ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2822/2016 от 14.12.2016 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тольятти 14.12.2016 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Гросул А.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2822/2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ФИО2, ОСП Комсомольского района г. Тольятти, УФССП по Самарской области о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об оспаривании действий судебного пристава исполнителя, мотивируя свои требования тем, что 30.05.2012 года было возбуждено исполнительное производство ... о взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ШМЕ, ... года рожденияв размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с ... и до совершеннолетия ребенка, возбуждённое на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка ... Комсомольского судебного района г. Тольятти от ... по гражданскому делу ... года по заявлению ФИО4 к ФИО1 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. 24.05.2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП Комсомольского района г. Тольятти ФИО2 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которое положено в основу решения о взыскании с ФИО3 задолженности по алиментам и неустойки. В связи с тем, что данное постановление административному истцу не направлялось, о его существовании ФИО3 узнал только 13.09.2016 года на судебном заседании у мирового судьи судебного участка ... Центрального внутригородского округа г. Краснодара, административный истец и обратился в суд с настоящим иском, просит восстановить срок для подачи административного иска и признать постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 24.05.2016 года по исполнительному производству ... незаконным, отменить его.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности ФИО5 и представитель ФИО5, - ФИО6, допущенная к участию в деле по устному ходатайству, доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенному в административном иске, просили признать уважительными причины пропуска срока на подачу административного искового заявления, признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Комсомольского района г. Тольятти Самарской области ФИО2 о расчете задолженности по алиментам от ... по исполнительному производству ....

Административные ответчикисудебный пристав-исполнитель ОСП Комсомольского района г. Тольятти Самарской области ФИО2 и представитель ОСП Комсомольского района г. Тольятти Самарской области ФИО7 в судебном заседании доводы, изложенные в письменном отзыве поддержали, считают, что административный истец без уважительных причин пропустил срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании действий судебного пристава, установленный ст. 219 ч. 3 КАС РФ, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Административный ответчик представитель УФССП по Самарской области в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание также не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Считает, что административный истец без уважительных причин пропустил срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании действий судебного пристава, установленный ст. 219 ч. 3 КАС РФ, просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, возражения, приходит к следующему:

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.ст. 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами гл. 7 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".

Частью 1 ст. 12, ст. 13 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяется Семейным кодексом РФ.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно, то алиментные платежи являются в силу закона периодическими.

Таким образом, исполнение решения о взыскании периодических платежей и, как следствие, обращение с заявлением о его принудительном исполнении, является правом заявителя. Данное право может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены периодические платежи.

В силу ст. 102 ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

В соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Частью 8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2012 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Из материалов дела усматривается, что ... на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка ... Комсомольского судебного района г. Тольятти от ... по гражданскому делу ... года по заявлению ФИО4 к ФИО1 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка было возбуждённо исполнительное производство ... о взыскании с должника ФИО1 в пользу взыскателя ФИО4 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ШМЕ, ... года рождения в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с ... и до совершеннолетия ребенка (л.д. 118).

20.11.2012 года вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника и об окончании исполнительного производства (л.д. 129, 130);

30.03.2016 года от имени взыскателя ФИО4 в ОСП Комсомольского района г. Тольятти обратилась представитель по доверенности ФИО8 с заявлением об установлении места нахождения исполнительного документа (л.д. 131-133).

13.04.2016 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д. 135-136), направлены соответствующие запросы в отношении должника в банки, ГИБДД, операторам сотовой связи, УФМС, УПФ (л.д. 137-141).

28.04.2016 года составлен акт о совершении исполнительных действий, из которого следует, что в результате выхода судебного пристава-исполнителя по месту регистрации должника, установлено, что должник не проживает по месту регистрации, оставлена повестка о явке в ОСП (л.д. 111).

20.05.2016 года от взыскателя ФИО4 поступило заявление о расчете задолженности по алиментам в связи с обращением в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 за неуплату алиментов (л.д. 112).

24.05.2016 годасудебным приставом-исполнителем ОСП Комсомольского района г. Тольятти ФИО2 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому по состоянию на 24.03.2016 года за период с 30.05.2012 года по 24.03.2016 года размер задолженности составляет 384504 руб. 93 коп Копия данного постановления направлена по месту регистрации должника.

Расчет задолженности произведен в соответствии с действующим законодательством, что согласуется с положениями ст. 113 Семейного кодекса РФ и ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", при этом постановление о расчете задолженности вынесено уполномоченным лицом и содержит необходимые сведения, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Как следует из материалов исполнительного производства, на момент обращения взыскателя с заявлением об определении размера задолженности по алиментам у судебного пристава-исполнителя отсутствовали сведения о выплаченных в счет алиментов денежных суммах, месте работы, размере заработной платы должника, в связи с чем, расчет был произведен исходя из среднемесячной заработной платы по РФ, с учетом ранее предоставленных должником сведений о доходах

В этот же день от взыскателя поступило заявление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что взыскатель намерена направить судебный приказ по территориальности в ОСП г. Краснодара, по месту жительства должника (л.д. 113).

25.05.2016 года вынесено постановление о прекращении исполнительного производства и возврате судебного приказа взыскателю по заявлению (л.д. 115).

Как следует из пояснений представителей административного истца, ФИО1 о постановлении судебным приставом-исполнителем ОСП Комсомольского района г. Тольятти ФИО2 о расчете задолженности по алиментам от 24.05.2016 года узнал 13.09.2016 года на судебном заседании у мирового судьи судебного участка ... Центрального внутригородского округа г. Краснодара, был не согласен с ним, однако как следует из текста судебного решения мирового судьи от 25.10.2016 года в части пояснений ФИО1 о возбуждении исполнительного производства он знал, никаких сведений об уплате алиментов судебному приставу не предоставлял, и, несмотря на несогласие с расчетом задолженности по алиментам, в период с 13.09.2016 года по день вынесения судебного решения (25.10.2016 года) ни самим ФИО1, ни его представителем данный расчет не оспорен.

Также следует отметить, что расчет задолженности по алиментам, произведенный судебным приставом-исполнителем 24.05.2016 года, не являлся окончательным, в случае предоставления должником (административным истцом) документов, подтверждающих заработок, оплату алиментов и т.п., судебный пристав - исполнитель произвел бы перерасчет исходя из представленных документов, и вынес соответствующее постановление.

Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что объем и характер совершенных исполнительных действий яв­ляются достаточными и соразмерными периоду их выполнения; незаконности действий судебного пристава-исполнителя, влекущих отмену постановления о расчете задолженности, судом не усматривается; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено.

Кроме того, ФИО1 данное административное исковое заявление подал 22.11.2016 года, через представителя ФИО5 со значительным пропуском установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ срока, - спустя более двух месяцев.

Доводы, причин пропуска срока обращения в суд, указанные административным истцом и его представителями, суд находит не убедительными.

Частью 8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 227- 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ФИО2, ОСП Комсомольского района г. Тольятти, УФССП по Самарской области о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2016 года.

Судья А.В. Гросул