ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-281/2021 от 18.03.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе:

Председательствующего судьи Т.Н. Михайловой,

при секретаре Я.И. Войновой,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Московского района г. Твери И.С. Красавцевой,

представителя административного ответчика Администрации г. Твери С.Е. Аваева,

представителя административного ответчика Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г. Твери Л.Ю. Северова,

представителя заинтересованного лица МУП «ЖЭК» М.И. Бурдиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г. Твери, Администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, Администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в срок до 01.10.2021 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования местного значения категории № 4 с идентификационными номерами № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери), асфальтобетонного типа покрытия, а именно:

- на ул. Буровая города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Анучина города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Сибирская города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Обручева города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Нефтяников города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области устранить просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в соответствии с требованиями п.5.2.4 (Таблицы А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области обустроить тротуары в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой Московского района г. Твери проведен анализ соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Московского района г. Твери. Ссылаясь на ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении, изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.1, 5, ч.4 п.1 ст.7, ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.2.1, п. 3.1.10 Положения о департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, утвержденное Постановлением администрации города Твери 12.01.2018 №8, указано, что 27.02.2020 прокуратурой Московского района города Твери проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения категории № 4 с идентификационными номерами № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери), асфальтобетонного типа покрытия, в ходе обследования которых установлено:

- улицы Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая фактически имеют грунтовый тип покрытия, местами бетонные плиты;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Буровая и ул. Бортниковская отсутствуют дорожные знаки приоритета применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289);

- на ул. Буровая (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Буровая и ул. Анучина отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289);

- на ул. Анучина (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Анучина и Сибирская отсутствуют дорожные знаки приоритета применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289);

- на ул. Сибирская (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- на ул. Сибирская (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- на ул. Обручева (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- на ул. Нефтяников (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Сибирская и ул. Нефтяников отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р52289);

-в районе пересечения проезжих частей ул. Сибирская и ул. Анучина отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р52289);

- на всем протяжении имеются просадки дорожного полотна глубиной до см проезжих частей ул. Сибирская и ул. Анучина отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289);

-на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая имеются просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в нарушении требований 5.2.4 (Таблицы А.1 и приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Выявленные нарушения в сводное представление об устранении нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое прокуратурой района 26.03.2020 внесено в адрес Главы города Твери, которое рассмотрено и удовлетворено частично.

25.09.2020 прокуратурой района повторно проведено обследование автомобильных дорог общего пользования, 4 категории, индикационный номер 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери) тип покрытия всех улиц асфальтобетон (фактически грунт, местами бетонные плиты), имеются следующие недостатки:

- на ул. Буровая города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Анучина города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Сибирская города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Обручева города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Нефтяников города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области устранить просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в соответствии с требованиями п.5.2.4 (Таблицы А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, до настоящего времени не обеспечение безопасности дорожного движения со стороны Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери и администрации города Твери, а именно отсутствие проведения ремонта со дня внесения представления, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможно, а также снижает предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Угроза жизни и здоровья заключается в возможном наезде на пешеходов, идущих вдоль проезжей части дороги в виду с отсутствия тротуаров, а также при возможном получении травм водителей и пассажиров транспортных средств, причиненных в результате ДТП. Срок для проведения ремонта тротуаров и выполнения ряда мероприятий перед началом выполнения ремонтных работ, а именно разработка проектной документации, проведение экспертизы, заключение муниципального контракта и иных мероприятий, составляет около одного года.

При рассмотрении дела административный истец уточнил административные исковые требования. В уточненном иске истец просит обязать Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери (ИНН 6950155317; ОГРН 1126952021657, адрес: г. Тверь, ул. Вольного Новгорода, дом 8) и администрацию города Твери (ИНН 6901000920; ОГРН 1066950062717 адрес: г. Тверь, ул. Советская, дом 11) в срок до 01.10.2021 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования местного значения категории № 4 с идентификационными номерами № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери), асфальтобетонного типа покрытия, а именно:

- на ул. Буровая города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Анучина города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Сибирская города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Обручева города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Нефтяников города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

-на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области устранить просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в соответствии с требованиями п.5.2.4 (Таблицы А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

-на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области обустроить тротуары в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

В судебном заседании представитель административного истца Красавцева И.С. заявленные административные требования в последней редакции от 03.03.2021 г. поддержала по доводам, изложенным в уточненном административном иске, указывая, что выявленные нарушения не устранены, сроки для устранения недостатков установлен с учетом требований закона к разработке проекта и заключения контракта. Просила удовлетворить иск.

