ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-281/2022 от 08.04.2022 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-281/2022

Уникальный идентификатор дела

44RS0026-01-2022-000271-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Ковалевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Костромы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по постановке на учет бесхозяйного земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, который мотивировал тем, что он является собственником садового участка в НСТ «Поляны», расположенного в <адрес>. Указанный участок используется истцом для садоводства, огородничества и проживания. В настоящее время въезд в садовое товарищество осуществляется через участок дороги <адрес>а, прилегающей к границе садоводческого товарищества от садового участка до участка по условным номерам дорог в СТ №1, 2, 3, 4. Около 10 лет назад к границам садоводческого товарищества подходили поля и луга Учхоза Костромское, заезд на территорию садов происходил через них. Впоследствии землю в данном районе отмежевали под МКД, а затем сдали в аренду. Проезд в сады со стороны <адрес> возможен на территорию НСТ «Поляны» с участка дороги, прилегающей к границам садов. Этот отрезок дороги идет от м-на Венеция со стороны <адрес> (от садового участка 276 до участка 183). Проехать на участок истца можно только пользуясь самонакатанным участком дороги и только по четырем улицам садового товарищества с указанными условными номерами. Данный участок дороги является единственным возможным проездом к участку, он не освещается, не ремонтируется, в зимний период от снега не очищается, в межсезонье покрыт глубокими лужами. Ответом от 14.02.2022 № 0915/5763 Администрация г. Костромы сообщила истцу, что данный отрезок дороги в реестр муниципальных дорог не входит, его самонакатали садоводы. Неопределенность принадлежности указанного отрезка дороги, отсутствие у нее собственника, а следовательно, обязанности по содержанию данного участка, приводит к ее разрушению. Указанные обстоятельства нарушают права истца, как пользователя городской инфраструктуры. Отрезок находится в черте города, используется истцом для подъезда к своему участку, а также используется экстренными и коммунальными службами, иными жителями <адрес>. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец признать незаконным бездействие Администрации г. Костромы, выразившееся в нежелании поставить спорный участок дороги на учет в реестр муниципальных дорог, принять на свой баланс и производить благоустройство; возложить на ответчика обязанность провести работы по межеванию спорного земельного участка, поставив его на учет в Управлении Росреестра, как бесхозный.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.

Представитель административного ответчика Администрации г. Костромы и заинтересованного лица Управления имущественных из земельных отношений Администрации г. Костромы ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования не признал. Он пояснил, что спорный земельный участок дорогой не является, в то время, как к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Поскольку как такового объекта недвижимого имущества не имеется, постановка его на учет в качестве бесхозяйного, невозможна. Спорный участок относится к землям НСТ «Поляны», границы земельного участка которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Проекта планировки территории с проектом межевания не имеется.

Представитель заинтересованного лица Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы ФИО3 в судебном заседании полагал уточненные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, просило о рассмотрении дела без участия его представителя. В отзыве указано на нахождение НСТ «Поляны» в зоне коллективных садов СХ-2, разработка данных территорий осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. В состав проекта планировки входит, в том числе, схема организации дорожного движения. Решение о подготовке документации по планировке территории садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу, принимается им самостоятельно.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц НСТ «Поляны», Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили, будучи извещенными надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Решением Думы города Костромы от 27.08.2015 N 174 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ).

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно положениям ст. 41 Градостроительного кодекса Российцсикой Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; а так же для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (ст. 11.3 ЗК РФ).

В силу положений ст. 11 Земельного кодекса российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как указано в ст. 26 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.

Порядок безвозмездного приобретения имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты), расположенного в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность Костромской области или муниципальную собственность муниципальных образований Костромской области, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, установлен Законом Костромской области от 26.11.2019 N 621-6-ЗКО "О порядке безвозмездного приобретения имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность Костромской области или муниципальную собственность муниципальных образований Костромской области".

