ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-281/2022 от 05.07.2022 Спасского районного суда (Рязанская область)

2а-281/2022

62RS0026-01-2022-000367-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2022 года г. Спасск-Рязанский

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Петрушковой Е.И.,

при секретаре Мартыновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Кахармановой Лидии Абассовны к Управлению Министерства внутренних дел России по Рязанской области о признании незаконными заключения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации и заключения о признании паспорта гражданина РФ и заграничного паспорта гражданина РФ, выданных Кахармановой Л.А.,выданными в нарушение установленного порядка,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Кахарманова Л.А. обратилась с настоящим административным иском в обоснование указав, что решением УВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ она принята в гражданство Российской Федерации на основании ч.4 ст.14 Федерального закона РФ №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При приеме в гражданство были соблюдены все основания получения гражданства РФ на основании данной нормы закона. Вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации она представила все необходимые документы. При заполнении заявления о приеме в гражданство РФ, ею не полно были указаны сведения о близких родственниках, а именно не указаны сведения о родных брате- ФИО1 и сестре – ФИО2, однако умысла скрыть данную информацию у нее не было, не указала данные сведения только потому, что ошибочно полагала, что необходимо в заявлении указать только тех родственников, с которыми она проживает совместно. В настоящее время вышеуказанные брат и сестра имеют гражданство РФ.

В апреле 2022 года из письма УВМ УМВД России по Рязанской области от 06.04.2022 года ей стало известно, что заключением УМВД России по Рязанской области от 15.02.2022 года решение о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А. отменено и считается недействительным со дня его принятия. На этом основании заключением УМВД России по Рязанской области от 30.03.2022 паспорт гражданина Российской Федерации и заграничный паспорт гражданина Российской Федерации на имя Кахармановой Л.А., признаны выданными в нарушение установленного порядка и подлежащими изъятию.

Заключение об отмене решения о приеме в гражданство РФ принято административным ответчиком на основании решения Советского районного суда г. Рязани от 17.09.2021 г. согласно которому, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления УМВД России по Рязанской области об установлении факта сообщения ею заведомо ложных сведений при обращении о приеме в гражданство РФ на том основании что в главе 13 «Близкие родственники (муж, (жена), родители, дети, браться, сестры)» заявления отсутствовали сведения о сестре ФИО2 и брате ФИО1, что относится к предусмотренным п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» основаниям отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ. При этом, судом был установлен лишь факт сообщения ложных сведений, без учета его влияния на принятие решения о приобретении гражданства.

Она полагает, что отсутствие в заявлении сведений о сестре и

брате необходимо расценивать, как неполноту предоставленных сведений о близких родственниках, у нее не было умысла скрыть от компетентных органов данных родственников. В дальнейшем сведения о родственниках, о которых она сообщила, были признаны достоверными, т.к. были проверены компетентными органами в сфере миграции до принятия решения о приобретении гражданства Российской Федерации совместно с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Таким образом отсутствие сведений о сестре и брате в заявлении ни коим образом не оказало негативного влияния на принятие решения о приеме в гражданство РФ.

Таким образом она полагает, что принятое ответчиком решение повлекло для нее определенные неблагоприятные правовые последствия, поскольку она являлась гражданской РФ на протяжении 16 лет, ее дети имеют гражданство РФ, она платила налоги, имеет место работы на территории РФ, состояла в списках избирателей, на протяжении 16 лет принимала участие в выборах органов государственной власти, на территории РФ у нее имеется в собственности квартира, за время проживания на территории РФ она к административной и уголовной ответственности не привлекалась, деятельность, представляющую угрозу основам конституционного строя РФ не осуществляла, на территории иного государства не проживала и не имела подданства другого государства, по рождению второго ребенка у нее возникло право на материнский капитал, а ее старший сын является сотрудником уголовно-исполнительной системы России. Полагает, что вышеуказанное заключение об отмене решения о ее приеме в гражданство РФ нарушает не только ее права и законные интересы, но и права ее несовершеннолетнего сына, так как отсутствие гражданства РФ у нее как у матери в дальнейшем порождает трудности связанные с воспитанием ребенка, его обучением в школе и других учебных заведениях.

На основании изложенного, полагает, что у нее и ее семьи сложилась устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей, что не было учтено при вынесении вышеуказанного заключения.

Также полагает, что УМВД России по Рязанской области была нарушена процедура проведения проверки и дачи заключения, поскольку ей не было представлено право дать объяснения, представить документы, ознакомиться с заключением.