Представитель административного ответчика администрации г. Твери Аваев С.Е. в судебном заседании в письменных возражениях с заявленными административными исковыми требованиями не согласился. Администрация г.Твери возражает против удовлетворения заявленных требований в силу следующего. Административный истец просит возложить обязанность на ответчиков на всем протяжении спорных улиц обустроить тротуары в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Однако иные пункты ГОСТа (с обеих сторон дороги или при односторонней застройке – с одной стороны; число полос движения пешеходов на тротуаре в связи с интенсивностью пешеходного движения; ширина полосы или полос (тротуара) административным истцом не применяются, что автоматически влечет правовую неопределенность, отсутствие однозначного толкования принятого впоследствии судебного акта. Требование об обязании ответчиков обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 сформулировано некорректно. Пункт 4.6.1.4 указанного ГОСТа указывает, что нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706. Однако административный истец не раскрывает какому ГОСТу должно соответствовать подлежащее обустройству стационарное освещение. Административный истец просит суд возложить на ответчика соответствующую обязанность со сроком до 01.10.2021. Однако не учитывается необходимость проведения конкурентных процедур на подготовку проектной документации и сами работы прямо предусмотренная федеральным законодательством, а также погодный температурный аспект, препятствующий проведению возложенных на ответчиков работ при околоотрицательных и отрицательных температурах воздуха. Открытый конкурс в электронной форме согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривает определенный порядок и сроки проведения каждой из предписанных процедур. Общеизвестным фактом является невозможность выполнять данные виды работ при околоотрицательных и отрицательных температурах воздуха. «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги.». Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 предписывает: 11.4.1. Устраивать покрытия и основания из щебня, обработанного по способу пропитки битумом или эмульсиями, следует в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5°С. 12.3.1. Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С. Таким образом, осенний, зимний и весенний периоды следует вычесть из срока до 01.10.2021. Вместе с тем, решение суда в данной части не соответствует фактическим обстоятельствам, а также не основано на действующем законе. Более того, по аналогичным делам ранее административным истцом указывался срок выполнения работ в зависимости от вступления решения суда в законную силу. В настоящем деле срок для выполнения работ установлен независимо от вступления в силу решения суда. Тем самым, при обжаловании судебных актов срок, установленный для исполнения требований административного истца, сокращается на время рассмотрения судами апелляционной и кассационной инстанций, что позволяет административному ответчику реализовать право на обжалование принятых по делу судебных актов. Решение суда не соответствует требованиям, установленным п. 11 Пленума Верховного суда РФ от 19.12. 2003 №23 «О судебном решении». В силу положений п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто и какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении. Таким образом, решение суда должно быть исполнимым. Требования прокурора, фактически являются вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие решение об очередности строительства и капитального ремонта дорог при осуществлении планирования в рамках муниципальных программ. Просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г. Твери Северов Л.Ю. указывал, что требования прокурора фактически являются вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие решение об очередности строительства и капитального ремонта дорог при осуществлении планирования в рамках муниципальных программ. Требования административного истца должны соотноситься с положениями ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации о бюджетных инвестициях в объекты государственной (муниципальной) собственности. Бюджетные инвестиции города Твери предусмотрены адресной инвестиционной программой города Твери на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Тверской городской Думы от 29.12.2020 № 308 «О бюджете города Твери на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Адресная инвестиционная программа на 2021 год предусматривает выделение средств бюджета на муниципальную программу «Дорожное хозяйство и общественный транспорт» в размере 1 536 008,3 тысяч рублей. Указанные средства предусмотрены на ремонт, проектирование и строительство целого перечня объектов. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля исполнения бюджета. Бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. К вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного о движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131¬Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации»). В силу положений ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно ст. 34 Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1). Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (п. 2). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (п. 3). В городе Твери во исполнение указанных выше полномочий утверждена муниципальная программа «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2021 - 2026 годы (постановление администрации города Твери от 29.11.2018 № 1516). Данная программа подготовлена в соответствии с требованиями федерального закона о планировании дорожной деятельности в рамках долгосрочных программ. В отношении объектов была проведена оценка технического состояния в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». В рамках программных мероприятий решаются и вопросы софинансирования из бюджетов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Тверской области. Причем средства выделяются при условии наличия софинансирования на эти цели из бюджета города Твери. Средства вышестоящих бюджетов выделяются под конкретные объекты, информация о технических характеристиках которых заблаговременно направляется в органы государственной власти для принятия соответствующих программных решений. Незапланированное перераспределение денежных средств может привести к срыву реализации государственных программ в отношении города Твери. Все указанные программы утверждаются на основе анализа состояния автомобильных дорог в городе, в Тверской области и на территории всей Российской Федерации. Предусмотренное статьей 14 Закона долгосрочное планирование дорожной деятельности на основе программных мероприятий означает, что закон допускает возможность приведения дорог в нормативное состояние не одномоментно, а в течение планового периода. Административный истец, вопреки ст. 14 Закона о плановом характере дорожной деятельности на основе государственных и муниципальных программ, фактически понуждает к изменению указанных программ в части объектов и сроков их реализации. Орган местного самоуправления в силу конституционного принципа разделения властей, является самостоятельным органом власти, и органы прокуратуры и судебные органы не вправе подменять его компетенцию при решении вопросов местного значения. Обратное является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции принцип разделения властей. Требования административного истца противоречат положениям закона. Так, в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. При этом данный нормативный документ содержит пояснения, что к дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. В соответствии с таблицей 8.1 Свода правил 34.13330.20 12 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» к дорогам с капитальным типом покрытия относятся дороги, имеющие цементобетонные монолитные, железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные либо асфальтобетонные виды покрытий; к дорогам с облегченным типом покрытия относятся дороги, имеющие асфальтобетонные виды покрытия либо покрытия из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими; к дорогам с переходным типом покрытия относятся дороги, имеющие щебеночные и гравийные, а также из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами, видами покрытия. При этом в административном исковом заявлении содержится описание автомобильных дорог, на которых истец требует обустроить тротуары - фактически грунт, местами бетонные плиты. Таким образом, на указанные в административном исковом заявлении автомобильные дороги не могут распространяться требования пункта 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица МУП «ЖЭК» Бурдина М.И. оставила разрешение заявленных исковых требований на усмотрение суда.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

