ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-281/2017 от 19.01.2017 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело№ 2а-281/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2017 г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре судебного заседания Шпанко И.В., с участием административного истца Кондратюк Д.А., представителей административного ответчика Администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым- Россоловского С.Н., Голубевой Ю.Н., представителя административного ответчика Сакской межрайонной прокуратуры Республики Крым – Насрулаева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кондратюка Дмитрия Анатольевича к Администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Сакскому межрайонному прокурора Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым №170 от 09.06.2016 года,

У С Т А Н О В И Л:

В октябре 2016 года Кондратюк Д.А. обратился в суд с административным иском в суд к Администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Сакскому межрайонному прокурора Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым №170 от 09.06.2016 года и №171 от 09.06.2016 года.

Определением суда от 19.01.2017 года производство по делу в части исковых требований Кондратюка Дмитрия Анатольевича к Администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Сакскому межрайонному прокурора Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым №171 от 09.06.2016 года прекращено.

Свои требования Кондратюк Д.А. мотивирует тем, что 11.02.2016 года администрацией Новофёдоровского сельского поселения принято постановление №37 «О порядке благоустройства пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым».

Постановления администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым являются незаконным и затрагивает его интересы.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года №803 утверждены Методические рекомендации по благоустройству пляжей общего пользования Республики Крым. Проект указанного постановления был изучен прокуратурой Республики Крым, а соответствие требованиям Федерального законодательства, замечания не выявлены (письмо от 17 декабря 2015 года №исорг-7/4-10605-2015).

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131 -Ф"З «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в решении вопросов местного значения в части создания условий для массового отдыха жителей поселений и организации обустройства мест массового отдыха населения в границах муниципальных образований, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Согласно указанным Методическим рекомендациям благоустройство пляжей общего пользования и прилегающих к ним территорий путем размещения элементов благоустройства пляжа, в том числе нестационарных торговых объектов, осуществляется явствующими субъектами на основании договора о благоустройстве пляжа, типовая форма которого приведена в приложении 1 к указанным Методическим рекомендациям.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие мероприятия но благоустройству пляжей общего пользования и прилегающих территорий, определяются путем проведения конкурсов на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжей. Типовое положение о порядке проведения конкурса на инее эскизное предложение по благоустройству пляжа и заключения договора о благоустройстве пляжа приведено в приложении 2 к указанным Методическим рекомендациям.

Принятие решения о победителе на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа осуществляется комиссией по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования. Типовое положение о комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования приведено в приложении 3 к указанным Методическим рекомендациям.

Учитывая положения Методических рекомендаций, 11 февраля 2016 года Администрацией Новофедоровского сельского поселения принято постановление N37 «О порядке благоустройства пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым».

Указанные положения разработаны в соответствии с утвержденными становлением Совета министров Республики Крым Методическими рекомендациями.

Также, постановлением администрации Новофёдоровского сельского поселения от 11 февраля 2016 года №37 был объявлен конкурс на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым на 21 марта 16 года.

Так, извещение было размещено на официальном сайте Сакского района ttp://sakirs.ru/press-sluzhba/informatsiva/491-novofiodorovskoe-selskoe-poselenie- kskogo-raiona-respubliki-krvm-izveshchenie-na-provedenie-konkursa-na-luchshee- skiznoe-predlozhenie-po-blagoustroistvu-plvazha).

В соответствии с протоколом заседания комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым от 4 апреля 2016 года №1, по состоянию на 31 марта 2016 года на конкурс на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым, поступило 1- но заявление от него - ИП Кондратюк Д.А.

По итогам заседания комиссии принято решение рекомендовать Председателю Новофедоровского сельского совета - главе администрации Новофедоровского сельского поселения, Россоловскому С.П, заключить с ИП Кондратюк Д.А. договор о благоустройстве территории муниципального пляжа пгт. Новофёдоровка Сакского района Республики Крым, и прилегающей территории, ориентировочной площадью 6,|2 га, расположенного в западной части пгг. Новофедоровка на берегу Черного моря севернее пирса, сроком на 25 лет.

