотретьдело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности ФИО16

ФИО16 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> по доверенности ФИО9 требования иска не признал, просил в его удовлетворении отказать, по основаниям, указанным в возражениях на иск.

Представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО10 также требования административного иска не тпризнал и просил отказать в его удовлетворении.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов административного дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан, где и проживает по настоящее время (паспорт 82 12 287410 от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>ФИО11 дан ответ за ФИО1, в котором указано, что семья ФИО1, комиссией Правительства по вопросам реабилитации и переселения не утверждена, личное дело семьи ФИО1 находится на рассмотрении межведомственной комиссии по проверке списков семей лакского населения <адрес>, переселяющихся на новое место жительства, с вышеизложенным, выдать выписку из протокола заседания комиссией не предоставляется возможным.

Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ год, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Новолакский, <адрес>, с кадастровым номером 05:15:000002:242, с площадью 80,6 кв.м.

Согласно Акта "без номера" от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи жилого дома, строения, в том числе незавершенного строительством и (или) земельного участка реабилитируемому гражданину, принадлежащее переселенцу ФИО1, домостроение, общей площадью 96 кв.м. и земельный участок общей площадью 2 400 кв.м. передается репрессированному гражданину (наследнику репрессированного) в 1944 году из <адрес> Дагестанской ФИО3 Дигаевичу.

На заявление ФИО1 в Управление Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> о предоставлении информации о включении ее в список переселенцев,, в планы-графики строительства поименного жилья и переселения населения на новое место жительства, а также планируемом сроке предоставления жилья, начальником Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>ФИО14 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ за , что комиссией Правительства РД по вопросам реабилитации и переселения личное дело ФИО1 не рассматривалось, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО "<адрес>" направлены в Управление актуализированные личные дела жителей Новокули, в том числе и личное дело ее семьи. В настоящее время Управлением ведется работа по проверке документов и сведений по всем представленным материалам, по завершении которой, личные дела будут представлены Правительственной Комиссии для рассмотрения в установленном законодательством порядке. Одновременно сообщают, что Правительственной Комиссией в период с 2013 года по настоящее время утверждение списков семей, переселяющихся на новое место жительства, не производилось.

В деле имеется ходатайство от 2016 года Главы администрации МО «сельсовет Новокулинский» на имя начальника Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> о включении ФИО1 в списки переселенцев.

Заместителем министра Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан ФИО17 дан ответ за на обращение ФИО1, что для проверки списков семей лакского населения <адрес>, переселяющихся на новое место жительства, распоряжением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-р создана межведомственная комиссия по проверке списков семей лакского населения <адрес>, переселяющихся на новое место жительства. В настоящее время работа межведомственной комиссии продолжается. После завершения работы межведомственной комиссии ей будет дан письменный ответ.

Согласно сообщению за от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация МО "<адрес>" направило в "Управление Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> актуализированные личные дела переселенцев в разрезе сельских поселений в том числе по МО "Новокули" - 309 личных дел.

В соответствии с п.1.2. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства», организация переселения возлагается на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>.

В соответствии с п.1.3. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства», переселение проводится поэтапно семьями и населенными пунктами в соответствии с графиком, утвержденным Управлением по согласованию с администрацией муниципального образования "<адрес>".

После принятия жилого дома на новом месте жительства лакская семья обязана сдать в двухмесячный срок домовладение и земельный участок на прежнем месте жительства по акту передачи жилого дома и земельного участка по форме согласно приложению N 3 реабилитированному гражданину.

В соответствии с п.3.3. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства», сдача домовладений осуществляется на условиях, предусмотренных Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из <адрес> на новое место жительства, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 74

Согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-р образована межведомственная комиссия по проверке списков семей лакского населения <адрес>, переселяющихся на новое место жительства.

В своих возражениях представитель Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>ФИО9 указал, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 записалась на личный прием к начальнику Управления с обращением о том, что ее семье не построено домостроение в переселенческом <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО1 написала заявление в адрес Управления с просьбой предоставить информацию о включении ее семьи в список переселенцев и сроков строительства жилья. ДД.ММ.ГГГГ Управлением был направлен ответ ФИО1 с пояснением о том, что утверждение списков переселенцев проводится Комиссией Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения (далее - Комиссия) и в настоящее время Управлением ведется работа по проверке документов и сведений по всем представленным материалам. Также в ответе ФИО1 сообщалось, что Комиссией личное дело ее семьи не рассматривалось, в статусе переселенцев не утверждалась. Таким образом исковые требования истца о не предоставлении информации о включении семьи ФИО1 в список семей граждан лакской национальности, переселяющихся на новое место жительства не обоснованы, так как Управлением была предоставлена информация (исх. письмо Управления от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ее семья в настоящее время не утверждена Комиссией в статусе переселенцев и что Управлением ведется работа по проверке материалов и документов, после чего будет представлена на рассмотрение Комиссии. Претензии, предъявляемые к Управлению по работе Комиссии Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения, а также периодичности заседания данной Комиссии не соответствуют компетенции Управления. Комиссия с 2013 г. по настоящее время не утверждала жителей <адрес> в статусе переселенцев ввиду отсутствия средств выделяемых из федерального и республиканского бюджета на строительство жилых домов. В настоящее время свыше 500 семей, ранее утвержденных Комиссией в качестве переселенцев, не построены домостроения в переселенческом <адрес> из-за отсутствия денежных средств и не выделении их на строительство домостроений.