К обжалуемым в порядке гл.22 КАС РФ решениям, относятся акты перечисленных выше лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций; к действиям их властное волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению; к бездействию неисполнение перечисленными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года №2202-1 (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Анализируя данные положения закона в их совокупности, суд полагает, что административное исковое заявление подано прокурором в установленном законом порядке.

Доводы представителей административных ответчиков об отсутствии в административном иске требования о признании действия (бездействия) или решения незаконными, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку заявленные прокурором требования указывают на допущенное административными ответчиками бездействие при исполнении публично-правовой обязанности по содержанию автомобильной дороги, обеспечивающей безопасность дорожного движения.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 13 Закона о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п.п. 6, 11, 12 ст. 3 названного закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о дорожной деятельности автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, тротуары.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ №1090 от 23 октября 1993 года, тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Согласно п. 779 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации г. Твери №116 от 28 января 2010 года, автомобильная дорога (ул. Обручева г. Твери) включена в названный перечень как дорога 4 категории с типом покрытия «асфальтобетон».

Согласно п. 496 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации г. Твери №116 от 28 января 2010 года, автомобильная дорога (ул. Буровая г. Твери) включена в названный перечень как дорога 4 категории с типом покрытия «асфальтобетон».

Согласно п. 849 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации г. Твери №116 от 28 января 2010 года, автомобильная дорога (ул. Сибирская г. Твери) включена в названный перечень как дорога 4 категории с типом покрытия «асфальтобетон».

Согласно п. 566 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации г. Твери №116 от 28 января 2010 года, автомобильная дорога (ул. Анучина г. Твери) включена в названный перечень как дорога 4 категории с типом покрытия «асфальтобетон».

Согласно п. 765 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации г. Твери №116 от 28 января 2010 года, автомобильная дорога (ул. Нефтяников г. Твери) включена в названный перечень как дорога 4 категории с типом покрытия «асфальтобетон».

На основании положений ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Из ст.12 данного закона следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В ст. 39 Устава г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы №2 от 23 января 2019 года, Администрация г. Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Твери федеральными законами и законами Тверской области.

Согласно п. 6 ст. 8 Устава г. Твери к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В п. 40 ст. 41 Устава г. Твери закреплено, что Администрация г. Твери организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 39 Устава г. Твери Администрация г. Твери имеет структурные подразделения, структура, полномочия и порядок деятельности которых определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Главой г. Твери.

Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства названный Департамент является структурным подразделением Администрации г. Твери по вопросам жизнеобеспечения г. Твери.