На основании Постановления Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года №803 утверждены и действуют Постановления о порядке передачи пляжа по конкурсу по всему Крыму (заключено уже более 135 договоров по благоустройству пляжей на основании конкурсов на благоустройство.

Согласно п. 6 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, вилы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", с учетом изменений и дополнений, внесенными Постановлением правительства РФ от 30 апреля 2016 г. N 385, перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся и в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов дополнен пунктами : «2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется решения на строительство; 3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; 4. Элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики); 5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.» «19. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов [теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, левые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и иное оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для посещения которых не требуется разрешения на строительство.; 20. Лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.; 21. Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не обуется разрешения на строительство.»

Таким образом, Администрацией Новофедоровского сельского поселения проведен конкурс на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа и соответственно заключен договор с победителем на основании механизма, определенного постановлением Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года №803, а также постановления Новофедоровского сельского поселения от 11 февраля 2016 года №37 «О порядке благоустройства пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым».

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на который ссылается прокуратура, заключение договоров аренды, сговоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления существом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не скрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатом проведения конкурсов или аукционов на во заключения этих договоров.

Однако, договор от 6 апреля 2016 года №01 заключен без предоставления цельных участков или иного муниципального имущества в целях создания условий для массового отдыха людей на водных объектах путем благоустройства пляжей муниципального образования, повышения качества обслуживания лиц, отдыхающих на пляжах, соблюдения требований по обеспечению безопасности людей воде и санитарных правил, реализации проекта по благоустройству пляжа на территории муниципального образования. То есть, согласно ст. 39.1. ЗК РФ оснований для возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности не усматривается.

Перехода прав в отношении государственного или инициального имущества не происходило и не предусматривалось. Пунктом 2.3.6. и типового договора и договора от 6 апреля 2016 года №01, предусмотрена обязанность Пользователя обеспечить свободный доступ граждан на используемый пляж.

Просил суд, признать незаконным и отменить постановление администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 09.06.2016 года №170 «О рассмотрении протеста Сакского межрайонного прокурора от 30.05.2016 года №20-3828-2016 на постановление администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 11.02.2016 года №37».

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, дал пояснения по обстоятельствам дела, аналогично изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно на вопросы прокурора пояснил, что этим постановлением утверждено положение по которому был проведен конкурс, с ним заключили договор на основании данного положения. По состоянию на 09.06.2016 года договор был уже заключен, действия прокуратуры обжаловались, проводилась проверка. 08.06.2016 года состоялось заедание межведомственной комиссии, на заседании истребовали у прокурора ответ на обращение, в заседании присутствовал. Возможно, представление прокурора и рассматривался на комиссии. Данным постановлением нарушаются его права. Не мог знать, какое решение примет Новофёдоровский поселковый совет на протест прокурора. Также просил суд восстановить срок на подачу данного административного искового заявления в суд, пояснил суду, что срок обжалования постановления от 09.06.2016 года пропустил по уважительной причине, так как о постановлении и его содержании узнал только 07.09.2016 года, когда получил ответ из поселкового совета на свое обращение. Иной возможности узнать о данном постановлении не имел.

Представитель административного истца, допущенный к участию в деле по устному ходатайству административного истца, в судебном заседании 01.12.2016 года поддержал административное исковое заявление своего доверителя, просил удовлетворить, пояснил так же суду, что оспаривают не протест прокурора, а постановление администрации, не знали, что протесты прокурора будут удовлетворены. Постановления не затрагивают интересы других лиц, договор был расторгнут.