Также она полагает, что данное заключение вынесено по формальным основаниям, без учета всех обстоятельств дела, без оценки ее личности, без учета времени нахождения в гражданстве РФ, без проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых должны быть установлены бесспорные факты отсутствия законных оснований для вступления в гражданство РФ, заключение ответчика является чрезмерным и не может быть необходимым и строго обусловленным публичным интересам, а установление факта сообщения заведомо ложных сведений в заявлении при приеме в гражданство РФ само по себе не может служить безусловным основанием для отмены решения о приеме в гражданство РФ.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными заключение УМВД России по Рязанской области от 15.02.2022 г. об отмене решения о приеме в гражданство РФ Кахармановой Лидии Аббасовны, признать незаконными заключение УМВД России по Рязанской области от 30.03.2022 г. согласно которому паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Кахармановой Лидии Аббасовне миграционным пунктом УФМС России по Рязанской области в Спасском районе, признан выданным в нарушение установленного порядка и подлежит изъятию, заграничный паспорт гражданина Российской Федерации, выданный УВМ УМВД России по Рязанской области, признан выданным в нарушение установленного порядка, возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области обязанность устранить препятствия к осуществлению ее прав гражданина Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица УФСБ России по Рязанской области.

Административный истец Кахарманова Л.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, сведений об уважительной причин своей неявки суду не предоставила.

На предварительных судебных заседаниях административный истец Кахарманова Л.А. исковые требования поддерживала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель административного истца Кахармановой Л.А.- адвокат Юлдашев Р.А., действующий на основании ордера № 263 от 13.05.2022 года, в судебном заседании заявленные его доверителем требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, указанным в административном исковом заявлении. Просил суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что оспариваемые заключения являются законными и обоснованными, не нарушающими права и законные интересы административного истца. Наличие решения суда об установлении факта сообщения административным истцом заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации. При приеме в гражданство проверяются сведения обо всех родственниках лица обращающегося с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и если эти сведения не указаны, то соответственно и проверка проводится не полно, а только в отношении тех лиц, которые указаны в заявлении. Выявление и проверка указанных фактов входит в компетенцию УФСБ России по Рязанской области. При принятии оспариваемого заключения в отношении Кахармановой Л.А. учитывались обстоятельства жизни Кахармановой Л.И., это решение никак не влияет на права её детей на территории РФ, вынесенное заключение не препятствует проживанию и осуществлению трудовой деятельности Кахармановой Л.А. на территории РФ, а также обращению по истечению одного года с заявлением о приеме в гражданство РФ. Утверждение представителя административного истца, что не указание ею родственников не влечёт негативных последствий, не соответствует действительности. Так проведенной УФСБ России по Рязанской области проверкой в отношении сестры Кахармановой Л.А. - ФИО2 и брата Кахармановой Л.А. - ФИО2 установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А., относящиеся к п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Кроме того, все графы, которые имеются в заявлении, утверждены указом президента РФ, и по всем по ним проводится проверка. Лицо, подающее заявление собственноручно его подписывает и несет ответственность за дачу заведомо ложных показаний. На основании изложенного просила в удовлетворении требований административного истца отказать.

Представитель заинтересованного лица УФСБ России по Рязанской области в судебное заседание не явился, представил пояснения по административному исковому заявления, в которых просил исковые требования оставить без удовлетворения, также просил рассмотреть дело без участия их представителя.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"" российское гражданство может приобретаться по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации или восстановления в нем и по иным основаниям, предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и 14 данного Федерального закона вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства достигшие восемнадцати лет и обладающие дееспособностью. Требования, предъявляемые к такому заявлению, установлены Положением с порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, и, в частности, предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках (муж, жена, родители, дети, братья, сестры), которые согласно пункту 3 этого Положения должны быть исчерпывающими.

При заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подающее его лицо собственноручно (личной подписью подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках, а также предупреждается о том, что в силу статей 22 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации» решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина Российской Федерации. Рассматривая заявление, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, в том числе в случае необходимости запросить дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, причем использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (статьи 16, 30 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункты 29 и 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

Аналогичная норма об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений содержалась в редакции Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, действовавшей на период 2005 года.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кахарманова Лидия Абассовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрела гражданство Российской Федерации на основании решения УВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Совместно с собой заявляла несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании данного решения была документирована паспортом гражданина Российской Федерации <данные изъяты> в связи с приобретением гражданства РФ. ДД.ММ.ГГГГ года отделением УФМС России по Рязанской области в Спасском районе Кахарманова Л.А. документирована паспортом гражданина РФ <данные изъяты> в связи с порчей паспорта серии <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года отделением УФМС России по Рязанской области в Спасском районе Кахарманова Л.А. документирована паспортом гражданина РФ <данные изъяты> в связи с порчей паспорта <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года миграционным пунктом УФМС России по Рязанской области в Спасском районе Кахарманова Л.А. документирована паспортом гражданина РФ <данные изъяты> в связи с достижением 45 лет, взамен паспорта <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года УВМ УМВД России по Рязанской области Кахарманова Л.А. документирована заграничным паспортом гражданина РФ <данные изъяты>