В соответствии с п. 2.2.1 названного Положения одной из основных задач Департамента дорожного хозяйства является организация содержания автомобильных дорог местного значения, включая конструктивные элементы автомобильных дорог и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильных дорог и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 3 Положения о Департаменте дорожного хозяйства в соответствии с возложенными задачами названное структурное подразделение Администрации г. Твери выполняет, в том числе, следующие функции: участие в разработке перспективных, текущих планов и муниципальных программ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, сооружений, являющихся их технологической частью и конструктивных элементов (п. 3.1.1); организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения (включая земельные участки в границах полосы отвода дороги и расположенные на них и од ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства) (п. 3.1.10); организация содержания систем ливневой канализации на объектах улично-дорожной сети г. Твери (п. 3.1.13); организация приема в системы ливневого водоотведения дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод (п. 3.1.14); организация работ по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в соответствии с действующим законодательством (п. 3.1.15); выполнение функций заказчика по содержанию, капитальному ремонту и ремонту дорог, ремонт мостов, содержанию и ремонту объектов безопасности дорожного движения (п. 3.2.5).

Таким образом, дорожную деятельность в отношении вышеуказанной автомобильной дороги, в том числе ее содержание, капитальный ремонт и ремонт, в силу вышеназванных требований закона обязана осуществлять Администрации г. Твери и ее структурное подразделение Департамент дорожного хозяйства, что не оспаривалось представителями административных ответчиков в судебном заседании.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о дорожной деятельности ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта №1245-ст от 26 сентября 2017 года.

Согласно п. 4.1 данного ГОСТ выполнение установленных стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В соответствии с п.п. 5.1.3, 5.2.4, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений, площадью более 0,2 м?; покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), в частности, отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более. Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.

Пунктом 4.5.1.1 Национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, установлено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел/сутки.

В соответствии с п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

В соответствии с п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м,; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. (4) и более; на средних и больших мостах (путепроводах, эстакадах) в соответствии с таблицей 7, а также на всех мостах, путепроводах и эстакадах улиц; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по (5); под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150; на кольцевых пересечениях в одном уровне и участках въездов на кольцо; на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса; на пунктах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств, и на подъездах к ним; на пунктах транспортного, весового и габаритного контроля и на подъездах к ним, на постах санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, пограничной, таможенной и дорожно-патрульной служб.

27.02.2020 прокуратурой Московского района города Твери проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения категории № 4 с идентификационными номерами № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери), асфальтобетонного типа покрытия, в ходе обследования которых установлено:

- улицы Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая фактически имеют грунтовый тип покрытия, местами бетонные плиты;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Буровая и ул. Бортниковская отсутствуют дорожные знаки приоритета применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289);

- на ул. Буровая (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Буровая и ул. Анучина отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289);

- на ул. Анучина (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Анучина и Сибирская отсутствуют дорожные знаки приоритета применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289);

- на ул. Сибирская (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- на ул. Сибирская (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- на ул. Обручева (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- на ул. Нефтяников (на всем ее протяжении) отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- в районе пересечения проезжих частей ул. Сибирская и ул. Нефтяников отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р52289);

- в районе пересечения проезжих частей ул. Сибирская и ул. Анучина отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р52289);

- на всем протяжении имеются просадки дорожного полотна глубиной до 5 см проезжих частей ул. Сибирская и ул. Анучина отсутствуют дорожные знаки приоритета, применяемые для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог в нарушение требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289);

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая имеются просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в нарушении требований 5.2.4 (Таблицы А.1 и приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

26 марта 2020 года Прокуратурой Московского района г. Твери в адрес Главы города Твери вынесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего отношения в сфере безопасности дорожного движения.