Представитель административного ответчика, Администрации Новофёдоровского поселкового совета Сакского района Республики Крым, Россоловский С.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного искового заявления на основании представленных суду письменных пояснений (л.д.48), согласно которых следует, что 06.04.2016 года администрацией Новофедоровского сельского поселения принято постановление № 96 «О заключении договора с индивидуальным предпринимателем Кондратюк Д.А. о благоустройстве муниципального пляжа Новофедоровского сельского поселения». 09.06.2016 года администрацией Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым было принято постановление №170 «О рассмотрении протеста Сакского межрайонного прокурора от 30.05.2016 года №20-3828-2016 на постановление администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 11.02.2016 года №37». Данным постановлением протест был удовлетворен: П.3 постановления Администрации Новофедоровского сельского поселения от 11.02.2016 № 37 «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым и заключении договора о благоустройстве пляжа» отменен. Так же 09.06.2016 года администрацией Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым было принято постановление №171 «О рассмотрении протеста Сакского межрайонного прокурора от 30.05.2016 года №20-3830-2016 на постановление администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06.04.2016 года №96». Данным постановлением протест был удовлетворен. Постановление администрации Новофедоровского сельского поселения от 06.04.2016 № 96 «О заключении договора с индивидуальным предпринимателем Кондратюк Д.Л. о благоустройстве муниципального пляжа Новофедоровского сельского поселения» отменено. Данные постановления были вынесены по требованию прокуратуры в связи с направленными протестами на постановление администрации Новофедоровского сельского поселения от 11 февраля 2016 № 37 и на постановление администрации Новофедоровского сельского поселения от 06.04.2016 №96. Однако, было выявлено, что постановления администрации №170 «О рассмотрении протеста Сакского межрайонного прокурора от 30.05.2016года №20-3828-2016 на постановление администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 11.02.2016 года №37 противоречит Постановлению Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года №803, которым утверждены Методические рекомендации по благоустройству пляжей общего пользования Республики Крым. В связи с чем, постановления администрации не были исполнены. На основании этого, он понес административную ответственность согласно постановлению по делу об административном правонарушении (дело №5-1204/2016) от 20 сентября 2016 года. Также пояснил суду, что после вынесения постановления разобрались в ситуации, поняли, что действовали на законных основаниях при проведении конкурса и заключения договора с административным истцом. Копию постановления не отправляли административному истцу, не знает, когда он его получил. Земельный участок не сформирован, права ни чьи не нарушены, предоставлена была территория для благоустройства. На вопросы прокурора пояснил также, что когда получили протест прокурора, не знает, извещали истца или нет. Перед удовлетворением протеста 09.06.2016 года есть или нет информация Совета Министров в лице министерства курортов и туризма. Устно встречались, письменно не помнит. Протокол заседания Администрация поселкового совета не велся, представление положили на резолюцию специалисту, тот подготовил проект постановления, обсуждали устно ситуацию со специалистом. Была утверждена схема по земельному участку, внесены изменения в схемы размещения стационарных объектов, рассматривали сессионно, всеми депутатами. На этом земельном участке, согласно договора, ни кто другой не может размещать объекты, кроме административного истца.

Представитель административного ответчика, Администрации Новофёдоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Голубева Ю.С., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, судебном заедании поддержала позицию Россоловского С.Н.

