№ 2а – 28 2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2020 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Трусова В.Ю.,
с участием заместителя прокурора Вожегодского района Конёнковой С.В.,
при секретаре Шоховой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Вожегодского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
прокурор Вожегодского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском (с учётом его уточнения) о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Вологодской области, выразившегося в не проведении лесоустройства на землях лесного фонда в границах Вожегодского лесничества Вологодской области в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов, и о возложении на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанности в течение трёх лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на землях лесного фонда в границах Вожегодского лесничества Вологодской области в части таксации лесов на площади 492 144 гектара, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на площади 501 442 гектаров.
В обоснование иска указано, что в силу статей 67 и 68 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в том числе таксацию лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно утверждённой приказом Минприроды России Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет для объектов работ, на которых использование расчётной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов – 10 лет. Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Лесоустройство на землях лесного фонда в границах Вологодской области в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года №1108 проводит Департамент лесного комплекса Вологодской области. В ходе проведённой прокуратурой Вожегодского района проверки было установлено, что лесоустройство на территории Вожегодского лесничества последний раз проводилось в 2005 году.
В возражениях на иск представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области указала, что для выполнения таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов необходимо значительное финансирование, осуществляемое из федерального бюджета Федеральным агентством лесного хозяйства. Необходимых средств для указанных в исковых требованиях мероприятий не выделяется.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, привлечённого судом к участию в деле в качестве соответчика, в возражениях на иск указала, что средства субвенций из федерального бюджета на исполнение полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам РФ в соответствии с действующим законодательством. Проведение лесоустройства в границах Вологодской области не входит в полномочия Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, в связи с чем Департамент не является надлежащим ответчиком, просит отказать в иске к Департаменту, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В судебном заседании заместитель прокурора Вожегодского района Конёнкова С.В. уточнённые административные исковые требования к Департаменту лесного комплекса Вологодской области поддержала по основаниям, указанным в иске. От иска к Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу отказалась. Отказ от иска в указанной части принят судом.
Представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области Серкова А.А. административный иск не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, кроме того пояснила, что для выполнения указанных в иске мероприятий трёх лет будет недостаточно.
Исследовав представленные материалы, заслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса (ЛК) РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81- 84 ЛК РФ.
Согласно п.4 ч.1 ст.83 ЛК РФ, Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Пунктом 6 ч.1 ст.83 ЛК РФ, пунктом 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года №1108, проведение лесоустройства в Вожегодском лесничестве Вологодской области возложено на Департамент лесного комплекса Вологодской области.
Департамент лесного комплекса Вологодской области ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах области, и вносит в него изменения, осуществляет на землях лесного фонда в границах Вологодской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, а также проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 ч.1 ст.68 ЛК РФ (пункты 2.2.8, 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области).
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (ст.68 ЛК РФ), правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утверждённой Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года №122 (далее – Лесоустроительная инструкция).
Исходя из положений пунктов 4 и 5 Лесоустроительной инструкции, проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств, лесопарков. Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
В силу п.116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст.69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учёта и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объёма древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчётной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов – 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов – 15 лет; для резервных лесов – 20 лет (п.31 Лесоустроительной инструкции).
Пунктом 32 Лесоустроительной инструкции определено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт проведения последнего лесоустройства на территории Вожегодского лесничества в 1997 году, что не соответствует требованиям п.31 Лесоустроительной инструкции, и это обстоятельство в силу приведённых норм не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, равно как и выполнять требования Правил пожарной безопасности.
Таким образом, требование прокурора о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Вологодской области, выразившегося в не проведении лесоустройства на землях лесного фонда в границах Вожегодского лесничества Вологодской области в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что на выполнение указанных в иске мероприятий средства федерального бюджета в виде субвенций Департаменту лесного комплекса Вологодской области выделяются в недостаточном объёме, не являются основаниями для освобождения уполномоченного государственного исполнительного органа от реализации им обязанности, возложенной законом, поскольку вопросы достаточности финансирования имеют несудебный порядок разрешения.
Обязанность по проведению лесоустройства на землях лесного фонда в границах Вожегодского лесничества Вологодской области в части таксации лесов на площади 492 144 гектара и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на площади 501 442 гектаров, по мнению суда, должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области, срок исполнения данной обязанности, указанный в исковых требованиях, соответствует требованиям пунктов 32 и 116 Лесоустроительной инструкции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.176-180 и 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования прокурора Вожегодского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить: бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области, выразившееся в не проведении лесоустройства на землях лесного фонда в границах Вожегодского лесничества Вологодской области в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, признать незаконным.
Возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанность в течение трёх лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на землях лесного фонда в границах Вожегодского лесничества Вологодской области в части таксации лесов на площади 492 144 гектара и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на площади 501 442 гектара.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.
Председательствующий судья - В.Ю. Трусов