15 мая 2020 года администрацией г. Твери в адрес прокуратуры Московского района г. Твери направлен ответ на представление №01/2803-и, согласно которому по итогам рассмотрения представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения сообщает следующее, в рамках муниципального контракта от 02.07.2019 №0836600003319000311, заключенного департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери с муниципальным унитарным предприятием г. Твери «Жилищно-эксплуатационный комплекс», на последнее возложена обязанность по выполнению комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети города Твери. В состав работ по содержанию улично-дорожной сети города Твери включены работы по устранению повреждений покрытия проезжей части, а также по установке дорожных знаков на опоре (стойке) и на тросе-растяжке. В соответствии с техническим заданием департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери МУП «ЖЭК» произведены работы по установке дорожных знаков приоритета в районе пересечения проезжих частей ул. Буровой и ул. Бортниковская, ул. Буровая и ул. Анучина, ул. Анучина и ул. Сибирская, ул. Сибирская и ул. Нефтяников, на пересечении ул. Малая Самара и пер. Вагжановский восстановлен дорожный знак 2.4 «Уступить дорогу», на пересечении ул. Малая Самара и пер. Смоленский восстановлен дорожный знак 4.1.2 «Движение направо». Относительно отсутствия стационарного электрического освещения в пос. Бортников г. Твери сообщаем следующее. В связи с наличием значительного количества объектов капитального строительства, требующих отвлечения бюджетных денежных средств, включить до настоящего времени в перечень мероприятий строительство линий наружного освещения на улицах Буровая, Анучина, Сибирская, Обручева и Нефтяников не представилось возможным. Относительно просадок дорожного полотна на улицах Малая Самара, Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников и Боровой Администрация г. Твери сообщает следующее. В летний период времени в срок до 01.09.2020 запланировано проведение работ по укреплению проезжей части на данных объектах улично-дорожной сети города Твери асфальтобетоны гранулятом. О результатах работ будет сообщено дополнительно по их окончания. В силу положений статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В городе Твери в рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности постановлениями Администрации города Твери от 27.10.2014 № 1370 утверждена муниципальная программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери на 2015-2020 годы» Данная программа подготовлена в соответствии с требованиями федерального закона о планировании дорожной деятельности в рамках долгосрочных программ. В отношении включенных в них объектов была проведена оценка технического состояния в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». Реализация указанной программы осуществляется в рамках реализации соответствующих региональных и федеральных программ. Источниками финансирования муниципальной программы определены не только средства бюджета города, Твери, но и в значительной части средства бюджета Тверской области, средства федерального бюджета. Внеочередное проведение работ по ремонту проезжей части на улицах Буровая, Анучина, Сибирская, Обручева и Нефтяников потребует перераспределение бюджетных средств, что повлечет невозможность реализации указанной выше муниципальной программы и, как следствие, государственной программы и национального проекта в части города Твери в запланированном объеме. В соответствии с частью 2.9 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. Деятельность органа местного самоуправления по обеспечению муниципальных нужд регулируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ. В соответствии с данным законом выполнение работ для муниципальных нужд предполагает их планирование, обоснование, нормирование, определение исполнителя конкурентным способом, оценку заявок и предложений участников закупки, заключение контракта, исполнение контракта. Реализация всех перечисленных процедур требует длительного времени. В целях обеспечения безопасности дорожного движения Администрацией города Твери планируется рассмотреть возможность включения в целевые программы разработки проектов по ремонту вышеуказанных участков улично-дорожной сети города Твери.

25 сентября 2020 года госинспектором ГИБДД УМВД России по г. Твери старшим лейтенантом полиции Матросовым Д.А. составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. Акт составлен о том, что на автомобильных дорогах общего пользования, 4 категории, индикационный номер 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери) тип покрытия всех улиц асфальтобетон (фактически грунт, местами бетонные плиты), имеются следующие недостатки:

- на ул. Буровая города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Анучина города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Сибирская города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Обручева города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Нефтяников города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области устранить просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в соответствии с требованиями п.5.2.4 (Таблицы А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

20 ноября 2020 г. помощником прокурора района Красавцевой И.С. проведен осмотр автомобильных дорог общего пользования, 4 категории, индикационный номер № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников), асфальтобетонного типа покрытия (фактически грунт, местами бетонные плиты). По результатам осмотра установлено:

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая имеются просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в нарушении требований 5.2.4 (Таблицы А. 1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

- на всем протяжении ул. Сибирская, ул. Анучина, ул. Обручева, ул. Нефтяников, Буровая города Твери отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на всем протяжении ул. Сибирская, ул. Анучина, ул. Обручева, ул. Нефтяников, Буровая отсутствуют тротуары, а нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Суд признает доказательство (акт составленный государственным инспектором) достоверным, поскольку соответствующие замеры произведены лицом, наделенным полномочиями по надзору за соблюдением законов, специальными измерительными приборами, имеющими свидетельство о поверке. Сведения, содержащиеся в акте, административными ответчиками не опровергнуты, подтверждаются иными доказательствами по делу, содержащими данные о несоответствии спорного участка дороги требованиям государственного стандарта.