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для удовлетворения заявленных требований, необходимо признание оспариваемых решений и действий не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В таком случае суд должен возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно постановлению администрации г. Костромы № 1128 от 30.04.1993, существующие огороды рабочих и служащих учхоза «Костромское» на территории <адрес> (в границах города Костромы) на общей площади 12,1 га (пашня-6,1 га, огороды-6,0 га) переданы в садовое товарищество согласно списку. Постановлением Администрации г. Костромы №3946 от 20.12.1995, НСТ «Поляны» предоставлен дополнительный земельный участок площадью 1,97 га и непосредственно примыкающий к нему с юго-западной стороны сада. Постановлением главы самоуправления г. Костромы № 501 от 23.02.1996 организовано садоводческое товарищество «Поляны», расположенное на пяти участках между птицефабрикой, жилым поселком учхоза «Костромское» и жилым районом «Селище»; за ним закреплен земельный участок общей площадью 1316 га, в т.ч. участок № 1- с 1 по 34 номера, площадью 1,63 га, участок № 2- с 35 по 71 номера, площадью 2,14 га, участок № 3- с 72 по 87 номера, площадью 0,62 га, участок № 4- с 83 по 161 номера, площадью 3,4 га, участок № 5- с 162 по 276 номера, площадью 5,37 га. Земельные участки общего пользования, площадью 1,08 га закреплены за садовым товариществом в бессрочное пользование.

НСТ «Поляны» является юридическим лицом с 23.12.1994. Согласно сведениям ЕГРН, в его постоянном (бессрочном) пользовании находится земельный участок площадью 10800 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами . В постоянном (бессрочно) пользовании НСТ «Поляны» так же находится земельный участок площадью 2070 кв.м. с кадастровым номером 44:27:090402:309, расположенный по адресу г. Кострома, бывшая территория учхоза «Костромское» СТ «Поляны» являются НСТ «Поляны». Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами .

Как следует из материалов, в период брака супругами В-выми приобретен земельный участок по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования для садоводства и огородничества, который зарегистрирован на имя супруги истца ФИО4 В материалы дела истцом представлен межевой план, выполненный кадастровым инженером ФИО5 по заказу ФИО6 27.08.2021. Данный межевой план не предполагает наличие в границах товарищества дороги, вдоль участков 276-183.

В ответ на обращение истца, Администрация г. Костромы письмом от 14.01.2022 № 0915/5764 (которое в исковом заявлении указано как оспариваемое решение), сообщила о рассмотрении его обращения по вопросу принадлежности и содержания проезда вдоль НСТ «Поляны». Земельный участок, в границах которого проходит проезд, не сформирован, в муниципальной собственности не значится, данная территория отнесена к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно Генплану города, указанный участок не является автомобильной дорогой, не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, является самонакатанной дорогой в грунтовом исполнении, организованной и используемой собственниками домовладений НСТ «Поляны». Поскольку данный проезд предназначен для нужд НСТ, его содержание возможно силами НСТ. В летний период года, при наличии асфальтобетонной крошки, Администрацией г. Костромы будет рассмотрена возможность предоставления данного материала для укрепления проезжей части от <адрес>.

25.01.2022 прокуратура г. Костромы направила ФИО1 ответ на обращение, так же сообщив, что земельный участок, в границах которого проходит проезд, не сформирован, отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно Генплану города, указанный участок не является автомобильной дорогой, не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, является самонакатанной дорогой в грунтовом исполнении. Доступ к НСТ «Поляны» предусмотрен по <адрес>, вдоль индивидуальной жилой застройки. В рамках проверки осуществлен выезд, дорога находилась в удовлетворительном состоянии.

Спорный участок земли не сформирован, в муниципальной собственности не значится, не является дорогой общего пользования, не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Он расположен между землями, находящимися в ведении МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, и земельными участками садоводов НСТ «Поляны». Границы и площади земельного участка садоводческого товарищества, не уточнены. В материалы дела представлен указанный выше межевой план, однако во внимание он не может быть принят, потому что сведений об уточнении границ и площади земельного участка в ЕГРН не имеется. Проект планировки территории с проектом межевания отсутствует, так же, как и сведения об инициировании процедуры передачи дороги НСТ в муниципальную собственность. Дороги, как сооружения, на спорном земельном участке не имеется, довод истца о возможности постановки на учет в качестве бесхозяйного земельного участка, по которому осуществляется проезд автотранспорта, судом не принимается. Таким образом, объект недвижимого имущества, который мог бы быть поставлен в Управлении Росреестра на учет в качестве бесхозяйного, отсутствует.

Оценивая в совокупности все приведенные доводы и представленные доказательства, суд не может сделать вывод о том, что со стороны Администрации г. Костромы допущено незаконное бездействие, ввиду чего не находит оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации г. Костромы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по постановке на учет бесхозяйного земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в мотивированном виде.

Судья И.Н. Драничникова