ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-281/18 от 18.07.2018 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ По делу 2а-281/2018

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2018 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Удаловой Н.П., при секретаре Ларионовой Д.Ю., с участием рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области об оспаривании решений органа власти, нарушающих права и законные интересы, создающих препятствия к осуществлению прав и свобод; возложении обязанности согласования проведения заявленных публичных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о признании незаконными решения администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области - отказов в согласовании заместителем Главы Л.Е. Владимировой № 1692-11/18, № 1693-11/18, № 1694-11/18 от 27 июня 2018 года заявленных ими публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и возложении обязанности согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обоснование административного искового заявления указали, 27 июня 2018 года Главе администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области В.А. Быченкову административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок,
бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 01 июля 2018 года с 09 до 10 часов на площади Чкалова рядом со зданием дома культуры и спорта в городе Чкаловске с количеством участников до 200 человек; пикетирования с призывом к борьбе с проявлениями гомофобии и трансфобии в России во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года с целью призыва к борьбе с проявлениями гомофобии и трансфобии, а также к выступлению в поддержку прав и свобод сексуальных и тендерных меньшинств во время проведения в городах России Чемпионата мира по футболу 2018 года. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 01 июля 2018 года с 12 до 13 часов на площади Чкалова рядом со зданием дома культуры и спорта в городе Чкаловске с количеством участников до 200 человек; шествия Чкаловского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 08 июля 2018 года с 09 до 11 часов по улице Матросова от улицы Нахимова до улицы Леваневского в городе Чкаловске с количеством участников до 300 человек. 27 июня 2018 года заместитель Главы администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области Л.Е. Владимирова уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий (письма: № 1692-11/18, № 1693-11/18, № 1694-11/18). Владимирова Л.Е. сослалась на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Должностное лицо заметила, что «указанная площадь является зоной отдыха родителей с детьми, на площади расположены учреждения культуры, которые посещают несовершеннолетние дети, т.е. обеспечить отсутствие несовершеннолетних невозможно». Владимирова Л.Е. отметила, что «указанный маршрут шествия проходит мимо образовательных учреждений, т.е. обеспечить отсутствие несовершеннолетних невозможно». Кроме того, должностное лицо в каждом случае предупредила, что «публичное мероприятие, в случае его проведения, будет признано незаконным, подлежащим немедленному прекращению. Организаторы публичного мероприятия будут привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством по ст. 20.2 КоАП РФ». Полагают, что указанные действия заместителя Главы администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области Владимировой Л.Е., отказавшей в согласовании проведения заявленных шествия и пикетирований, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года. Администрацией городского округа город Чкаловск Нижегородской области был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований. Между тем, именно власти государства, обладая необходимой информацией о проведении в городе иных мероприятий, имеют реальную возможность предложить те места, которые позволят организатору заявленных мероприятий донести до общества и властей государства свои требования и обратить внимание на проблемы соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации. Что касается риска возможных столкновений между участниками публичных мероприятий и лицами, протестующими против их проведения, то данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку проведение мероприятий с заявленными целями заведомо будет воспринято негативно частью общества, независимо от конкретного времени и места их проведения, о чем известно как административным истцам, так и Администрации. Соответственно, орган власти обязан обеспечить безопасность участников организованных административными истцами мирных шествия и пикетирований в защиту правомерных ценностей демократического общества, и обязан также обеспечить предотвращение беспорядков в связи с неправомерными действиями протестующих лиц, что предусмотрено ст. 12 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также вытекает из требований ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Между тем. из содержания обжалуемых решений следует, что согласие с неправомерными действиями протестующих в ущерб конституционным ценностям плюрализма мнений и свободы собраний имеет большее значение для Администрации, чем исполнение законной обязанности по пресечению неправомерных действий. Администрация посчитала заявленные шествие и пикетирования направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В этой связи административные истцы отмечают, что ограничение права на свободу собраний на основании правомерной цели защиты нравственности несовершеннолетних не имеет отношения к заявленным публичным мероприятиям, поскольку их целью являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушать требования нравственности. Согласно поданным в Администрацию уведомлениям, организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов. Являясь членом Совета Европы, Россия обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной международной организации и конкретизированы в решениях ее уставных органов. Необходимость признания и защиты прав человека граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, подчеркивается в многочисленных рекомендациях Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы. Административные истцы обращают внимание суда на то обстоятельство, что в поданных в Администрацию уведомлениях о проведении шествия и пикетирований они указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации. Кроме того, административные истцы подчеркивали, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойностей. По мнению административных истцов, основной причиной отказа Администрации в согласовании проведения шествия и пикетирований является неприятие должностным лицом Администрации целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. Таким образом, решения должностного лица являются дискриминационными но признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение. Просят суд признать, что обжалуемые решения являются незаконными, поскольку нарушают право на свободу мысли и слова (статья 29 Конституции РФ), право на свободу собраний, гарантированное статьей 31 Конституции РФ и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и основаны на дискриминационном отношении к лицам гомосексуальной ориентации и, прежде всего, к организаторам и потенциальным участникам заявленных публичных мероприятий.