Таким образом, указанные в административном иске участки автодорог имеют повреждения, что влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает предпосылки повышения возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Кроме того, на спорном участке дороги отсутствуют тротуары, стационарное наружное электрическое освещение, что также не соответствует требованиям п.4.5.1.1, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 – 2007, в связи с чем на них не обеспечиваются в должной мере обязательные требования безопасности дорожного движения и, соответственно, по охране жизни, здоровья и имущества граждан. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административные ответчики как лица, на которых законом возложена обязанность по содержанию автодороги на спорном участке, не в полной мере исполняют данные обязанности при осуществлении дорожной деятельности. При этом допущенное административными ответчиками бездействие при осуществлении дорожной деятельности не только не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, но и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в г. Твери.

Отсутствие или недостаточность финансовых средств, необходимость перераспределения бюджетных расходов, а также не целесообразность проведения работ на спорном участке дороги не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.

Доказательств, подтверждающих факт исполнения административными ответчиками возложенной на них законом обязанности осуществлять дорожную деятельность в соответствии с требованиями закона и факт содержания дороги, наличие тротуаров и стационарного наружного электрического освещения на спорном участке дороги в соответствии с требованиями ГОСТ, суду не представлено.

Несмотря на несоответствие спорных участков дорог требованиям ГОСТ на момент рассмотрения дела ремонтные работы на нем не выполнены, тротуары не обустроены, стационарное наружное электрическое освещение не установлено.

Таким образом, органы местного самоуправления в рамках предоставленных им законом полномочий меры по организации дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения на спорном участке дороги не принимают.

Право на обращение прокурора с настоящим административным иском, как указано выше, предусмотрено ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ и не является вмешательством в хозяйственную и экономическую деятельность административных ответчиков, поскольку к компетенции последних относится определение объема и вида работ, а также количества средств, которые необходимо предусмотреть в бюджете города для приведения тротуаров на указанном участке дороги в должное состояние.

Поскольку вопросы объема работ по приведению тротуара на спорном участке дороги в нормативное состояние подлежат разрешению административными ответчиками, суд отвергает доводы представителей административных ответчиков о неисполнимости заявленного требования.

При таких обстоятельствах, с целью устранения допущенного административными ответчиками бездействия при организации дорожной деятельности, принимая во внимание положения ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Администрацию г. Твери и Департамент дорожного хозяйства обязанность в пределах компетенции каждого из административных ответчиков, устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования местного значения категории № 4 с идентификационными номерами № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери).

Организация и проведение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильной дороги включает в себя оценку технического состояния автомобильных дорог, планирование работ по ремонту автомобильных дорог, разработку проектов работ или расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, заключение муниципального контракта, проведение работ по ремонту автомобильных дорог, приемку работ по ремонту автомобильных дорог, для чего необходимо установление разумного срока.

В связи с изложенным, учитывая доводы представителей Администрации г. Твери и Департамента дорожного хозяйства о том, что органы местного самоуправления в рамках своей компетенции принимают решения об очередности строительства и ремонта дорог при осуществлении планирования в рамках муниципальных программ, а также то, что выполнение работ для муниципальных нужд требует длительного времени и финансовых затрат, принимая во внимание количество и характер установленных повреждений на спорном участке автомобильной дороги, а также частичное проведение подготовительных работ, в частности, работы по водоотведению, включение спорных дорог в программу софинансирования на 2021г., температурного режима, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения названной выше обязанности, до 01.10.2022г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери (ИНН 6950155317; ОГРН 1126952021657, адрес: г. Тверь, ул. Вольного Новгорода, дом 8) и Администрацию города Твери (ИНН 6901000920; ОГРН 1066950062717 адрес: г. Тверь, ул. Советская, дом 11) в срок до 01.10.2022 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования местного значения категории № 4 с идентификационными номерами № 28 401 370 ОП МГ 0648 (ул. Обручева города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0509 (ул. Буровая города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0758 (ул. Сибирская города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0482 (ул. Анучина города Твери), № 28 401 370 ОП МГ 0673 (ул. Нефтяников города Твери), асфальтобетонного типа покрытия, а именно:

- на ул. Буровая города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Анучина города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Сибирская города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Обручева города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на ул. Нефтяников города Твери Тверской области (на всем ее протяжении) обустроить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области устранить просадки дорожного полотна глубиной более 5 см в соответствии с требованиями п.5.2.4 (Таблицы А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017 «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

- на всем протяжении проезжих частей ул. Сибирская, Анучина, Обручева, Нефтяников, Буровая города Твери Тверской области обустроить тротуары в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Т.Н. Михайлова

В окончательной форме решение принято 29 марта 2021г.

1версия для печатиДело № 2а-281/2021 (2а-3148/2020;) ~ М-3173/2020 (Решение)