Представитель административного ответчика, Сакской межрайонной прокуратуры Республики Крым, Насрулаев А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, просил суд отказать, на основании письменных возражений (л.д.49-51), согласно которых следует, что постановлением администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 09.06.2016 № 170 по протесту Сакского межрайонного прокурора отменен пункт 3 постановления администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 11.02.2016 №37, которым утверждено Положение о порядке проведения конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым и заключении договора о благоустройстве пляжа. Постановлением администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 09.06.2016 № 171 по протесту Сакского межрайонного прокурора отменено постановление администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06.04.2016 №96, в соответствии с которым администрацией принято решение заключить договор о благоустройстве территории муниципального пляжа пгт Новофедоровка Сакского района Республики Крым ориентировочной площадью 6,2 га, расположенного в западной части пгт. Новофедоровка на берегу Черного моря севернее пирса сроком на 25 лет. В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Кондратюк Д.А. обратился с административным иском с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Кроме этого, заявленные истцом требования являются необоснованными по следующим основаниям. Так, правовыми основаниями для принесения протеста послужили нарушения ст. 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 1, 65, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 50 Водного кодекса Российской Федерации, Постановления Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 480, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допущенные администрацией Новофедоровского сельского поселения при принятии постановлений от 11.02.2016 № 37 и от 06.04.2016 № 96. По аналогичным основаниям Сакской межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки исполнения требований земельного, водного законодательства и законодательства о защите конкуренции при передаче в пользование муниципального пляжа в пгт. Новофедоровка под благоустройство и размещение нестационарных; торговых объектов 23.06.2016 председателю Новофедоровского сельского совета — главе администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Россоловскому С.Н. вручено представление об устранении нарушений законодательства от 22.06.2016 № 15/5-239-2016, которое оставлено без удовлетворения. Законности указанных требований прокурора дана оценка судом при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного прокурором по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении председателя Новофедоровского сельского совета - главы администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Россоловского С.Н., в связи с неисполнением представления прокурора. Так, постановлением Сакского районного суда Республики Крым от 20.09.2016, оставленным в силе решением Верховного Суда Республики Крым от 25.10.2016, Россоловский С.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Также дополнительно на вопросы участников процесса пояснил суду, что весной 2016 года в соответствии с информационным письмо Прокуратуры Республики Крым, были проведены проверки муниципальных образований имеющих доступ, выход к Черному морю, в результате которых была установлена фактическая передача Администрацией сельского поселения 6,2 га земельного участка в пгт. Новофёдоровка для коммерческой деятельности. При передаче земельного участка использовались только методические рекомендации утвержденные Постановлением Совета Министров РК №803, которые не имеют обязательного характера. При работе не использовала ряд федеральных закон и подзаконных нормативно-правовых актов, а именно положения Земельного Кодекса, использование земельных участков в государственной и муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Со стороны административного истца и сельского поселения идет подмена понятия не возникновения право пользования. Размещение тех объектов которая предусмотрена этой главой земельного кодекса, они тесно связаны с землей. И законодатель предусматривает что, не нужно устанавливать сервитут и не нужно формировать земельный участок под те объекты которые предоставляются в порядке предусмотренном этой главой. Действительно Постановлением Правительства РФ №1300 утвержден перечень объектов под действия ст. 39.33 ЗК, в статье 39.36 утверждено, что порядок и условия размещения этих объектов определяются законодательными актами субъектов РФ, но Постановление №803 в себе не содержит ссылки на положение, регламент, в связи с чем, общеобязательного характера не имеет. В связи с тем, что использование земельного участка муниципальной собственности, под размещение тех объектов, которые предусмотрены в договоре о благоустройстве неразрывно связано с землей и однозначно, право пользования земельного участка возникло, определено согласно тех привязок, которые отражены в договоре, определены его площадь. При процедуре передачи состоялось несколько последовательных этапов, первый - вынесение постановление №37 от 01.02.2016 года. Этим постановлением был объявлен конкурс, и п. 3 был определен порядок проведения конкурс. Учитывая, что у предпринимателя, который выиграл бы конкурс, возникало бы право пользования земельным участка, под размещенными объектами. В связи с этим на данные правоотношения распространяются положения федерального закона №135 «О защите конкуренции», ст.17.1 которого определено. Со ссылками на 67 Правил, торги в виде конкурса, пляжной территории там нет. Торги могли проводится, только в форме аукциона. Также идет расхождение в площади пляжи, утвержденной постановлением Администрации поселкового совета 4 га, вместо выделенного 6,2 га. Видно пробелы в регулировании водных отношений в Администрации, что не помешало передать территорию для размещения торговых объектов. При проведении конкурса нарушены правила размещения объявления о проведении конкурса, было только одно предложение. Предоставленное предложение на улучшение 6,2 га, вместо принятого 4 га, принято Администрацией, в нарушение правил ФАС. Не признал конкурс не состоявшимся. 06.06.2016 года поступило приглашение в прокуратуру Республики Крым и Сакскую межрайонную прокуратуру Республики Крым на заседание межведомственной комиссии по вопросам организации пляжного отдыха в Республике Крым, с двумя вопросами в повестке дня, вторым вопросам указано о протестах Сакской межрайонной прокуратуры на постановление Администрации Новофёдоровского сельского поселения по вопросам благоустройства пляжей. То есть о том, что прокуратурой вынесены протесты на постановление администрации, знали за пределами района, также об этом было известно и главе администрации и депутатам поселкового совета, одним из которых является и Кондратюк. 09.06.2016 Администрация рассмотрела протесты, сочла их законными. Эти постановления об отмене предыдущих постановлений, не подлежали исполнению. В постановление №170 указано, что подлежало официальному опубликованию. Реализована была цель, отмена акта. Интересы ИП Кондратюка не нарушает, не повлекло договорным отношений с ним.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Из положений ст. 61 КАС РФ усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.

Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что 11.02.2016 года администрацией Новофёдоровского сельского поселения принято постановление №37 «О порядке благоустройства пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым». (л.д.62)

Данным постановлением утвержден состав комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым; утверждено положение о комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым; утверждено положение о порядке проведения конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым и заключении договора о благоустройстве пляжа; объявлен конкурс на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым на 21 марта 2016 года.

Извещение было размещено на официальном сайте Сакского района ttp://sakirs.ru/press-sluzhba/informatsiva/491-novofiodorovskoe-selskoe-poselenie- kskogo-raiona-respubliki-krvm-izveshchenie-na-provedenie-konkursa-na-luchshee-skiznoe-predlozhenie-po-blagoustroistvu-plvazha).

В соответствии с протоколом заседания комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым от 4 апреля 2016 года №1, по состоянию на 31 марта 2016 года на конкурс на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым, поступило 1- но заявление от - ИП Кондратюк Д.А.(л.д.73-74)

По итогам заседания комиссии принято решение рекомендовать Председателю Новофедоровского сельского совета - главе администрации Новофедоровского сельского поселения, Россоловскому С.П., заключить с ИП Кондратюк Д.А. договор о благоустройстве территории муниципального пляжа пгт. Новофёдоровка Сакского района Республики Крым, и прилегающей территории, ориентировочной площадью 6,2 га, расположенного в западной части пгг. Новофедоровка на берегу Черного моря севернее пирса, сроком на 25 лет.

Согласно данного постановления договор заключен ориентировочной площадью 6,2ГА, расположенного в западной части пгт. Новофёдоровка на берегу Черного моря севернее пирса, сроком на 25 лет.(л.д.81-88)

В судебном заседании установлено, что в соответствии с информационным письмо Прокуратуры Республики Крым, были проведены проверки муниципальных образований имеющих доступ, выход к Черному морю, в результате которых была установлена фактическая передача Администрацией сельского поселения 6,2 га земельного участка в пгт. Новофёдоровка для коммерческой деятельности.(л.д.52-53

Из представления следует, что правовыми основаниями для принесения протеста послужили нарушения ст. 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 1, 65, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 50 Водного кодекса Российской Федерации, Постановления Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 480, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допущенные администрацией Новофедоровского сельского поселения при принятии постановлений от 11.02.2016 № 37 и от 06.04.2016 № 96.

Так, постановлением Сакского районного суда Республики Крым от 20.09.2016, оставленным в силе решением Верховного Суда Республики Крым от 25.10.2016, Россоловский С.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.(л.д.121-136)

Данным постановлением протест был удовлетворен. П. 3 постановления администрации Новофедоровского сельского поселения от 11.02.2016 № 37 «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа муниципального образования Новофёдоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым и заключении договора о благоустройстве пляжа» отменен.

С доводами административного истца изложенными в административном исковом заявлении суд не соглашается исходя из следующего.

В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года №803 утверждены Методические рекомендации по благоустройству пляжей общего пользования Республики Крым.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в решении вопросов местного значения в части создания условий для массового отдыха жителей поселений и организации обустройства мест массового отдыха населения в границах муниципальных образований, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Согласно указанным Методическим рекомендациям благоустройство пляжей общего пользования и прилегающих к ним территорий путем размещения элементов благоустройства пляжа, в том числе нестационарных торговых объектов, осуществляется явствующими субъектами на основании договора о благоустройстве пляжа, типовая форма которого приведена в приложении 1 к указанным Методическим рекомендациям.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие мероприятия но благоустройству пляжей общего пользования и прилегающих территорий, определяются путем проведения конкурсов на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжей. Типовое положение о порядке проведения конкурса на инее эскизное предложение по благоустройству пляжа и заключения договора о благоустройстве пляжа приведено в приложении 2 к указанным Методическим рекомендациям.