В заседание суда административные истцы не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства; об отложении судебного разбирательства не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте административный ответчик извещен надлежащим образом. В суд поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, за подписью главы администрации городского округа город Чкаловск В.А. Быченкова, согласно которого административный ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований Алексеева Н.А., Молякова С.А., Михайловой С.А. в полном объеме, по обстоятельствам, подробно изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд находит административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 27.06.2018 Алексеев Н.А. подал главе администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области уведомления о проведении трех публичных мероприятий, за подписью Алексеева Н., Молякова С. и Михайловой С.:

- пикетирования с призывом к борьбе с проявлениями гомофоби и трансфобии в России во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года с целью призыва к борьбе с проявлениями гомофобии и трансфобии, а также к выступлению в поддержку прав и свобод сексуальных и гендерных меньшинств во время проведения в городах России Чемпионата мира по футболу 2018 года. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 01 июля 2018 года с 12 до 13 часов на площади Чкалова рядом со зданием дома культуры и спорта в городе Чкаловске с количеством участников до 200 человек (л.д. 12- 15);

- шествия Чкаловского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 08 июля 2018 года с 09 до 11 часов по улице Матросова от улицы Нахимова до улицы Леваневского в городе Чкаловске с количеством участников до 300 человек (л.д. 16-19).

- пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 01 июля 2018 года с 09 до 10 часов на площади Чкалова рядом со зданием дома культуры и спорта в городе Чкаловске с количеством участников до 200 человек (л.д. 20-23).

27.06.2018 года администраций г.о.г. Чкаловск Нижегородской области даны ответы на уведомления административных истцов за подписью зам.главы администрации городского округа Владимировой Л.Е. об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий (письма № 1692/18, № 1693/18, № 1694/18) (л.д. 24, 26, 27).

Из ответов об отказе в согласовании проведения пикетирований и шествия следует, что заявителям было отказано в согласовании публичных мероприятий по той причине, что цели заявленных публичных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 6,21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные обстоятельства, по мнению администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для согласования проведения публичных мероприятий.

В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Гарантированное статьей 31 Конституции РФ право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.

В силу части 2 статьи 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данная норма обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.

Разрешая заявленные требования, суд полагает, что цели заявленных административными истцами публичных мероприятий направлены на пропаганду гомосексуализма, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и ущемляют права детей.

Так, согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с этим, в статье 14 указанного Закона закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Запрещено распространение такой информации среди детей любого возраста (пункт 1 части 1 указанной статьи).

Положения части 3 статьи 16 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Поскольку согласно статье 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение заявителей провести публичные мероприятия в местах города Чкаловска Нижегородской области, предполагающих присутствие большого количества людей, суд полагает, что эти мероприятия несомненно могли оказать информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.

Поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание тематику запланированных мероприятий, суд приходит к выводу, что такое воздействие на несовершеннолетних нежелательно по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженного с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт «ж» части 1 статьи 72).

В этой связи суд находит обоснованными выводы администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области о том, что цели заявленного публичного мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд, оценивая оспариваемые решения администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области применительно к приведенным выше нормам права, расценивает оспариваемые решения как принятые в защиту детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений на их развитие и признает их соответствующими требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и не нарушающими права административных истцов в данной части.

Противоречие заявленных целей планируемых заявителями публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей, и отсутствие у организаторов этого мероприятия намерений устранить это несоответствие, по мнению суда, исключали для администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области необходимость предложения организаторам публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем, довод административных истцов о нарушении органом местного самоуправления пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», также является несостоятельным.

Ссылки административных истцов на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, поскольку при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что отказ в согласовании заявленных публичных мероприятий обусловлен не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

Необходимо также отметить, что в силу статьи 41 Закона Нижегородской области от 27.12.2007 года № 196-З (ред. от 10.10.2017) «О публичных мероприятиях, проводимых на территории Нижегородской области» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, установленным частью 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций:

1) территории, занимаемые объектами жизнеобеспечения, в том числе электростанциями, магистральными теплопроводами и тепловыми сетями, водозаборными сооружениями, сетями водоснабжения, котельными, элеваторами, фармацевтическими предприятиями и складами медикаментов, хлебопекарнями;

2) объекты транспортной инфраструктуры, используемые для транспорта общего пользования, определенные федеральными законами;

3) здания, занимаемые образовательными и медицинскими организациями, организациями связи, подразделениями пожарной охраны;

4) территории, занимаемые сооружениями связи (объекты инженерной инфраструктуры, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи);

5) культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

6) строительные площадки, места проведения ремонтных работ, ветхие и аварийные дома;

7) территория Нижегородского Кремля; 7.1) улица Большая Покровская города Нижний Новгород;

8) территории, непосредственно прилегающие к объектам, местам, зданиям, указанным в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

Как следует из ответов администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области № 1692-11/18 и №1694 от 27.06.2018 года, административные истцы были уведомлены о том, что заявленные ими публичные мероприятия назначенные на 01.07.2018 года с 09 часов до 10 часов и с 12 часов до 13 часов на площади В.П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области, не согласовано также по той причине, что указанная площадь является зоной отдыха родителей с детьми, на площади расположены учреждения культуры, которые посещают несовершеннолетние дети, то есть обеспечить отсутствие несовершеннолетних невозможно.

Как следует из ответа администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области № 1693-11/18 от 27.06.2018 года, административные истцы были уведомлены о том, что заявленное ими публичное мероприятие в форме шествия Чкаловского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России по ул. Матросова в г. Чкаловске 08.07.2018 года с 09 часов 00 минут до 11 часов 00 минут, не согласовано также по той причине, что указанный маршрут шествия проходит мимо образовательных учреждений, то есть обеспечить отсутствие несовершеннолетних невозможно. Также указано, что на улице Матросова ведутся ремонтные работы.

Данные обстоятельства также были подтверждены административным ответчиком при рассмотрении настоящего иска.

Из справки отдела культуры, туризма и спорта администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области, расположенного по адресу: пл. Чкалова, 1, г. Чкаловск Нижегородской области следует, что на базе Дворца культуры и спорта расположены учреждения культурно-досугового типа, работают клубные формирования и любительские объединения для детей; работает Центральная детская библиотека. В воскресные дни еженедельно проходят массовые мероприятия с участием несовершеннолетних детей.

08.06.2018 года в связи с празднованием Дня семьи, любви и верности, приуроченного ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии проходили праздничные мероприятия по адресам: г. Чкаловск, ул. Нахимова, д. 12а (МКДОУ детский сад № 16 «Светлячок»); г. Чкаловск ул. Матросова, д. 31а (МКДОУ детский сад № 4 им. В.П. Чкалова); г. Чкаловск, ул. Матросова, д. 23 (МКОУ СШ им. В.В. Клочкова), что подтверждается справкой управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области.

В подтверждении ремонтных работ дороги по ул. Матросова г. Чкаловска Нижегородской области представлен муниципальных контракт № 82 от 09.06.2018 года, сроки выполнения работ: с даты заключения Контракта до 31.08.2018 года. Таким образом, администрацией г.о.г. Чкаловск верно принято решение об отказе в проведении шествия Чкаловского гей-парада, поскольку заявленное публичное мероприятие не могло быть проведено в указанное время и в указанном месте по причине необходимости соблюдения правил техники безопасности, поскольку в этот период в данном месте проводились различного рода работы с применением специальной техники.

Изложенные обстоятельства, по мнению суда, также исключали возможность согласования заявленных административными истцами публичных мероприятий.

Также суд не может удовлетворить требования административных истцов обязать администрацию г.о.г. Чкаловск Нижегородской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий, поскольку мероприятия были заявлены на 01.07.2018 года (два мероприятия) и 08.07.2018 года, административный иск подан в суд после указанных дат, а именно 12.07.2018 года.

Суд полагает возможным отметить и то, что поведение самих административных истцов не согласуется с принципами добросовестной реализации предоставленных им прав.

Подача трех заявлений о согласовании проведения публичных акций, направленных на позитивное освещение вопросов однополых отношений, свидетельствует о том, что целью данных мероприятий является максимально широкое публичное демонстрирование мировоззрений административных истцов, что неизбежно, вне зависимости от места проведения мероприятия, приведет к вовлечению несовершеннолетних в такое информационное поле.

При этом представление информации в таком поле будет носить характер пропаганды конкретного образа жизни и совершенно очевидной оценки такого образа жизни.

В этом смысле администрация г.о.г. Чкаловск Нижегородской области приняла верное решение, основанное на стремлении защитить интересы несовершеннолетних, что в известной мере умалило права административных истцов.

Вместе с тем такое ограничение не исключается нормами международного права, а в рассмотренном деле не может быть признано чрезмерным.

Разумное ограничение прав административных истцов согласуется с публичными интересами, ожиданиями и оценками большинства членов российского общества, выявленными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П.

Принципы демократического общества предполагают принятие позиции большинства при уважении прав меньшинства на свою точку зрения.

Административные истцы не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области об оспаривании решений органа власти, нарушающих права и законные интересы, создающих препятствия к осуществлению прав и свобод; возложении обязанности согласования проведения заявленных публичных мероприятий отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Чкаловский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Н.П. Удалова