Кроме того, представитель Управления представил суду личное дело ФИО1 за , в котором имелось заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ к Главе МО "сельсовет "Новокулинвкий" <адрес> РД направила заявление с просьбой предоставить ей отдельную квартиру, жилой дом по типовому проекту, жилой дом по индивидуальному проекту, строительные материалы и ссуду для строительства жилья своими силами. В своем заявлении ФИО1 сообщила о себе сведения и указала состав переселяющейся семьи дочь Шамирзоевой Джамили 1990 года рождения и сына Джабраилова Магомеда 1998 года рождения.

Из служебной записки от 27.05.2021г. по обращению ФИО1, следует, что консультант отдела переселения ФИО12 предлагает начальнику Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>ФИО14 представить личное дело ФИО1 для утверждения ФИО6 Правительства РД по вопросам реабилитации и переселения.

Однако суду не представили доказательств об утверждении личного дела ФИО1ФИО6 Правительства РД по вопросам реабилитации и переселения.

В материалах административного дела имеются возражения заместителя министра Министерства юстиции Республики Дагестан ФИО13, в которых указано, что как усматривается из искового заявления административные исковые требования истца основаны на том, что Управление начиная с мая 2014 года по настоящее время не включило ФИО1 в списки на переселение. Однако, после обращения ФИО1 в мае 2021 года, Управлением дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что личные дела граждан в том числе и дело истицы были направлены Администрацией МО «<адрес>» только ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в вышеуказанном письме Управления отмечено, что в настоящий момент ведется проверка полученных документов и личных дел граждан для последующего их предъявления в Правительственную комиссию по вопросам реабилитации и переселения.

Таким образом, суждения административного истца о бездействии органа исполнительной власти Республики Дагестан является необоснованными и незаконными ввиду проведении проверки документов и личных дел граждан с момента их получения в соответствии с постановлением Совета министров Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства».

В судебном заседании представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО10 также подтвердил, что согласно Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения» образована комиссия Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения которая обеспечивает координацию деятельности министерств, ведомств Республики Дагестан и заинтересованных организаций по вопросам реабилитации и переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановлением <адрес>.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав Комиссии Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения.

Вышеуказанные акты Правительства Республики Дагестан приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации и являются действующими и подлежат исполнению на всей территории Республики Дагестан.

Анализируя доказательства, суд находит, что административным истцом к Правительству Республики Дагестан не предъявлено законных и обоснованных требований, которые отражали бы противоправные действия Правительства РД в отношении ФИО1

Из материалов дела следует, что в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. .03-19/75/21 начальник Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>ФИО14 ссылается на то, что Администрация муниципального района "<адрес>" предоставила личные дела переселенцев, в том числе и ее, в апреле 2021 и списки переселенцев не утверждены Комиссией Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения, так как ее заседания не проводились в период с 2013 года по настоящее время.

Однако указанное сообщение противоречит п. 8 Положения заседания Комиссии Правительства Республики Дагестан, где указано, что заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, более того, не усматривается взаимосвязь между указанным ответом и направлением личного дела ФИО1 в Правительственную комиссию по вопросам реабилитации населения.

Из анализа взаимосвязанных положений ст.4, ст.8, ст. 17, ст.175 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Изложенное свидетельствует о том, что указанный отказ о предоставлении информации о включении в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства является незаконным и необоснованным, нарушает права административного истца в части возможности получения услуги по получению сведений, касающихся ее лично и необходимых для представления по месту требования.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Ввиду того, что иных доказательств в подтверждение законности вынесенного отказа о предоставлении информации о включении в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства ФИО1 представлено не было, суд считает, что требования ФИО1 к Управлению Правительства РД по вопросам переселения лакского населения о признании незаконными действия Управления Правительства РД следует удовлетворить частично.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление представителя ФИО1 по доверенности ФИО16 - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>, выразившееся в не рассмотрении личного дела ФИО1 на включение в список семей граждан лакской национальности переселяющихся на новое место жительства.

В признании незаконным бездействие Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 на включение в список семей граждан лакской национальности переселяющихся на новое место жительства - отказать.

В признании незаконным бездействие Правительства Республики Дагестан, выразившееся в не рассмотрении заявления и личного дела ФИО1 на включение в список семей граждан лакской национальности переселяющихся на новое место жительства - отказать.

В обязании Правительства Республики Дагестан провести заседание Комиссии по реабилитации и переселению для рассмотрения заявления и личного дела ФИО1 по вопросу включения в семью ФИО1 в список семей граждан лакской национальности, переселяющихся на новое место жительства в течении 3 месяцев с даты вступления в силу судебного решения - отказать.

В обязании Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> выдать ФИО1 выписку из протокола заседания Комиссии Правительства РД по реабилитации и переселению - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме, через Кировский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

ФИО15 Вагабова