В результате проведенной в 2021 году УФСБ России по Рязанской области проверки установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящиеся к п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а именно установлено, что Кахарманова Л.А. при приеме в российское гражданство сообщила о себе недостоверные сведения, не указав близких родственников – брата ФИО1 и сестру ФИО2., в отношении которых установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А., относящиеся к п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решением Советского районного суда г. Рязани от 17.09.2021 по делу №2-2450/2021 удовлетворено заявление УМВД России по Рязанской области об установлении юридического факта сообщения Кахармановой Л.А. заведомо ложных сведений при обращении с заявлением о приеме в гражданство РФ, относящихся к предусмотренным п.«а» ч.1 ст. 16 Федерального Закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» основаниям отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ.

Указанным решением суда установлено, что при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации от 02.09.2005 года в заявлении, в графе 13 «Близкие родственники» Кахарманова Л.А. указала сведения о матери, брате, муже, сыне. Однако, 01.06.2021 года в УМВД России по Рязанской области из УФСБ России по Рязанской области поступила информации о том, что проведенной проверкой в отношении не указанных Кахармановой Л.А. в заявлении брате и сестре - ФИО1 и ФИО2 установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А., относящиеся к п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального Закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

При обращении с данным заявлением в суд УМВД России по Рязанской области ссылалось на положения ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ регулирующей порядок отмены решения о приобретении гражданства в случаи установления в судебном порядке факта использования заведомо ложных сведений заявителем.

На основании указанного решения суда, заключением УМВД России по Рязанской области от 15.02.2022 года, решение о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А. отменено. На основании заключения УМВД России по Рязанской области от 30.03.2022 года паспорта гражданина Российской Федерации <данные изъяты>, признаны выданными в нарушение установленного порядка, <данные изъяты> недействительным, выданным с нарушением установленного порядка и подлежащим объявлению в розыск и последующему изъятию, а заграничный паспорт гражданина РФ <данные изъяты>, выданным в нарушение установленного порядка.

Административный истец Кахарманова Л.А. просит признать незаконными указанные выше решения УМВД России по Рязанской области.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обратившись 05.05.2022 года с настоящим административным иском об оспаривании решений от 15.02.2022 года и 30.03.2022 года, административный истец установленный законом срок обжалования решения не пропустил.

Оценивая доводы и возражения сторон по существу заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

УМВД России по Рязанской области при обращении в суд с заявлением об установлении юридического факта указывало на возможность применения в отношении Кахармановой Л.А. требований ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ.

Следовательно, при принятии решения от 17.09.2021 года по делу №2-2450/2021 Советским районным судом г. Рязани, устанавливались обстоятельства, которые могли являться основанием для применения в отношении Кахармановой Л.А. положений ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Поскольку заявление УМВД России по Рязанской области об установлении юридического факта удовлетворено, такие обстоятельства установлены.

Доводы административного истца о том, что выявление отсутствия в заявлении сведений о близких родственниках на момент рассмотрения заявления не могло повлиять на результат рассмотрения заявления, никаких негативных последствий для государства и общественной безопасности не повлекло, отклоняются судом по следующим основаниям.

В соответствии с п. «д» ч.2 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

При рассмотрении настоящего дела, суд учитывает, что в соответствии с приведенными выше нормативными актами, при обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации иностранный гражданин в обязательном порядке указывает сведения о близких родственниках, в том числе о братьях, сестрах. Сведения должны быть исчерпывающими. Государственный орган осуществляет проверку фактов и представленных для его обоснования документов, в том числе в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях.

Поскольку административном истцом при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации сведения о близких родственниках предоставлены не были, государственный орган был лишен возможность провести необходимые проверочные мероприятия в полном объеме.

При этом в последствии органами ФСБ установлено, что в отношении неуказанных в заявлении близких родственников (брата и сестры) имелась информация, которая в силу п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального Закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» имела значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме Кахармановой Л.А. в гражданство РФ и являлась основанием для отклонения заявления Кахармановой Л.А. о приеме в гражданство РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 25.10.2016 N 2211-0, Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1) Изучение уполномоченным государственным органом заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется на основе представленных заявителями документов и сообщенных сведений. В связи с этим объективность при принятии решения о гражданстве зависит от достоверности документов и содержащейся в них информации. Статья 22 названного Федерального закона позволяет отменить решение о приобретении гражданства Российской Федерации (независимо от оснований приобретения), если данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Указанная норма, как видно из ее содержания распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3).

При таких обстоятельствах неуказание Кахармановой Л.А. при подаче ею заявления о приеме в гражданство РФ полных сведений о своих близких родственниках повлияло на решение о ее приеме в гражданство РФ.

Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые решения нарушают права Кахармановой Л.А., и что при вынесении оспариваемого заключения УМВД России по Рязанской области ответчиком не учтены значимые обстоятельства, которые могли повлиять на принятие данного решения, такие как: наличие законных оснований для приобретения Кахармановой Л.А. российского гражданства, которые были установлены уполномоченным органом государственной власти по результатам полной и всесторонней проверки представленных документов; длительность проживания Кахармановой Л.А.в Российской Федерации - более 16 лет, возникновение за это время устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, а именно то, что Кахарманова Л.А. проживает одна, воспитывает несовершеннолетнего ребенка, который является гражданином РФ, имеет право на материнский капитал, платит налоги, имеет в собственности недвижимость на территории РФ, осуществляет трудовую деятельность, старший сын работает в УФСИН России по Московской области, отклоняются судом по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Данные положения согласуются с положениями статьи 62 и статьи 55 Конституции Российской Федерации, о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения установлены статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а именно предусмотрена отмена решения о приобретении гражданства Российской Федерации в определенных случаях, что является одним из признаков суверенитета Российской Федерации. Принятие такого решения в первую очередь направлено на обеспечение безопасности государства и не может расцениваться как необоснованное ограничение прав и свобод административного истца, тем более что отмена решения о приеме в российское гражданство в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации сопровождается, по общему правилу, выдачей ему вида на жительство лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина (пункт 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325), не выступает в качестве основания для запрета (неразрешения) въезда на территорию Российской Федерации (статьи 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") и не препятствует возможности вновь обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство по истечении одного года после принятия соответствующего решения (часть первая статьи 36 Федерального «О гражданстве Российской Федерации").

Так в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократичном обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Данное положение указывает на то, что право на уважение его личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом.

При этом ни положения Конституции Российской Федерации, ни нормы международного права, ни правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, ни практика Европейского суда по правам человека, не предусматривают принципиальной невозможности принятия административным органом решения, ограничивающего личные и семейные права, но преследующего защиту публичных интересов, при наличии законных на это оснований. Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями. Само по себе наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных принудительных мер.

Вопреки доводам ответчика, аннулирование гражданства РФ не ограничивает возможность иностранного гражданина пребывать на территории Российской Федерации на иных законных основаниях, что указывает на отсутствие нарушения охраняемого конвенционного права истца на неприкосновенность личной и семейной жизни.

Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые решения нарушают права истца и являются незаконными, так как отсутствуют бесспорные правовые основания, свидетельствующие о соразмерности, необходимости, адекватности и разумности заключения об отмене решения о приеме в гражданство РФ КахармановойЛ.А, по прошествии более 16 лет, в течение которых она являлась гражданином Российской Федерации, исполняла права и несла обязанности гражданина Российской Федерации, а также что заключение вынесено по формальным основаниям, без учета всех обстоятельств дела, без оценки личности Кахармановой Л.А., без учета времени нахождения в гражданстве РФ более 16 лет, без проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых должны быть установлены бесспорные факты отсутствия законных оснований для вступления в гражданство РФ, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются исследованными материалами дела.

Таким образом суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений, поскольку они приняты УМВД России по Рязанской области в пределах представленных им полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, с учетом полученной уполномоченным органом государственной безопасности информации из источников находящихся вне сферы судебного контроля, и направлены на выполнение императивных требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и обеспечении безопасности и поддержания общественного правопорядка в Российской Федерации.

Доводы представителя административного ответчика о том, что ответчик не пояснил, какие негативные последствия для государства и общественной безопасности могло повлечь отсутствие сведений о родственниках в заявлении Кахармановой Л.А., в чем заключается сущность угрозы безопасности государства со стороны Кахармановой Л.А., не влияют на выводы суда, поскольку оспариваемое заключение об отмене решения о приеме в гражданство РФ содержит указание на основания его принятия со ссылкой на сообщение УФСБ России по Рязанской области, решение Советского районного суда г. Рязани от 17.09.2021 года.

Таким образом, права и законные интересы заявителя оспариваемыми решениями не нарушены, положения пункта 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) допускают вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Доказательств о наличии каких-либо исключительных, объективных причин личного характера, которые подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в её личную и семейную жизнь у административного истца не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения от 15.02.2022 года об отмене решения о приеме в гражданство РФ Кахармановой Л.А. и от 30.03.2022 года, которым паспорт РФ и заграничный паспорт, выданные на имя Кахармановой Л.А., признаны выданными в нарушение установленного порядка, приняты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, прав и свобод административного истца не нарушают.

Следовательно, требования административного иска не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Кахармановой Лидие Абассовне в удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел России по Рязанской области о признании незаконными заключения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации и заключения о признании паспорта гражданина РФ и заграничного паспорта гражданина РФ, выданных Кахармановой Л.А., выданными в нарушение установленного порядка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е. И. Петрушкова