Принятие решения о победителе на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа осуществляется комиссией по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования. Типовое положение о комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей муниципального образования приведено в приложении 3 к указанным Методическим рекомендациям.

Согласно п. 6 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, вилы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", с учетом изменений и дополнений, внесенными Постановлением правительства РФ от 30 апреля 2016 г. N 385, перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся и в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов дополнен пунктами : «2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется решения на строительство; 3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; 4. Элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики); 5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.» «19. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов [теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, левые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и иное оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для посещения которых не требуется разрешения на строительство.; 20. Лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.; 21. Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не обуется разрешения на строительство.»

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на который ссылается прокуратура, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления существом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не скрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатом проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью пятой данной статьи установлен порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, которое может осуществляться только путем проведения торгов в форме конкурса.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Согласно п. 3 Правил ФАС №67 заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

В Приложении №2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 года №67 определены виды государственного или муниципального имущества, в отношении которых возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, путем проведения торгов в форме конкурса.

Данный перечень является исчерпывающим, из чего следует, что торги на право заключения договора на благоустройство пляжа, расположенного на землях муниципальной собственности, не могут проводиться в форме конкурса.

Согласно положениям ст. 14 Закона №131-ФЗ и ст. 1 Закона Республики Крым от 24.12.2014 года №71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закреплены вопросы, связанные с созданием условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В соответствии с п.1.2 Правил №480, утвержденных Постановлением СМ РК от 25.11.2014 г., использование водных для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) в соответствии со статьей 50 ВК РФ осуществляется с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Однако постановлением администрации Новофёдоровского сельского поселения от 02.11.2015 года №233 правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, не регламентируют правовой режим использования для рекреационных нужд береговой полосы водного объекта общего пользования и прилегающей к ней территории, в том числе, не содержит требования к размерам пляжных территорий общего пользования и их определение.

Однако Администрацией Новофёдоровского сельского поселения Сакского района РК, утверждено Положение №37.

Таким образом, Администрацией Новофедоровского сельского поселения проведен конкурс на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа и соответственно заключен договор без соблюдения положений данного закона (не проведены торги, в виде аукциона). Также усматривается в расхождение в площади пляжа, утвержденной постановлением Администрации поселкового совета 4 га, вместо выделенного 6,2 га.

Суд не может согласиться с доводами истца, что договор от 6 апреля 2016 года №01 заключен без предоставления цельных участков или иного муниципального имущества, так как административным истцом предполагалось размещение на земельном участке строений и сооружений, то есть использование в натуре земельного участка, также договором определены границы земельного участка и его место расположение.

Таким образом, основания для возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно ст. 39.1. ЗК РФ судом усматривается.

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Статьей 39.36 ЗК Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Однако из содержания Постановление Совета Министров Республики Крым №803 и утвержденных им методических рекомендаций не усматривается содержание на ссылки на положение, регламент, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они не имеют общеобязательного характера не имеет.

Из вышеизложенного, судом усматриваются пробелы в регулировании водных отношений в Администрации Новофёдоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым. Постановлением №170 предусмотрено только официальное опубликование постановления, интересы административного истца ни чем не нарушены, так как договорные отношения с ним не прекращены.

Согласно ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Кондратюк Д.А. является депутатом Новофёдоровского сельского поселения Сакского района РК, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Протесты прокурора обсуждались как в сельском поселении, так и за его пределами. В связи с чем, суд может сделать выводы, что Кондартюк Д.А. было известно о результатах рассмотрения протеста прокурора и вынесении постановления.

Представленные суду сообщения о дате выдачи копии решения судом оцениваются критически.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Кондратюк Д.А., в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, 180, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кондратюка Дмитрия Анатольевича к Администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Сакскому межрайонному прокурора Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым №170 от 09.06.2016 года - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 26.01.2017 года.

Судья Собещанская Н.В.